Время первых инвесторов

Специальный проект Альфа-Банка и Ъ

Cпрос на инвестиции

2019 год, возможно, войдет в российскую историю как переломный в инвестиционных предпочтениях частных инвесторов. Такого ажиотажа на различные инвестиционные продукты не припомнят ни участники рынка, ни банки, основные продавцы таких продуктов. Вместе с тем у многих россиян в сознании остаются барьеры, которые мешают им еще активнее включаться в рынки акционерного и долгового капитала. Со временем и они будут разрушены — по мере роста финансовой грамотности.

В последние годы российские власти разработали программы и меры по привлечению населения на рынки акционерного и долгового капитала. В начале 2015 года граждане получили возможность открывать индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), которые предполагают налоговые льготы. Налоговые послабления коснулись и держателей облигаций и ПИФов. Важное изменение последних лет — появление возможности у профучастников использовать Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

«В первом квартале 2016 года, когда этот сервис стал широко доступен, удаленно открывалось порядка 5% новых счетов. Сейчас их доля достигает уже 70%, а ежемесячно на рынок выходит от 100 до 150 тыс. новых частных инвесторов»
Борис Блохин
Директор департамента рынка акций Московской биржи

Однако спрос на инвестиции начал уверенно расти только в последние два года. В 2017 году частные инвесторы открыли на бирже немногим более 200 тыс. счетов, а уже в 2018 году — более 640 тыс. счетов. В 2019 году спрос на инвестиционные продукты стал по-настоящему массовым. Только за первые десять месяцев текущего года количество уникальных клиентов на бирже выросло более чем на 1,2 млн, а их общее число превысило 3,2 млн человек. Уверенно растет число инвесторов в паевые инвестиционные фонды. По данным Investfunds, с начала года частные инвесторы вложили в розничные ПИФы 52 млрд руб, а общий объем активов таких фондов достиг отметки 409 млрд руб.

Популяризации инвестиций способствовали естественные экономические факторы: падение ставок по вкладам и рост фондового рынка. Пять лет назад средняя максимальная ставка по вкладам крупнейших банков превышала уровень 15%, а в настоящее время она находится на отметке 6,4%. Такие радикальные изменения связаны с денежно-кредитной политикой Банка России. В ноябре 2014 года ЦБ на фоне резкого обесценения рубля поднял ставку до 17% и по мере его восстановления, а также на фоне снижения инфляции начал снижать ее, вернув в октябре к уровню 6,5%. Частные клиенты банков, привыкшие к высоким доходностям, были вынуждены искать более прибыльную замену депозитам.

6,4% составляет максимальная ставка по вкладам крупнейших банков

По словам гендиректора Frank RG Юрия Грибанова, снижение ставок заставило вкладчиков задуматься: а есть ли какие-то другие варианты, которые могут не только защитить от инфляции, но и помогут заработать? Такой альтернативой стал финансовый рынок и инвестиционные продукты, на него ориентированные. За последние пять лет индекс Московской биржи вырос почти на 100%, причем только с начала текущего года он прибавил более 23%.

В ближайшие месяцы снижение ставок по вкладам продолжится, считают на рынке, а следовательно, тенденция по перетоку вкладчиков в инвестиции сохранится. По мнению президента Национальной финансовой ассоциации Василия Заблоцкого, Банк России может снизить ключевую ставку до 6% к первой половине 2020 года. «В этих условиях ставки по вкладам продолжат падение, а значит, вкладчики будут искать альтернативные способы вложения средств — например, в облигации», — отмечает господин Заблоцкий.

Периоды роста на российском рынке были и раньше, но для широкой массы инвесторов, которая в большинстве своем имеет низкую финансовую грамотность, этого было недостаточно. Для начала инвестирования им нужен был доверенный в мире инвестиций — эту роль взяли на себя банки. По словам руководителя по развитию инвестиционных решений розничного бизнеса Альфа-Банка Александра Оспищева, это естественный процесс развития отношений с клиентами.

«Человек уже является клиентом банка, держит средства на текущих счетах и депозитах, т.е. доверяет банку. Приобретение инвестиционных продуктов будет продолжением сотрудничества, причем взаимовыгодным»
Александр Оспищев
Руководитель по развитию инвестиционных решений розничного бизнеса Альфа-Банка

Однако не всем банкам удается одинаково успешно продавать высокодоходные продукты. Лучшую динамику демонстрируют кредитные организации, в одну группу с которыми входят партнеры по разработке инвестиционных продуктов на базе страховой, управляющей и брокерской компании. Так, в одну группу с Альфа-Банком входят СК «АльфаСтрахование-Жизнь», УК «Альфа-Капитал», а брокерское подразделение является непосредственно частью Альфа-Банка.

Инвестиционное решение в едином окне

Несмотря на активную цифровизацию финансовых услуг, основную роль в привлечении клиентов по-прежнему играют менеджеры банка. Неопытному инвестору-человеку важно в рамках живого общения получить ответы на непонятные для него моменты относительно инвестиционных продуктов. На первом этапе проводится риск-профилирование клиента — оценка финансового опыта, ожиданий клиента по доходности и его толерантности к риску, горизонта возврата средств. «Этот этап очень важен, поскольку клиент лишний раз задумывается над тем, понимает он характеристики продукта и его риски или нет, подойдет он ему или нет. Очень часто именно на этом этапе инвесторы понимают, что выбрали не тот финансовый инструмент, отказываются от его приобретения или выбирают другой, который им лучше всего подходит», — отмечает президент НАУФОР Алексей Тимофеев.

После определения риск-профиля клиента и с учетом его пожеланий по временному горизонту инвестирования, валюты и суммы инвестирования формируется индивидуальная инвестиционная рекомендация — диверсифицированный портфель, отвечающий потребностям конкретного клиента.

Для клиента подбирается индивидуальная инвестиционная рекомендация

Облигации


В качестве ближайшей альтернативны вкладам среди ценных бумаг клиенты часто рассматривают облигации. Они наиболее понятны для вчерашних вкладчиков, поскольку механика их функционирования схожа с банковским продуктом. Как и депозит, облигации имеют ограниченный срок обращения, за время которого осуществляются периодические выплаты процентов (купоны), а в конце срока они погашаются по номиналу. Такие ценные бумаги выпускаются как государством, так и частными компаниями на различные сроки. Их доходность варьируется в широких пределах: от 6% годовых по самым надежным гособлигациям до 7–9% годовых по облигациям крупных промышленных компаний и банков. Конечно, есть более доходные облигации небольших компаний, которые могут обеспечить 10–17% годовых, но и риски по ним существенно выше.

Например, Альфа-Банк предлагал клиентам трехлетний выпуск облигаций с доходностью 7,9% годовых. Эти бумаги благодаря номиналу в 1 тыс. руб. были доступны и массовому инвестору. «Последний выпуск рублевых облигаций банка был доступен клиентам в офисах банка. В будущем мы планируем предлагать клиентам участие в первичном размещении через мобильный банк», — рассказал Александр Оспищев.

Ключевым трендом последних месяцев стало повышение спроса у физических лиц на валютные облигации. На фоне падения ставок в Европе крупные российские банки начали отказываться от привлечения вкладов в евро, что поставило клиентов перед фактом поиска альтернативы. С этой ролью хорошо справляются еврооблигации, доходность по которым в евро колеблется в диапазоне 2-3,5% в зависимости от качества эмитента.

В долларах ставки еще выше: в октябре Альфа-Банк предлагал своим клиентам долларовые субординированные еврооблигации сроком 10,5 лет под ставку 5,95% годовых. Правда, приобрести такие бумаги могли только квалифицированные инвесторы, а также имеющие на счету не менее $50 тыс. Для тех клиентов, у кого нет такого объема средств, Альфа-Банк предлагает еврооблигации сторонних эмитентов с минимальным порогом входа $1 тыс. Такие инвестиции доступны 24 часа семь дней в неделю как для покупки, так и для продажи в мобильном приложении банка.

Узнать подробнее

24/7
работает мобильное приложение банка

ПИФЫ


Впрочем, если у клиента нет желания или времени для управления своим портфелем облигаций, ему могут подойти продукты управляющей компании, портфельные менеджеры которой все сделают сами. Порог входа в основной продукт — паевые инвестиционные фонды (ПИФы) в «Альфа-Капитале» всего по 100 рублей. Купить и продать паи фонда можно по аналогии с акциями и облигациями в любой рабочий день. Однако по сравнению с традиционными ценными бумагами у ПИФа есть важное преимущество: приобретается сразу диверсифицированный портфель, состоящий из нескольких десятков бумаг. При этом портфельный менеджер занимается управлением фондом: ежедневным и тщательным исследованием рынка, поиском и оперативной покупкой потенциально привлекательных активов. Возможным вариантом инвестирования является фонд «Альфа-Капитал Ликвидные акции». С начала 2015 года стоимость паев фонда выросла на 148%. Российские компании за это время удвоили свою прибыль, что позволило увеличивать дивидендные выплаты и положительно отразилось на доходности фонда.

Узнать подробнее

Паи «Альфа-Капитал Ресурсы» с начала 2015 года подорожали на 168%

Для более состоятельных инвесторов менеджер банка может предложить услугу индивидуального доверительного управления (ИДУ). Как следует из самого названия, ИДУ предполагает, что обслуживанием занимается персональный консультант, который формирует индивидуальный инвестиционный портфель исходя из пожеланий клиента и специально под его цели. В рамках такого обслуживания можно реализовать самые экзотические стратегии. К приятным бонусам ИДУ можно отнести разнообразные программы лояльности, которые предоставляют клиентам дополнительные выгоды и привилегии не только в Альфа-Банке, но и у его партнеров.

ИСЖ


Менеджер банка может включить в портфель клиента и инвестиционные продукты страховой компании — инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). ИСЖ — инструмент смешанного типа, с помощью которого клиент может получить инвестиционный доход, одновременно застраховав свою жизнь. По условиям договоров, доступных широкой массе граждан, гарантируется возврат внесенной суммы. Это достигается путем разделения суммы взноса на две части — защитную и доходную. Защитная часть вкладывается в депозиты крупнейших коммерческих банков и облигации надежных компаний. Доходную часть страховщик инвестирует в финансовые инструменты, рост которых и обеспечивает инвестиционный доход, но которая не гарантируется. «АльфаСтрахование-Жизнь» предлагает клиентам разные типы продуктов. Их различие — в механике начисления дохода. Классические стратегии подразумевают выплату дохода в конце срока действия полиса, а купонные — как регулярные выплаты, так и в конце срока.

Узнать подробнее

В большинстве стратегий ИСЖ гарантируется 100% возврат внесенной суммы

Разрушая барьеры

Большая часть россиян все еще с опаской смотрит на инвестиции. Альфа-Банк провел опрос среди клиентов относительно барьеров и рисков, которые они видят в инвестиционных продуктах. Каждый третий респондент заявил, что боится в результате инвестирования потерять свои сбережения. Для таких клиентов могут подойти продукты с защитой капитала: ИСЖ, структурные облигации, которые гарантируют возврат 100% инвестированных средств.

Мешает активной инвестиционной деятельности россиян ограниченный горизонт инвестирования. По данным опроса, 29% частников не хотят вкладывать деньги надолго. Горизонт планирования у россиян в целом очень короткий, люди не задумаются о перспективах пяти — десяти лет, а живут сегодняшним днем или текущим годом. Ликвидность большей части инвестиционных продуктов позволяет продать их в любой рабочий день по рыночной цене.

Каждый четвертый клиент заявляет, что у него нет времени заниматься инвестициями. Однако в большинстве инвестиционных продуктов этого и не потребуется. Портфель бумаг в стратегии ИСЖ определяется в момент покупки и не меняется до закрытия. В ПИФах и ДУ управлением средств клиентов занимаются профессиональные управляющие, которые контролируют уровень дохода и риска в портфеле. Только в случае самостоятельной покупки отдельных инструментов может потребоваться дополнительные участие инвестора.

1

Каждый третий респондент заявил, что боится в результате инвестирования потерять свои сбережения

Стоит запомнить, что при покупке ИСЖ или структурных облигаций с защитой капитала, гарантирует возврат 100% инвестированных средств

2

29% частных инвесторов не хотят вкладывать деньги надолго

Стоит отметить, что в большей части инвестиционных продуктов есть возможность продать их в любой рабочий день по рыночной цене

3

Каждый четвертый клиент считает, что у него нет времени заниматься инвестициями

Это и не потребуется, ведь стратегии ИСЖ определяется в момент приобретения продукта. В ПИФах и ДУ управлением средств клиентов занимаются профессиональные управляющие

4

У четвертой части физически-лиц нет свободных денежных средств

Инвестиционные продукты доступны частному инвестору с любым уровнем достатка. Стоимость облигации начинается от 1 тыс. руб., минимальная цена пая диверсифицированного ПИФа «Альфа-Капитала» составляет всего 100 руб.

Выбираем качество

Повышенный спрос на инвестиционные продукты рождает предложение со стороны неквалифицированных организаций, которые действуют не всегда в интересах клиента. Участники рынка советуют обращаться к крупным компаниям с многолетней историей, которые ради наживы не будут рисковать репутацией и лицензией.

Очень важное значение при отборе компаний имеет ее рейтинг от признанного ЦБ рейтингового агентства. «Если компания имеет низкий рейтинг или не имеет его вовсе, то вполне возможно, что у нее низкая надежность и она может лишиться лицензии или иным способом уйти с рынка», — отмечает управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.

Поэтому необходимо ответственно подходить к выбору партнера, который проведет в мир финансовых инвестиций. В идеале финансовый проводник должен продавать инвестиционные продукты компаний, входящих в одну группу, так же, как это реализовано в случае с  Альфа-Банком: только тогда он сможет отвечать за их качество.