АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ
МИРНЫЙ АТОМ


В 2025 году Россия отметила 500-летие освоения Северного морского пути — самого короткого морского пути между европейской частью нашей страны и Дальним Востоком. Важнейшую роль в освоении Севморпути играют атомные ледоколы. Таких кораблей нет ни в одной стране мира, кроме России.
В 1525 году русский дипломат Дмитрий Герасимов первым высказал идею Северного морского пути:
Океан на севере имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, из Белого моря можно добраться на кораблях до страны Китай
Русский дипломат Дмитрий Герасимов, 1525 год
Северный морской путь — кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом и исторически сложившаяся национальная транспортная артерия России. Севморпуть — ключевой элемент освоения нефтегазовых ресурсов и добычи полезных ископаемых в северо-восточных районах России. Кроме того, это активно развивающийся новый экспортный маршрут для торговли с дружественными странами Азии. Путь между Европой и Азией через Северный ледовитый океан примерно на треть короче пути через Суэцкий канал.
Поворотным моментом в истории освоения Северного морского пути стало принятие постановления Совета министров СССР 2840-1203 от 20 ноября 1953 года о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой.
Главным конструктором атомохода, первоначально называвшегося «Проект-92» (92 — порядковый номер урана в таблице Менделеева), был назначен Василий Неганов. Атомную энергетическую установку, включавшую три реактора ОК-150, проектировали в ОКБ Горьковского завода № 92, главный конструктор — Игорь Африкантов. Общее научное руководство проектом осуществлял академик Анатолий Александров.

Академик Анатолий Александров был научным руководителем проекта первой атомной подводной лодки, а в 1953 году был назначен научным руководителем проекта строительства атомного ледокола
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
На этапе проектирования, экспериментальных разработок и строительства в создании ледокола были задействованы около 30 научно-исследовательских институтов, более 250 промышленных предприятий и 60 конструкторских бюро СССР.
Атомный ледокол был заложен 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. 5 декабря 1957 года атомоход, которому было присвоено название «Ленин», был спущен на воду. 3 декабря 1959 года был подписан акт Государственной комиссии о введении нового судна в эксплуатацию. Сейчас этот день отмечается как День атомного ледокольного флота, профессиональный праздник атомфлотцев.

Расстояние, которое прошел ледокол «Ленин» за 30 лет эксплуатации, в 30 раз превышает окружность Земли по экватору
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

Василий Неганов — главный конструктор атомного ледокола «Ленин»
Фото: В. Барановский /РИА Новости
В 1967 году была проведена уникальная операция по выгрузке атомной установки с ледокола «Ленин» — она была заменена на более совершенную установку типа ОК-900. В 1989 году ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации. За 30 лет навигации он прошел 654,4 тыс. морских миль (в том числе во льдах 560,6 тыс. морских миль) и провел через льды 3741 судно.

Турбинное отделение ледокола
Фото: В. Козлов / РИА Новости
Первенец отечественного атомного ледокольного флота был сохранен для потомства и преобразован в современный выставочный центр. Арктический выставочный центр «Атомный ледокол „Ленин“» в Мурманске пользуется большой популярностью у туристов, посещающих город.

Пульт управления атомного ледокола «Ленин»
Фото: Макс Альперт / РИА Новости
Успех эксплуатации первого атомохода способствовал строительству новых атомных ледоколов проекта 10520 типа «Арктика». Головной корабль проекта — атомный ледокол «Арктика» — был спущен на воду 26 декабря 1972 года и принят в эксплуатацию 25 апреля 1975 года. 17 августа 1977 года он стал первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса в надводном положении. В мае 2000 года ледокол «Арктика» совершил плавание длительностью один год без захода в порты, а к 2005 году пройденный кораблем путь составил 1 млн миль с момента принятия судна в эксплуатацию.
Проект 10520 продолжили атомные ледоколы «Сибирь» (спуск на воду — 28 декабря 1977 года), «Россия» (2 ноября 1983 года), «Советский Союз» (31 октября 1986 года) и «Ямал» (4 октября 1989 года). В августе 2025 года капитаном «Ямала» стала первая в мире женщина—капитан атомного ледокола Марина Старовойтова. 31 января 1988 года был введен в эксплуатацию лихтеровоз (ледокольно-транспортное судно) «Севморпуть» с атомной силовой установкой типа КЛТ-40.
31 января 1988 года был введен в эксплуатацию лихтеровоз (ледокольно-транспортное судно) «Севморпуть» с атомной силовой установкой типа КЛТ-40.
В 1989 и 1990 годах были введены в эксплуатацию два мелкосидящих атомных ледокола проекта 10580 «Таймыр» — «Таймыр» и «Вайгач». Благодаря уменьшенной осадке они могут заходить в устья сибирских рек и обслуживать суда, идущие по Северному морскому пути. Корпуса ледоколов были построены в Финляндии, а атомные установки и оборудование монтировались в СССР.
Непросто сложилась судьба атомного ледокола проекта 10520, заложенного под именем «Урал» в 1989 году и спущенного на воду 29 декабря 1993 года. В 1995 году «Урал» был переименован в «50 лет Победы».

5 апреля 2000 года Владимир Путин, недавно вступивший в должность президента России, провел историческое совещание по проблемам Северного морского пути и развития отечественного судостроения на борту атомохода «Россия» в Мурманске.
С этого момента начался новый этап в развитии арктической морской транспортной системы и атомного ледокольного флота России. В 2003 году было возобновлено строительство атомного ледокола «Урал», получившего новое название — «50 лет Победы». Атомоход был введен в эксплуатацию 23 марта 2007 года.
На смену атомоходам советского времени приходят двухосадочные атомные ледоколы проекта 22220 типа «Арктика» (ЛК-60Я). ЛК-60Я расшифровывается как ледокол мощностью 60 МВт с ядерной силовой установкой. Благодаря переменной осадке они могут работать как в океане, на трассах Севморпути, так и в руслах сибирских рек.
В настоящее время введены в эксплуатацию четыре атомохода этой серии, часть из которых получила имена прославленных советских атомных ледоколов. 21 октября 2020 года началась эксплуатация атомного ледокола «Арктика», 25 января 2022 года — «Сибири», 22 ноября 2022 года — «Урала», 28 декабря 2024 года — «Якутии».

Атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 получил название в честь предшественника, построенного также на Балтийском заводе и введенного в эксплуатацию в 1977 году
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ
6 ноября 2024 года был спущен на воду атомный ледокол «Чукотка». В церемонии спуска на воду принял участие по видеосвязи президент России Владимир Путин. В ноябре 2025 года состоится закладка на стапеле атомного ледокола «Сталинград». В 2026 году будет спущен на воду атомный ледокол «Ленинград».

Атомный ледокол проекта «Лидер»
Настоящим прорывом в навигации по северному морскому пути призваны стать атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер» (ЛК-120Я). Их задача — обеспечение круглогодичной работы на Севморпути с целью навигации и проводки торговых или научных судов. Мощность ядерной силовой установки будет вдвое больше, чем у ледоколов проекта 22220. Серия должна состоять из трех ледоколов. Строительство головного корабля проекта — атомного ледокола «Россия» — ведет ССК «Звезда» в Приморском крае. Самый мощный в мире атомный ледокол планируется построить к 2030 году.
В последние годы в связи с санкционным давлением Запада на Россию, попытками закрыть для нашей страны международные транспортно-логистические цепочки, роль Северного морского пути как национальной транспортной артерии возросла многократно.
В декабре 2018 года инфраструктурным оператором Северного морского пути был назначен Росатом. Обеспечением эксплуатации и технологического обслуживания атомных ледоколов и судов вспомогательного флота занимается входящее в структуру Росатома Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот». В 2022 году был утвержден план действий по развитию Северного морского пути (СМП). Он включает строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, группировки орбитальных спутников. Инвестиции в реализацию плана в течение 13 лет должны составить порядка 2 трлн руб.
Росатом курирует федеральный проект «Развитие Северного морского пути», а также участвует в реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года и инициативы социально-экономического развития РФ до 2030 года «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением правительства РФ. Одна из стратегических целей Росатома — сделать СМП эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Генеральный директор Росатома Алексей Лихачев и министр транспорта КНР Лю Вэй на заседании Подкомиссии по сотрудничеству по Северному морскому пути Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств
Фото: Ксения Исмаил
В октябре 2025 года Россия и Китай утвердили план мероприятий по развитию перевозок по Северному морскому пути. «Дорожная карта» была согласована по итогам прошедшего в Харбине второго заседания Подкомиссии по сотрудничеству по СМП. Российскую сторону на заседании представлял гендиректор Росатома Алексей Лихачев, китайскую — министр транспорта Лю Вэй.
Новый международный транспортный коридор уже работает. 13 октября 2025 года в британский порт Фелистоу прибыл первый в истории транзит из Китая в Европу по СМП. Из китайского порта Нинбо контейнеровоз вышел 23 сентября, так что путь занял 20 дней. Это почти в два раза быстрее традиционного маршрута через Суэцкий канал.
В 2024 году объем грузоперевозок по СМП стал рекордным, составив почти 37,9 млн тонн, что на 1,6 млн тонн больше, чем годом раньше. Согласно прогнозам Росатома, в 2030 году грузопоток по СМП может достичь 193 млн т, в 2035 году — 220 млн т.
27 марта 2025 года на Международном арктическом форуме в Мурманске президент Владимир Путин заявил:
Уже сейчас Россия имеет самый большой ледокольный флот в мире. Нам нужно усиливать эти позиции, вводить в строй ледоколы нового поколения, включая атомные, которые сейчас есть только у России. Ни у кого в мире такого флота нет
Президент России Владимир Путин

Президент России Владимир Путин принял участие в церемонии закладки атомного ледокола «Ленинград» 26 января 2024 года
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ