— Да, технологии позволяют многое делать в удаленном режиме через видеоконференции, видеозвонки. Мы всем этим активно пользуемся. Видите, у меня в кабинете монитор висит. В прошлом году мы перешли полностью на IP-телефонию по всем нашим представительствам и по всей нашей компании в России. Это в свою очередь позволяет фактически в режиме онлайн создавать мини-группы, устраивать видеоконференции, чаты. Конечно, все это используется. И это хорошо, это позволяет оптимизировать бюджет на командировки. А он очень значителен в организации, в которой работают порядка 4 тыс. сотрудников. Но я при этом считаю, что все равно человеческий контакт не должен теряться. Очень важно, чтобы у нас была регулярность во встречах, особенно важно это сотрудникам и нужно увидеть руководство, иметь возможность задать вопросы руководству, а руководству нужно понимать, что происходит на земле. И это возможно лишь тогда, когда мы будем ездить и встречаться друг с другом лично.
Деловые поездки мы организовываем через компанию «Аэроклуб». Это на сегодня один из крупнейших поставщиков подобных услуг в России. Они профессионально работают, в оперативном режиме могут всегда подобрать удобную логистику. У них развитая сеть партнерских отношений с отелями, в том числе с теми, с которыми и у нас есть корпоративные договоренности.
То есть сейчас организация деловых поездок — не проблема. Особенно на контрасте с 1990-ми, когда я тоже активно ездил. Например, однажды я приехал в Казань на обучающий семинар. В единственном отеле не было мест. Я неделю прожил в воинской части.
Помню замечательную гостиницу «Саратов», где со мной случилась очень интересная история. Я приехал в воскресенье вечером. С понедельника у меня начинался пятидневный курс обучения для новых сотрудников, торговых представителей. По приезду я зарегистрировался. Администратор спросила меня, буду ли я платить за междугородние звонки. Я ответил, что пока еще ни одного звонка не сделал и сейчас хочу просто заселиться. Смысл ее вопроса я понял позже. Примерно в девять часов вечера я позвонил в Москву жене. Мы поговорили, после чего я лег спать. Мне нужно было в семь утра вставать, чтобы в восемь быть там, где должен пройти тренинг. Вдруг, в районе половины двенадцатого раздался громкий стук в дверь моего номера: «Откройте!» Я просыпаюсь, спрашиваю, кто это. «Откройте, милиция!». Я посмотрел в глазок и, действительно, увидел двух милиционеров и двух женщин со стойки администратора. Произошел примерно такой диалог:
— В чем дело?
— Вы сделали междугородный звонок и не оплатили его.
— Послушайте, я заселился только два часа назад, я буду жить у вас до вечера пятницы.
— Нет, вы должны были или заранее внести деньги, или сразу после звонка спуститься и погасить задолженность у администратора.
Поскольку я не спустился и не заплатил, они вызвали милицию, чтобы истребовать с меня сколько-то рублей за междугородный звонок. Я уже не говорю о том, что в этом номере большинство предметов — пульт от телевизора, открывалка для бутылок — были на цепочках. Все, что можно, было прибито к стене.
Разумеется, сейчас современную гостиничную инфраструктуру не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и практически во всех российских городах с этим даже сравнивать нельзя.