Полвека назад, 8 июля 1974 года, было утверждено постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве
Его приходу массы людей радовались так, будто через минуту начнется золотой дождь, превращающий всех в богатых счастливцев. А восторг был таким, будто произошло самое важное и ценное событие в жизни не только жителей конкретного города, но и всего человечества. Празднества после наступления этого события продолжались день и ночь, а порой и несколько дней подряд. Ведь приход первого поезда означал, что наступает новая эпоха и начнутся перемены к лучшему для всех и каждого.
Всеобщее воодушевление вызывали даже слухи о том, что в ближайшей округе намечается прокладка железнодорожной линии. А если подобные новости подкреплялись государственными решениями, начинался подлинный ажиотаж. К примеру, глава Киевской конторы Государственного банка Российской Империи
«Ввиду предстоящего оживления общественной и промышленной жизни Киева для частной предприимчивости открывается обширное поприще. Все, что сделает городскую жизнь привлекательною и удобною для приезжего, принесет несомненную выгоду… Все, что облегчит закупку и сбыт местных произведений
Желание делового сообщества ускорить товарообмен с традиционными рынками и получить новые, включая заграничные, для закупок и сбыта было всеобщим и совершенно понятным. И все же выглядело несколько странным, ведь всего тремя десятилетиями ранее сопротивление строительству железных дорог в России было столь же массовым. А все сомнения и прочие разнообразные обстоятельства, возникавшие при принятии решений о строительстве первых магистралей, породили в железнодорожном деле явление, которое президент Российской Федерации
И бороться с этой проблемой пришлось ничуть не меньше, чем с природой. Причем при создании рельсовых путей ко всем важнейшим для внешнеторговых операций морям — к Балтийскому, к Черному, к Белому и Баренцеву, а также к Японскому по Транссибу и БАМу.
Есть немало дат, считавшихся днем основания железнодорожного дела в России. Но в дореволюционные времена господствовало мнение, что подлинное начало строительству железных дорог было положено не открытием движения по созданной в порядке опыта Царскосельской дороге, а указом императора Николая I от 1 (13) февраля 1842 года о сооружении магистрали между
2 декабря 1852 года император Николай I утвердил принятое Комитетом для рассмотрения предположений об устройстве железных дорог решение о необходимости строить не одну магистраль от Харькова на юг, а две: к обоим важнейшим российским портам на Черном море — Одессе и Севастополю.
10 ноября 1893 года на заседании Комитета Сибирской железной дороги его председатель — наследник престола великий князь Николай Александрович указал, что нужно всемерно стремиться к тому, чтобы Транссибирская магистраль, «это великое народное дело», «была осуществлена русскими людьми и из русских материалов». Но проект самой длинной дороги страны и до, и после этого повеления мог по праву считаться плотью от плоти русской жизни во всех ее проявлениях и особенностях.
Подробнее30 декабря 1914 года Совет министров Российской империи по указанию императора Николая II принял решение о начале строительства железной дороги к незамерзающим бухтам на Кольском полуострове. Причем крайняя необходимость такой дороги для страны признавалась еще двумя десятилетиями ранее.
Подробнее15 марта 1974 года генеральный секретарь ЦК КПСС