Провайдер облачных технологий

Облака берут новую высоту

Как облачная инфраструктура помогает компаниям стать лидерами в своих сегментах

$178 млрд — столько, по оценкам Synergy Research Group, компании по всему миру потратили на услуги облачных провайдеров только в прошлом году. По сравнению с 2020 годом объем этих вложений вырос на 37%, и он точно продолжит расти. Ведь эти траты не идут ни в какое сравнение с конкурентными преимуществами, которые получают компании, переходя на облачную инфраструктуру — от экономии средств до использования дополнительных ресурсов для выхода на принципиально иной уровень развития.

В совместном проекте «Ъ» и провайдер облачных решений Cloud, в портфеле которого 80+ облачных сервисов, виртуальный ЦОД, платформа для ML-разработки полного цикла на базе двух суперкомпьютеров Christofari и Christofari Neo, рассказывают, как стать лидером в своей сфере за счет перехода в облако.

«Развивайте гибкость»

В России рынок облачных сервисов по темпам не сильно уступает общемировым показателям. В 2021 году, по оценке iKS-Consulting, его объем составил уже более 130 млрд руб., а по итогам 2022 года, предсказывают аналитики Linxdatacenter, рост российского рынка составит 30–35%.

Главными двигателями роста облачного рынка остаются услуги по модели IaaS (инфраструктура как сервис) и PaaS (платформа как сервис). Этими услугами облачных провайдеров пользуются сегодня даже самые консервативные институты и компании. Они позволяют бизнесу и организациям любого масштаба оптимизировать свою работу, стать мобильнее, быстрее, современнее, а главное — готовыми отвечать на любые перемены вокруг.

Вызовы, встающие перед бизнесом:

Добиться гибкости в управлении вычислительными мощностями, чтобы перенаправить сэкономленные ресурсы на расширение и качественное развитие бизнеса.

Варианты решения проблемы:

По сути, у бизнеса два пути. Первый и, казалось бы, более простой на первый взгляд — строить и поддерживать собственную инфраструктуру. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что параллельно нужно решать массу сопутствующих задач. Возводить центры обработки данных, нанимать, обучать и содержать штат специалистов, обслуживающих дорогое оборудование, обеспечивать безопасность данных, налаживать синхронизацию и другие процессы. В результате затраты — как трудовые и временные, так и финансовые — могут неприятно удивить владельцев бизнеса.

Все это можно решить с помощью второго способа — обращения к услугам облачных провайдеров, таких как Cloud. Это позволит направить ресурсы на профильную деятельность, а не на содержание вычислительных мощностей. Облака предоставляют целый комплекс преимуществ по сравнению с инфраструктурой on-premises. Рассмотрим их по порядку.

Выгода от внедрения актуальных IT-решений:

Одно из главных преимуществ перехода на облачные решения — появляющаяся гибкость в ведении бизнеса. Есть необходимость в IT-ресурсах — арендовали у провайдера необходимое число облачных серверов, систем хранения данных, софт. Потребность отпала — аренду прекратили, расходы сократили, оборудование не простаивает зря. И все эти переходы — в максимально короткие сроки.

Так, IaaS, предусматривающая переход на виртуальную инфраструктуру подрядчика, позволяет клиентам решить проблему сезонных нагрузок на IT-системы. Например, перейдя на облачные технологии, онлайн-ритейлеры могут не беспокоиться о нагрузках на серверы во время распродаж, сконцентрировавшись на обслуживании пользователей. Облачные услуги могут быть хорошим подспорьем для стартапов, у которых нет солидных бюджетов на покупку нового оборудования, но есть острая необходимость в наращивании вычислительных мощностей.

Еще одна модель предоставления облачных услуг — PaaS, которая предполагает аренду полноценного инструментария для разработки и запуска приложений. Благодаря облаку разработчики софта получают готовую платформу для тестирования и развертывания своих программ, что значительно сокращает время вывода продукта на рынок. А ведь задержки в запуске проектов могут повлечь за собой отставание от конкурентов, а значит, и необходимость новых расходов, чтобы его ликвидировать. С помощью же таких технологий можно без преувеличения за считаные часы и даже минуты разворачивать неограниченные ресурсы, просто выбрав количество серверов, спецификации и нужные приложения. Это не сравнится с тем, как выводили проекты в дооблачную эпоху: счет шел на недели.

Кроме того, облака снижают общие расходы пользователей. Благодаря облачным решениям компания экономит на персонале, фокусируется на собственно бизнесе и может отказаться от капитальных инвестиций в пользу операционных расходов. Не нужно закупать дорогостоящее IT-оборудование, искать место для его размещения, строить ЦОДы, платить зарплату специалистам. В итоге за счет этого компания может снижать стоимость своего продукта для конечного пользователя, что становится решающим конкурентным преимуществом перед теми, кто так и не перешел в облако.

Наконец, это возможность для бизнеса не только активно пользоваться удаленным режимом работы, но и наращивать штат сотрудников без необходимости искать новое офисное пространство.

Провайдер облачных технологий Cloud предоставляет своим клиентам услуги по обеим моделям, а общее количество сервисов компании — уже больше 80. При этом, по оценкам iKS-Consulting, Cloud является безоговорочным лидером в сегменте PaaS в России с долей рынка по выручке 40%, тогда как в IaaS-секторе Cloud по итогам прошлого года поднялся c пятой строчки рейтинга на вторую, предлагая своим клиентам десятки инструментов для гибкого подхода к решениям любых задач.

«Сохраняйте важное»

Российское законодательство (ФЗ-152) обязывает компании хранить персональные данные клиентов и устанавливает жесткие требования к их хранению и обработке. Причем сроки обязательного хранения данных могут варьироваться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от типа учреждения.

Однако новости о том, что компания Х утратила ценнейшие данные в результате атаки злоумышленников, сбоя системы или человеческого фактора, появляются регулярно. По данным прошлогоднего глобального исследования IBM Security, каждый такой случай утечки данных в среднем обходится компаниям в $4,24 млн — это самое высокое значение за 17 лет ведения исследований IBM. В России цифры скромнее, но все равно весьма ощутимые. По подсчетам «Лаборатории Касперского», последствия инцидента, связанного с потерей данных, для крупного бизнеса обходятся в среднем в $1,23 млн, а для малого — в $120 тыс.

Любая потеря данных и, как следствие, финансовый ущерб — упущенные возможности для вложений в развитие компании, что может обернуться проигранной конкуренцией. Кроме того, потеря данных — это серьезный удар по репутации компании. Для некоторых он может оказаться даже фатальным.

Так как же защитить данные? Где хранить резервные копии и нужно ли вообще это делать? Как минимизировать риски отказа оборудования, человеческого фактора и хакерской атаки?

Вызовы, встающие перед бизнесом:

Обезопасить критически важные данные и репутацию компании от инцидентов, вызванных игнорированием средств цифровой безопасности, программными сбоями или поломкой оборудования.

Варианты решения проблемы:

Бизнес и организации могут придерживаться разных подходов к тому, как выполнить требования законодательства в отношении хранения и обработки данных. Кто-то сделает ставку на собственное оборудование, полагая при этом, что чем оно дороже, тем надежнее, а значит, с ним никогда и ничего не случится. Однако однажды все-таки выясняется, что этот тезис далек от реальности. Также нужно помнить, что надежности оборудования мало, поскольку необходимы мощные внутренние компетенции, чтобы беспрерывно следить за безопасностью.

Второй вариант — обратиться к провайдерам облачных технологий, которые оказывают комплексные услуги в сфере хранения и обработки данных, а также обеспечивает все гарантии в SLA. Помощь облачных провайдеров позволяет компаниям раз и навсегда забыть о проблеме хранения данных и направить свои ресурсы на ключевые для бизнеса процессы.

Выгода от внедрения актуальных IT-решений:

Надежность облачных услуг — одна из важнейших задач для провайдеров, которые разделяют с клиентами все риски и потери в случае неудач, как финансовые, так и репутационные. Потому провайдеры облачных технологий делают все возможное, чтобы защитить данные клиентов и обеспечить бесперебойную работу серверов.

В отличие от централизованного серверного оборудования компаний облачная инфраструктура максимально защищена от перебоев, связанных с DDoS-атаками. Кроме того, информация, переносимая в облако, остается зашифрованной на всех этапах передачи или хранения. В результате данные выглядят как бессмысленный набор символов для любого, у кого нет ключа для расшифровки.

Облачные провайдеры делают все, чтобы ведению бизнеса их клиентов не смогли помешать даже стихийные бедствия. Даже если на ЦОД обрушится ураган, клиент ничего не заметит. В разных дата-центрах распределены зашифрованные копии данных клиентов с автоматическим архивированием. И данные компании просто «переедут» на другие резервные мощности. Звучит просто, но на деле за этим стоит масштабная работа провайдеров, чтобы клиент мог думать только о развитии своего бизнеса.

Облачный провайдер Cloud обеспечивает комплексную защиту данных клиентов — как на цифровом, так и физическом уровне. Так, оборудование Cloud находится в дата-центрах Tier III — на объектах, которые по уровню обеспечения безопасности схожи чуть ли не с военной базой. Территория такого дата-центра огорожена, на ней действует контрольно-пропускной режим, а физический доступ к «железу» имеет крайне ограниченный круг доверенных лиц. Кроме того, для защиты данных клиентов Cloud использует только новейшее программное обеспечение для обнаружения и устранения угроз и уязвимостей, а также предлагает клиентам множество облачных решений в сфере кибербезопасности.

«Автоматизируйте процессы»

Чтобы построить успешный бизнес, нужно добиться максимальной эффективности работы компании. Сделать это можно за счет автоматизации всех монотонных процессов и внедрения алгоритмов машинного обучения, которые на основе анализа данных помогут менеджменту определить наиболее оптимальную стратегию развития компании.

Автоматизация позволяет не только избавить сотрудников от однообразной, механически выполняемой работы, но и приносит ощутимую выгоду самой компании. Благодаря автоматизации расходы могут снизиться на 40–70%. А согласно исследованию Gartner, финансовые отделы компаний могут сэкономить около 25 тыс. часов в год только за счет исключения повторно выполняемой работы из-за человеческого фактора. Высвобождаемые ресурсы компания может тратить на решение более глобальных задач.

Вызовы, встающие перед бизнесом:

Повысить интенсивность работы и улучшить эффективность бизнеса, страдающую из-за большого количества трудозатрат и процессов, которые можно отдать на откуп технологиям; сократить до минимума ошибки, связанные с человеческим фактором.

Варианты решения проблемы:

Опций, позволящих провести оптимизацию за счет избавления от рутинной работы, на самом деле не так уж и много. Строго говоря, вариант один — передать эти процессы алгоритмам. Если, конечно, бизнес не хочет сознательно делать ненужные инвестиции в наем дополнительного персонала. Впрочем, вряд ли какая-нибудь компания будет намеренно терять деньги, если можно без особого труда внедрить несколько IT-решений, которые развяжут руки персоналу и менеджменту. Это справедливо и для незаметных человеческому глазу процессов.

Рассмотрим несколько примеров того, как можно делегировать технологиям рутинные или чересчур сложные задачи.

Выгода от внедрения актуальных IT-решений:

Одним из решений, способных значительно повысить эффективность работы компании, является видеоаналитика, работающая на базе алгоритмов машинного обучения.

Работает это примерно так: поток с камер направляется в облачный сервер, после чего данные обрабатываются с помощью моделей машинного обучения, и на выходе пользователь в реальном времени получает более точные отчеты и уведомления, что нужно предпринять для улучшения ситуации.

Так, в ритейле видеоаналитика позволяет построить «тепловые карты» определения вовлеченности покупателей, чтобы анализировать качество расстановки товаров, узнавать важных клиентов или нарушителей в лицо, устранять очереди. Она же помогает управлять маркетинговыми акциями — так ритейлер узнает, какова эффективность акции и месторасположения соответствующих стоек. В офисах она помогает охране выявлять нарушителей пропускного режима, обращать внимание на забытые или оставленные вещи. Неудивительно, что VSaaS (Video Surveillance as a Service, видеонаблюдение как услуга) и аналитика на основе данных сегодня растут в популярности — стоимость сервиса небольшая, процесс настройки простой, отсюда и низкий порог входа для пользователей.

Один из способов уйти от работы в Excel, самых простых формул и оценки «на глаз» — применение системы динамического ценообразования. Аналитики тратят много времени и сил на то, чтобы просто собрать и загрузить данные, сделать графики. На анализ уже не остается ресурсов, к тому же такая корректировка цен всегда субъективна. Подключение автоматизированных систем позволяет решить эти проблемы. Благодаря им можно сокращать расходы и увеличивать сумму среднего чека: технологии, специальный софт и облачные вычисления обеспечивают оперативное отслеживание цен и наличие товаров у конкурентов и поставщиков и применяют заложенные стратегии ценообразования.

Еще одно решение в рамках автоматизации и повышения эффективности работы — сервисы предиктивной аналитики. По оценкам Reportlinker Consulting, мировой рынок решений предиктивной аналитики с $12,4 млрд в 2020 году вырастет до $40,3 млрд в 2027-м. С ее помощью можно улучшать расписание движения ж/д составов и авиарейсов, предсказывать препятствия на путях или спрогнозировать выход из строя конкретных узлов или агрегатов. Согласно подсчетам McKinsey, внедрение решений предсказания отказов в промышленном оборудовании может увеличить срок его службы на 20–40% и сократить время простоев на 30–50%.

В частности, решать интеллектуальные задачи, воспользовавшись сервисами предсказательной аналитики, могут клиенты провайдера облачных технологий Cloud. Такие продукты могут диагностировать оборудование и направить его на своевременный ремонт, не допуская неисправностей. Конечно, классическое планирование ремонта и мониторинг технического состояния не могут соперничать с такими решениями.

А подразделение AI Consulting, которое занимается кастомизированной разработкой и поддержкой ML/AI-решений на базе платформы ML Space от облачного провайдера Cloud, помогает ритейлерам точнее спрогнозировать спрос на определенные товары в конкретных торговых точках. Так, в случае с ритейлером одежды Modis точность прогноза сервиса Cloud составила от 80% до 92% — недостижимый уровень для ручного анализа данных. Это позволило компании точнее распределять товары по точкам продаж, а также снизить трудозатраты персонала.

Кроме того, компании с помощью нейросетей и алгоритмов могут автоматизировать свои рекламные кампании, легко подстраиваясь под требования различных площадок. Так, например, на базе платформы для машинного обучения полного цикла ML Space от облачного провайдера Cloud был разработан сервис для автоматизации ресайзов рекламных объявлений бизнеса под требования различных онлайн-площадок.

«Опережайте конкурентов»

Выходу любого нового программного продукта на рынок всегда предшествует кропотливая работа по его разработке, проверке гипотез и потом тестированию (dev/test) в «боевых» условиях. Среду для проведения экспериментов сегодня часто разворачивают в облаках на виртуальных серверах.

Красноречивые цифры для понимания роста популярности подобных методов среди владельцев продукта, директоров по цифровой трансформации или IT-директоров: в 2021 году объем российского рынка облачных инфраструктурных сервисов достиг 55 млрд руб.: это на 38,3% больше, чем годом ранее, и рекордные темпы роста, оценивала ранее iKS-Consulting. В чем заключаются бонусы для разработчиков, которые все больше стремятся использовать облака для подготовки приложений к выходу в свет?

Вызовы, встающие перед бизнесом:

Быть не просто лидерами, а пионерами, то есть выводить новые продукты на рынок быстрее конкурентов. Для этого требуется максимально сократить time-to-market нового продукта, что позволит быстрее начать зарабатывать, вместо того чтобы тратить ресурсы на длительные dev/test.

Варианты решения проблемы:

Оборудовать себе полигон для обкатки приложений можно как в физической среде, с помощью собственной IT-инфраструктуры, так и в виртуальной, отдав предпочтение облачным провайдерам. Но первый вариант с течением времени все больше уходит в прошлое, теряя свою актуальность.

Среди решений, предлагаемых облачными провайдерами — IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга). Обе этих модели позволяют компаниям не задумываться о приобретении и обслуживании «железа», а в случае с PaaS облачный провайдер возьмет на себя еще и обновления, и настройку тех инструментов, которые арендовал его клиент. В результате специалисты клиента будут заниматься исключительно разработкой и усовершенствованием собственного продукта.

Как итог, все больше специалистов переходят на облачные мощности для разработки и тестирования, пользуясь всеми их преимуществами без потери качества. Рассмотрим подробнее, в чем конкретно заключается польза облаков для задач dev/test.

Выгода от внедрения актуальных IT-решений:

Услуги провайдеров облачных решений позволяют компаниям быть гибкими и решать задачу по тестированию и выводу нового продукта на рынок максимально эффективно и быстро.

Так, в случае, когда разработчикам нужно в срочном порядке «нагрузить» свой проект для проверки на прочность в условиях, максимально приближенных к «боевым», облака незаменимы. Локальная инфраструктура компании, рассчитанная на определенную нагрузку, может оказаться не в состоянии выдержать ее экстренного увеличения. Это чревато задержками в испытаниях продукта, а значит, потерей драгоценного времени, что критично в условиях острой конкуренции на рынке, и денег. Поэтому крупный бизнес делает выбор в пользу облачных решений, которые позволяют в максимально сжатые сроки получить дополнительную серверную инфраструктуру.

При этом задачи dev/test обладают кратким циклом, их нужно решать далеко не все время. Поэтому облако с его набором сервисов и форматом оплаты pay-as-you-go («платишь только за то, что используешь») для этого подходит как нельзя лучше.

Так, cервис Cloud Container Engine от поставщика облачных решений Cloud помогает автоматически развертывать, масштабировать и управлять приложениями на основе Kubernetes — открытого ПО для контейнеризированных приложений, получающего сейчас все большее признание в среде программистов. Контейнеры изолируют среды выполнения приложений друг от друга, но совместно используют ядро ОС, их удобно запускать и использовать в облаках. Kubernetes, в свою очередь, помогает автоматизировать процессы и способствует быстрой настройке приложений; с ним последние могут безболезненно мигрировать между средами — например, с физической в облачную.

Для тех команд, которые занимаются технологиями на более продвинутом уровне — в machine learning, — у Cloud есть платформа ML Space, предназначенная для ML-разработки полного цикла и совместной работы DS-команд. ML Space берет на себя все: от масштабируемости и мультикластерности до безопасности данных. Кроме непосредственно создания AI-сервисов, предоставляя полную свободу разработчикам.

Таким образом, провайдеры рынка облачных услуг предлагают клиентам не просто серверную инфраструктуру, а готовые сервисы разработки. Крупнейшие российские провайдеры — такие как Cloud — обладают полным спектром инструментов, которые могут пригодиться разработчикам для этого.

«Будьте ближе к клиенту»

О том, что качество клиентского сервиса может напрямую влиять на объемы продаж в компании, знает любой маркетолог. За каждого клиента нужно бороться — только так становятся лидерами на рынке. Впрочем, эта борьба не должна быть мучением для бизнеса. Выстраивать отношения с клиентами куда проще, если в арсенале компании есть очень умный помощник — искусственный интеллект.

По оценкам Gartner, объем мирового рынка ПО, использующего AI-алгоритмы, в 2021 году достиг $51,5 млрд: это на 21,3% больше по сравнению с 2020-м. Сейчас AI-технологии применяются практически во всех областях и направлениях цифровой трансформации бизнеса. Рассмотрим, как решения на базе ИИ могут быть полезны сегодня в различных отраслях, а также, в качестве частного случая, расскажем, зачем нужны синтез и распознавание речи.

Вызовы, встающие перед бизнесом:

Стать первым выбором клиентов за счет повышения качества сервиса, заполучить как можно больше долгосрочных пользователей, прогнозировать риски, оценивать предложения конкурентов и опережать их, обрабатывать запросы все большего числа клиентов и предлагать им персонализированный опыт.

Варианты решения проблемы:

Если еще даже десяток лет назад мы в основном теоретизировали на тему того, что будет, если AI придет в наши дома, то сегодня можно совершенно точно сказать: человечество уверенно вошло в фазу его практического применения. Еще одно неоспоримое наблюдение: раньше ИИ-технологии были доступны только крупным корпорациям, но с каждым годом у любого действующего бизнеса появляется все больше возможностей воспользоваться такими разработками и внедрить ИИ в свои процессы. Более того — можно отдать их на аутсорсинг, чтобы применять только тогда, когда они действительно нужны, в моменте.

Цена входного билета на рынок ИИ-технологий стала значительно ниже, чем раньше. Так, ввести в действие чат-бота, пусть и с ограниченным функционалом, может стоить от одной до нескольких тысяч рублей в месяц, если воспользоваться услугами платформ по созданию ботов в интернете. Как вариант — можно нанять операторов колл-центра, но и это решение будет на сегодняшний день промежуточным. Пережитый опыт глобального карантина в период пандемии коронавируса уже ускорил процесс цифровизации, и контакт-центры не исключение.

Но если же вести речь о серьезных ИИ-сервисах для крупного бизнеса, то там возможности, которые перед ним открываются, могут сегодня если уже не поражать воображение, то во всяком случае значительно улучшать положение компании на рынке.

Выгода от внедрения актуальных IT-решений:

Умение использовать искусственный интеллект — одно из конкурентных преимуществ сегодня. Тем более что эффект налицо. Объём генерируемой информации постоянно растет, и разбираться в ней, приводя всё к «общему знаменателю», анализировать, делать прогнозы и предлагать решения, очевидно, следует уже технологиям.

Компании, для которых IT не основной профиль, могут обращаться за экспертизой к тем, кто занимается технологиями плотно, например, в подразделение Cloud AI Consulting. В пользу такого решения и быстрый запуск продуктов, и сокращение расходов при разработке и эксплуатации, и безопасность, и надежность облачных технологий. В связке с нейросетями и машинным обучением специалисты помогают решить массу задач клиентов.

Несколько примеров из практики AI Consulting. В одном случае страховая компания ускорила обработку страховых случаев на 20%, а значит, клиенты стали быстрее получать ответы по страховым запросам и сами выплаты. В другом — клининговая компания улучшила конверсию в сделку на 9% за счет рекомендаций наиболее релевантных исполнителей заказа от системы, которую построила нейросеть.

Среди других AI-сервисов обращают на себя внимание речевые технологии — в частности, голосовые ассистенты, речевая аналитика и другие инструменты, которые используют наработки искусственного интеллекта и машинного обучения. Такими технологиями занимаются крупнейшие глобальные IT-компании, но и у России есть свои сильные стороны в этом сегменте, отечественные разработки во многом не уступают мировым гигантам, а в чем-то и превосходят аналоги.

Для обеспечения работы речевых технологий требуются разработки в этом направлении, большие вычислительные мощности и эксперты в сфере машинного обучения. Без больших инвестиций в эти составляющие бизнес может пользоваться распознаванием и синтезом речи от специализированных платформ. К примеру, SaluteSpeech от Cloud позволяет бизнесу без специального оборудования подключать речевые технологии. Компании это дает возможность автоматизировать работу колл-центров, аналитику телефонных звонков, а также заметно упростить проведение маркетинговых исследований, наем персонала и сбор информации.

Голосовые помощники позволяют значительно сократить ожидание ответа компании на звонок клиента. AI-ассистент способен самостоятельно обслужить его, помогая совершить финансовые операции без необходимости посещать отделение банка или банкомат, забронировать билет на самолет или столик в ресторане, оформить заказ в магазине. Наконец, такой сервис способен быстро отвечать на вопросы клиентов, требующие моментальной обработки больших объемов данных — задача, зачастую неподвластная оператору-человеку.

В решении насущных проблем бизнеса — в частности, предугадывания того, что нужно клиенту, и предложении ему персонализированного опыта — сегодня уже зачастую не обойтись без помощи искусственного интеллекта. А если поручать эти задачи (создание, обучение и развертывание AI-моделей) не просто экспертам и даже большим вычислительным мощностям, а настоящему суперкомпьютеру, то поиск точного ответа, как угодить клиенту, становится молниеносным.

К примеру, у Cloud есть платформа для машинного обучения полного цикла — ML Space. Решение позволяет сократить время на разработку и вывод на рынок моделей машинного обучения и AI-сервисов в несколько раз, освобождая до 60% времени data-science инженеров и исследователей данных. Воспользоваться платформой может бизнес из самых разных отраслей — от промышленности и телекома до транспорта и медицины — и любого масштаба. Так, для решения сложных и тяжелых задач Cloud предлагает своим клиентам задействовать ресурсы суперкомпьютеров Christofari и Christofari Neo. Они входят в ТОП-100 самых мощных суперкомпьютеров в мире, а их суммарная мощность составляет 1700+ GPU. Тем же компаниям, которые по ряду причин не могут использовать публичные облака, Cloud предлагает приватную версию платформы — ML Space Private.