Автономный транспорт — бурно развивающаяся индустрия. Беспилотные такси «Яндекса» уже можно увидеть в Сочи и
в Иннополисе, городе-спутнике Казани. Это только начало. Технологический
директор автономного
транспорта в «Яндексе» Арслан Урташев в интервью “Ъ” рассказал о том, что нам ждать дальше, в какую сторону
движется данная отрасль.
— Насколько сильно ваша отрасль изменилась за последние годы? Каковы главные направления
трансформации?
— За последние годы автономный транспорт прошел путь от научной фантастики до вполне реального
решения для
бизнеса. Это уже не просто эксперимент — в логистике и коммерции эти технологии становятся
инструментом,
который в ближайшей перспективе сможет повысить безопасность на дорогах и частично решить проблему
нехватки
водителей. Сегодня, когда автономные технологии постепенно внедряются в городской ландшафт
(например,
грузовики или такси), мы понимаем, что массовое их внедрение — это уже вопрос не десятилетий, а,
скорее,
ближайших лет.
— Какие передовые технологии, новые проекты, новые разработки, которыми в настоящее время занимается
ваша
компания, кажутся вам сейчас наиболее перспективными?
— Самые многообещающие — те, что дают ощутимый экономический эффект. Например, мы разработали свой
собственный виртуальный симулятор, который позволяет тестировать наши системы без необходимости
выезжать на
дорогу, моделируя тысячи километров и дорожных ситуаций. Также работа над собственными лидарами и
картами
дает нам гибкость в адаптации под разные погодные и дорожные условия.
— Как современные технологии меняют отрасль и бизнес-процессы внутри вашей компании?
— У нас появляются новые инструменты для управления флотом, аналитики и удаленного мониторинга. В
логистике
это значит более предсказуемые, автоматизированные процессы, меньше зависимости от человеческого
фактора.
Ситуационный центр позволяет быстро реагировать на изменения, а системы мониторинга и аналитики
помогают
держать транспорт под контролем. Это не только сделает грузовые перевозки экономичнее, но и улучшит
качество
обслуживания, делая их быстрее и безопаснее.
— Какие есть препятствия, сложности, помехи для трансформации отрасли?
— Основные преграды — это отсутствие унифицированной инфраструктуры и в данный момент высокая
стоимость
технологий. Чтобы перейти к эксплуатации без водителя, нужны серьезные инвестиции, модернизация
инфраструктуры и правовое регулирование. Это сложный процесс, но мы верим, что с течением времени
экономические выгоды автономного транспорта станут очевидны для всех.
— Какие специалисты, с каким образованием сейчас наиболее востребованы в вашем бизнесе? Как
приходится
меняться людям в связи с происходящими переменами?
— Автономный транспорт — очень комплексный бизнес. Для его разработки требуются люди самых разных
специальностей. Чтобы обучить нейронные сети, нужны специалисты по глубокому обучению. Чтобы эти
нейросети
заработали внутри машины, нужны разработчики встроенных систем. Для того чтобы оборудовать машину
необходимыми сенсорами, нужны инженеры и монтажники. Не обойтись и без бэкенд-разработчиков, которые
смогут
сделать инфраструктуру разработки и симуляции. При этом нужно не забывать, что для обучения
технологий
автономного вождения нужны водители-испытатели. Требования к водителям-испытателям со временем
меняются: им
важно разбираться в технологиях, тесно сотрудничать с инженерами, тестировать и адаптировать системы
управления.
— Искусственный интеллект. Каким, на ваш взгляд, будет его влияние?
— Безусловно, большим. Благодаря ИИ транспорт становится безопаснее и предсказуемее. Чем лучше
технологии,
тем больше задач можно автоматизировать, приближая нас к полному отказу от человеческого
вмешательства в
управление даже в городских условиях.
— Какую пользу происходящие в вашей сфере перемены уже принесли потребителям?
— В мире уже существуют такси, функционирующие полностью без водителя. На реальном применении
автономных
технологий видно, что благодаря им безопасность на дорогах возрастает в два-три раза.
— Представьте, что сейчас 2030 год. Что для вашего клиента/потребителя является реальностью из того,
что
сегодня еще кажется фантастикой?
— Мы верим, что к этому времени автономный транспорт уже станет частью повседневной жизни. Полностью
автономные грузоперевозки, автономный общественный транспорт и такси, минимизация затрат и
оптимизация
логистики — все это станет обычным делом уже не только для бизнеса, но и для людей в целом.
— А если заглянуть в будущее еще дальше? Как будет выглядеть ваш бизнес через десять лет?
— Мы верим, что через десять лет автономный транспорт уже должен стать важной частью глобальной
логистики,
управляемой на комплексных платформах, где маршруты прокладываются и решения принимаются без участия
человека.
«Яндекс» — российская транснациональная многопрофильная компания, занимающаяся созданием и развитием более
чем
90 пользовательских сервисов и продуктов на основе произведенного ею программного обеспечения. В
деятельности
«Яндекса» представлены такие направления, как нейросети, умные устройства, рекламные технологии, электронная
коммерция, службы доставки, развлечения, финтех, образовательные технологии, автономный транспорт. Самый
широко
используемый сервис компании — «Поиск с Нейро». Технологии беспилотного управления автомобилем
разрабатываются в
«Яндексе» с 2016 года. В 2018 году «Яндекс» и правительство Москвы подписали соглашение о развитии
беспилотного
транспорта в столице. В сентябре 2020 года направление беспилотных автомобилей было выделено в отдельную
компанию Yandex Self Driving Group.