
Пиво выходит на пик потребления
Как меняются продажи напитка в российских регионах
Потребление пива в российских регионах растет, следует из данных ЦРПТ — оператора системы маркировки «Честный знак». Самый заметный рост продаж этого напитка в июне–августе 2025 года продемонстрировал Дальний Восток, где объем реализации увеличился более чем на 38%, до 18 млн литров. В Сибири этот показатель составил 24,16%, достигнув 21,5 млн литров. На статистику повлияло и происходящее после внедрения маркировки обеление рынка: это позволяет учитывать всю цепочку — от производства до розничных продаж. О том, как меняется структура российского пивного рынка, «Ъ» и ЦРПТ рассказывают в очередном материале в рамках совместного спецпроекта.
Выпуск пенного сокращается
В августе 2025 года производство пивной продукции снизилось на 7,03% год к году, до 808,5 тыс. литров, следует из имеющихся в распоряжении «Ъ» данных ЦРПТ. Наиболее выраженное снижение наблюдается у слабоалкогольного пива крепостью от 0,5% до 3% — на 20%, до 8 тыс. литров. Однако данная категория имеет очень низкую базу и на рынке практически не представлена. Розлив пива крепостью от 3% до 6% сократился на 7,59%, до 710,7 млн литров, пиво крепостью от 6% до 8,6% — на 10,08%, до 74,4 млн литров.
По данным ЦРПТ, розлив прочих пивных напитков крепостью ниже 7% увеличился на 55,6%, до 12,7 млн литров, сидра и медовухи — на 12,85%, до 11,12 млн литров. Производство пива крепостью выше 8,6% год к году практически не изменилось и осталось на уровне 66 тыс. литров. Эта категория также является нишевой на рынке. Из-за слишком высоких акцизов на продукцию с такой высокой крепостью — 56 руб. за 1 литр — российские пивовары ее практически не выпускают.
Динамика продаж на 1000 человек по федеральным округам, тыс. литров

Цена — главный фактор
По мнению председателя Союза российских пивоваров Даниила Бримана, основным фактором снижения стало влияние погоды, которое скорректировало рынок во время высокого сезона. По данным метеостанции ВДНХ, только в Москве сумма осадков за период с июня по август достигла 282 мм, что на 18% выше нормы. Ожидание хорошей погоды у производителей предполагало создание дополнительных объемов и складских запасов, которые, к сожалению, не были реализованы, поясняет эксперт.
Поэтому именно чрезмерное затоваривание пивоварами продукцией привело к заметным корректировкам объемов производства в этом августе, констатирует господин Бриман.
В Московской пивоваренной компании основной причиной снижения производства называют сложности на пивном рынке, связанные с резким ростом акцизов с января 2025 года. В начале этого года ставка налога для пива с содержанием алкоголя от 0,5% до 8,6% увеличилась с 27 до 30 руб. за 1 литр. Повышение сбора на пиво стало одним из основных факторов заметного увеличения его стоимости за последний год. Так, по подсчетам ЦРПТ, средняя цена на российское пиво с июля 2024 года до августа 2025 года выросла на 21,53%, до 158,6 руб. за литр.
Динамика продаж на 1000 человек по крепости, тыс. литров

В 2026 году также предусмотрено повышение акцизов. Как следует из внесенных 29 сентября на рассмотрение Госдумы проекта поправок к Налоговому кодексу, сбор для пива, медовухи и сидра может увеличиться на 10%, до 33 руб. за 1 литр. При этом новая ставка превысит показатели, изначально заложенные в прошлом году. Так, акциз на пиво с 2026 года ранее планировалось установить на уровне 31 руб. за 1 литр продукции. Собеседник «Ъ» на алкогольном рынке ожидает, что это приведет к дальнейшему подорожанию пива в рознице, что, безусловно, негативно скажется на его продажах.
Пластик берет свое
Другим важным изменением на рынке стал выпуск пива по типу упаковки. Так, положительную динамику производства показывает продукция в пластиковой бутылке. Розлив пива в ней вырос на 3,15%, до 285,1 млн дал. В то же время производство пива в алюминиевых банках сократилось на 12,02%, до 179 млн литров, в кегах — на 5,2%, до 124,4 млн дал, в стеклянных бутылках — на 15,03%, до 219,3 млн дал.
Динамика производства и импорта по типам упаковки, тыс. литров

Важным фактором более раннего смещения производства пива у отдельных компаний в алюминиевую банку была стоимость транспортировки или логистические затраты, отмечает Даниил Бриман. «И по весу, и по объему алюминиевая банка была существенно экономически выгоднее для транспортировки на дальние расстояния, чем стеклянная бутылка», — поясняет он. К тому же в стандартную фуру больше вмещается пива в банке, чем в бутылке, добавляет эксперт.
В Московской пивоваренной компании ключевым фактором перехода на пластиковую тару называют резкое удорожание сырья. Новая упаковка позволяет выпускать пиво по более низкой себестоимости, соглашается господин Бриман. Сейчас происходит смещение объемов из более дорогих видов упаковки, каковыми являются алюминиевая банка и стеклобутылка, в более дешевую, констатирует он.
Динамика производства по федеральным округам, тыс. литров

Когда рынок столкнулся с дефицитом банок в прошлом году, у поставщиков упаковки сформировались ожидания, что дефицит продлится долго, что давало возможность серьезно повышать цены, говорит другой источник «Ъ» на пивном рынке. После увеличения производственных мощностей дефицит исчез, однако ценовая политика поставщиков осталась на прежнем уровне без должной корректировки на изменившуюся рыночную конъюнктуру, продолжает он.
В результате алюминиевая банка стала менее конкурентоспособной по стоимости, что и отразилось на объемах производства, констатирует собеседник «Ъ».
Во второй половине 2024 года многие, особенно небольшие пивовары, также столкнулись с дефицитом бутылок типа «Варшава», стеклянной тары емкостью 0,5 литра, ранее сообщал «Ъ». Это также косвенно могло способствовать постепенному переходу производителей на пластиковые бутылки.
Динамика производства по крепости, тыс. литров

Сложности адаптации и ожидания на рынке
Если исключить «оптимизацию» рецептуры и технологии, то иных возможностей, кроме как поднимать отпускную цену пива, у производителей нет, рассуждает Даниил Бриман. Одновременно с увеличением акцизов растут и стоимость упаковки, и всего основного сырья и материалов, добавляет он. К тому же, по словам эксперта, в пивоваренной отрасли, как и во всей FMSG-сфере, идут существенные инфляционные процессы по заработной плате.
Динамика производства по типу упаковки, тыс. литров

Перспективы на пивоваренном рынке сейчас не радужные, считают в Московской пивоваренной компании. Очередной резкий рост акцизов в 2026 году — на 27% к 2024 году, высокие банковские ставки и повышение НДС приведут к неизбежному росту цен для конечного потребителя и, как следствие, к снижению покупательской активности, предупреждают там.
Даниил Бриман полагает, что пивовары, у которых есть все виды упаковки, будут вынуждены все более смещать объемы производства в сторону эконом-сегмента. Также продолжится процесс уменьшения объема упаковки, ожидает эксперт. Некоторые производители, вероятнее всего, будут вынуждены ограничивать территории присутствия и закрывать контракты с очень небольшими объемами, так как они будут приводить к убыткам, прогнозирует он.
На все эти сложности накладываются новые региональные ограничения на торговлю алкоголем. Хотя сейчас запреты на реализацию спиртного крепко ассоциируются с Вологодской областью, различного рода ограничения также ввели в Кировской, Костромской, Амурской, Мурманской, Иркутской областях, Калмыкии, Камчатском крае, Ханты-Мансийском и Еврейском автономном округах. В связи с этим 2025 год пивоваренная отрасль закроет падением производства, констатирует Даниил Бриман. Аналогичная динамика, если не изменятся регулирующие условия, нас ожидает и в 2026 году, прогнозирует он.
Финт продаж
Стоит отметить, что при резком снижении производства и охлаждении спроса на пиво проведенный анализ ЦРПТ фиксирует рост потребления пива на душу населения. В целом во всех федеральных округах (ФО) России наблюдается рост продаж пива на 1 тыс. человек за июнь–август 2025 года: в Дальневосточном ФО — на 38,15% год к году, до примерно 18 млн литров, в Приволжском ФО — на 14,42%, до 18,7 млн литров, в Северо-Западном ФО — почти на 12,72%, до 19,1 млн литров, в Северо-Кавказском ФО — почти на 20%, до 3,701 млн литров, в Сибирском ФО — на 24,16%, до 21,5 млн литров, в Уральском ФО — на 10,76%, почти до 22,18 млн литров, в Центральном ФО — на 11,83%, до 16,8 млн литров, в Южном — на 16,46%, до 17,09 млн литров.
Впрочем, это не означает реального роста потребления пива год к году. Первый собеседник «Ъ» объясняет такой аномальный рост началом активной маркировки пива и пивных напитков в 2024 году, что привело к частичному обелению рынка. Ранее лишние литры могли просто не учитываться в официальной статистике, заключает он.
О проекте
Редактор проекта: Халиль Аминов
Автор текста: Владимир Комаров
Дизайн: Лилия Циблиева
Художник: Владимир Белов
Верстка: Василий Котиков