Путь единства и инноваций

Один из крупнейших в России операторов грузового железнодорожного подвижного состава всегда находится в поле внимания отраслевого сообщества с точки зрения бизнеса, производственных и финансовых результатов, и привлекает внимание более широкого круга общественности, рассказывая о людях, которые работают в компании.
Наш рассказ посвящен Федеральной грузовой компании, которая за время с момента своего создания внедрила ряд инноваций на рынке грузовых железнодорожных перевозок и сплотила коллектив, который показывает пример командности и профессионализма.
Компания создана как дочернее общество ОАО «РЖД» в 2010 году в рамках реформы железнодорожного транспорта с собственным парком в количестве 164 тысячи единиц со средним возрастом 23 года. Прошло не так много времени, если смотреть на историю железных дорог в целом, но сегодня уже можно говорить о той работе, которую проделала Федеральная грузовая компания. И первой ее задачей стало обновление собственного вагонного парка: взамен списанного по достижению срока службы подвижного состава АО «ФГК» приобрело более 77 тысяч новых вагонов, средний возраст парка снизился до 12 лет. Рекордное количество вагонов за всю свою историю — 13,6 тыс. единиц — компания приобрела в 2012 году.
Программа восполнения и обновления подвижного состава АО «ФГК» продолжается и сегодня, что позволило компании все эти годы оставаться одним из лидеров рынка: всего с 2011 по 2025 год по сроку службы было списано около 110,5 тыс. вагонов различных типов. Согласно рейтингу InfoLine Rail Russia Top 2024 года, АО «ФГК» остается крупнейшим российским оператором грузового подвижного состава по размеру парка в собственности и управлении  — более 130 тыс. единиц. Создана филиальная сеть, сформирована и постоянно развивается производственно-коммерческая инфраструктура, существенно повышен уровень цифровых сервисов для клиентов.
В собственности Федеральной грузовой компании — как универсальный подвижной состав, так и специализированный: полувагоны, крытые вагоны, платформы, цистерны, контрейлерные платформы, скоростные контейнерные платформы, восьмиосные полувагоны и цистерны, специализированные контейнеры. Силами оператора можно перевезти широкую номенклатуру грузов как в коммерческих целях, так и в целях выполнения социальных и государственных задач. В текущем грузовом портфеле ФГК более 55% всех перевозимых грузов имеют статус социально значимых. Компания помогает в решении многих государственных задач, в том числе чрезвычайного характера.
Так, например, в 2013 году Федеральная грузовая компания обеспечивала вагонами перевозки спецтехники, оборудования и гуманитарных грузов при крупном наводнении в Хабаровском крае. Годом позже в тот же регион для пострадавших жителей вагонами компании были отправлены быстровозводимые сборные дома, приобретенные на средства обычных граждан в рамках благотворительной акции «Первого канала». В 2017 году в Приморском крае прошел тайфун «Нору», из-за которого ливневые дожди размыли железнодорожную магистраль между Уссурийском и Владивостоком. Для перевозки щебня в ходе работ по ликвидации последствий тайфуна также привлекались вагоны ФГК, специалисты которой в приоритетном порядке организовали и обеспечили поставки необходимых грузов. Вагоны компании также участвовали в работах по спасению жителей и ликвидации последствий наводнения в Иркутской области в 2019 году, где ФГК отправляла в регион первые вагоны с питьевой водой, продуктами, товарами первой необходимости, матрасами, кроватями и другими важнейшими вещами, пока не подоспели другие виды транспорта для их развоза до отдаленных от железной дороги населенных пунктов в зоне бедствия.
В истории компании есть перевозки для реализации национальных проектов, таких как строительство объектов Олимпиады в Сочи, стадионов к чемпионату мира по футболу-2018, стратегических объектов инфраструктуры, в том числе модернизации БАМа и Транссиба, строительства федеральных автомобильных трасс, расширения подходов к портам. Вагоны ФГК привлекались и на долгосрочные контракты государственной важности, где от четкости и ритмичности перевозок стройматериалов зависят сроки сдачи критически важных объектов инфраструктуры. В период 2016–2019 годов ФГК участвовала в строительстве газопровода «Сила Сибири», протянувшегося на длину более 2 тыс. км из Якутии до границы с Китаем в Амурской области. Компания доставила 11 тыс. вагонов с трубами большого диаметра со станций Октябрьской, Горьковской, Приволжской и Южно-Уральской железных дорог на полигоны в Якутии, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. В ходе реализации национальных проектов в 2021–2023 годах вагоны ФГК участвовали в перевозках грузов для строительства автомагистрали М-12 «Восток» от Москвы до Казани. В интересах этой важной для страны стройки компания организовала более полумиллиона грузовых отправок, обеспечив перевозку 33,5 млн тонн грузов.
ФГК — оператор, который наряду с коммерческой деятельностью выполняет государственные и социально значимые функции, работает с системообразующими предприятиями экономики и поддерживает малый и средний бизнес. Компания выступает драйвером формирования новых рыночных сегментов, развития новых технологий перевозок и создания инновационного подвижного состава, обеспечивающих решение отраслевых задач по увеличению скорости и объемов грузовых перевозок, повышению провозной способности железнодорожной инфраструктуры. Компанией обеспечена эффективность управления одним из крупнейших в стране парков вагонов и организована работа более чем с 5 тысячами клиентов-грузоотправителей.

Удвоение инноваций

Прошедший в конце августа в Санкт-Петербурге железнодорожный салон «PRO//Движение.ЭКСПО-2025» запомнился широкой общественности инновационными разработками отечественных машиностроителей в области пассажирских вагонов и поездов, однако и в сфере грузового подвижного состава они не разочаровали потенциальную аудиторию. Центром этого сегмента выставки стали новейшие восьмиосные модели грузовых вагонов, разработанные по заказу ФГК на разных вагоностроительных предприятиях в России и уже принимаемые оператором в эксплуатацию. Суть новой конструкционной идеи — сочленение двух грузовых вагонов в единый сцеп, что позволяет увеличить удельную грузоподъемность и вместимость подвижного состава, при этом значительно снижая его эксплуатационные издержки. Для работы с такими вагонами не требуются никакие доработки на инфраструктуре железных дорог или на путях грузоотправителей, а их использование предполагает значительную экономию ресурсов для государственного перевозчика за счет двукратного сокращения количества операций с вагонами при формировании поездов и их продвижении по маршруту.
Первые 40 единиц новейших восьмиосных цистерн «Находка» (модель 15-1271) уже введены ФГК в эксплуатацию. Каждая секция такой цистерны имеет увеличенный объем котла до 92 куб. м (суммарно — 184 куб. м) и грузоподъемность до 75 тонн (150 тонн на вагон), что почти на 14% больше, чем в двух обычных цистернах. Длина восьмиосного вагона соответствует длине двух стандартных цистерн (24,04 м), а в его конструкции соблюдены все текущие параметры сливных эстакад, благодаря чему эксплуатация этих вагонов будет возможна на всей имеющейся инфраструктуре без ограничений, в том числе вместе с типовыми четырехосными вагонами. Проведены подконтрольные перевозки нефтепродуктов назначением на железнодорожные станции Гайдамак, Находка-Восточная, Крабовая, Дземги Дальневосточной железной дороги.
Разработку еще двух моделей восьмиосных полувагонов ФГК заказала в 2023 году. К настоящему моменту полувагоны «Урал» (модель 12-5991 в габарите 1-Т) и «БАМ» (модель 12-5992 в габарите Тпр) уже подтвердили эксплуатационно-технические показатели и соответствие параметрам безопасности, получив сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза. В таком вагоне объединены две тележки с максимальной осевой нагрузкой 25 тонн, что позволило увеличить общую грузоподъемность до 151 тонны, превосходящую полезную нагрузку двух «инновационных» (в бытующей терминологии) полувагонов. При этом в новой конструкции используются серийные профили и детали, что позволит осуществлять техническое обслуживание и ремонт таких вагонов на существующих мощностях.
В восьмиосном подвижном составе нового поколения можно перевозить всю номенклатуру грузов, в том числе социально значимых, которые сегодня перевозятся в типовом подвижном составе. Первые 40 «Уралов» поступят в ФГК до конца 2025 года для осуществления опытно-промышленной эксплуатации поезда из восьмиосных полувагонов в целях отработки технологии по обеспечению курсирования тяжеловесных поездов в груженом и порожнем состоянии в составе отправительских/технических маршрутов, проработки инфраструктурных вопросов, связанных с эксплуатацией тяжеловесных поездов, и подтверждения эффектов от их использования в перевозочном процессе.
«Урал» направлен в эксплуатацию сразу после завершения Международного железнодорожного салона техники и технологий «PRO//Движение.Экспо» и прошел расстояние от Санкт-Петербурга до юга Приморского края. Полувагон погружен стеклянным боем на Октябрьской железной дороге назначением на Западно-Сибирскую железную дорогу. После этого «Урал» погрузили углем и направили на Дальневосточную железную дорогу для выгрузки в морском порту Суходол. Выгрузка с использованием вагоноопрокидывателя тандемного типа в морском порту Суходол прошла в соответствии с технологией и заняла две с половиной минуты. Важно, что запас прочности несущих элементов кузовов полувагона «Урал» достаточен при критических углах поворота роторов вагоноопрокидывателя, что говорит о его универсальности и подтверждает заявленные технические и эксплуатационные характеристики.
Примечательно, что в целях продвижения, лучшего восприятия и запоминаемости выводимого на сеть российских железных дорог подвижного состава Федеральная грузовая компания инициировала принципиально новый подход к брендированию вагонов: вместо привычного обозначения моделей цифрами разработан нейминг и презентационный дизайн подвижного состава, которые привлекли внимание общественности. Эта практика масштабирована на весь подвижной состав АО ФГК, созданный по заказу компании: восьмиосная цистерна модели 15-1271 «Находка», восьмиосные полувагоны модели 12-5991 «Урал» и модели 12-5992 «БАМ», скоростная 80-футовая вагон-платформа модели 13-6704 «Заря», длиннобазная контрейлерная платформа модели 13-5205 «Сибирь», контрейлерная платформа колодцевого типа модели 13-6701 «Печора».
В 2023 году парк ФГК пополнился инновационными скоростными вагонами-платформами для перевозок контейнеров «Заря» (модель 13-6704), разработанными по заказу оператора. В конструкции 80-футовой фитинговой платформы используется уникальная для российских железных дорог трехосная тележка, которая снижает нагрузку на инфраструктуру, а максимальная скорость эксплуатации таких вагонов увеличена до 140 км/ч, что весьма актуально для контейнерных операторов, для которых время оборачиваемости вагона и контейнерного оборудования имеет принципиальное значение. Сегодня в парке ФГК 46 единиц таких платформ.
Между тем гарантированного успеха на железнодорожном рынке только за счет обладания инновационным подвижным составом вряд ли удастся достичь, если не обращать внимания на глубинные потребности грузовладельцев. Уже сейчас некоторые логистические операторы готовы предложить клиентам комплексную услугу транспортного обслуживания, которая включает весь логистический функционал промышленных предприятий, в том числе транспортировку сырья и товаров между цехами.
Так, программа «Комплексное транспортное обслуживание», реализуемая ФГК, предполагает передачу на аутсорсинг выполнения практически всех внутренних логистических процедур на крупных российских предприятиях, что позволяет им существенно экономить издержки и сосредоточиться только на выпуске и продаже своей продукции. В настоящее время на обслуживании у ФГК находятся девять крупных производственных площадок, расположенных на полигонах Октябрьской, Свердловской, Южно-Уральской и Юго-Восточной железных дорог. Благодаря такому сотрудничеству оптимизируется работа вагонного парка, сокращаются простои, а в конечном итоге растут объемы отгрузки продукции и доходы российских промышленных предприятий.
Еще один рыночный тренд, который наблюдается во всем мире, но пока еще не в полной мере реализовался в России, — контрейлерные грузоперевозки, когда на железнодорожную платформу заезжает грузовик целиком или его полуприцеп с грузом, а по прибытии на станцию назначения съезжает с платформы и сразу отправляется к месту назначения. У такого вида перевозок есть объективные и неоспоримые преимущества, прежде всего экономические: снижение расходов перевозчика за счет экономии на топливе и износе автопарка, уменьшение себестоимости перевозок на дальние расстояния, отсутствие необходимости перетарки грузовика во время транспортировки по железной дороге. Кроме того, при таком способе доставки грузов снижаются расходы перевозчика на оплату труда водителей, снижаются риски ДТП и аварий, повышается безопасность перевозок, не говоря уже о снижении нагрузки на автодороги общего пользования и вреда экологии. И пусть этот вид мультимодальных перевозок только набирает обороты в России, в ФГК уже подготовились к такому развитию событий, разработав специализированные контрейлерные платформы «Сибирь» (с удлиненной базой) и «Печора» (колодцевого типа).
По-настоящему огромные перспективы скрывает в себе и рынок контейнерных перевозок, который в России стремительно набирает обороты, вопреки многим пережитым кризисам. Уровень контейнеризации грузов в нашей стране еще на порядок ниже, чем в странах с сопоставимым уровнем развития и структурой экономики, а потому отраслевые эксперты с уверенностью ждут, что в ближайшие годы контейнеризация отечественной логистики будет только расти. В том числе, по их прогнозам, на железной дороге в ближайшие десять лет доля грузов в контейнерах может вырасти с нынешних 5–6% до 15–20% от общего объема грузопотока.
Для отечественной промышленности, где преобладают сырьевые и массовые грузы, наиболее перспективным в этом плане становится использование специализированных контейнеров. Например, уже сегодня ФГК активно развивает экспортные перевозки угля и руды в контейнерах типа open-top (у таких контейнеров отсутствует или снимается крыша, что позволяет загружать его сверху), которые очень охотно принимают на границе с Китаем. Удобство и развитость контейнерной инфраструктуры позволяют наращивать перевозки сыпучих грузов в балкерных контейнерах, таких как минеральные удобрения, зерно или продукция неорганической химии. Кроме того, в собственности ФГК есть и парк танк-контейнеров, предназначенных для перевозок жидких веществ и газов: различных кислот, химических удобрений, реагентов, продуктов переработки углеводородов и других товаров с большой добавленной стоимостью. Развитие таких перевозок не только гарантирует оператору сохранение своего присутствия на рынке в долгосрочной перспективе, но и соответствует стратегическим ориентирам на повышение эффективности экономики и логистики, поставленным руководством страны.
Редакция «Ъ» благодарит коллектив ФГК и с уверенностью может отметить, что команда Федеральной грузовой компании — это не только про офис или производственные площадки. Сотрудники ФГК во всех городах присутствия компании активно участвуют в различных мероприятиях экологической, спортивной, патриотической, добровольческой направленности, и эта вовлеченность в корпоративную жизнь с каждым годом заметно растет. Это и ставшие традиционными форматы Кубка ФГК по горным лыжам, мастер-классы по боксу, Гонка героев ФГК, донорские акции, мероприятия в периметре холдинга РЖД, чемпионат по картингу.
Важно, что сотрудники ФГК не только работают над созданием инновационного подвижного состава, но и сами создают корпоративную культуру, ведут за собой компанию, предлагают свои идеи. И компания всецело поддерживает инициативы сотрудников, помогает масштабировать их опыт на все подразделения, задействует членов семей, предоставляет возможность развиваться, в том числе через обучение по различным компетенциям. Все испытания и вызовы сегодняшних реалий делают команду ФГК более сплоченной, помогают уверенно достигать общих целей и сохранять традиционные ценности.