Музей
Транспорта
Москвы
В гараже авторства Константина Мельникова
на Новорязанской улице
Оксана Бондаренко, директор Музея Транспорта Москвы

«Транспортная среда в полной мере стала „третьим местом“: наряду с домом или работой именно тут человек в наше ритмичное и стремительное время проводит значительную часть своей жизни. В глазах профессионального сообщества транспорт тоже уже давно не только средство передвижения — это полноценное информационное пространство, которое даёт возможность учиться (даже находясь под землей), дарит пассажирам ощущение эмоционального комфорта, даёт туристам первое и самое устойчивое впечатление о городе и уровне его развития, обращённости к человеку, становится местом для встреч и культурного обмена. Этот разноплановый взгляд на транспортную систему найдёт отражение в постоянной экспозиции музея, где через экспонаты мы расскажем историю о становлении транспортной системы в Москве сквозь три призмы восприятия: историческую, культурологическую и технологическую. А значит, и маршруты для посещения (и изучения) экспозиции будут многообразны, сообразно индивидуальному запросу каждого посетителя Музея. Ведь транспорт — для всех и каждого; значит, и его Музей обязан отвечать этой задаче».
Что нами движет
В конце 2024 года в столице планирует открыть свои двери новый музей — Музей Транспорта Москвы с постоянной экспозицией. Появление в мегаполисе ещё одной музейной площадки — важное событие для общественной жизни города по нескольким причинам. 

Во-первых, это означает, что будет полностью реставрирован шедевр конструктивистской архитектуры — гараж Константина Мельникова на Новорязанской улице: именно под его сводами разместится будущий музей. Во-вторых, яркие представители коллекции столичного транспорта — машины, возившие не одно поколение москвичей и крайне популярные на выездных выставках, обретут постоянный дом и будут круглый год доступны для посетителей. А в-третьих, весь прилегающий к зданию музея район целиком будет превращён в культурно-досуговый кластер, центром которого станет Музей Транспорта Москвы. 

По поручению Мэра Москвы С. Собянина, сегодня и Новорязанская улица, и примыкающие к ней переулки благоустраиваются. В строительные леса одета и знаменитая постройка авторства Константина Мельникова, бывший автобусный парк № 4. Но у нас уже сейчас есть возможность заглянуть в будущее. 

В Музее на площади более 20 тысяч кв. метров можно будет увидеть 53 раритетных и эксклюзивных экспоната. Большая часть экспонатов будет представлена на первом этаже. Но проектом реставрации и реконструкции гаража предусмотрен и «минус первый» этаж, где развернется часть постоянной экспозиции, посвященная истории Московского метрополитена и его перспективам. У посетителей будет возможность не только изучить вагоны со всех сторон (благодаря системе специальных спусков-приямков), но и совершить увлекательное путешествие в мир метрополитена: увидеть его глазами сотрудников и пассажиров, влюблённых в самое красивое в мире метро. 

В выставочном пространстве первого этажа предполагается проводить мультидисциплинарные коллаборации с культурными деятелями для создания музыкальных, театрально-иммерсивных и визуальных site-specific мероприятий, которые объединяет общий главный герой — транспорт. Такой подход позволит углубить интерес посетителей к транспортной теме, мотивирует их внимательнее приглядеться к постоянной экспозиции Музея.

Музей, в отличие от других музеев транспорта, не просто продемонстрирует раритетные транспортные экспонаты и современные прототипы, а создаст современное целостное экспозиционное пространство, повествующее об эволюции городского транспорта и о его будущем. 
С помощью современных музейных технологий посетители смогут своими глазами увидеть становление транспортной системы Москвы: формирование кольцевого движения, появление магистралей, хорд, эстакад и пересадочных узлов. Посетители зримо представят себе масштаб московской транспортной системы и её огромное влияние на городскую инфраструктуру. А для гостей дошкольного и школьного возраста в музее будет отдельный интерактивный маршрут. 

Также на территории музейного ансамбля, в импровизированной Автолаборатории, будут проходить специальные классы для детей: там вместе с родителями они попробуют себя в качестве реставраторов городской техники и водителей разных машин, смогут получить детские водительские права. Отдельные классы и площадки будут открыты для студентов московских дорожно-транспортных вузов; для них также будут созданы коворкинг и библиотека технической и популярной транспортной литературы. В рамках музейных просветительских программ студенты смогут наравне со специалистами и знатоками транспортного дела поучаствовать в профессиональных дискуссиях. 

По задумке, высокотехнологичное мультимедийное пространство позволит каждому посетителю лучше узнать и почувствовать, каким был и каким будет транспорт нашего большого города. Ну а в том, что Музей будет интересно посетить любому из нас, можно не сомневаться — ведь все мы, независимо от возраста и рода занятий, хотя бы раз в жизни становились пассажирами московского транспорта. 

Более того, согласно мировой статистике, именно музеи транспорта — это самые посещаемые музеи в городе. Поэтому Музей Транспорта Москвы рассчитывает принимать 500 тысяч посетителей в год.
История гаража
Эстетика и рационализм
Возникновение гаража на Новорязанской улице связано с ростом использования грузового автотранспорта в Москве в начале ХХ века. Работу над проектом поручили новатору, автору павильона СССР на выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, Константину Мельникову.
Во второй половине двадцатых Москва стремительно строилась. И грузовики нужны были в первую очередь для перевозки строительных материалов, в том числе дерева. Локация гаража была выбрана не случайно: неподалеку, вдоль путей Казанско-Рязанской железной дороги, располагался Лесной ряд — крупнейшая в Москве база пиломатериалов, сохранившая свой след в топонимике столицы Леснорядскими улицей и переулками.
История и география определили необычную форму участка под строительство гаража — треугольник, одним из катетов которого и был бывший Чичкин переулок, а гипотенузой — Ново-Рязанская улица (современное название улица окончательно получила в 1955 году). Поэтому Мельников не мог проектировать на этом месте манеж с прямоточной системой. Но архитектор нашел выход из ситуации и спланировал здание гаража в форме полукольца. Умение находить остроумные решения непростых задач — это фирменный почерк Константина Мельникова. Например, архитектурно-пространственное решение, примененное зодчим при строительстве его собственного дома в Кривоарбатском переулке — это симбиоз эстетики и рационализма. Ведь круг, а Дом Мельникова в плане — это два сочлененных круга, является идеальной геометрической фигурой с точки зрения максимума площади и минимума периметра, то есть расхода строительных материалов. Это же можно сказать и про гараж на Ново-Рязанской улице.
Полукруг в треугольнике, а именно так выглядел план участка с главным зданием гаража, — это же самый настоящий авангард в чистом виде, отсылающий в том числе к работам Эля Лисицкого.
Места хватило всем
Большой радиус гаража составлял 75,44 м, что давало длину внешней стены гаража 256,74 м, а при малом радиусе в 45,44 м длина внутренней стены равнялась 162,58 м. Ширина гаража была 30 м, соответственно, площадь получалась 6265 кв. м. Высота до конька принималась 10,5 м, что при грубом подсчете давало объем около 48 000 куб. м.

Установка внутренних колонн не представлялась возможной, поэтому для крыши пришлось разрабатывать сложную металлическую конструкцию, фермы которой опирались только на внешние стены. Пространство гаража оставалось обширным и свободным. Считается, что автором конструкции был инженер Владимир Шухов, уже известный к тому времени благодаря радиобашне на Шаболовке, но никаких документальных доказательств его причастности к Новорязанскому гаражу историками пока не выявлено.

Бензинохранилище выглядело как просмоленная и обернутая толем цистерна, зарытая в землю и соединенная трубопроводом с пунктом раздачи бензина в самом гараже.

Шесть въездных ворот в манеж располагались на наружной дуге, а выездные — в торцах, выходящих на Ново-Рязанскую улицу, причем ворота были развернуты друг к другу под тупым углом. Над воротами сделаны круглые окна — один из любимых приемов конструктивистов, который делает здание похожим на корабль.

Пространство внутри малой окружности было застроено мастерскими, административным зданием, складом, котельной и трансформаторной будкой. Места хватило даже на небольшой дворик между манежем и этими «хозпостройками».
Предъявите билет
Построенный в 1929 году гараж проектировался Константином Мельниковым не для автобусов, а для грузовых машин МКХ — Московского коммунального хозяйства. За два десятка лет эксплуатации по первоначально назначенному профилю в этих стенах побывало много самой разной техники. Когда в 1926 году только начиналось его проектирование, гараж предназначался для пятитонных немецких Büssing — в то время грузовики этой марки в большом количестве экспортировались в нашу страну при содействии технической конторы «Центросоюз». Позже, с развитием советской автомобильной промышленности, в гараже прописались и грузовые машины производства Ярославского государственного автомобильного завода (ЯГАЗ).
В первые послевоенные годы гараж был одной из производственных площадок Авторемонтного завода №5 — здесь восстанавливали вышедшие из строя во время войны московские автобусы. А осенью 1948 года был создан 4-й автобусный парк. Первоначально предприятие обслуживало только один автобусный маршрут — №9. А на его балансе состояли 115 машин еще довоенного выпуска — ЗИС-8 и ЗИС-16. Но постепенно увеличивались и парк, и маршрутная сеть. В 1949 году автобусами предприятия было перевезено 30 миллионов пассажиров, а спустя еще год парк насчитывал уже 150 машин.
В 1956 году на экраны вышел фильм «Человек родился». Его героиня, девушка по имени Надя, работает кондуктором, и в кадр попадают автобусы 4-го парка, а также грандиозные стальные перекрытия гаража. Автобусы уже совсем другие — послевоенные ЗИС-155, основная модель в автобусных парках Москвы тех лет.
Пока на экранах крутили «Человек родился», 4-й парк реконструировался, и в него начали поступать уже новые автобусы ЗИЛ-158 — к 1961 году на инвентаре находилось уже 395 таких машин. Впрочем, за долгую историю — автобусный парк был выведен в Новокосино в 2014 году — здесь успели поработать практически все модели, задействованные в перевозке москвичей и гостей столицы: и венгерские «Икарусы», и отечественные «Московиты». В начале нового тысячелетия автобусы 4-го парка обслуживали 27 городских маршрутов. В 2004 году парк перестал работать как транспортный объект и служил только для отстоя техники. В 2015 году он закрылся совсем.
Пора выбираться
В №12 журнала «За рулем» за 1989 год появилась статья известного российского автомобильного историка Льва Шугурова, в которой автор обращал внимание на то, что в стране до сих пор нет полноценного автомобильного музея. И даже предлагал конкретные площадки, где подобный объект культуры, по его мнению, можно было бы организовать. Предложений было три. Ведомственный гараж в Каретном ряду, бывшие Провиантские склады на Садовом кольце… «Или почему бы не подумать об автобусном парке на Новорязанской улице. Ему оттуда пора выбираться. Там, где раньше была промышленная зона (вокзал, склады, авторемонтные мастерские), теперь жилой район. Шум автобусов и отработавшие газы их двигателей должны уступить автомобильному музею».

Прошло десять лет, и в год столетнего юбилея московского трамвая мэрией Москвы был создан Музей пассажирского транспорта. Располагался он в Ростокино, на территории бывшего Депо им. Баумана. В экспозиции были собраны уникальные образцы городского транспорта, в том числе почти столетней давности — например, конка на электрическом ходу. Проработал музей всего два года. После коллекция полтора десятка лет кочевала по разным площадкам на территории Москвы, пока в 2016 году на базе Музея ретроавтомобилей на Рогожском валу не был создан музей «Московский транспорт». Наконец, в январе 2020 года состоялся перезапуск проекта, после которого музей стал называться «Музей Транспорта Москвы» и превратился в самостоятельное подразделение Департамента транспорта Москвы.
28 января 2020 года гараж, недоступный ранее для публики, впервые был открыт для нее и стал площадкой для единственного показа театрализованно-музыкальной инсталляции, ставшей не только презентацией будущего пространства Музея Транспорта Москвы, но и данью гениям инженерной и архитектурной мысли — создателям архитектурного шедевра. После этого здание закрылось на реставрацию.
Архитектура Мельникова
Константин Мельников — русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре в 1923-1933 годах.
Первую по-настоящему большую славу Мельникову принес проект павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. Дипломатические отношения между Францией и СССР только-только установились, поэтому советской стороне хотелось поразить французов своей архитектурой, что Константину Степановичу вполне удалось. Легкий двухэтажный и с большой площадью остекления павильон оказался таким удачным, что Мельников получил заказ на проект гаража для Парижа вместимостью в тысячу автомобилей. Воплотить в жизнь его так и не удалось, зато у себя на родине архитектор стал чуть ли не главным строителем «домов для машин» на ближайшие годы.
Первым стал Бахметьевский гараж в форме манежа. В нем был применен принцип прямоточной системы, заключавшейся в том, что автобусы въезжают и выезжают прямым ходом. Он не был изобретением архитектора — так делали и в английских автобусных гаражах. В этом контексте гораздо больший интерес вызывает другой «гаражный» проект нашего выдающегося зодчего. В конце 1926 года, когда строительство Бахметьевского гаража только началось, Мельников получил заказ на проектирование гаража Московского коммунального хозяйства — будущего Ново-Рязанского, рассчитанного на 114 пятитонных грузовых автомобилей.
Трансформация Басманного района
Маршруты московские
На карте Москвы начала ХХ века район, где сегодня стоит Мельниковский гараж, практически неузнаваем: никакой Ново-Рязанской улицы нет и в помине, а на ее месте — только причудливо нарезанные участки земли, принадлежавшие в то время частным владельцам. И лишь по соседним Рязанской, Старой Басманной и Ольховской улицам можно понять, что это за место и какие изменения его ждут в самом ближайшем будущем. Сначала появился «проезд на Рязанскую улицу» от Елоховской площади к Казанскому вокзалу — своеобразный прообраз Ново-Рязанской улицы. Позже прорезались переулки; один из них, Чичкин переулок, шел наискосок от Ольховской улицы к Ново-Рязанской, но просуществовал недолго, исчезнув в середине двадцатых годов со всех московских карт, а на его месте появился герой нашего рассказа — гараж Московского коммунального хозяйства, или попросту гараж на Ново-Рязанской улице. Названия ведомства менялись, а имя улицы всегда оставалось прежним.
В процессе реализации проекта гаража на Новорязанской улице и его внешний вид, и планировка продолжали постоянно корректироваться. Что-то потом «усовершенствовалось» во время эксплуатации масштабного по тем временам объекта. Страна стремительно развивалась, учиться подчас приходилось на ошибках, а то, что еще вчера казалось новаторским, порой быстро превращалось в анахронизм. Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть спустя почти сто лет на то, что происходило в том же самом Басманном районе и его окрестностях.

На момент строительства гаража метро на Каланчевской площади еще не было — оно появится «у трех вокзалов» лишь в 1935 году. Поэтому большинство рабочих добирались на стройку, конечно же, на трамвае. В 1929 году 22-й маршрут шел от Красной Пресни через Моховую, Охотный ряд и Мясницкую аккурат на Новорязанскую улицу. И с другой стороны сюда же — от Измайловского вала через Семеновскую. А еще можно было на 10-м номере от Каланчевки по Стромынке буквально через несколько остановок доехать до каланчи в Сокольниках. Каких-то десять лет назад здесь начинались дачные поселки, а в 1929 году уже был построен Клуб Русакова Союза Коммунальщиков — ныне всемирно признанный шедевр конструктивизма, автором которого тоже был Константин Мельников.
Вагонный сарай и Клуб шоферов
Новорязанскую можно смело назвать «самой транспортной улицей» столицы. Начинает ее грандиозное здание Казанского вокзала, возведенного по проекту Алексея Щусева. Чуть дальше расположились постройки Рязанского трамвайного парка, возведенного в 1911 году. Их автор — Михаил Поливанов, директор Московской городской электрической железной дороги — именно так тогда называли трамвай.
После того как в конце 30-х трамваи отсюда уехали, их место заняли троллейбусы. Через 2-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» прошли практически все модели советских и российских троллейбусов — от ЯТБ-1 до Тролза-5265.00 «Мегаполис».
Большая часть экспонатов будет представлена на первом этаже музея. Но проектом реставрации и реконструкции гаража предусмотрен и «минус первый» этаж, где, как и положено «подземке», развернется часть постоянной экспозиции, посвященная истории Московского метрополитена. Посетителям представится возможность изучить вагоны со всех сторон, через систему организованных приямков. Внутри вагонов представят не только аутентичный интерьер, но и интерактивные инсталляции. Высокотехнологичное мультимедийное пространство будет представлять собой в целом сам музей. По задумке руководства, это позволит каждому посетителю лучше узнать и почувствовать, каким был и каким будет транспорт нашего большого города. Ну, а в том, что посетить музей будет интересно любому из нас, сомневаться не приходится. Ведь все мы, независимо от пола, возраста, образования и рода занятий, хотя бы раз в жизни были пассажирами транспорта Москвы.
КУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР
Вскоре Басманный район станет новой точкой притяжения для горожан и гостей города. Уже скоро по решению Мэра Москвы С. Собянина после реставрационно-восстановительных работ в бывшем транспортном предприятии откроется новый гастроквартал. На территории бывшего транспортного парка планируется открытие фуд-молла, бизнес-квартала с коворкингами для IT-предпринимателей и кинопаркинг. Вместе с Музеем Транспорта Москвы они образуют единое культурно-общественное пространство с удобной транспортной и пешеходной доступностью.
Новый культурно-рекреационный кластер расположится в пешей доступности от крупнейшего в России ТПУ «Площадь трех вокзалов», где помимо двух станций метро и ж/д вокзалов уже заработала новая платформа МЦД-2, а в скором времени откроется вестибюль станции МЦД-4. В районе пересадочного узла обновлена схема дорожного движения и проведена реконструкция подуличных переходов под тремя центральными вокзалами.
1928
К моменту согласования проекта гаража на Новорязанской улице автор проекта, Константин Мельников, был уже прославленным зодчим, чьи работы получили высочайшую оценку не только у нас в стране, но и за ее пределами.
1931
Строительство гаража для грузовых автомобилей грандиозным событием не только для хозяйственной жизни столицы, но и для визуального восприятия городского пространства. Полукольцо из красного кирпича возвышалось над преимущественно малоэтажной застройкой района. В правой верхней части кадра виден силуэт Елоховского собора.
1960
В послевоенные годы здание гаража было перепрофилировано в автобусный парк, работа которого играла важную роль в транспортной системе мегаполиса.
2020
Здание гаража после выселения из него автобусного парка в течение долгого времени пустовало. В январе 2020 года после определения нового статуса постройки и проведения в ней театрализовано-музыкальной инсталляции, ставшей данью гениям архитектурной и инженерной мысли, закрылось на реставрацию.
2024
Музей Транспорта Москвы, который откроется в полностью восстановленном архитектурном шедевре русского авангарда, станет центром большого культурно-досугового кластера, рассказывающего о том, что движет городом.
Коллекция музея
В коллекции Музея порядка 250 единиц пассажирского транспорта: вагоны метро, трамваи, автобусы, а также обслуживающая город техника — пожарные, уборочные машины, кареты скорой помощи. Есть и легковые автомобили — великолепное собрание досталось музею в наследство от АЗЛК. Среди 53 экспонатов, которые войдут в постоянную экспозицию, посетители увидят автобусы, трамваи, троллейбусы, электробус, городскую спецтехнику, грузовые и легковые автомобили, гужевой и мототранспорт, а также макеты ретротехники, восстановленные сотрудниками музея.
ГАЗ-M1
Этот ГАЗ–М1 был приобретен Музеем ГУП «Мосгортранс» десять лет назад у частного коллекционера. Реставрация «эмки» заняла долгих три года, зато сегодня автомобиль имеет полностью аутентичный вид не только снаружи, но и в салоне, а также под капотом. 
Модель была создана на базе Ford-V8-40. Внешне отличается от «американца» облицовкой и колесами. Под капотом вместо мотора V-образной «восьмерки» стоит рядный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М. От «Форда» отличались и продольные рессоры, передние крылья, плавающая подвеска двигателя и другие конструктивные элементы. Большая часть машин отправлялась в Красную армию и ведомственные гаражи. Некоторое количество ГАЗ-М1 работало в качестве такси, что даже попало в сценарий комедии «Музыкальная история» с Сергеем Лемешевым. В таксопарки Ленинграда первые 20 машин этой модели поступили уже в первом квартале 1936 года. На сентябрь 1939 года в Минске насчитывалось 20 такси М-1, в Ленинграде — 465, в Москве — 2740. Последние таксомоторы М-1 были выведены из эксплуатации в 1947 году. «Эмки» дарили ударникам труда, таким как шахтер Алексей Стаханов или машинист паровоза Петр Кривонос, а совсем редкие счастливчики выигрывали машину в лотерею Осоавиахима.
ГАЗ-АА
Легендарная «полуторка» — самый массовый советский грузовик, выпускавшийся по лицензии Ford Motor Company под лозунгом «Даешь советский Форд».
Имя «полуторка» ГАЗ-АА получил за свою грузоподъемность в 1,5 тонны.
Грузовик выпускали на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова. Собирали его и на Московском автосборочном заводе имени КИМ, а также на Ростовском автосборочном заводе. После войны к упомянутым предприятиям добавился Ульяновский филиал ЗИСа. Всего было выпущено 985 тыс. экземпляров модели АА и ее модификаций.

При всей своей простоте полуторка была технически достаточно совершенной на общем автомобильном фоне тех лет. На нее устанавливались четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3280 куб. см. и мощностью 42 л. с, однодисковое сцепление сухого трения и четырехступенчатая коробка передач. Подвеска — зависимая: передние колеса — на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму; задние — на двух продольных кантилеверных рессорах без амортизаторов.

До наших дней сохранилось совсем немного «полуторок» именно первой модели, выпускавшейся до 1938 года. Ведь значительная их часть погибла в годы Великой Отечественной войны, где грузовик имел широкое применение. Помимо Красной армии, ГАЗ-АА и его модернизированная версия ГАЗ-ММ были широко распространены в народном хозяйстве. Шасси модели использовалось для производства различных типов специальных машин, в том числе пожарных. В «гражданском» применении «полуторки» жили гораздо дольше и стали массово списываться лишь в 1960-х гг. Отдельные экземпляры, в основном те, которые попали в частные руки, продолжали использоваться по прямому назначению вплоть до 2000-х годов.
«Полуторка» была приобретена в частном хозяйстве под Истрой и восстановлена коллективом 12-го автобусного парка ГУП «Мосгортранс». Постановка на ход, комплектация оригинальными деталями и дальнейшая доводка выполнялись силами сотрудников Музея ГУП «Мосгортранс». Внешний вид и конструкция автомобиля приближены к ГАЗ-ММ предвоенного выпуска. При проведении ремонтных работ, на задней стенке кабины и крыльях были обнаружены рваные пробоины, характерные для пулевых или осколочных попаданий.
КИМ-10-50
Первый советский серийный малолитражный автомобиль, задуманный как «народный», но, по сути, оказавшийся едва ли не самой редкой легковой моделью, когда-либо серийно выпускавшейся в Советском Союзе.
Несколько экземпляров для опытной эксплуатации в 1940 году и еще 365 единиц, изготовленных с марта по июль 1941 года, — это все, что удалось сделать.
После Великой Отечественной войны восстанавливать производство КИМ-10-50 не стали, выбрав взамен немецкий Opel Kadett и превратив его в «Москвич». На сегодняшний день в СНГ сохранилось около 15 единиц КИМ-10 в разном состоянии, среди которых один-единственный образец с открытым кузовом «фаэтон», а также опытный образец автомобиля КИМ-10-52 с четырехдверным кузовом, который является экспонатом Политехнического музея.
Уникальный автомобиль был обнаружен еще в конце XX века в Бишкеке. В 2004 году привезен в Москву и в последующие годы отреставрирован. Музей Транспорта Москвы выкупил автомобиль в 2020 году. В 2021 году уже музейный экспонат был представлен на выставке «Мечта Москвича» в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ как первый личный советский автомобиль.
МТБ-82
Этот троллейбус серийно выпускался с 1946 по 1961 годы. Изначально производство МТБ-82 было налажено на авиационном заводе № 82 в подмосковном Тушине, но в 1951 году выпуск перенесли на завод имени Урицкого в город Энгельс.
Обозначение МТБ-82 является аббревиатурой от «московский троллейбус», а индекс соответствует номеру завода. Прилагательное «московский» в названии диктовалось секретностью завода № 82, буквосочетание ТБ являлось в то время традиционным обозначением троллейбуса. Всего выпустили около пяти тысяч таких машин.
Несмотря на, а может быть даже благодаря довольно примитивной конструкции, эта модель, по сравнению с последующими, считалась неубиваемой. Она была хорошо изучена в троллейбусных парках, кузов, установленный на мощной раме, не проявлял признаков усталости, поэтому на московских улицах МТБ задержался до 1975 года. Вместе с тем, машина конечно же не была идеальной. Салон был низким и тесным для растущего пассажиропотока послевоенных городов. Маленькие окна не пропускали достаточно дневного света. Отсутствие свободных накопительных площадок в районе дверей и сами двери, не слишком широкие и с высоким порогом, что было следствие применения рамной конструкции, затрудняли процесс посадки. Троллейбус был весьма жестким на ходу из-за отсутствия амортизаторов в рессорной подвеске, а слишком широкая кабина водителя отнимала так необходимые лишние места для пассажиров и, вдобавок, не отапливалась.

Тем не менее, МТБ-82 стал первым советским троллейбусом с экспортным потенциалом. В разные годы эти машины поставлялись в Венгрию, Югославию, Китай, Румынию и Болгарию. Причем в последней стране даже наладили собственное производство МТБ по советской документации.
Музейный МТБ-82Д с бортовым номером 1777 был выпущен в 1954 году специально для внутреннего троллейбусного маршрута на впервые открывшейся после войны Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке (ВСХВ, позже ВДНХ). Впоследствии, после ухода с выставочного маршрута, троллейбус лишился дополнительных украшений и окон увеличенной высоты, превратившись в обычный. Этот экземпляр, как и второй, имеющийся в коллекции музея, 1956 года выпуска, с номером 1877, был списан в ноябре 1970 года. Спустя двадцать лет оба троллейбуса были выкуплены музеем для восстановления, которое длилось три года.
ЗИМ (ГАЗ-12)
Этот автомобиль — не только первая представительская модель Горьковского автомобильного завода имени Молотова. ЗИМ стал первой в мире машиной с тремя рядами сидений, обладавшей несущим кузовом.
В основном ЗИМ использовался как «персоналка» для советской партийной и правительственной номенклатуры на уровне заместителей, но не первых лиц. Также автомобиль свободно продавался в личное пользование. Всего с 1949 по 1959 год выпустили 21 527 экземпляров всех модификаций.
До 1957 года модель обозначалась только как ЗИМ — это аббревиатура от «Завод имени Молотова», а название ГАЗ-12 использовалось как внутризаводское. После разгрома в 1957 году «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова» имя Молотова убрали из названия завода, поэтому модель стала именоваться как ГАЗ-12. Тогда центральные аппаратчики, желавшие продемонстрировать свою поддержку курса партии, предпочитали заменять шильды и эмблемы «ЗИМ» на новые — «ГАЗ». В частном секторе и на периферии власти к политическим изменениям конструкции автомобиля относились индифферентно — во многом благодаря этому многие машины ранних выпусков дошли до наших дней с изначальными эмблемами ЗИМ.

Существовали модификации базовой модели ГАЗ-12А — такси и ГАЗ-12Б — скорая медицинская помощь. Был и забавный вариант модели, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 «Чайка» и «ЗИМ», получивший в народе название «ослобык». Причины его появления заключались в том, что у партийно-советской номенклатуры существовал строгий «табель о рангах». И если по должности чиновнику был положен ЗИМ, то ездить на «Чайке» было очень неосмотрительно. Но хотелось! Выход нашли смекалистые военные: на одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия «Чаек» с кузовным железом от «ЗИМов». Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины с внешним демократизмом автомобиля руководителей среднего звена. Точное количество таких автомобилей неизвестно.
ЗИМ из коллекции музея был приобретен его сотрудниками в 2000 году на одной из автостоянок Солнцевского района Москвы и восстановлен до ходового состояния.
МАЗ-200
Крупнотоннажный грузовой автомобиль производства Минского автомобильного завода. Изначально модель называлась ЯАЗ-200 и с 1947 года выпускалась на Ярославском автомобильном заводе, но в 1951 году производство перенесли в Минск. Всего до конца 1965 года сделали более 230 000 экземпляров всех модификаций.
Автомобили МАЗ-200 эксплуатировались практически во всех уголках СССР и в странах третьего мира. 
Крупнотоннажный грузовой автомобиль производства Минского автомобильного завода. Изначально модель называлась ЯАЗ-200 и с 1947 года выпускалась на Ярославском автомобильном заводе, но в 1951 году производство перенесли в Минск. Всего до конца 1965 года сделали более 230 000 экземпляров всех модификаций. Шасси под обозначением ЯАЗ-200Д широко использовалось для установки самых различных кузовов и механизмов: автоцистерн, поливочно-моечных машин, подъемных кранов, самозагружающихся автомобилей с наклонной платформой для перевозки контейнеров, пожарных машин и другой спецтехники. На базе модели были разработаны полноприводные лесовоз МАЗ-501 и армейский грузовик МАЗ-502, а также наиболее распространенная модель семейства — самосвал МАЗ-205, выпускавшийся в превышающем все остальные модели количестве. Грузовик прославился в кино: на автомобилях МАЗ-200 и МАЗ-205 работали главные герои фильма «Дело Румянцева», а с помощью автокрана на шасси МАЗ-200 Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля» угнал «Волгу» из гаража Димы Семицветова.
МАЗ-200 из коллекции музея был выпущен в виде шасси и оборудован буровой установкой. Благодаря специфической надстройке и небольшому пробегу машина успешно проработала до начала третьего тысячелетия. Экспонат был выкуплен в 2003 году у фирмы, проводящей буровые работы на строительстве Третьего транспортного кольца в Москве, в районе Шелепихи. Реставрация подразумевала демонтаж бурового оборудования и установку бортового кузова с последующей окраской в оригинальный серый цвет, как у базовой модели семейства середины выпуска.
Открытые фонды
Кстати, не попавшие в основную экспозицию три четверти коллекции будут задействованы на временных тематических экспозициях на других музейных площадках, в том числе в павильоне «Транспорт СССР» или зале ожидания недавно отреставрированного Северного речного вокзала. В перспективе есть планы организации так называемых «открытых фондов». То есть мест, которые будут работать не только для хранения и реставрации техники, но и как выставочное пространство. Обязательно будет пополняться и сама коллекция транспортных средств. Какие-то экземпляры техники, увы, не сохранились до наших дней. Но поскольку без этих машин невозможно представить себе историю московского транспорта, музей ведет кропотливую работу по созданию их неходовых прототипов в оригинальном размере. Например, автобусов Daimler и Leyland — с них когда-то начиналась история автобусного движения Москвы и именно для них строился Бахметьевский гараж. В коллекции музея есть не только транспорт, но и предметы, связанные с ним. Например, заводная игрушка «Автотрасса», которую в 1959 году выпустил Ленинградский Завод Металлоизделий. Она представляет собой холм, выполненный из жести. На его торце нарисованы узнаваемые «портреты» автобуса ЗИС-155, а по верху проложены две кольцевые трассы, по которым двигались заводные машинки. В центре композиции обе трассы ныряют под крышу гаража, въезд и выезд из которого фактически точно повторяют конфигурацию ворот на Новорязанской улице!
Делаем музей вместе!
Такие интересные предметы наверняка хранятся и у вас дома. В 2021 году стартовала кампания Музея «Делаем музей вместе». Каждый горожанин может оставить свой след в истории Москвы, привнеся в коллекцию музея предметы, связанные не просто с историей городского транспорта, но и личной, семейной памятью. Сделать это совсем несложно: узнать полный перечень разыскиваемых предметов и подать заявку можно на сайте музея. Все предметы, которые пройдут отбор в постоянную экспозицию или поучаствуют во временных выставках, будут отмечены именами владельцев. То есть у дарителей есть шанс не только поучаствовать в благом деле, но и зафиксировать свое участие в истории.
Музей примет предметы конца XIX — конца XX вв. выпуска, связанные с историей московского транспорта: трамваев, автобусов, метро, такси и даже просто автомобилей. Это могут быть, например, предметы домашнего обихода: игрушки транспортной тематики, масштабные модели, бытовая техника, аутентичный слесарный инструмент или наборы. Предметы и объекты городской среды: уличные скамейки и другая мебель, телефонные будки, уличные торговые киоски, торговые автоматы, остановочные павильоны, колонки АЗС, уличные фонари. Уличные указатели и номерные пластины, дорожные знаки и указатели, информационные стенды, вывески, а также уличные часы. Детали транспортных средств. Головные уборы различных муниципальных служб, форменная одежда и знаки различия. А еще жетоны, билеты, значки, открытки, марки, фотографии…
Кампания «Делаем музей вместе» нашла свой отклик и за пределами Москвы.
Неожиданная находка
Осенью 2021 года сотрудники ООО «Харовсклеспром», входящего в Группу компаний «Вологодские лесопромышленники», приобрели в Вологодской области завод, на территории которого обнаружился… вагон метро. Как он там оказался — в Вологде, как известно, метро нет — не столь важно. Но важно, что находка была идентифицирована как метровагон типа Б, который выпускался с 1937 по 1939 год на Мытищинском машиностроительном заводе. Всего выпустили 162 экземпляра, и ранее считалось, что ни одного вагона серии Б в пригодном для восстановления состоянии до наших дней не сохранилось.

Первые вагоны типа Б поступили на единственную тогда линию «Сокольники — Центральный парк культуры и отдыха имени Горького» с ответвлением к «Киевской». В марте 1938 года, когда этот участок удлинили от «Улицы Коминтерна» до «Курской» и выдели в отдельную линию, вагоны Б поставили и на нее. В сентябре 1938 года к списку линий, обслуживаемых типом Б, добавилась и вновь открытая ветка «Площадь Свердлова — Сокол». С 1950 года вагоны типа Б перевели в новое депо «Измайлово», из которого они продолжали выходить на Арбатско-Покровскую линию вплоть до конца января 1975 года.

«Наши коллеги узнали, что Музей Транспорта Москвы собирает экспонаты и предлагает всем желающим принять участие в акции, тем самым привнести свой вклад в сохранение истории транспорта. Получили поддержку руководства и с радостью передали вагон бесплатно для пополнения коллекции музея», — поделился Вадим Захаров, управляющий директор ООО «Харовсклеспром».

Будущий экспонат ждет комплексная реставрация, после чего метровагон можно будет увидеть на выставочных проектах Музея Транспорта Москвы.
Следы бытования
Те месяцы, что прошли с начала кампании «Делаем музей вместе», уже показали ее успешность. Люди любят транспорт, хранят транспортную айдентику. И это неудивительно, ведь по статистике каждая третья семья в Москве имеет отношение к транспорту.

Музей получил в подарок много детских игрушек. Собрал уникальную коллекцию билетов наземного городского транспорта. Неравнодушные граждане подарили сотни интересных фотографий из личных архивов, ценность которых в том, что они демонстрируют не официоз, а реальную жизнь московского транспорта. Одним из самых габаритных приобретений коллекции — ну, если не считать вагон метро — стал городской светофор.

Вот лишь часть артефактов, которыми пополнился фонд Музея Транспорта Москвы благодаря кампании «Делаем музей вместе».
Игрушка «Маршрутное такси»
Cделана по образцу настоящего микроавтобуса РАФ-2203, выпускавшегося на Рижской автобусной фабрике с 1976 года. Несмотря на то что в Риге создали и специальную модификацию для «маршруток» с индексом 22032, отличающуюся круговой компоновкой сидений, наличием поручней и билетной кассы, в такси работали обычные базовые модели с поперечным расположением сидений.
Регистрационные номерные знаки
Регистрационные номерные знаки для автомобилей стандарта 1959 года. К концу 50-х знаки предыдущего стандарта 1946 года с четырьмя цифрами и двумя буквами оказались полностью исчерпанными, поэтому решили добавить еще одну букву. В Москве новые «черные» номера выдавались с лета 1959 года до осени 1982 года, когда уже появились новые «белые» номера. Всего в столице было 88 серий, а жестянки с буквами «ммя» выдавалась частным автомобилям в 1976 и 1977 годах.
Игрушечный автобус
Игрушечный автобус 50-х годов выполнен из жести. Прототипом послужил ЗИС-155 — основной московский автобус тех лет. Модель выпускалась с 1949 по 1957 год, причем с 1956-го аббревиатура поменялась на ЗИЛ-155: после ХХ съезда партии, на котором был разоблачен культ личности, имя Сталина заменили на Лихачева — многолетнего директора автозавода. Всего за восемь лет производства выпустили 21 741 автобус ЗИС-155, из них 1726 единиц работали в Москве.
Светофор пешеходный
Светофор пешеходный 60-х годов — такой светофор можно увидеть крупным планом в 7-й серии детективного сериала «Следствие ведут знатоки» под названием «Несчастный случай», где по сюжету расследуется наезд на пешехода автомобиля такси.
Учебное пособие
Учебное пособие «Правила дорожного движения». Год выпуска — 1975-й. Предназначалось для наглядного изучения в автошколах.
Детский педальный автомобиль
Cтилистически близкая копия настоящего «Москвича» модели 408. Игрушка носила обозначение АДПМ-12М и расшифровывалась очень просто: автомобиль детский педальный «Москвич». Выпускали их на заводе АЗЛК с 1973 по 1994 год. Масштабы производства АДПМ-12М были впечатляющими. Например, за 1974 год сделали 160 762 педальные машинки, а за 1986 год — 201 385 штук. Для сравнения, настоящих «Москвичей» за те годы сделали 147 042 и 184 807 автомобилей соответственно. Стоила такая игрушка в разные годы от 20 до 35 рублей, а покупали ее детям от трех до восьми лет. Инструкция указывала, что «автомобиль следует использовать для езды по асфальтированным и укатанным дорожкам», и не рекомендовала ездить по мягкому и неровному грунту.
Схема московского метрополитена
1977 года
Такие схемы расклеивали по стенкам вагона — как и сейчас, они помогали пассажирам ориентироваться в московской подземке. Любопытно посмотреть на концепцию строительства метрополитена тех лет: если в 60-е годы в основном радиусы соединялись лишь с Кольцевой линией, например, Рижский, Калужский, Ждановский, Краснопресненский, то в первой половине 70-х радиусы объединили в диаметральные линии — Калужско-Рижскую и Ждановско-Краснопресненскую.
Билеты на поездку в московском метрополитене 1949–1951 годов
Бумажные билеты использовались для прохода в метро с 1935 по 1961 год. После все станции были оборудованы турникетами. Чтобы пройти, нужно было опустить монетку, 5 копеек. Самый первый турникет появился еще в 1952 году, но работал еще по билетам. До появления турникетов билеты проверяли и компостировали контролеры.
Автомат по продаже билетов ППБ-6-68
Дата выпуска — 1975 год, модель образца 1968 года. Подобные автоматы выпускались с 1968 по 1977 год и устанавливалась в автобусах, трамваях, троллейбусах. В каждом ставилось по два автомата в салоне — спереди и сзади напротив дверей.
Игрушка «Автобус» 60-х или 70-х годов
Выполнена в виде курортного автобуса без крыши, предназначенного для работы в здравницах Черноморского побережья. В реальности автобуса с таким футуристическим дизайном не существовало, а туристов в те годы возили на автобусах, построенных на базе грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-53.
Дорожный светофор
Cоответствующий ГОСТ 25695-77, утвержденному в 1977 году и действовавшему до 1991 года. Дата изготовления — 1986 год. 
I
История гаража
Возникновение гаража на Новорязанской улице связано с ростом использования грузового автотранспорта в Москве в начале ХХ века. Работу над проектом поручили новатору, автору павильона СССР на выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, Константину Мельникову.
Читать материал
II
Этапы жизни здания, в котором разместится музей
В процессе реализации проекта гаража на Новорязанской улице, и его внешний вид, и планировка, продолжали постоянно корректироваться. Что-то потом «усовершенствовалось» во время эксплуатации масштабного по тем временам объекта.
Читать материал
III
Экспонаты будущего музея
В 2024 году Музей откроется на новом месте — в том самом здании гаража на Новорязанской улице. Но до этого предстоит проделать огромную работу как по реставрации самого шедевра конструктивизма, так и по реконструкции построек на прилегающей территории.
Читать материал
IV
Делаем музей вместе!
У музея богатое собрание транспортных средств. Но как в музыке, где кроме соло не менее важен аккомпанемент, автобус, троллейбус или автомобиль муниципальных служб интересен еще и какими-то материальными свидетельствами их службы на благо города.
Читать материал