Натуральный растворимый
«Тебе кофе натуральный или растворимый?» Наверное, многим такая постановка вопроса покажется правильной. Кроме, конечно, самих производителей кофе. Они-то прекрасно знают, что растворимый кофе — такой же натуральный, как и обжаренный. В банке с растворимым кофе нет ничего, кроме собственно кофе.
Если, конечно, это настоящий растворимый кофе, а не суррогат. В позднесоветские времена дефицита его делали из того, что под руку попадется: ячменных зерен, ржи, овса и чуть ли не свеклы. Видимо, оттуда и пришло это предубеждение.
Впрочем, россияне от него, видимо, уже благополучно избавились.
Пятая часть россиян находит особенное удовольствие в ритуальном заваривании напитка и особенном вкусе свежесваренного кофе.
Примерно таково же соотношение объема продаж жареного и сублимированного кофе у «Московской кофейни на паяхъ» — крупнейшего отечественного производителя кофе.
Час ученичества
В этом году знаменитому бренду исполняется 20 лет. На самом деле основатели компании начали заниматься кофе раньше — с 1993 года.
Тогда российский рынок стремительно делили европейские компании, которые имели производства, оснащенные по последнему слову техники, новейшие технологии, отработанную маркетинговую стратегию. Что могли им противопоставить российские производители?
Это примерно как школьную футбольную команду выпустить на поле против профессионального клуба. Впрочем, все профессионалы вырастают из школьников, пройдя обучение.
Для будущих основателей «Московской кофейни на паяхъ» Алексея Кеменова и Сергея Егоркина таким обучением стала дистрибуция. Сначала занялись продажей продукции «Нестле». Затем открыли собственное производство жареного кофе и фасовку высококачественного растворимого кофе из Швейцарии. При этом изучали технологию, особенности различных видов кофе, последние ноу-хау отрасли, существующий спрос и вкусы потребителя.
В общем, в каком-то смысле повторили путь Петра Великого, который учился воевать у более сильной шведской армии. Кстати, именно первый российский император сделал кофе популярным у нас напитком.
В 2002 году начался новый период становления компании: строительство в подмосковном Тучково собственного завода по производству сублимированного растворимого кофе по новейшим технологиям.
В то время надо было иметь очень серьезные преимущества, чтобы войти с большими инвестициями в насыщенную конкурентную среду с ведущими мировыми производителями. И таким преимуществом стало качество получаемого напитка. Это позволило компании быстро завоевать на российском рынке большое число поклонников ее продукции и в скором времени полностью погасить кредит. Продукция компании отмечена многими престижными российскими и международными наградами. Так в чем же секрет высокого качества кофе «Московской кофейни на паяхъ»? Давайте разберемся подробнее.
Грани технологии
Завод «Московской кофейни на паяхъ» не просто завод — это первое на всем постсоветском пространстве и во всей Восточной Европе производство сублимированного кофе полного цикла. При этом работающее по новейшим технологиям. Уровень автоматизации достигает 98%. Несколько тысяч автоматических контроллеров каждую секунду осуществляют контроль на всех этапах производства. Просто представьте себе: на весь огромный завод, выпускающий кофе более чем на миллиард чашек в год, — всего семь человек в операторской.
Для того чтобы получился качественный сублимированный кофе, зерна сначала обжаривают, осуществляют помол, далее молотый кофе заваривают, выпаривают из него лишнюю влагу и охлаждают. Полученный, достаточно густой и ароматный, охлажденный экстракт замораживают до –50°C, дробят на кристаллы, которые затем сушат в вакууме, близком к космическому, и в результате получается сублимированный кофе.
Это и есть самый качественный растворимый кофе.
Полный цикл
Кофе, если кто не знает, — это ягода. Довольно вкусная сама по себе и с двумя зелеными зернами внутри, которые и составляют главную ценность. Эта ягода в наших широтах, естественно, не растет, как и в Италии, Швейцарии, Дании, Финляндии, а ведь эти страны являются основными законодателями в мире кофе.
Так вот, большинство производителей закупают сырье — те самые зеленые необжаренные зерна — на биржах. Кто и как его собирал, где и как хранились 60-килограммовые мешки — об этом они полного представления не имеют. Соответственно, и контролировать процесс с самого начала не имеют возможности.
Здесь, после переработки, выходит уже готовый к употреблению жареный или растворимый кофе. Это и есть полный цикл — одно из главных конкурентных преимуществ «Московской кофейни на паяхъ», позволяющее контролировать весь процесс — от плантации до готового продукта.
Спрос на кофе компании «Московской кофейни на паяхъ» растет от года к году. Соответственно, и подмосковный завод расширяется. Запланировано строительство второй производственной линии стоимостью 45 млн евро. Кредитором и финансовым партнером «Московской кофейни на паяхъ» снова выступает Сбербанк.