— Если поначалу наше пребывание в санкционном списке вызывало интерес в правительстве, сейчас любые попытки объяснить, какие это создает риски для компании и экономики в целом, вызывают скорее раздражение, нежели желание действовать.
И я не вижу понимания того, каковы будут последствия, если ГАЗ исчезнет с рынка. Думаю, логика примерно такая: «Хорошо, не будет ГАЗа, рынок быстро займут другие участники». Но даже если не думать о судьбе старейшего российского автозавода, заместить его смогут только зарубежные производители. Ведь это только кажется, что любой завод в России может взять качественные компоненты, собрать их, накрыть пресс-формой и получится новый российский автомобиль. Не получится. Нужна инженерная школа, глубокое знание нюансов эксплуатации, особенные технические решения. Существующие сегодня российские проекты показали, что они не способны заменить «ГАЗель» на рынке.
Поэтому если ГАЗ уйдет с рынка, это приведет к еще большей зависимости страны от импорта. Ведь потребность в транспорте не снизится: машины нужны, чтобы доставлять продукты питания, перевозить людей и т. д. В итоге та выручка, которую дают продажи автомобилей «Группы ГАЗ» — около $3 млрд в год, будет уходить на автомобильные производства за пределы страны. Лишатся дохода и российские предприятия, которые поставляют нам компоненты. А в цепочке смежных предприятий, с которыми мы работаем, занято около 400 тыс. человек.