Бизнес выше среднего

«Драйверы экономического роста» — именно так называют многие эксперты агропромышленный комплекс и строительство. В этих отраслях реального сектора экономики наиболее активно работает средний и крупный бизнес (если оставить за скобками добывающие компании). Их кредитование имеет свою специфику, связанную как с макроэкономической ситуацией, так и c текущими изменениями в законодательстве (субсидирование сельхозпроизводителей, поправки в закон о долевом инвестировании жилья). В совместном проекте со Сбербанком мы рассказываем о развитии агропромышленных и девелоперских компаний на конкретных примерах.

Золото российского агро
Какие ресурсы используют производители и переработчики для освоения новых рынков
Читать

Read more

Read more

Read more
Стройка без компромиссов
Девелоперы переходят на новые форматы и стандарты в условиях возрастающей конкуренции
Читать

Read more

Read more

Read more

«Московская кофейня на паях» — ведущий российский производитель натурального жареного и растворимого кофе. И единственная российская компания, которая составляет достойную конкуренцию известным зарубежным брендам с вековой историей. «Московская кофейня на паяхъ» входит в десятку лидеров рынка РФ с долей 5% (основные конкуренты: «Нестле», «Крафт Фудс», «Чибо», «Штраус», «Орими»).

Натуральный растворимый

«Тебе кофе натуральный или растворимый?» Наверное, многим такая постановка вопроса покажется правильной. Кроме, конечно, самих производителей кофе. Они-то прекрасно знают, что растворимый кофе — такой же натуральный, как и обжаренный. В банке с растворимым кофе нет ничего, кроме собственно кофе.

Плантация «Московской кофейни на паяхъ» в Доминиканской Республике

Если, конечно, это настоящий растворимый кофе, а не суррогат. В позднесоветские времена дефицита его делали из того, что под руку попадется: ячменных зерен, ржи, овса и чуть ли не свеклы. Видимо, оттуда и пришло это предубеждение.

Впрочем, россияне от него, видимо, уже благополучно избавились.

По статистике, 80% наших сограждан предпочитают засыпать в чашку пару ложек кофе, залить кипятком и немедленно начинать получать удовольствие.

Пятая часть россиян находит особенное удовольствие в ритуальном заваривании напитка и особенном вкусе свежесваренного кофе.

Примерно таково же соотношение объема продаж жареного и сублимированного кофе у «Московской кофейни на паяхъ» — крупнейшего отечественного производителя кофе.

Час ученичества

В этом году знаменитому бренду исполняется 20 лет. На самом деле основатели компании начали заниматься кофе раньше — с 1993 года.

Тогда российский рынок стремительно делили европейские компании, которые имели производства, оснащенные по последнему слову техники, новейшие технологии, отработанную маркетинговую стратегию. Что могли им противопоставить российские производители?

Криогенная компрессорная станция

Это примерно как школьную футбольную команду выпустить на поле против профессионального клуба. Впрочем, все профессионалы вырастают из школьников, пройдя обучение.

Для будущих основателей «Московской кофейни на паяхъ» Алексея Кеменова и Сергея Егоркина таким обучением стала дистрибуция. Сначала занялись продажей продукции «Нестле». Затем открыли собственное производство жареного кофе и фасовку высококачественного растворимого кофе из Швейцарии. При этом изучали технологию, особенности различных видов кофе, последние ноу-хау отрасли, существующий спрос и вкусы потребителя.

В общем, в каком-то смысле повторили путь Петра Великого, который учился воевать у более сильной шведской армии. Кстати, именно первый российский император сделал кофе популярным у нас напитком.

В 2002 году начался новый период становления компании: строительство в подмосковном Тучково собственного завода по производству сублимированного растворимого кофе по новейшим технологиям.

Инвестиции в производство составили 80 млн долларов, из которых 42 млн — кредит Сбербанка.

В то время надо было иметь очень серьезные преимущества, чтобы войти с большими инвестициями в насыщенную конкурентную среду с ведущими мировыми производителями. И таким преимуществом стало качество получаемого напитка. Это позволило компании быстро завоевать на российском рынке большое число поклонников ее продукции и в скором времени полностью погасить кредит. Продукция компании отмечена многими престижными российскими и международными наградами. Так в чем же секрет высокого качества кофе «Московской кофейни на паяхъ»? Давайте разберемся подробнее.

Грани технологии

Завод «Московской кофейни на паяхъ» не просто завод — это первое на всем постсоветском пространстве и во всей Восточной Европе производство сублимированного кофе полного цикла. При этом работающее по новейшим технологиям. Уровень автоматизации достигает 98%. Несколько тысяч автоматических контроллеров каждую секунду осуществляют контроль на всех этапах производства. Просто представьте себе: на весь огромный завод, выпускающий кофе более чем на миллиард чашек в год, — всего семь человек в операторской.

Один из производственных корпусов завода

Для того чтобы получился качественный сублимированный кофе, зерна сначала обжаривают, осуществляют помол, далее молотый кофе заваривают, выпаривают из него лишнюю влагу и охлаждают. Полученный, достаточно густой и ароматный, охлажденный экстракт замораживают до –50°C, дробят на кристаллы, которые затем сушат в вакууме, близком к космическому, и в результате получается сублимированный кофе.

Это и есть самый качественный растворимый кофе.

Полный цикл

Кофе, если кто не знает, — это ягода. Довольно вкусная сама по себе и с двумя зелеными зернами внутри, которые и составляют главную ценность. Эта ягода в наших широтах, естественно, не растет, как и в Италии, Швейцарии, Дании, Финляндии, а ведь эти страны являются основными законодателями в мире кофе.

Плантация «Московской кофейни на паяхъ» в Республике Колумбия

Так вот, большинство производителей закупают сырье — те самые зеленые необжаренные зерна — на биржах. Кто и как его собирал, где и как хранились 60-килограммовые мешки — об этом они полного представления не имеют. Соответственно, и контролировать процесс с самого начала не имеют возможности.

А «Московская кофейня на паяхъ» приобрела собственные плантации в Колумбии и Доминикане, так что изначально уверена в качестве исходного материала. Вручную отбираются самые спелые кофейные ягоды, затем перерабатываются на месте влажным способом — более затратным, чем «сухой», но и дающим лучший результат, — и оттуда прибывают на подмосковный завод.

Здесь, после переработки, выходит уже готовый к употреблению жареный или растворимый кофе. Это и есть полный цикл — одно из главных конкурентных преимуществ «Московской кофейни на паяхъ», позволяющее контролировать весь процесс — от плантации до готового продукта.

Секция выпаривания экстракта

Спрос на кофе компании «Московской кофейни на паяхъ» растет от года к году. Соответственно, и подмосковный завод расширяется. Запланировано строительство второй производственной линии стоимостью 45 млн евро. Кредитором и финансовым партнером «Московской кофейни на паяхъ» снова выступает Сбербанк.

Ольга Толкачева

Вернуться
назад

Read more

Read more
Стройка без компромиссов
Читать

Выращивание овощей в защищенном грунте — одно из самых перспективных, но и сложных направлений отечественного сельского хозяйства. Для успешного запуска и работы тепличных комплексов необходимо несколько условий: серьезные инвестиции, новейшие технологии, высокий уровень организации. Именно на таких принципах группа компаний «ФИТО» при поддержке Сбербанка реализует инвестиционные проекты по созданию тепличных комплексов в Липецкой области.

Поставки для себя

Перспектива — главный вопрос для любой отрасли. Тепличный бизнес с его круглогодичным производством в этом смысле очень привлекателен для инвестора. Земли требуется относительно немного, потребность в свежих овощах есть везде, потенциальные площадки для освоения — практически во всех климатических зонах, за исключением разве что вечной мерзлоты. Хотя теоретически можно разместить тепличный комплекс и за полярным кругом. Другое дело, что приходится конкурировать с поставщиками из южных регионов и стран, где природа совершенно бесплатно создает те же условия, которые в средней полосе стоят немалых денег. Но это уже вопрос организации производства, логистики, маркетинга.

Отделение светокультуры томата по технологии «ФИТО» Ultra Clima

Группа компаний «ФИТО» уже больше четверти века успешно занимается проектированием и строительством тепличных комплексов под ключ, производством и поставками передового тепличного оборудования. А также — реконструкцией тепличных хозяйств. И даже обучением технологов и агрономов. В общем, с их помощью можно с нуля запустить тепличное производство.

И вот четыре года назад акционеры компании решили, что пришла пора испытать на себе то, что они прежде делали для других. То есть создать собственный тепличный комплекс по выращиванию огурцов и томатов.

Так в 2013 году была создана компания «ЛипецкАгро». Первая очередь — на площади 3,5 га — была построена и запущена в рекордно короткие сроки, всего за полгода, и в начале 2014-го получена первая продукция. Что, в общем, вполне объяснимо: проектировщики, подрядчики, отработанные технологии — все уже было в наличии.

Отделение зеленых культур

Закрытый грунт

Вы ошибаетесь, если представляете себе теплицу как простое сооружение из стекла с внутренним обогревом: это современное высокотехнологичное производство. Теплицы четвертого поколения включают полностью регулируемый микроклимат, а комплексы «ЛипецкАгро» относятся к пятому поколению: это уже ультраклимат, принудительная вентиляция, высокоточные технологии полива и дренажа. Все это вместе взятое позволяет увеличить производительность комплекса на 15-20% по сравнению с теплицами четвертого поколения.

К концу 2014 года был запущен второй комплекс, а сейчас строится уже пятая очередь. Общая площадь тепличных комплексов составляет 34 га. В декабре-январе запускается пятая очередь, что добавит 11 га производственных площадей. Поставки ведутся через собственный торговый дом «Долина Овощей» в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Казань, Воронеж. И, конечно, во все города Липецкой области. Причем «Долина Овощей» является запатентованной торговой маркой. Под этим брендом потребитель может найти продукцию в крупных сетях, в том числе федеральных.

Кредитные линии Сбербанка на «тепличный» проект уже составили 8,5 млрд рублей.

Санкционный момент

Конечно, в 2013 году, когда принималось решение о создании «ЛипецкАгро», никто не мог подозревать, что вскоре наступит время санкций и антисанкций. Но в результате международная ситуация оказалась благоприятной для производства отечественной продукции.

Цех сортировки и упаковки готовой продукции

Правда, не лучшим образом сказалось на бизнесе снижение курса рубля к евро. В строительстве современных теплиц традиционно велика импортная составляющая. ГК «ФИТО» часть оборудования поставляет из Нидерландов. Но в результате плюсы перевесили минусы. Кстати, 2016 год — первый, когда собственное производство овощей в России превысило ввозимое.

Социальная составляющая

Для размещения тепличного хозяйства «ЛипецкАгро» был выбран Данковский район Липецкой области. В советское время город Данков жил преимущественно за счет химического производства, которое постепенно сошло на нет. Фактически район стал депрессивным. А вот с точки зрения логистики для производства сельхозпродукции место отличное: всего в 50 км — трасса М4 «Дон» — лучшая в стране автотранспортная магистраль. До Москвы — считаные часы езды, до Воронежа, города-миллионника, — час с небольшим.

А тепличное производство создает большое количество рабочих мест. Уже сейчас на «ЛипецкАгро» работают 700 человек, когда будет запущена пятая очередь, прибавятся еще как минимум 150.

Котельное оборудование энергоцентра

В первую очередь на работу принимали местных жителей, и благодаря запуску тепличного производства район получил новый стимул для развития. Это прекрасно понимало и руководство области, для хозяйства был создан режим максимального благоприятствования. Не «тепличные условия», конечно, но, по крайней мере, все полагающиеся субсидии и налоговые льготы оно получает. После «ЛипецкАгро» в районе «поселилось» еще несколько новых предприятий, но именно они были пионерами.

И сейчас уже приходится заказывать автобусы, чтобы привозить рабочих из окрестных поселков: местные трудовые ресурсы исчерпаны.

А ГК «ФИТО» при поддержке Сбербанка продолжает инвестиции в сельскохозяйственное производство. В этом году запущена первая очередь нового тепличного комплекса «Елецкие овощи».
Вернуться
назад

Read more

Read more
Стройка без компромиссов
Читать

ЗАО «Мурмансельдь-2» — один из ключевых игроков рынка рыбодобычи в Северном рыбохозяйственном бассейне. Компания имеет собственный рыболовецкий флот и почти два десятилетия строит новые суда все большего тоннажа. В этом году по заказу компании начато строительство четырех супертраулеров. От всех предыдущих заказов этот отличается полным импортозамещением. Он размещен на отечественной верфи, а прокредитован Сбербанком.

Без срока годности

«Клипфикс» — с этого норвежского слова (впрочем, давно вошедшего в русский язык) стоило бы начать рассказ о становлении компании «Мурмансельдь-2». Если по-научному — это треска, подвергшаяся солевому обезвоживанию, а по-простому — сушеная и потрошеная треска, пересыпанная пластами соли.

Богатый улов

Знаете, в чем сходство клипфикса с медом? Нет, по вкусу, конечно, ничего общего, скорее, это полные противоположности. А вот объединяет эти два продукта то, что оба не имеют срока хранения. Иными словами, могут храниться вечно.

Клипфикс, погруженный в любую жидкость — будь то вода, вино, да хоть бы и молоко, — приобретает размеры настоящей трески и вкус, близкий к свежей рыбе. Кстати, неоценимую роль сушеная треска сыграла в эпоху великих географических открытий: это был единственный стратегический пищевой запас, которого хватало на долгие месяцы плавания.

И еще одно свойство продукта: он пользуется практически неограниченным спросом. В прямом смысле: сколько ни произведи — с руками оторвут. Особенно в южных странах, где, понятное дело, вопрос хранения продовольствия имеет особенное значение.

Вот с поставок клипфикса в далеком 1991 году, на заре отечественного предпринимательства, и начала свою деятельность компания «Андромеда», учредил которую мурманский моряк Юрий Задворный. Впоследствии она стала ядром группы компаний «Мурмансельдь-2».

От палубы до флота

Впрочем, сам Юрий Задворный не делит свою жизнь на «до» и «после». Прежде чем стать предпринимателем, он, окончив мореходку, прошел по всем океанам (кроме Индийского, уточняет) в должностях от четвертого помощника капитана до капитан-директора супертраулера.

Ю.В. Задворный, Руководитель ГК "Мурмансельдь-2"

При этом заочно окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. А.А. Вознесенского, защитил кандидатскую диссертацию, затем докторскую.

С таким багажом за плечами вполне логично было заняться организацией собственного дела. И практически сразу же, с 1992 года, Юрий Задворный начал формировать собственную флотилию. Первым приобретением стал средний рыболовный морозильный траулер на киевском заводе «Ленинская кузница» (переименованном, кстати, только в этом году).

1 млн долларов — размер первой крупной инвестиции. Затем цена выросла в два, три раза.

Новый этап развития предприятий Юрия Задворного, уже объединенных в группу компаний «Мурмансельдь-2», начался в 2001 году, когда впервые был размещен собственный заказ на производство рыболовецкого судна.

Импорт…

Корпус 42-метрового траулера «Альмак» строился в Румынии, достраивался в Нидерландах. Почему не в России? Тогда не было нужных мощностей, наши верфи еле выживали. А позже, когда поднялись на ноги, ориентировались прежде всего на госзаказ. В результате, когда через 10 лет Юрий Задворный попытался договориться с крупным отечественным судостроительным заводом, объявленная цена оказалась в полтора раза выше «импортной».

Судно «Альмак» ведет промысел в Норвежском море

Новый заказ разместили в Хорватии. В 2014 году на верфи Uljanik был спущен на воду траулер «Мирах». Длина 64 метра (на 22 метра больше «Альмака»), экипаж — 40 человек. Способен работать любым тралом — как донным, так и пелагическим (то есть разноглубинным).

В сутки «Мирах» способен перерабатывать до 150 тонн рыбной продукции, емкость трюма — около 1000 тонн. Стоимость — 26 млн евро.

Все это время главным кредитором группы компаний был норвежский банк. Вполне грамотное решение с точки зрения бизнеса: суда производятся за рубежом, большая часть продукции идет на экспорт. Впрочем, как рассказывает Юрий Задворный, и со Сбербанком его компанию связывают давние партнерские отношения.

Все изменилось в этом году.

…и замещение

Новый заказ «Мурмансельди-2» по своему объему едва ли не больше, чем все предыдущие. Четыре супертраулера длиной 70 метров, с главным двигателем мощностью 5250 кВт, такие ставят на 100-метровых судах. Это не просто суда, а плавучие рыбоперерабатывающие заводы, причем с безотходным производством.

Судно «Мирах» у причала судостроительной верфи в п. Пула (Хорватия)
В сутки траулер способен переработать 200 тонн сырья и выпустить 100 тонн мороженой потрошеной рыбы (в таком виде она поступит в магазины), 20 тонн филе и 15 тысяч банок консервов.

А из остатков производства — кости, чешуя и т. д. — произвести 7 тонн рыбной муки. Все это, повторю, в сутки. А средний срок в плавании составляет три недели.

Четыре красавца были заложены в сентябре этого года уже на российской земле — заказ принял завод «ПЕЛЛА» в городе Отрадном, в Ленинградской области. Завод активно развивается, в 2014 году открылась с нуля новая площадка — вот на ней и будут строиться траулеры «Мурмансельди-2».

А кредитную линию под это гигантское производство открыл Сбербанк. Общая стоимость заказа составила 160 млн евро, из них 128 млн предоставляет Сбербанк.

Почему компания решила сменить главного финансового партнера? Отечественное финансирование под отечественное производство — совершенно логичное решение. Ну и условия были предложены привлекательные.

После реализации проекта «Мурмансельдь» более чем вдвое увеличит мощности по производству продукции глубокой переработки.

Вячеслав Цыбульников,
вице-президент Сбербанка:

«Для Сбербанка очень важно принять участие в стратегической программе Правительства РФ по обновлению флота рыболовных судов и насыщению внутреннего рынка продукцией высокой степени переработки. Именно в этих целях Корпоративный блок разработал специальное отраслевое предложение, включающее полный набор действительно нужных клиенту продуктов: кредиты, гарантии, экспертизу проекта, подготовку инвестиционного плана и прочие. Мы меняемся вместе с рынком, постоянно совершенствуемся для того, чтобы говорить с клиентом на одном языке и обеспечивать ему качественный сервис».

Ольга Толкачева

Вернуться
назад

Read more

Read more
Стройка без компромиссов
Читать

Корпорация «Баркли» работает на московском девелоперском рынке почти четверть века — с 1993 года. За это время реализовано 34 инвестиционных проекта, построено и реконструировано более 800 тыс. кв. м жилой, коммерческой и социальной недвижимости. Но дело не в количестве. Особенность компании в том, что каждый ее очередной проект означает новую ступень в развитии. Как ее самой, так и всего московского рынка недвижимости. Мы расскажем о проектах, которые корпорация «Баркли» реализует при финансовой поддержке Сбербанка.

Сетевой бренд

«Баркли» еще с конца 90-х начала разрабатывать вполне определенную нишу: дома категории deluxe в районе Остоженки — самой дорогой и фешенебельной локации Москвы. Впрочем, это еще вопрос, что было раньше: «фешенебельность» района или дома от «Баркли». Эта улица, только недавно вернувшая историческое название после нелепого «Метростроевская», тогда котировалась в одном ряду с другими заповедными московскими местами: Арбат, Патриаршие и Чистые пруды, Замоскворечье. А храм Христа Спасителя, виды на который считаются главной отличительной характеристикой остоженских квартир, тогда еще достраивался. Но именно здесь началось самое активное строительство объектов элитного класса.

ЖК Barkli Residence на Шаболовке, объект сдан в октябре 2017 года

Дома от «Баркли» выделялись на фоне других новостроек: продуманный хай-тек, панорамное остекление, особое внимание видовым характеристикам. Тогда было принято строить несколько тяжеловесно, а дома «Баркли» отличала особая артистическая легкость.

И уже в середине «нулевых» стали появляться «именные» дома: Barkli Virgin House, Barkli Plaza. Это был своеобразный знак качества.

Корпорация «Баркли» присваивала свое имя жилым объектам, как бы говоря: мы отвечаем за то, что сделали. Так имя компании стало сетевым брендом, едва ли не первым в новой России.

Доминанта: выход в бизнес-класс

Казалось бы: куда двигаться компании, успешно работающей в самом высоком ценовом сегменте? Правильно: вниз по линейке сегментов. Создание клубного дома — особенное искусство, здесь надо чувствовать индивидуальные потребности конкретного покупателя, достичь высочайшей адресности. Но не менее сложно почувствовать потребности целого разряда потенциальных покупателей, снизить себестоимость до разумного предела, чтобы уложиться в ценовую нишу, и при этом создать качественный продукт. При этом надо совершенствовать технологии строительства, отвечающие новым масштабам.

Barkli Residence отличают четкие линии фасадов и натуральные материалы теплых тонов

Первым таким опытом для «Баркли» стало строительство жилого комплекса бизнес-класса «Доминанта» в районе Щукино. Локация, вполне соответствующая сегменту: не центр города, но престижное северо-западное направление, насыщенная социальная инфраструктура, рядом — пойма Москвы-реки и парковые зоны «Покровское-Стрешнево» и «Покровское-Глебово».

В 2009 году был сдан жилой комплекс, архитектурная концепция которого сочетает в себе монументальное величие и современные архитектурные решения. И что немаловажно: бизнес-класс предполагает создание собственной инфраструктуры. Поэтому помимо жилья в комплексе предусмотрены торговый центр, а также многочисленные помещения широкого назначения. Отдельно от жилой части спроектирован блок commercial real estate, верхние этажи которого занимают представительские офисы с просторными террасами. На 356 квартир — 511 машиномест в подземном паркинге. Тогда мало кто из застройщиков достигал такого соотношения.

Звезды архитектуры

Корпорация «Баркли» одной из первых стала привлекать в свои проекты зарубежных архитекторов первой величины.

Barkli Virgin House — клубный дом категории deluxe, расположенный в самом сердце так называемой «золотой мили», то есть в окрестностях Остоженки. Это один из первых объектов, к строительству которого корпорация привлекла мировую знаменитость в области архитектуры, открыв «аллею звезд» проектов «Баркли». Он был построен с участием британского королевского дизайнера Келли Хоппен. Архитектурный стиль здания основан на контрасте элементов классики с актуальными дизайнерскими решениями. Проект был завершен в 2012 году.

Интерьер лобби Barkli Residence отделан мрамором и натуральным деревом

Недавно завершенный объект «Баркли» — дом премиум-класса Barkli Residence. Классность в данном случае определяется местоположением (начало Ленинского проспекта, не самый центр, но одно из самых престижных направлений) и объемом (две башни общей площадью 37 000 кв. м — многовато для luxury). В остальном дом отвечает высшим мировым стандартам.

Это первый в Москве проект знаменитого архитектурного бюро Robert A.M. Stern Architects (RAMSA), авторов самых престижных домов Нью-Йорка.

Жилой комплекс оснащен современными инженерными решениями: системой очистки воды до уровня питьевой, защитой от протечек и централизованным кондиционированием, бесшумными скоростными лифтами фирмы ThyssenKrupp Elevator. А его пентхаусы с террасами и роскошными видами на весь центр Москвы можно отнести к высшему разряду столичной недвижимости.

Выход в долину

Сейчас «Баркли» ведет строительство знакового элитного дома в Замоскворечье, рядом с Третьяковской галереей — Barkli Gallery. Это первый в России проект жилого дома от знаменитого английского бюро Aedas RHWL. Авторы сохранили исторический дух и стиль фасада бывшего доходного дома, снабдив его самым современным наполнением. Пожалуй, на данный момент это вершина артистического мастерства девелопера в сегменте luxury.

Пентхаусы Barkli Residence опоясывают просторные террасы, на которые можно выйти из любой комнаты
И одновременно — кто бы мог подумать? — корпорация «Баркли» впервые в своей истории зашла в нишу комфорт-класса. Да еще и за пределами МКАД: на Киевском шоссе, в Новомосковском округе.

Жилой комплекс «Медовая долина» площадью почти 150 000 кв. м снабжен всей необходимой социальной инфраструктурой, тщательно спланированы общественные зоны и пространства дворов, и покупатель может выбрать как квартиру с полной отделкой или отремонтировать самостоятельно. Впрочем, все это в той или иной степени свойственно большинству проектов комфорт-класса. Но «Баркли» осталась верна себе и в подходе как к внешнему облику жилого комплекса, так и к его наполнению. Специально для «Медовой долины» дизайнер популярной телепрограммы «Квартирный вопрос» Егор Сомов разработал три варианта отделки: скандинавский минимализм, современная классика и фьюжн. А архитектурная концепция и благоустройство разработаны под руководством главного архитектора голландского бюро KuiperCompagnons Арьена де Грота. Кстати, голландцы особенно продвинуты именно в проектировании жилья нижней ценовой категории.

ЖК «Медовая долина»

«Баркли» для определения этой категории жилья использует свой термин — смарт-формат: качественное современное жилье по ценам эконом-сегмента.

«Мы занимаемся тем, что является актуальным и востребованным на рынке. Вчера правила задавала высококлассная элитная недвижимость, сегодня — это качественная недвижимость по доступным ценам. Мы не уходили из сегмента делюкс, мы расширили географию и класс объектов, которые могут войти в наш проектный портфель и получить имя «Баркли», — комментирует первый заместитель председателя правления корпорации Александр Красавин.

ЖК «Медовая долина», фасадная часть
Объем кредитования Сбербанком за все время сотрудничества с корпорацией «Баркли» составил более 11,5 млрд рублей.

Наталья Пронина

Вернуться
назад

Read more

Read more
Золото российского агро
Читать

Девелоперская компания «Брусника» присутствует на рынке уже 13 лет. За это время она освоила четыре региональных рынка, построила 1,5 млн кв. м. жилья и благополучно пережила два экономических кризиса. Неизменно — при финансовой поддержке Сбербанка.

Кризисный трамплин

Все неудачные девелоперские проекты похожи друг на друга. Все удачные успешны по-своему. Просто потому, что успешность означает наличие чего-то своего, особенного, иначе невозможно оказаться впереди конкурентов.

Впрочем, все сказанное действительно только в том случае, если существует насыщенная конкурентная среда. В отсутствие таковой достаточно «умеренности и аккуратности», точного расчета на входе и соблюдения элементарной финансовой дисциплины.

В микрорайоне «Европейский» в Тюмени много внимания уделяется созданию среды для жизни современного горожанина
Примерно так действовала тюменская компания «Партнер-Инвест» (вполне заурядное название, не так ли?), получив в 2006 году свой первый кредит Сбербанка в размере 100 млн рублей.

Чуть более 3,5 млн долларов в переводе на более понятную в те времена валюту. И построила вполне добротный комплекс типового жилья под названием «3-й Заречный микрорайон» .

Никакой особенной конкурентной среды в то время в Тюмени не было. Собственно, ее тогда нигде не было, даже в столице. Любой земельный участок, приобретенный в собственность, походил на плантацию в южных краях: воткнул палку — и снимай урожай. Все изменилось в 2009 году. Кризис, падение спроса, угроза невыплаты кредита…

Именно тогда компания «Партнер-Инвест» смогла оценить все преимущества сотрудничества со Сбербанком. В период, когда надо было просто выжить, банк реструктуризировал кредит, дал возможность отдышаться, оценить ситуацию, выйти на новые горизонты.

Деревья в новых микрорайонах как пример ответственного девелопмента

И результат этого — качественно новый проект в Тюмени: микрорайон «Европейский». Тогда такой комплексной застройки не было, пожалуй, даже в Москве. Закрытые дворы, насыщенная инфраструктура, большие светлые входные группы с высокими потолками. Ландшафтный дизайн во дворах с рядами кустарников и перголами. Смелое для того времени сочетание белого и красного в облицовке фасадов… Пожалуй, покупатель еще не был готов к этому, надо было построить не один дом, показать реальность маркетинговых заявлений, убедиться самим, что такой продукт востребован. А для этого надо было что? Правильно: проектное финансирование. Которое и было получено от Сбербанка, поверившего в идею нового городского жилья.

Иногда неочевидные решения приводят к лучшим результатам. Сейчас микрорайон «Европейский» стал настоящей визитной карточкой жилищного строительства Тюмени.

А за всю историю компания привлекла и погасила 30-миллиардный кредит Сбербанка.

Новые берега

Каждый город предоставляет определенные возможности для девелопера, но и ограничивает его. Есть пределы для масштабирования бизнеса в одной локации, с этим ничего не поделаешь. Чтобы двигаться дальше, компании необходимо было осваивать новые территории.

В 2011 году «Брусника» приобрела крупнейшую строительную компанию Новосибирска «Сибакадемстрой». Между прочим, именно она в конце 50-х годов прошлого века строила как генеральный подрядчик Научный городок Сибирского отделения Академии наук. Без преувеличения: эта компания была известна каждому жителю Новосибирска. Потому это подразделение компании, которая сама тогда уже готовилась к ребрендингу, до сих пор работает под прежним названием: как дань традиции.

А вот продукт, который производит «Сибакадемстрой», соответствует по своим параметрам сегодняшнему дню. Микрорайон «Европейский берег», построенный на уже обкатанных в Тюмени принципах комплексной застройки, — один из самых популярных жилых комплексов столицы Западной Сибири. Здесь, на берегу Оби, живет уже более 2000 семей, и впереди — еще такой же объем строительства. Кстати, первая очередь создавалась на объектах незавершенного строительства, все дольщики получили свои квартиры. Кроме того, компания ведет строительство жилого комплекса в центре Новосибирска, застраивает и левый берег, и более отдаленные районы. Этот город — просторный рынок для девелопера, но компания уже вышла за его пределы.

Уральский период

В 2013 году компания вышла на новый рынок — города Екатеринбурга. Сейчас именно здесь находится ее штаб-квартира, и одновременно произошел ребрендинг: компания объединила все свои города под одним названием «Брусника». Немного фривольное название, не правда ли? Но при этом символическое, сибирское.

Двор-сад в массовом городском жилье в Екатеринбурге выходит за рамки привычного видения благоустройства

В Екатеринбурге компания реализует сразу несколько проектов квартальной застройки. Такие дома разделяют территорию на общественную (улицы вокруг дома) и частную (двор). Улицы с внешней стороны являются общественным местом для жителей и горожан, где есть широкие пешеходные тротуары, велосипедная дорожка, парковки. На первых этажах — магазины, кафе, бытовые сервисы. Во дворах «Брусники» высаживаются около 15 видов растений, в том числе и большие деревья. Улицы освещают фонари трех уровней и архитектурная подсветка здания, так что во дворе нет ни одного темного угла. У всех домов «Брусники» узнаваемый архитектурный облик.

На Москву

В Москве и области не так уж много девелоперских компаний, пришедших из других регионов России. Если не считать Петербурга, то почти нет. «Брусника» — одна из этих «почти». Два года назад компания начала застройку жилого комплекса в подмосковном городе Видное под названием «Первый квартал». Довольно нахальное название, между прочим.

Фасады из клинкерного кирпича — визитная карточка кварталов «Брусники» новой ступени эволюции

Чтобы было понятно: город Видное — настоящая выставка проектов жилых комплексов от крупнейших московских застройщиков. То есть квартал от «Брусники» — далеко не первый по времени. Значит, по качеству? Ну, это уж со временем будет видно. Пока, как сообщает застройщик, план продаж идет по плану, окончание строительства — 2018 год.

Кредит Сбербанка под строительство «Первого квартала» составил 1,8 млрд рублей. А в целом, по данным застройщика, 90% проектов «Брусники» финансируются именно этим банком.

Компания планирует развиваться в крупных российских городах — Екатеринбурге, Новосибирске, Тюмени и дальше — укрепляться в Москве.

Наталья Пронина

Вернуться
назад

Read more

Read more
Золото российского агро
Читать

Один из трех аутлетов в Московском регионе, плавучие рестораны, строящийся жилой комплекс со спортивной и образовательной инфраструктурой — такой разнообразный бизнес ведет компания «Диона» с середины прошлого десятилетия. С 2012 года финансовым партнером компании стал Сбербанк. С его помощью был успешно завершен флагманский (очень успешный, по мнению экспертов и потребителей) проект: Vnukovo Outlet Village.

Период созревания

На заре постсоветского бизнеса, в 90-е годы, решения принимались быстро. Бизнес-план? Конечно, слышали. Три пункта: 1. Покупаем землю недорого. 2. Строим. 3. Продаем дорого. Вот и весь бизнес-план. Как ни странно, это работало. Просто потому, что рынок не был насыщен предложениями, а советская привычка «надо брать» еще определяла поведение потребителей.

ТЦ Vnukovo Outlet Village

К середине 2000-х бизнес стал вдумчивее и осмотрительнее. Уже приходилось искать незанятые ниши, придумывать ноу-хау, в конце концов, составлять настоящие бизнес-планы и выстраивать маркетинговую стратегию. Время реализации идей увеличилось в разы, по крайней мере, в сфере девелопмента.

В 2005 году московские бизнесмены, основатели компании «Диона», Дмитрий Кульков и Владимир Разумнов (ранее занимавшиеся производством и продажей обуви под брендом Vena moda Austria) задумались о создании торговых центров нового поколения — аутлетов. То есть вынесенных за пределы городской черты больших торговых агломераций, где представители всех производителей и брендов предлагают товары по сниженным ценам.

Для магазинов, супермаркетов и даже торговых центров главное — удобное местоположение, высокая проходимость, большое скопление людей — потенциальных покупателей. Такая земля стоит дорого, соответственно, высокие цены аренды и товаров. Аутлеты, напротив, располагаются на отшибе, вдали от людских потоков, поэтому есть возможность устанавливать сниженные цены. А покупатели сами приедут туда, где дешевле (если все будет сделано правильно). Этот формат очень распространен на Западе, у нас в то время не было ни одного аутлета.

Но, пока идея прорабатывалась, наступил кризис 2008 года, реализацию пришлось отложить.

«Это и к лучшему, — считает Дмитрий Кульков. — У нас была возможность изучить опыт индустрии аутлетов в Европе, Америке (это сама по себе большая работа). В результате мы поняли, что нужно делать и как это будет работать».
Субботний вечер в аутлете

В деревенском стиле

В 2010 году в 8 км от МКАД по Внуковскому шоссе, в живописной местности рядом с деревней Лапшинка началось строительство комплекса, который получил название Vnukovo Outlet Village.

«В этом концепте имеет значение каждое слово, — говорит Дмитрий Кульков. — Аутлет — формат торгового комплекса, в котором всегда можно купить товар с дисконтом от 30 до 70%. Кстати, сейчас, в декабрьские дни, скидки максимальны. Внуково — наше местоположение, рядом с Москвой и на лучшей автомагистрали. И наконец, Village: мы не стали убирать всю территорию под крышу, это открытое пространство, своего рода торговая деревня, привлекательная для глаза, притягивающая, как Диснейленд для взрослых».

Действительно, Vnukovo Outlet Village притягивает уже своей въездной группой, стилизованной под северо-американский загородный поселок.

Вот только с расположением «за городом» получился небольшой казус. В 2010 году проект запускался на территории Московской области, а в 2013 году первая очередь Vnukovo Outlet Village открылась уже на территории Новой Москвы. Что, впрочем, оказалось плюсом для проекта: сюда потянулся метрополитен, и теперь до ближайшей станции «Румянцево» бесплатный шаттл-бас идет не более четверти часа.

Сейчас построены и работают уже все три очереди Vnukovo Outlet Village: 33 000 кв. м сдаваемых площадей, 150 магазинов, в которых представлены ведущие мировые торговые марки. Кредит Сбербанка, полученный под проект в 2012 году, планомерно погашается.

А компания «Диона» продвигает новые проекты.

Оригинальные объекты

Их вообще всегда интересовали необычные и непростые форматы. Один из проектов бизнесменов — плавучие рестораны: «Ласточка» на Северном причале, «Чайка» рядом с Москва-Сити. Это не дебаркадеры или стационарные платформы, а самые настоящие теплоходы. Они вполне могут уйти в далекий заплыв (и уходят, если есть соответствующий заказ). Но даже когда они стоят на причале, каждый посетитель, зайдя на борт и даже не успев присесть за столик, получает статус пассажира. И поэтому, в соответствии с требованиями судоходных властей, на каждом судне постоянно находится экипаж из 18 человек, которые несут ответственность за каждого пассажира.

Верхняя палуба теплохода-ресторана «Ласточка»
Кстати, по Гражданскому кодексу, все водные и воздушные суда относятся к объектам недвижимости.

А новый проект, которым предприниматели занимаются последние четыре года, — это, так сказать, классическая недвижимость. Классическая по форме, но необычная и экспериментальная по содержанию, аналог американских гольф-кантри клубов, где вместо гольфа — теннис. «Спортивно-жилой малоэтажный комплекс» — так примерно можно определить его профиль. И название пока только «рабочее»: Vnukovo Tennis Country Club. Находится он, понятное дело, также недалеко от Внуково (но в стороне от авиамаршрутов), в поселке Первомайское.

На 14 га (проект довольно компактный), на огороженной и охраняемой территории уже создан впечатляющий набор спортивной, образовательной и рекреационной инфраструктуры. Крупнейший в России теннисный клуб: восемь крытых кортов с профессиональным покрытием и столько же грунтовых. Здесь же — футбольная площадка, Академия гимнастики «Гимнастический союз», клуб единоборств кудо Sensei, хореография и т. д. Фитнес-центр с бассейном. Медицинский центр и спа. Ресторан. Семейный клуб. И, наверное, самое главное для будущих жильцов: университетская школа с углубленным изучением иностранных языков и такими же углубленными занятиями спортом.

Русская теннисная академия

Все вышеописанное уже построено, готово и успешно работает под управлением компании-застройщика. А вот жилье только строится, и даже продажи не начались. Обычно бывает наоборот: девелопер строит жилые корпуса, и продает их вместе с обещаниями будущей инфраструктуры.

«У нас прямо противоположный подход, — поясняет Дмитрий Кульков. — Мы сначала создали среду обитания, настоящий рай для семейной жизни. Здесь уже есть полный набор сервисов, необходимых жителям: торговый центр, ателье, химчистка и т. д. Теперь любой, кто увидит это своими глазами, захочет жить именно в этом месте. Можно считать это частью маркетинга».

Сейчас на территории ведется строительство 15 малоэтажных корпусов. Причем это настоящая «малоэтажка»: большая часть домов четырехэтажные, максимум — 6 этажей. Первая очередь на 100 квартир будет завершена к лету следующего года, а полное окончание строительства намечено на конец 2019-го.

Площади квартир — от 60 до 250 кв. м.

Никаких малогабаритных студий: это место для комфортного семейного проживания, где все необходимое находится в шаговой доступности.

Общие инвестиции в проект составят 150 млн долларов.

Наталья Пронина

Вернуться
назад

Read more

Read more
Золото российского агро
Читать