Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие
существования. Развитие технологий и их доступность формируют огромный
потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе. Связано это
не только с результатами от автоматизации процессов и повышением
эффективности, но и с более глубокими изменениями внутри компании.
Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель,
систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с
клиентами.
Цифровая трансформация бизнеса нашла отражение в
двух глобальных трендах, которые уже сейчас формируют абсолютно новый
образ современного российского бизнеса. Первая тенденция — это сдвиг
фокуса бизнес-моделей на сокращение дистанции между бизнесом и клиентом.
Вторая — акцент на удовлетворенности клиента.
Согласно исследованию McKinsey, лишь 11% компаний считают, что их
бизнес-модели сохранят актуальность в современном мире
Так, российский финтех демонстрирует впечатляющие темпы и качество
цифровизации, активно сокращает дистанцию, внедряя передовые
технологии для прямого и удобного взаимодействия с клиентами. Это
позволяет им мгновенно проводить широкий спектр финансовых операций
онлайн без необходимости посещения физических отделений. Эти
преимущества делают российские финансовые сервисы одними из самых
прогрессивных в области клиентского обслуживания в мире. Аналогичная
тенденция в России наблюдается и в бизнес-тревел или организации
командировок для сотрудников компаний.
Перестройка экономики бросает вызов компаниям, которым в короткие
сроки необходимо организовывать и контролировать большой объем
корпоративных поездок. Благодаря цифровизации взаимодействие между
компанией, командируемыми сотрудниками и тревел-партнерами становится
простым, интуитивно понятным. Это не только экономит время и деньги на
поездки, но и помогает сотрудникам эффективнее взаимодействовать между
собой, а также с клиентами компании, которые в итоге получают более
качественный продукт и сервис.
Согласно данным Союза агентств делового туризма, в 2023 году оборот
рынка бизнес-тревел в России достиг 827 млрд руб., на 127 млрд руб.
больше, чем в 2022 году
1500
командировок в месяц в среднем организуют крупные компании
2
часа
в среднем крупная компания тратит на оформление каждой командировки
110
минут
«Аэроклуб» экономит клиентам, сокращая средние затраты на одну
командировку на стороне клиента со 120 до 10 минут
Мы пообщались с участниками рынка из различных отраслей, чтобы понять
влияние цифровизации командировок на их бизнес. Результаты показывают,
что ведущие компании стремятся найти не столько исполнителя для
выполнения задач, сколько стратегического партнера, способного
содействовать их цифровому прогрессу и кардинально улучшить качество
бизнес-процессов.
Кейсы бизнес-тревел
24 500 сотрудников
Торговая сеть с фокусом на продукты для здорового питания,
представлена в 160 городах РФ. В штате работают более 24,5 тыс.
сотрудников, совершающих 300-500 командировок в месяц
Автоматизация процесса оформления командировок решила запрос
внутренних клиентов на экономию времени и ускорение процессов:
командируемых и бухгалтерии
Один из основных продавцов детских товаров, работающий на рынках
России, Белоруссии и Казахстана. В портфеле компании сети «Детский
мир», «Детмир мини», «Зоозавр», маркетплейс detmir.ru. В штате
работают более 16 тыс. сотрудников, совершающих порядка 300
командировок в месяц
Переход на онлайн-оформление командировок на платформе «Аэроклуба»
TIME позволил компании на 10% сократить тревел-бюджет и на 15-20% —
административные издержки
Одна из наиболее динамично развивающихся компаний в глобальной
нефтехимии, лидер по производству полимеров и каучуков.
В штате — более 36 000 сотрудников
За счет автоматизации оформления приказов, авансовых отчетов,
передачи профилей, планирования и прогнозирования расходов компании
удается экономить 51 тыс. рабочих часов в год
100 000
Кликов в год в мобильном приложение LINK
80 000
Посадочных талонов в год оформлялись в электронном виде
в 2018 году
X5 Group — один из крупнейших российских продовольственных
ритейлеров, управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик». В
штате работают более 370 тыс. сотрудников
В партнерстве с «Аэроклубом» компания X5 Group не просто перевела
оформление командировок в онлайн, но комплексно автоматизировала
работу с деловыми поездками и отчетностью
15-20
минут
Сокращение времени оформления услуг
25%
Оптимизация трудозатрат для бухгалтеров, занимающихся
проведением авансовых отчетов
Теперь о второй тенденции: если первая была про сокращение дистанции
между бизнесом и клиентом, то второй тренд — это акцент на
удовлетворенности клиента. Смещение фокуса бизнес-моделей на удержание
клиента, поддержку развития его бизнеса, что ведет к повышению
лояльности и увеличению объема потребления услуг. Помимо мотивации, это
также требует от партнера высокого уровня внутренней цифровизации.
Денис Матюхин
Председатель Совета директоров группы компаний «Аэроклуб»
В сервисной компании всегда найдутся какие-то недочеты, но ключевой
момент — это умение слушать клиента. Важно не уклоняться от проблем,
а анализировать их и постоянно совершенствоваться. Мы должны
предлагать рынку инновационные решения, отвечающие даже на еще не
полностью сформированные запросы клиентов.
Наш подход не в том, чтобы заставлять всех переходить в онлайн, а в
предоставлении свободы выбора — работать так, как удобно клиенту, с
учетом всех его ограничений и предпочтений. И при этом обеспечивать
высокий уровень сервиса, сопоставимый с онлайн. И это достижимо
благодаря современным технологиям и цифровизации собственных
бизнес-процессов.
В контексте командировок важно учитывать приоритеты и тех компаний,
которые в силу особенностей своего бизнеса находятся в начальной стадии
цифровой трансформации и пока продолжают придерживаться традиционных
офлайн-подходов. Их потребность в оптимизации процессов и повышении
качества сервиса растет, и им необходимы гибкие решения, которые можно
использовать здесь и сейчас, обеспечив при этом новое качество
организации бизнес-путешествий.
На первый план в такой
ситуации выходит внутренняя готовность партнера обеспечить качество и
оперативность своих сервисов, что подразумевает глубокую внутреннюю
цифровизацию его собственных процессов. Так, в «Аэроклубе» объем
полностью автоматизированных операций составляет сегодня 65%, при этом
все бизнес-процессы построены по принципу data-driven (управление на основе данных): активно
используются инструменты BI-аналитики, внедрены технологии
онлайн-контроля качества сервиса на всех уровнях работы с клиентскими
заявками. В частности, это позволяет компании обеспечивать клиентам
высокие уровень и скорость обслуживания, независимо от выбранного канала
коммуникации — будь то онлайн-платформа или такие более традиционные
каналы, как электронная почта, телефон или мессенджер.
В
исследовании McKinsey говорится, что лишь 4% компаний полноценно
внедрили цифровые технологии, хотя 64% уверены, что им необходимо
интегрировать новые бизнес-модели, основанные на цифровизации, чтобы
оставаться конкурентоспособными. Поэтому трансформация, которая сегодня
кажется нам новаторской, вскоре станет стандартом, а использование
цифровых инструментов — еще более незаметным и интуитивным. Если
аналогичный сервис смогут предложить своим клиентам другие участники
рынка, то это выведет отрасль на новый уровень с точки зрения удобства
для пользователей и их комфорта.
Так формируется видение
будущего отрасли бизнес-путешествий, когда цифровая трансформация
партнера приводит к стиранию прежних границ между офлайном и онлайном.
Технологические новшества и цифровизация обещают переосмысление старых
бизнес-моделей и рост удовлетворенности клиентов от новых и уникальных
решений.
«ВкусВилл»
Развиваясь из московской сети в федерального игрока, торговая сеть
«ВкусВилл» столкнулась с издержками в рамках «ручной» организации
командировок сотрудниками и бухгалтерией из-за резкого роста
количества рабочих поездок. Сотрудники тратили время на поиск и
оформление услуг на различных внешних ресурсах, теряли оригиналы
документов. Начисление командировочных расходов стало
ресурсозатратным: сроки проведения авансовых отчетов и ожидания
компенсации выросли.
Наталья Цеберс
Управляющая клиентского пути в онлайне, член совета
управляющих «ВкусВилл»
«Согласно принципам нашей системы управления Beyond Taylor,
команды вместе с лидерами сами планируют задачи, определяют
ресурсы, процессы и правила взаимодействия — мы не оптимизируем
бизнес-процессы и никогда не спускаем решения сверху.
Автоматизация и цифровизация процесса организации командировок —
это запрос сотрудников, системой пользуются, потому что это
удобно и помогает экономить время. Сейчас я как лидер команд
вообще не задумываюсь о том, как происходит процесс заявок на
командировки. И это дорогого стоит, когда система приживается,
потому что за нее голосуют сотрудники».
Сотрудничество с «Аэроклубом» и автоматизация процесса оформления
деловых поездок позволили в несколько раз сократить время оформления
деловых поездок, оптимизировать трудозатраты бухгалтерии, отказаться
от бумажного документооборота, повысить мобильность сотрудников.
«ВкусВилл» в 2020 году перешел на разработанную «Аэроклубом»
платформу онлайн-бронирования TIME, проведя интеграцию с партнером
через удобный инструмент Aeroclub API. Это позволило сотрудникам
компании создавать командировки в корпоративном контуре 1С и
автоматически передавать данные о них на сторону тревел-партнера в
TIME. Далее сведения об оформленных услугах поступают обратно в 1С
для автоматического заполнения авансовых отчетов. Теперь все
тревел-функции объединены в общую информационную систему, удобную
для всех внутренних клиентов: командируемых и бухгалтерии.
Лина Щербакова
Руководитель службы персонала «ВкусВилл»
«Наш внутренний клиент — бухгалтерия и сотрудники, которые
отправляются в деловые поездки. Путешественникам было, например,
неудобно каждый раз собирать посадочные талоны и гадать, дошли
они до бухгалтерии или нет. И это только часть примеров обратной
связи, через которую мы пришли к пониманию того, что нам нужно
автоматизировать процесс работы с командировками. В
сотрудничестве с «Аэроклубом» мы автоматизировали
тревел-функцию, для нас очень ценно иметь возможность выбирать,
дорабатывать и адаптировать продукт/сервис под наши потребности.
Среди основных позитивных моментов сотрудничества: гибкий и
персонализированный подход, готовность совершенствоваться и
работать с ошибками, надежность и доверие между нами как
партнерами».
Партнерство «Аэроклуба» и «ВкусВилл» продолжилось в направлении
кастомизации тревел-сервисов под задачи клиента. Так, к платформе
TIME были подключены несколько дополнительных модулей, которые
сделали процесс организации командировок еще более простым, быстрым
и интуитивно понятным. А модуль «Отзывы сотрудников об отелях»
помогает сделать правильный выбор места проживания, опираясь на
мнения коллег и корпоративный рейтинг отелей. Для контроля затрат
подключен модуль «Подбор выгодного альтернативного варианта
перелета», который предлагает сотруднику, бронирующему авиабилеты,
более выгодные варианты по критериям запроса, если первоначальный
выбор сделан не оптимально.
«Детский мир»
По мере роста бизнеса и числа командировок «Детский мир» столкнулся
со сложностями при оформлении деловых поездок в офлайне с прежним
тревел-партнером. Тревел-координаторы были загружены повторяющимися
механическими задачами, сотрудники тратили много времени на изучение
информации на b2c-сайтах, выбирая отели, тревел-бюджеты требовали
оптимизации. Начав сотрудничество с «Аэроклубом» в декабре 2018
года, «Детский мир» принял решение сразу начать работать онлайн
через платформу TIME. Уже в 2019 году это позволило за счет
достижения прозрачности операций сократить тревел-бюджеты на 10%, на
10–20% снизить административные издержки.
Благодаря
бесшовной интеграции за пять лет сотрудничества с «Аэроклубом»
компания смогла нарастить количество командировок в 28 раз, увеличив
показатель Adoption Rate (долю онлайн-транзакций) до 98%.
Впоследствии к базовой версии TIME «Детский мир» внедрил специальные
модули, которые помогают компании существенно экономить бюджет и
время сотрудников.
Анна Годовалова
Руководитель административно-хозяйственной службы «Детского
мира»
«Параллельно с активным развитием компании расширяется и
география наших командировок: все чаще сотрудникам приходится
отправляться в такие места, где может вообще не быть гостиниц, —
небольшие города с населением меньше 10 тыс. жителей и даже
села. Для нас особенно важен контроль качества услуг в таких
локациях, и в этом нам помогает модуль “Отзывы сотрудников об
отелях”. После внедрения сервиса мы перестали ходить на всем
известные b2c-сайты с отзывами и полностью обеспечили
сотрудников информацией на внутренних ресурсах, ведь модуль
помогает выбрать гостиницу, подходящую для проживания именно в
командировке, а сформированный в системе рейтинг основывается на
комментариях деловых путешественников нашей компании.
Особенно
полезны тревел-координаторам отрицательные отзывы коллег: они
являются сигналом о том, что, возможно, следует пересмотреть
контракт с отелем или вовсе исключить его из гостиничной
программы. А благодаря внедрению модуля “Автоматическая отправка
ваучеров и билетов путешественнику” тревел-координатору больше
не нужно звонить или писать сотруднику, чтобы рассказать о
выписанных услугах: человек, который отправляется в
командировку, получит всю необходимую информацию автоматическим
уведомлением на почту. Так мы добились значительной экономии
времени и смогли сократить штат тревел-координаторов».
Еще одна полезная надстройка к базовой версии TIME, реализованная
для компании «Детский мир», — отображение предварительного бюджета
командировки до отправки тревел-услуг на авторизацию. Также
онлайн-платформа «Аэроклуба» позволяет мотивировать командированных
сотрудников оформлять билеты туда-обратно (round trip) для
достижения максимальной экономии, защищает от дублирования услуг и
умеет сравнивать стоимость авиа- и железнодорожных билетов по ряду
маршрутов, чтобы сотрудник всегда был уверен в выборе наиболее
выгодного варианта.
СИБУР
СИБУР сотрудничает с «Аэроклубом» с 2013 года. Выбор тревел-партнера
был сделан по итогам тендера, в котором приняли участие 25 агентств
делового туризма. Обновление подхода к организации командирования
работников было обусловлено целым рядом факторов: переходом компании
на процессное управление и необходимостью внедрения единых
стандартов по всем направлениям деятельности, взрывным ростом числа
деловых поездок, которые больше невозможно было обрабатывать
«ручным» образом, и, наконец, курсом на автоматизацию и
цифровизацию, которому СИБУР четко следует уже более 10 лет.
СИБУР
активно использует все возможности цифровых инструментов и
экспертизы «Аэроклуба». Уже по итогам первого года использования
платформы онлайн-бронирования TIME, к которой сразу были подключены
24 площадки в РФ, доля командировок, оформленных онлайн, превысила
92%. Для удобства сотрудников в 2017 году компания внедрила
мобильное приложение LINK, которым сегодня пользуется каждый второй
бизнес-путешественник. С 2018 года базовый функционал TIME активно
дополняется кастомизированными доработками под запросы клиента: это
и корпоративный рейтинг отелей, и подбор системой более выгодного
варианта перелета и проживания в случае, если сотрудник сделал не
оптимальное бронирование, и возможность оплаты по QR-кодам. Для
обеспечения прозрачности расходов и более эффективного управления
бюджетом была внедрена BI-платформа «Аэроклуба» ATOM, на базе
которой под запрос СИБУРа была реализована индивидуальная панель
аналитики: благодаря дополнительным отчетам каждая площадка холдинга
получила доступ к собственной статистике с возможностью отслеживать
расход бюджета.
За счет цифровизации оформления и
передачи на сторону «Аэроклуба» приказов на командировки, авансовых
отчетов и профилей сотрудников, а также процесса планирования и
прогнозирования расходов компании удается экономить более 50 тыс.
рабочих часов в год. Это стало возможно после реализации масштабного
интеграционного проекта, в ходе которого был настроен «бесшовный»
переход сотрудников СИБУРа между внутренней корпоративной системой и
платформой онлайн-бронирования TIME — иными словами, обмен
информацией в режиме реального времени и на всех этапах
взаимодействия. Реализован отказ от сбора посадочных талонов
благодаря формированию отдельного отчета о выписанных услугах, что
позволило сотрудникам согласовывать автоматически созданный
авансовый отчет по одной кнопке. Также разработана специальная
процедура согласования командировки, которая позволяет
ответственному лицу видеть достоверную информацию о стоимости
поездки уже на этапе ее авторизации.
Марина Медведева
Член правления — управляющий директор СИБУРа
«В такой крупной организации, как СИБУР, где работают тысячи
человек, все процессы глубоко взаимозависимы, буквально
пронизывают друг друга. Может ошибочно казаться, что функции HR,
тревела и финансов работают сами по себе, но мы смотрим на это в
логике сквозного бизнес-процесса. Для нас деловая поездка не
ограничивается бронированием услуг: она начинается с понимания
потребности таковой в будущем и определения годового бюджета, а
завершается в момент сдачи авансового отчета.
Поэтому когда мы автоматизировали процесс в целом,
то освободили время не только тревел-команды, но и разгрузили
коллег из HR, финансов — и именно это я считаю по-настоящему
глобальным проектом и огромным нашим достижением. И это был один
из первых действительно больших сквозных бизнес-процессов в
компании, который мы полностью автоматизировали».
Мария Захарова
Руководитель функции «Протокол и корпоративные сервисы» СИБУРа
«Рассчитывая эффект автоматизации для бизнеса, мы, в первую
очередь, учитываем сокращение времени сотрудника на организацию
командировки. Ведь несколько минут, потраченных на
самостоятельный выбор тревел-услуг на онлайн-платформе, не идет
ни в какое сравнение с хождением по кабинетам для сбора всех
ранее необходимых документов и подписей.
Нам удалось добиться полной прозрачности процесса оформления
командировок: мы видим, как строится процесс от момента заказа
услуг до их оформления, понимаем, какие факторы в ту или иную
сторону влияют на ценообразование. Теперь мы можем с
уверенностью сказать, что управляем этим процессом более
эффективно».
Несмотря на уже достигнутые результаты, СИБУР в партнерстве с
«Аэроклубом» продолжает движение по пути цифровизации
тревел-сервисов. Например, теперь доступность корпоративных отелей
подтверждается в режиме реального времени. Также был реализован
уникальный для отрасли проект, позволивший автоматизировать работу с
поставщиками трансферов: сотрудники СИБУРа получили возможность
бронировать такие поездки прямо на платформе TIME.
X5 Group
С прежним тревел-поставщиком сотрудникам X5 Group приходилось
сначала выбирать услуги на платформе агентства, затем ждать их
предварительного бронирования и проводить согласование через
электронную почту. Процесс растягивался на несколько часов или даже
дней, предполагал значительный документооборот.
В рамках
сотрудничества с «Аэроклубом» компания X5 Group полностью
автоматизировала командировочные процессы, что позволило в несколько
раз сократить время оформления деловой поездки, которое теперь не
превышает 15–20 минут. Трудозатраты сервисных служб и бухгалтерии
удалось оптимизировать на 25%, а также улучшить прозрачность
контроля бюджетов. Благодаря переходу на электронный документооборот
сотрудники могут оформить командировку полностью дистанционно, а
компания вносит свой вклад в сохранение экологического баланса.
Первым шагом стало внедрение платформы
онлайн-бронирования TIME в 2015 году. Однако даже после этого многие
процессы, сопряженные с тревелом, по-прежнему проводились в «ручном»
режиме: визирование документов на командировку, оформление авансовых
отчетов, сверка реестров, загрузка профилей сотрудников в систему
тревел-партнера и так далее. Сохранялось и законодательное
требование в течение пяти лет хранить все бумажные авансовые отчеты
и подтверждающие документы. Конечно, такой объем «ручных» операций
всегда имеет долю ошибок и может привести к негативной реакции
сотрудников. Поэтому выстраивание полностью автоматизированного и
понятного процесса без бумаги стало целью для компании.
Людмила Корченюк
Руководитель Службы административных сервисов Х5 Group
«Наше подразделение входит в бизнес-единицу “Поддержка бизнеса”.
Наши “клиенты” очень отличаются по профилю: это и сотрудник
магазина, и менеджер, и CEO компании. Организация командировки
для них — это непрофильный процесс. Поэтому чем понятнее,
быстрее и проще он будет выстроен, тем выше будет уровень
удовлетворенности и оценка сервиса.
До внедрения
онлайна наш тревел-процесс был не быстрым, с большим количеством
документов, но понятным для всех: и сотрудников, и
руководителей, — ведь такой алгоритм действовал много лет, к
нему просто привыкли. Требовалась значительная трансформация
процессов, отказ от привычного шаблона мышления.
После запуска платформы TIME сотрудники быстро
оценили изменения — вместо нескольких часов, а иногда и дней
ожидания выписки услуг от агентства у них появилась возможность
делать это самостоятельно в режиме онлайн буквально за 15-20
минут. Но мы хотели идти дальше и поставили себе цель выстроить
полностью автоматизированный процесс без бумаги.
Ключевым драйвером проекта стало стремление к эффективности —
сокращению рутинных транзакционных операций, которые требуют
большого количества операционного персонала.
В “полную цифровизацию” мы вступили чуть позже ряда
крупных компаний, но при этом приняли решение не проходить
процесс поэтапно, а сразу сделать всю цепочку: от передачи
профилей сотрудника до оформления авансовых отчетов».
Важный шаг в направлении комплексной автоматизации тревела был
сделан в 2019 году с запуском корпоративного «Портала командировок»,
который в настоящее время обслуживает всех сотрудников Х5 Group.
Через год была реализована API-интеграция системы с платформами
«Аэроклуба». Согласно новому алгоритму процесса, теперь все приказы,
согласования и подписания проходят на портале, причем в полностью
автоматическом и безбумажном виде — с использованием электронной
цифровой подписи.
Далее на стороне тревел-партнера,
через платформу TIME, оформляются все необходимые для командировки
услуги, которые «бесшовно возвращаются» в корпоративные системы Х5
Group. Услуги автоматически «раскладываются» на авансовые расходы по
каждому сотруднику и формируются проводки. Процесс построен без
лишних усилий для командированного сотрудника, без ручных операций,
бумаги и хождений по кабинетам — и при этом с соблюдением всех норм
законодательства.
Андрей Косинов
Технический директор домена «Развитие, финансы и
некоммерческие закупки торговых сетей» Х5 Tech
«Масштабный проект по созданию автоматизированного портала был
изначально реализован в торговой сети “Пятерочка”. Однако мы
задумывали его с целью последующего масштабирования на все
бизнес-единицы Х5. Перед запуском проекта мы тщательно
проанализировали рынок аналогичных решений. В итоге мы пришли к
выводу, что для нашей компании, в которой работают более 370
тыс. сотрудников — потенциальных пользователей портала, не
подходит какое-либо коробочное решение. Ведь у каждой дирекции
свои потребности и нюансы, к каждому пользователю нужен
индивидуальный подход. Поэтому мы пошли по пути создания
собственной системы по оптимизации командировок, которая бы
максимально полно закрывала потребности всех бизнес-единиц и
торговых сетей Группы компаний».