Предпринимательство требует свободы

Почему необходимы платформенные решения для развития бизнеса

Разрыв старых экономических связей и формирование новой деловой реальности в условиях ограничений и изоляции будут во многом опираться на малые и средние предприятия — такие компании ближе к потребителю, острее реагируют на социальные потребности и имеют потенциал для быстрого роста. Правительство последовательно развивает сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) в рамках профильного нацпроекта. При этом инфраструктура поддержки таких предприятий дополнительно разрастается за счет собственных программ онлайн-платформ, способных комплексно решать конкретные задачи развития МСП. Один из таких примеров — программа поддержки Авито, недавно выделившейся из холдинга OLX Group в самостоятельную российскую структуру. Выделение в отдельный бизнес должно придать компании гибкость в принятии решений и возможность реинвестировать ресурсы в развитие платформы и создание новых возможностей для поддержки и развития предпринимательства. В качестве ключевой площадки для работы Авито уже пользуются 2 млн компаний микробизнеса и еще 250 тыс. представителей малого и 25 тыс.- среднего бизнеса, для которых усиление компании в России означает уверенность, что никто не останется без поддержки.

Искусство возможностей

Известно, что малое и среднее предпринимательство — сектора, способные стать источником восстановления и развития экономики в кризисных условиях. Этому способствует высокая конкуренция в секторе, требующая эффективных и гибких решений, а также способность чутко реагировать на социальные потребности из-за близости к потребителю. Развитие МСП в РФ признано одной из национальных целей. В рамках профильного нацпроекта правительство конструирует инфраструктуру системной поддержки сектора для выращивания новых компаний. В Минэкономики признавали, что развитие индивидуального и малого предпринимательства — один из основных ответов на вызовы постковидного развития экономики. Текущие условия — в том числе разрывы цепочек поставок, высвобождение ниш из-за ухода с рынка зарубежных компаний, изменение номенклатуры доступных товаров и потребительских привычек на фоне снижения реальных доходов — создают новые возможности для МСП.

Предлагаемые частными компаниями инструменты востребованы среди предпринимателей, поскольку нацелены на решение конкретных задач — в части поддержки спроса, диверсификации каналов сбыта, экспортных сделок или расчетов с контрагентами. В частности, меры поддержки Авито отличаются для каждой из категорий: товаров, услуг, авто, недвижимости и работы. При этом речь идет как об использовании сервисов компании для работы на платформе (например, для решения проблем с логистикой появилась сеть постаматов, расширена география курьерской доставки, добавлена возможность доставки силами партнеров продавца по предоплате через «безопасную сделку»), так и общих аналитических инструментах, позволяющих бизнесу определить перспективные направления для развития (например, продавцы могут сравнить уровень конкуренции в разных категориях товаров). Пересмотрен подход к формированию стоимости размещения и продвижения объявлений для большинства категорий услуг — в зависимости от сценариев состояния отрасли на площадке обещают подготовить программы поддержки для разных категорий исполнителей.

Что могут МСП

В России эксперты часто отсылают к доле МСП в развитых странах, указывая на недостаточную поддержку сектора со стороны правительства. На недавнем обсуждении эффективности поддержки малого бизнеса в Совете федерации общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере МСП Анастасия Татулова напомнила, что многие годы доля МСП в ВВП и в количестве занятых не меняется — 20% и 27% соответственно. В США такие показатели составляют 56% и 52%, в Германии — 43% и 57%, в Китае — 60% и 83%, Японии — 55% и 72%. Классическим примером успешного развития сектора является опыт послевоенной Германии: в условиях изоляции малые производственные предприятия сумели обеспечить рост производства за счет инноваций, став значимыми международными игроками или поставщиками прорывных решений для более крупных компаний.

«Инфраструктура есть, ее можно развивать, более того, она теперь становится самостоятельным игроком. Слом конкурентной среды создает хорошие возможности для развития бизнеса», — указывает вице-президент «Опоры России» Николай Дунаев.

Впрочем, сопоставление МСП и подходов к его поддержке в РФ и в других странах зачастую неоправданно, считают экономисты. В Институте Гайдара указывали на межстрановые расхождения в методологии подсчета показателей и критериях отнесения к МСП. Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Денис Мельник и вовсе убежден, что сравнения инфраструктуры поддержки МСП РФ и других стран некорректны из-за различий в структуре экономики, а перед сектором не должно стоять задачи восстановления экономики. «Малый бизнес — инкубатор предпринимательства, где на миллион новых ИП сгорает 800 тыс. старых. Это инновационная часть МСП, но есть и другая: в Европе это предприятия, десятилетиями работающие на локальные рынки, постоянные поставщики крупных фирм. Это стабильный сегмент, который устойчиво работает в своей нише с предсказуемой маржой. Таких условий исторически у нас нет, экономика молодая и сверхдинамичная», — отмечает он.

Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрий Кнатько считает, что, хотя поддержки исключительно малого бизнеса недостаточно для восстановления экономики, сектор обладает огромным потенциалом. «Малый бизнес способен расти в короткие сроки — в секторе создаются инновационные продукты и решения, некоторые компании добиваются капитализации за несколько лет», — отмечает эксперт. Доцент кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Виктор Солнцев, в свою очередь, отмечает: «Официально доля малого бизнеса в ВВП составляет 20%, при этом оборот ИП, микро- и малых предприятий оценивается примерно в 40 трлн руб., а численность — в 15–18 млн работников, не считая скрытой занятости. Но примерно столько же предпринимателей остаются для нас невидимы». Это, по его мнению, является заметным скрытым потенциалом для развития экономики. Эксперт ссылается на опыт Монголии, упростившей деятельность МСП за счет отказа от избыточного контроля, — результатом стал двукратный рост ВВП за три года.

Много мер, мало свободы

Ответ российского правительства на текущие беспрецедентные санкции и возросшие риски для МСП во многом схож с реакцией на COVID-19 — это запуск программ льготного кредитования, кредитные каникулы, отсрочки по арендным платежам, гранты для отдельных отраслей, мораторий на проверки, пролонгация разрешений и лицензий. Одновременно Белый дом активизировал работу по устранению барьеров на ведение предпринимательской деятельности — речь идет о снижении как административной (предупреждение при первом нарушении, снижение размера штрафов), так и уголовной ответственности (затруднена процедура возбуждения дел по налоговым преступлениям).

Мнения экспертов о качестве правительственной стратегии поддержки разделились. Денис Мельник уверен, что меры поддержки МСП в целом бесполезны: «накачивание» сектора деньгами искажает структуру и траектории развития эффективных предприятий, меры должны быть связаны с дерегулированием. «Надо дать возможность МСП развиваться, как они хотят. Этот сектор масштабнее, чем отражает статистика, значительная часть мелкой предпринимательской деятельности остается в тени, несмотря на все усилия госорганов в последние годы», — отмечает он. По мнению Виктора Солнцева, финансовые меры неэффективны, поскольку концентрируются на небольшой части МСП, меры должны способствовать «обелению» сектора и его легализации. Дмитрий Кнатько же ссылается на опыт Чили: «Помимо традиционных мер финансовой, образовательной, налоговой поддержки там удалось создать инфраструктуру доверия для взаимодействия предпринимателей. В России работа по снятию административных барьеров начата, создается единая инфраструктура поддержки, но необходима перенастройка экономики — облегчение доступа к технологиям, рынкам сбыта, качественным услугам».

Надо дать возможность МСП развиваться, как они хотят. Этот сектор масштабнее, чем отражает статистика, значительная часть мелкой предпринимательской деятельности остается в тени, несмотря на все усилия госорганов в последние годы.

В деловом сообществе также отсутствует единая позиция о достаточности господдержки. Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников указывает, что предпринимателям требуются условия ведения рентабельного бизнеса. «Пока принимаемые меры не про это. Бизнес называет их полумерами. Нужны реформы в налоговой, инвестиционной и регуляторной политике, чтобы отрасли могли развиваться. Необходимо снять с бизнеса неоправданные издержки и минимизировать силовое давление», — отмечает он. Координатор «Деловой России» в Центральном федеральном округе Дмитрий Аббакумов считает, что мер поддержки принимается много, наиболее значимы — кредиты по низким ставкам, отсрочка платежей по УСН, ряд отраслевых мер, например для туризма. По его словам, дополнительные меры поддержки универсальны — длинные дешевые деньги, поддержка занятости, снижение налогов, рынки сбыта. «Если все эти механизмы эффективно запустить, компании смогут по ряду направлений — общепит, легкая промышленность, сельское хозяйство — сгладить уход иностранных компаний и во многом заполнить освобождаемые ниши», — считает он. Из-за ограничений доступа потребителей к иностранным ресурсам МСП уже начали активнее работать с крупными онлайн-площадками. «Инфраструктура есть, ее можно развивать, более того, она теперь становится самостоятельным игроком. Слом конкурентной среды создает хорошие возможности для развития бизнеса», — указывает вице-президент «Опоры России» Николай Дунаев.

Екатерина Кузнецова