Кросс-купе Renault Arkana можно назвать главной новинкой российского автомобильного рынка последних лет. Первая модель иностранного бренда, целиком созданная в России, имеет яркую необычную внешность, ряд инновационных технических решений и отменную внедорожную подготовку. Эксперт по потребительским свойствам автомобилей Renault Анатолий Калицев рассказал о том, как родился проект кросс-купе, для кого создавался автомобиль и почему он идеально соответствует запросам российского потребителя.
Интерес к автомобилю еще до старта продаж подтвердил, что концепция массового купе-кроссовера пришлась к месту. Где и как родилась идея проекта Arkana?
Все началось даже не с эскиза, а со слайда запроса на новую модель, который
появился в 2012 году. Уже тогда мы представляли, как будет развиваться глобальная гамма Renault,
и понимали, какой именно автомобиль нужен российскому рынку. В рамках ежегодного обсуждения
будущих моделей мы и предложили проект Arkana. Затем уже сделали эскизы и графики, где было
отмечено, какие моторы и коробки передач получит машина, какой формы должен быть кузов.
Но главное, что мы представили свое видение потенциальных покупателей новинки.
Модель позиционировалась как массовый продукт сегмента С. Основной нашей задачей было предложить автомобиль
с красивым и необычным дизайном, полным приводом, высокой посадкой, солидным дорожным просветом.
В итоге получилась интересная комбинация с кузовом типа купе-кроссовер. Дальше проект успешно
прошел несколько экспертиз, включая индустриальную. Так что Arkana — это чистой воды российский
продукт.
Можно ли сказать, что Arkana — это полностью российское изобретение?
Я бы сказал, что Arkana — самая российская из всех иностранных моделей. В России
мы сделали самое главное — придумали продукт, подключили инженерные ресурсы, маркетинг,
подготовили производственные мощности. А ключевой задачей для нас был поиск баланса потребительских
качеств.
Когда было принято решение поставлять в Россию хорошо известный в Европе Renault Duster, наши
обязанности сводились к контролю сборки автомобиля, который у нас просто воссоздавали.
Arkana — новая модель с высоким процентом локализации, и в этом случае все
делается в первый раз: начиная с отбора поставщиков деталей и производителей качественного
металла и до маркетинговых и клиентских активностей.
«Ключевой задачей для нас был поиск баланса потребительских качеств»
Какие подготовительные работы были проведены перед производством Arkana?
В модернизацию производства были вложены немалые суммы, но важно понимать, что благодаря этому переоборудованию и другие модели станут лучше. В основном инвестиции были сделаны в роботизацию окраски, сборки и сварки. Кроме того, в модели много нового оборудования, например, сабвуфер или атмосферная подсветка — это требовало получения новых компетенций для производства.
К какому классу все-таки можно отнести Arkana?
Мы не рассматриваем модель как прямое продолжение линейки кроссоверов. Скорее, это наследник классического представителя сегмента С, из которого производители сегодня уходят. Только к обычному представителю данного класса мы добавили красивый дизайн, полный привод и высокий клиренс. Уверены, что Arkana произведет вау-эффект.
Станет ли Arkana родоначальником новой модельной линейки Renault?
Могу вам точно сказать, что не станет. Ни кабриолетов, ни универсалов не будет. Это самодостаточная модель. Сейчас в машине есть и красота, и функциональность. Я как-то спросил у нашего дизайнера, переводя вопрос журналиста, как может выглядеть Arkana-универсал. Он только посмеялся и сказал, что красиво не получится. Будут другие яркие новинки в модельной гамме Renault, но Arkana останется купе-кроссовером.
Arkana создана исключительно для российского рынка, или ее можно будет увидеть в других странах?
Крайне редко автомобиль создается для одного рынка сбыта, поэтому еще на этапе слайда
мы показывали наш проект и в других странах. Точно известно, что Arkana будет интересна
участникам Таможенного союза и государствам, входящим в СНГ, то есть традиционным рынкам
сбыта экспортной продукции «Renault-Россия».
Что касается других государств, то пока я могу с уверенностью сказать, что Arkana будет
продаваться в Корее. Но там в автомобиль внесли некоторые технические изменения. Например,
в силу климатических условий им не нужен полный привод. Сейчас ведутся переговоры
и с другими странами, однако в данный момент мы не можем озвучить их названия.
«Модель получилась глобальной, хотя приоритет для нее — Россия»
Где проводились испытания автомобиля?
Обычно говорят, что модель адаптирована под условия эксплуатации в России, но в нашем случае модель изначально создавалась для нашей страны. А это сложный рынок с набором разных климатических и дорожных условий. Не будем забывать про коррозию, пробки, стремление наших людей ездить быстро и прочие местные особенности. Поэтому география испытаний была самой обширной — Швеция, Финляндия, Франция, Румыния, Россия и другие регионы.
«Arkana будет хороша и на гладком асфальте, и на грунтовой дороге, и на проселке, в жарком и холодном климате»
Какие акценты были сделаны при доводке ездовых характеристик — машина должна была стать «драйверской» или максимально комфортабельной и проходимой?
Мы стремились к тому, чтобы создать универсальный автомобиль, который бы одинаково хорошо вел
себя на всех типах покрытий. Мы могли сделать чуть меньше дорожный просвет, но это
было бы в ущерб внедорожным характеристикам. И так по каждой позиции.
Сейчас у машины клиренс больше 20 см, стойкая к перегреву трансмиссия, металлическая защита
двигателя уже в базовой комплектации. И если говорить о внедорожном потенциале,
то Arkana не сильно уступает Duster, который по возможностям ближе к серьезным
внедорожникам, чем к «паркетникам». Кстати, Arkana — единственный кроссовер
сегмента С, сертифицированный по категории М1G, то есть официально признанный автомобилем
повышенной проходимости.
При этом автомобиль получил новый турбированный двигатель TCe 150 и вариатор
с гидротрансформатором — такая связка позволит водителю в любой ситуации чувствовать
себя на дороге уверенно и комфортно.
Почему в Renault решили оснастить новинку турбированным двигателем, а не проверенным атмосферным?
Все новое сперва пугает — вспомните, например, насколько неудобными казались первые бескнопочные
смартфоны. То же и с турбированными двигателями, которые когда-то были очень капризными,
но сегодня используют совершенно иные технологии.
Турбомотор Arkana дает солидный крутящий момент 250 Нм и расходует на 20% меньше топлива.
Кроме того, атмосферник нужно крутить, а турбомотор даже без этого великолепно тянет и работает
тихо. О надежности красноречиво говорят результаты стендовых испытаний, соответствующих пробегу
300 000 километров. Выяснилось, что износ деталей 2-литрового атмосферного мотора был на уровне
40–60 микрон, у двигателя TCe 150 составил 2–3 микрона. Плюс имеет значение
эволюция смазочных материалов. Итог — износа почти нет.
«Мы испытывали кросс-купе на всех видах бензина. И смело заявляем, что можно заливать любое топливо — АИ-92, АИ-95 или АИ-98»
На каком бензине работает новый двигатель?
Сертифицирован кроссовер на 95-й, но вреда от 92-го не будет. Это вопрос привычек потребителя. Минимальное октановое число для Arkana — 91. Главное — заправляться качественным топливом на проверенных АЗС.
Какие элементы активной и пассивной безопасности предлагает Renault будущим владельцам Arkana?
Именно это мы выясняли у наших фокус-групп, которые были созданы в каждом регионе России.
Любой элемент дизайна, предложения по комплектациям и необходимые элементы безопасности
обсуждались с владельцами и теми, кто впервые знакомится с моделями компании.
Оказалось, что людям нужны 6 подушек безопасности, система стабилизации, АБС, а также некоторые
системы-помощники. И потом, мы ориентируемся на независимый рейтинг безопасности ARCAP,
который публикует «Авторевю». По нему Arkana получила 4 звезды, что соответствует высшему
баллу.
Наши внутренние испытания это подтвердили, с нетерпением ждем результатов независимого краш-теста.
Каким образом составлялись комплектации автомобиля?
Сперва мы опять же изучили спрос и потребности наших клиентов. Затем составили максимальную
комплектацию, но без того, что, на наш взгляд, просто увеличивает стоимость машины. Понятно, что
сегодня люди не готовы переплачивать за автопилот или систему автоторможения. Зато
мы включили в комплектацию аудиосистему Bose, многорежимное рулевое управление.
Сейчас мы предлагаем потребителю готовые комплектации, которые он может либо заказать
у дилера, либо приобрести со склада. Предполагается, что самой популярной станет максимальная
комплектация с двигателем TCe, потому что именно в этом варианте можно получить громадное
удовольствие от вождения. По части полного или переднего привода, вероятно, предпочтения россиян
будут равны.
«Будут и доступные комплектации, но бедными их никак не назовешь»
Дилеры торопят центральный офис с поставками Arkana?
Ожидания от автомобиля очень большие. Если сейчас доля Renault в России чуть выше 8%, то к 2021 году она, в том числе благодаря Arkana, должна вырасти до 10%. У нас появятся новые клиенты, для которых Koleos был слишком большим, Duster — простым, а Kaptur — недостаточно динамичным. Arkana раскрывает марку с новых сторон, а если попытаться выделить главные характеристики новинки, то набор будет такой: дизайн, оснащение, динамика, комфорт, цена.
У вас уже есть предварительные прогнозы того, в каких городах и регионах Arkana будет особенно популярна?
Мы полагаем, что машина будет популярна в крупных городах, но Arkana будет неплохо смотреться и в небольших районных центрах. Высокая проходимость, простая подвеска, красивая внешность — эта машина может много больше привычных седанов и кроссоверов. Очевидно, что в крупных городах у нее будет выше доля, чем у других наших моделей, а в регионах она вполне может стать популярнее классических моделей сегмента С.
Практика онлайн-продаж будет продолжена?
Мы были первым автопроизводителем, который запустил продажи через онлайн-шоурум. Сперва можно было
только выбрать комплектацию и внести предоплату. Но с Arkana мы ввели полную продажу,
и всего за три часа распродали в сети первую партию из ста машин спецсерии Edition One.
Сейчас достаточно выбрать дилера и забрать у него машину. Это важно, поскольку человек сам видит,
какие комплектации Arkana есть в наличии и где. Не нужно обзванивать продавцов. Скоро можно
будет в онлайн-шоуруме приобрести новинку в кредит, подобрать к ней страховые программы.
Какие маркетинговые акции будут сопровождать начало полноценных продаж Arkana?
У нас пройдет Arkana Road Show по 14 городам России — автопробег протяженностью
4000 км на нескольких машинах с посещением дилерских центров. Главная цель —
создать эффект присутствия, показать новую модель и ее форм-фактор, чтобы пробудить к машине
еще больше интереса. Кроме того, на телевидении выйдет проморолик.
Главное, что мы хотим донести до клиентов: Arkana не нишевый, а массовый продукт
с отличным набором качеств. И убедиться в этом можно лично. Скоро машины начнут поступать
к дилерам, и все они будут организовывать тест-драйвы. Это ключевая активность для клиентов,
потому что основные достоинства машины можно оценить, только самостоятельно сев за руль.