Решения, которые предлагает ИТ-рынок, меняют не только повседневную жизнь людей, но и бизнес. При
этом вызовы, которые стоят перед ним, также возможно решить с помощью ИТ. Первый вице-президент по технологиям МТС
Павел Воронин рассказал «Ъ» о дефиците и подготовке кадров, будущем ИТ и ИИ, роли автономных систем и инженерного
подхода в построении конкурентного бизнеса.
Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие существования. Развитие
технологий и их доступность формируют огромный потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе.
Связано это не только с результатами от автоматизации процессов и повышением эффективности, но и с более
глубокими изменениями внутри компании. Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель,
систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с клиентами.
Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие существования. Развитие
технологий и их доступность формируют огромный потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе.
Связано это не только с результатами от автоматизации процессов и повышением эффективности, но и с более
глубокими изменениями внутри компании. Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель,
систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с клиентами.
Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие существования. Развитие
технологий и их доступность формируют огромный потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе.
Связано это не только с результатами от автоматизации процессов и повышением эффективности, но и с более
глубокими изменениями внутри компании. Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель,
систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с клиентами.
Цифровая трансформация бизнеса уже давно не тренд, а условие существования. Развитие
технологий и их доступность формируют огромный потенциал для роста бизнеса и победы в конкурентной борьбе.
Связано это не только с результатами от автоматизации процессов и повышением эффективности, но и с более
глубокими изменениями внутри компании. Цифровая трансформация позволяет по-новому взглянуть на бизнес-модель,
систему управления и мотивации, а также на взаимодействие с клиентами.
— Насколько сильно ваша отрасль изменилась за последние годы?
— Мы перешли к экономике знаний, важные факторы развития которой технологии и человеческий
капитал. Появилась необходимость развивать компетенции, о которых раньше мы особо не задумывались. Например,
hardware-компетенции (работы с оборудованием.— «Ъ»). Долгие годы мы полагались на иностранные
решения, но внешняя среда и непредвиденные факторы подтолкнули к переменам. По данным аналитиков, собственное
ПО начали разрабатывать 76% российских компаний. При этом импортозамещать пришлось не только в кратчайшие
сроки, но и малым количеством специалистов, обладающих необходимыми навыками. В некотором смысле бизнес
действовал в концепции learning-by-doing — учился на практике. В результате российский ИТ-рынок сделал мощный
скачок в развитии и в последние несколько лет рос на 12% в год — это более чем в два раза быстрее
мирового.
Одним из важных драйверов для отрасли стало изменение клиентского опыта, который
трансформирует целые сферы. Хороший пример — маркетплейсы. Они перевернули рынок торговли и даже составляют
конкуренцию поисковикам. Как показывают разные исследования, люди стали чаще искать товары напрямую на
маркетплейсах, чем через поисковые системы.
Умение быстро адаптироваться к потребностям клиента стало
конкурентным преимуществом. Чтобы точнее учитывать запросы пользователя и формировать предложения, компании
научились работать с данными, анализировать их и на основе этого принимать решения. В то же время на передний
план вышла кибербезопасность. Обеспечение защиты данных — критически важная задача для любого успешного
бизнеса.
В условиях кадрового дефицита компаниям не менее важен и опыт сотрудника. Его во многом меняет
искусственный интеллект. Нейросети сегодня помогают программисту дописывать код, исправлять ошибки, переводить
с одного языка программирования на другой, делать автотестирование, искать, анализировать информацию,
обеспечивать безопасность данных. За счет таких помощников растет производительность команд, быстрее создаются
и выходят на рынок продукты.
— Какие ваши новые разработки кажутся вам сейчас наиболее перспективными?
— Во-первых, это наша технологическая платформа, которая представляет собой целый комплекс
платформ под разные задачи бизнеса, начиная с работы с данными и интеграции новых сервисов, заканчивая
антифрод-системой и инструментами для автоматизации бизнес-процессов. На ней сегодня базируется вся
экосистема, и обогащение всех продуктов, которые мы в нее встраиваем — ИИ, Big Data и других технологий,— дает
серьезный скачок в ее развитии.
У нас есть набор ИИ-ассистентов, которые автоматизируют множество
процессов. Речь не только про копайлоты для программистов, но и про различные сервисы для генерации контента,
чат-ботов и прочие инструменты, которые применяются в разных сферах, от HR до логистики. Мы также используем
технологии ИИ в наших развлекательных сервисах: для создания анимированных обложек в «Строках», построения
системы рекомендаций фильмов в KION и так далее. У нас есть много проектов в работе, связанных с
геймификацией, генерацией и краудсорсингом контента пользователя.
— Как современные технологии меняют отрасль и бизнес-процессы внутри вашей компании?
— Почти все бизнесы МТС находятся в высококонкурентной среде, а технологии — наше
конкурентное преимущество. Технологии сильно увеличили скорость разработки, мы быстрее обновляем фичи,
тестируем их на пользователях и при необходимости дорабатываем. Помимо скорости важно повышать уровень
надежности решений, для этого мы используем Autonomous operations (автономная система, основанная на машинном
обучении, которая может самостоятельно исправлять ошибки с минимальным вмешательством человека в ее работу.—
«Ъ»).
Внутри экосистемы мы также делаем большой упор на автоматизации процессов.
Например, применяем технологии RPA для выполнения рутинных операций в закупках, клиентском сервисе, HR,
логистике, бухгалтерии и других подразделениях компании.
Если говорить глобально, в рамках
технологической трансформации мы полностью перестроили архитектуру компании, отказавшись от монолитных систем
в пользу платформенных решений. Теперь на цикл тестирования и внедрения изменений, которые раньше занимали
месяцы, уходит в разы меньше времени.
— Какие есть препятствия для трансформации отрасли?
— Основными сложностями по-прежнему остаются нехватка квалифицированных кадров и зависимость
от зарубежных технологий и оборудования. Мы лишились большинства иностранных решений, на которых строили
бизнес очень долго, и в моменте заместить их было непросто.
На ИТ-рынке труда сложилась двоякая
ситуация. С одной стороны, сохраняется дефицит в 500–700 тыс. человек, и работодатели вынуждены конкурировать
за сотрудников. Это приводит к росту зарплат — по разным данным, в год они повышаются на 4–12% в зависимости
от специальности и уровня. Получается, соискатели в каком-то смысле избалованы в требованиях к работодателю. В
то же время развитие технологий требует от кандидатов новых компетенций. Поэтому поиски подходящих сотрудников
затягиваются. Решать эту проблему нужно комплексно как на уровне государства, так и компаний.
Мы в МТС
делаем это в том числе с помощью сотрудничества с ведущими вузами, уделяя работе с молодыми специалистами не
меньше внимания, чем созданию технологических продуктов. Например, в Высшей школе экономики у нас есть
магистратура по искусственному интеллекту и предпринимательству в этой области, а ранее там же мы запускали
кафедру по глубинному машинному обучению. Также у нас есть внутренние и внешние обучающие программы — школы
архитекторов, DevOps, SRE.
Также важно развивать технологическую культуру в стране: делиться опытом,
объединяться для создания совместных проектов, вдохновляться и видеть для себя новые возможности, а не только
испытывать драйв от конкуренции. С этой целью мы, например, развиваем наше ИТ-комьюнити True Tech. Проводим
конференции, чемпионаты по программированию, хакатоны и различные профильные митапы. И судя по тому, что наши
ивенты в гибридном формате посещают десятки тысяч человек, мы все делаем правильно.
— Какие специалисты сейчас наиболее востребованы в вашем бизнесе? Какая роль в нем у молодых
инженеров?
— В текущих условиях инженерный подход — взгляд на разработку и проектирование с точки
зрения науки — актуален. Он позволяет решать существующие проблемы с помощью научных знаний и грамотного
использования ресурсов. Здесь очень важно привлекать молодых специалистов — у них всегда смелые идеи,
нетривиальный подход к решению проблем, а также они быстро адаптируются к новым технологиям.
Если
говорить о востребованных специальностях, сегодня нам нужны разработчики, специалисты по работе с данными,
инженеры уровня Senior+. Также на рынке высоко ценятся специалисты по кибербезопасности, UX/UI и аналитики
данных.
— Представьте, что сейчас 2030 год. Что для вашего клиента является реальностью из того, что
сегодня еще кажется фантастикой?
— Развитие ИИ трансформирует целые отрасли, начиная с производства, заканчивая медициной.
Высока вероятность, что искусственный интеллект поможет обнаружить новые формы лекарств, совершить открытия в
генной инженерии, физике, математике и других областях. Сейчас многие переживают, что искусственный интеллект
заменит человека, но, на мой взгляд, он скорее изменит подход как к физической, так и к интеллектуальной
работе. Роботы и нейросети будут брать на себя исполнение задач, но ставить их по-прежнему будут люди, и от
того, насколько четко они будут это делать и как точно отслеживать, будет зависеть качество
выполнения.
Возможно, в будущем свой Джарвис, как у Тони Старка в «Железном человеке», появится у
каждого. Он будет как выполнять задания, так и прогнозировать потребности и закрывать их. Например,
сканировать состояние организма и сам заказывать необходимые лекарства и витамины, а в случае выявления
аномалий — записывать к профильным специалистам. Еще такой помощник сможет предлагать и покупать одежду,
бытовую технику и прочие гаджеты. Можно сказать, технологии станут частью нашей личности, охватят все сферы
жизни.
ПАО МТС предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, передачи данных и доступа в
интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания; провайдер цифровых сервисов, включая финтех и медиа в рамках
экосистем и мобильных приложений. На российском рынке мобильного бизнеса МТС обслуживает 81,6-миллионную
абонентскую базу. Общее количество экосистемных клиентов МТС составляет 15 млн. Компания располагает розничной
сетью из более чем 4,2 тыс. магазинов в России.