Первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин рассказал «Ъ» о дефиците и подготовке кадров, будущем ИТ и ИИ, роли автономных систем и инженерного подхода в построении конкурентного бизнеса.
Технологии станут частью нашей личности
Решения, которые предлагает ИТ-рынок, меняют не только повседневную жизнь людей, но и бизнес. При этом вызовы, которые стоят перед ним, также возможно решить с помощью ИТ. Первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин рассказал «Ъ» о дефиците и подготовке кадров, будущем ИТ и ИИ, роли автономных систем и инженерного подхода в построении конкурентного бизнеса.
Павел Воронин
Первый вице-президент по технологиям МТС, член правления
В 2012 году окончил механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова. В 2016–2020 годах — заместитель, затем первый заместитель генерального директора группы S7 по информационным технологиям. В 2020 году стал вице-президентом по технологическому развитию дочерних и зависимых обществ экосистемы Сбербанка. С июня 2021 года — первый вице-президент по технологиям МТС, член правления.
Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие существования. Развитие технологий и их доступность формируют огромный потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе. Связано это не только с результатами от автоматизации процессов и повышением эффективности, но и с более глубокими изменениями внутри компании. Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель, систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с клиентами.
Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие существования. Развитие технологий и их доступность формируют огромный потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе. Связано это не только с результатами от автоматизации процессов и повышением эффективности, но и с более глубокими изменениями внутри компании. Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель, систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с клиентами.
Согласно исследованию McKinsey, лишь 11% компаний считают, что их бизнес-модели сохранят актуальность в современном мире
Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие существования. Развитие технологий и их доступность формируют огромный потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе. Связано это не только с результатами от автоматизации процессов и повышением эффективности, но и с более глубокими изменениями внутри компании. Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель, систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с клиентами.
Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие существования. Развитие технологий и их доступность формируют огромный потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе. Связано это не только с результатами от автоматизации процессов и повышением эффективности, но и с более глубокими изменениями внутри компании. Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель, систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с клиентами.
— Насколько сильно ваша отрасль изменилась за последние годы?
— Мы перешли к экономике знаний, важные факторы развития которой технологии и человеческий капитал. Появилась необходимость развивать компетенции, о которых раньше мы особо не задумывались. Например, hardware-компетенции (работы с оборудованием.— «Ъ»). Долгие годы мы полагались на иностранные решения, но внешняя среда и непредвиденные факторы подтолкнули к переменам. По данным аналитиков, собственное ПО начали разрабатывать 76% российских компаний. При этом импортозамещать пришлось не только в кратчайшие сроки, но и малым количеством специалистов, обладающих необходимыми навыками. В некотором смысле бизнес действовал в концепции learning-by-doing — учился на практике. В результате российский ИТ-рынок сделал мощный скачок в развитии и в последние несколько лет рос на 12% в год — это более чем в два раза быстрее мирового.

Одним из важных драйверов для отрасли стало изменение клиентского опыта, который трансформирует целые сферы. Хороший пример — маркетплейсы. Они перевернули рынок торговли и даже составляют конкуренцию поисковикам. Как показывают разные исследования, люди стали чаще искать товары напрямую на маркетплейсах, чем через поисковые системы.

Умение быстро адаптироваться к потребностям клиента стало конкурентным преимуществом. Чтобы точнее учитывать запросы пользователя и формировать предложения, компании научились работать с данными, анализировать их и на основе этого принимать решения. В то же время на передний план вышла кибербезопасность. Обеспечение защиты данных — критически важная задача для любого успешного бизнеса.

В условиях кадрового дефицита компаниям не менее важен и опыт сотрудника. Его во многом меняет искусственный интеллект. Нейросети сегодня помогают программисту дописывать код, исправлять ошибки, переводить с одного языка программирования на другой, делать автотестирование, искать, анализировать информацию, обеспечивать безопасность данных. За счет таких помощников растет производительность команд, быстрее создаются и выходят на рынок продукты.
— Какие ваши новые разработки кажутся вам сейчас наиболее перспективными?
— Во-первых, это наша технологическая платформа, которая представляет собой целый комплекс платформ под разные задачи бизнеса, начиная с работы с данными и интеграции новых сервисов, заканчивая антифрод-системой и инструментами для автоматизации бизнес-процессов. На ней сегодня базируется вся экосистема, и обогащение всех продуктов, которые мы в нее встраиваем — ИИ, Big Data и других технологий,— дает серьезный скачок в ее развитии.

У нас есть набор ИИ-ассистентов, которые автоматизируют множество процессов. Речь не только про копайлоты для программистов, но и про различные сервисы для генерации контента, чат-ботов и прочие инструменты, которые применяются в разных сферах, от HR до логистики. Мы также используем технологии ИИ в наших развлекательных сервисах: для создания анимированных обложек в «Строках», построения системы рекомендаций фильмов в KION и так далее. У нас есть много проектов в работе, связанных с геймификацией, генерацией и краудсорсингом контента пользователя.
— Как современные технологии меняют отрасль и бизнес-процессы внутри вашей компании?
— Почти все бизнесы МТС находятся в высококонкурентной среде, а технологии — наше конкурентное преимущество. Технологии сильно увеличили скорость разработки, мы быстрее обновляем фичи, тестируем их на пользователях и при необходимости дорабатываем. Помимо скорости важно повышать уровень надежности решений, для этого мы используем Autonomous operations (автономная система, основанная на машинном обучении, которая может самостоятельно исправлять ошибки с минимальным вмешательством человека в ее работу.— «Ъ»).

Внутри экосистемы мы также делаем большой упор на автоматизации процессов. Например, применяем технологии RPA для выполнения рутинных операций в закупках, клиентском сервисе, HR, логистике, бухгалтерии и других подразделениях компании.

Если говорить глобально, в рамках технологической трансформации мы полностью перестроили архитектуру компании, отказавшись от монолитных систем в пользу платформенных решений. Теперь на цикл тестирования и внедрения изменений, которые раньше занимали месяцы, уходит в разы меньше времени.
— Какие есть препятствия для трансформации отрасли?
— Основными сложностями по-прежнему остаются нехватка квалифицированных кадров и зависимость от зарубежных технологий и оборудования. Мы лишились большинства иностранных решений, на которых строили бизнес очень долго, и в моменте заместить их было непросто.

На ИТ-рынке труда сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, сохраняется дефицит в 500–700 тыс. человек, и работодатели вынуждены конкурировать за сотрудников. Это приводит к росту зарплат — по разным данным, в год они повышаются на 4–12% в зависимости от специальности и уровня. Получается, соискатели в каком-то смысле избалованы в требованиях к работодателю. В то же время развитие технологий требует от кандидатов новых компетенций. Поэтому поиски подходящих сотрудников затягиваются. Решать эту проблему нужно комплексно как на уровне государства, так и компаний.

Мы в МТС делаем это в том числе с помощью сотрудничества с ведущими вузами, уделяя работе с молодыми специалистами не меньше внимания, чем созданию технологических продуктов. Например, в Высшей школе экономики у нас есть магистратура по искусственному интеллекту и предпринимательству в этой области, а ранее там же мы запускали кафедру по глубинному машинному обучению. Также у нас есть внутренние и внешние обучающие программы — школы архитекторов, DevOps, SRE.

Также важно развивать технологическую культуру в стране: делиться опытом, объединяться для создания совместных проектов, вдохновляться и видеть для себя новые возможности, а не только испытывать драйв от конкуренции. С этой целью мы, например, развиваем наше ИТ-комьюнити True Tech. Проводим конференции, чемпионаты по программированию, хакатоны и различные профильные митапы. И судя по тому, что наши ивенты в гибридном формате посещают десятки тысяч человек, мы все делаем правильно.
— Какие специалисты сейчас наиболее востребованы в вашем бизнесе? Какая роль в нем у молодых инженеров?
— В текущих условиях инженерный подход — взгляд на разработку и проектирование с точки зрения науки — актуален. Он позволяет решать существующие проблемы с помощью научных знаний и грамотного использования ресурсов. Здесь очень важно привлекать молодых специалистов — у них всегда смелые идеи, нетривиальный подход к решению проблем, а также они быстро адаптируются к новым технологиям.

Если говорить о востребованных специальностях, сегодня нам нужны разработчики, специалисты по работе с данными, инженеры уровня Senior+. Также на рынке высоко ценятся специалисты по кибербезопасности, UX/UI и аналитики данных.
— Представьте, что сейчас 2030 год. Что для вашего клиента является реальностью из того, что сегодня еще кажется фантастикой?
— Развитие ИИ трансформирует целые отрасли, начиная с производства, заканчивая медициной. Высока вероятность, что искусственный интеллект поможет обнаружить новые формы лекарств, совершить открытия в генной инженерии, физике, математике и других областях. Сейчас многие переживают, что искусственный интеллект заменит человека, но, на мой взгляд, он скорее изменит подход как к физической, так и к интеллектуальной работе. Роботы и нейросети будут брать на себя исполнение задач, но ставить их по-прежнему будут люди, и от того, насколько четко они будут это делать и как точно отслеживать, будет зависеть качество выполнения.

Возможно, в будущем свой Джарвис, как у Тони Старка в «Железном человеке», появится у каждого. Он будет как выполнять задания, так и прогнозировать потребности и закрывать их. Например, сканировать состояние организма и сам заказывать необходимые лекарства и витамины, а в случае выявления аномалий — записывать к профильным специалистам. Еще такой помощник сможет предлагать и покупать одежду, бытовую технику и прочие гаджеты. Можно сказать, технологии станут частью нашей личности, охватят все сферы жизни.
Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ПАО МТС)
ПАО МТС предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, передачи данных и доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания; провайдер цифровых сервисов, включая финтех и медиа в рамках экосистем и мобильных приложений. На российском рынке мобильного бизнеса МТС обслуживает 81,6-миллионную абонентскую базу. Общее количество экосистемных клиентов МТС составляет 15 млн. Компания располагает розничной сетью из более чем 4,2 тыс. магазинов в России.