Как устроен
топливный терминал
Здесь рождается судовое топливо и заправляются суда
Нефтеперевалочные терминалы обеспечивают заправку судов, а также отвечают за финальный состав и свойства судового топлива.
Хранилища терминалов могут вмещать десятки тысяч кубометров судового топлива, а годовой объем его перевалки может исчисляться сотнями тысяч тонн.
Оптимальное число причалов у терминала — не менее двух, чтобы заправляться могли сразу несколько судов.
Подходить к причалам терминалов могут суда с осадкой до 8 метров, а более крупные бункеруются на рейде.
Как устроен
топливный терминал
Терминал — это не просто хранилище топлива для судов на пути от производства к потребителю. Терминал отвечает за своевременную заправку судов и за качество судового топлива. Более того, именно здесь оно приобретает уникальные характеристики под индивидуальные потребности каждого потребителя — будь то черноморский круизный лайнер или сухогруз ледового класса. Кликайте по иконкам, чтобы узнать больше о том, как заправляют корабли.
Нефтеперерабатывающий завод
Здесь производят судовое топливо. Это осуществляется путем дистилляции и смешивания различных фракций нефти. Полученное топливо загружают в вагоны-цистерны и отправляют по железной дороге на нефтеперевалочный терминал. Топлива для флота подразделяют на легкие и тяжелые.
Легкие судовые топлива получаются смешением дизельных и газойлевых фракций, отличаются малой вязкостью и плотностью, а также низкой температурой застывания.
Тяжелые или темные производят смешением остаточных нефтепродуктов с дизельными фракциями.
Они вязкие и плотные, настолько, что при транспортировке и хранении могут требовать постоянного подогрева до температуры выше 40 °С.
Но это лишь два основных типа судовых топлив.
Они, в свою очередь, делятся на множество разновидностей, каждая из которых обладает уникальным сочетанием различных параметров — кроме вязкости и плотности это сернистость, зольность, температура вспышки, температура застывания и так далее.
Продукция НПЗ отвечает строгим нормативам качества топлива, а иногда и превосходит их.
Например, на Омском НПЗ «Газпром нефти» производят судовое топливо с содержанием серы всего 0,1%, что обеспечивает минимальное воздействие на окружающую среду.
В зависимости от характеристик и задач судна для него выбирается подходящее топливо.
Свойства топлив, которые лучше всего подойдут для круиза по Черному морю и для навигации в суровых водах Северного Ледовитого океана, будут разными.
От правильности выбора топлива зависит экономическая эффективность плавания.
Это непростое уравнение включает множество переменных: расход топлива, издержки на его хранение, износ судовых агрегатов и многое другое.
Однако прогнозировать многообразие условий и факторов, в которых эксплуатируются судна, — непростая задача.
За создание финальной топливной смеси с уникальным набором качеств под индивидуальные запросы потребителей отвечает нефтеперевалочный терминал.
Железнодорожная эстакада для приема топлива
Здесь выгружают из вагонов-цистерн топливо, прибывшее на нефтеперевалочный терминал с завода.
Судовое топливо поступает на терминал разными путями: в железнодорожных цистернах, автоцистернах, а иногда даже на морских танкерах. Но по железной дороге — чаще всего.
Прежде чем попасть на терминал, топливо может преодолевать тысячи километров. Железнодорожные цистерны бывают четырех- и восьмиосными, вмещают от 60 до 125 тонн (80–160 м³) нефтепродуктов.
Для выгрузки нефтепродуктов на терминале специально оборудована сливная железнодорожная эстакада. Она позволяет выгружать топливо из 10 вагонов-цистерн одновременно.
На каждую цистерну приходится по отдельному насосу, которые способны перекачивать до 500 м³ легкого и 360 м³ тяжелого топлива в час.
За разгрузку вагонов-цистерн отвечают машинисты оборудования распределительных нефтебаз. Они контролируют работу всего оборудования, связанного с приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов, а также отвечают за его обслуживание.
Машинист — это «сердце терминала», высококвалифицированный инженер-практик, от которого напрямую зависит бесперебойная и безопасная работа всех систем на объекте.
Именно машинисты запускают оборудование в работу, выводят на заданные диспетчерами режимы, контролируют давление в трубопроводах, управляют запорной арматурой, обеспечивают профилактическое обслуживание и ремонт.
За сутки терминал разгружает 30–40, а за месяц — 1000–1100 вагонов-цистерн.
Чтобы выгрузить из цистерны вязкий мазут, его разогревают до 90°С. В качестве теплоносителя применяется насыщенный пар давлением до 8 кг/см² и температурой 200°С.
Обязательный этап выгрузки топлива — контроль качества.
Его осуществляют специалисты из независимых лабораторий.
Инженеры отбирают пробы из каждой цистерны, образцы оперативно отвозят в лабораторию. Там экспериментально проверяется соответствие нормативам по 17 параметрам из стандартов качества для судовых топлив (ИСО 8217).
Соответствие нормам подтверждается уже через 4–6 часов после отбора проб.
Резервуары
Топливо на нефтеперевалочном терминале хранится в вертикальных стальных резервуарах.
Каждый резервуар — не просто бочка, а сложный агрегат.
Он оснащен приемо-раздаточными устройствами, дыхательной и предохранительной арматурой, приборами для измерения уровня и температуры, устройствами для слива и зачистки, люками на крыше для установки контрольно-измерительных приборов и отбора проб, а также устройствами для размыва донных отложений, чтобы на дне резервуара не накапливался осадок.
Наконец, резервуары утеплены изоляционными материалами. Это позволяет поддерживать температуру разогретых нефтепродуктов в холодные сезоны — иначе топливо быстро застывает.
Резервуарный парк оснащен автоматизированной системой материального учета: уровень заполнения, температура и количество топлива контролируются автоматически.
После подачи топлива в резервуар производится еще один этап контроля его качества: отбираются новые пробы и тоже отправляются в независимую лабораторию.
Как долго корабельное топливо может храниться на терминале? Согласно нормативам, гарантийный срок хранения составляет 1 год.
Однако на деле до такого никогда не доходит: резервуарный парк нефтеперевалочного терминала оборачивается, как правило, 5–6 раз за месяц.
Площадка производства нефтепродуктов
Здесь содержимое резервуаров смешивается для получения конечного продукта: топлива с уникальным набором характеристик, нужных потребителям.
Добиться более экономного расхода, оптимизировать работу и сократить износ двигателя, сделать хранение топлива проще — эти и другие запросы удовлетворяет топливо сверхнормативного качества, получаемое при помощи смешения компонентов.
Смешение производится в строгих пропорциях по специальной рецептуре. Первоначально нефтепродукты из разных хранилищ встречаются внутри сложного трубопровода — узла смешения. Здесь же к ним добавляются дополнительные компоненты.
Весь процесс автоматизирован. Его контролируют диспетчер смены по показаниям замеров нефтепродуктов в резервуарах на основании данных, полученных от автоматизированной системы учета в режиме реального времени.
Диспетчер смены — это ключевое ответственное лицо на терминале. Он является главным операционным руководителем, который контролирует работу перевалочного комплекса на всех этапах: от приема и хранения до блендирования и выдачи нефтепродуктов.
На нем лежит ответственность за надежную работу всего, что есть на терминале: железнодорожной эстакады, резервуарного парка, причалов, технологических трубопроводов, запорной арматуры, вспомогательных систем.
Диспетчер смены отвечает за соблюдение оптимальных и безопасных режимов работы всего оборудования, координирует действия всего персонала, контролирует параметры автоматизированной системы управления технологическими процессами, оперативно реагирует на нештатные ситуации, отвечает за оформление первичной документации по приему и отпуску нефтепродуктов.
После заполнения резервуара топливной смесью в обязательном порядке отбирают пробы для лабораторного анализа.
Только на основании его положительных результатов выпускается паспорт качества продукта.
Именно здесь, на терминале, получают судовое топливо на биокомпонентной основе. Первой в России производить биотопливо для судов начала компания «Газпромнефть Марин Бункер» совместно с сетью предприятий быстрого обслуживания «Вкусно — и точка» и компанией «Эковей».
Экологичное горючее получают из судового топлива и отработанного фритюрного масла — того самого, которое используется для приготовления картофеля фри.
Фритюрное масло специально подготавливают к добавлению в судовое топливо, а затем делают готовую смесь на терминале.
«Газпромнефть Марин Бункер» начала заправлять суда биотопливом первой в нашей стране с лета 2023 года.
Причальная линия
Здесь топливо загружают на заправочное судно — бункеровщик. Это специализированный танкер, оснащенный емкостями для топлива, топливными рукавами и кранами для подачи горючего.
Бункеровкой называют процесс заправки судов топливом. Термин происходит от слова «бункер» — в эпоху паровых двигателей так называли судовые хранилища топливного угля.
Погрузку нефтепродуктов из резервуаров на бункеровщик производят винтовые насосы производительностью около 400 м³ в час. Терминал способен выдать 6 тыс. тонн судового топлива за 18–20 часов, в зависимости от технической возможности бункеровщика.
Ключевой представитель терминала на этапе выдачи судового топлива — грузовой мастер. Он осуществляет общее руководство грузовыми операциями, координирует их проведение с командованием бункеровщика.
Грузовой мастер отвечает за готовность причальных коммуникаций, вплоть до состояния сливных рукавов, и контролирует процесс отгрузки.
Кроме того, в зоне его ответственности — швартовые операции, документальное оформление отгрузки (нотис о готовности к погрузке, таймшит, каргоплан, листы контроля безопасности на судне и на берегу), координация действий экипажа танкера и берегового персонала при аварийных ситуациях, замер и подсчет партии выданных и загруженных нефтепродуктов, отбор проб на химический анализ для контроля качества продукции.
Бункеровщик
При бункеровке суда швартуются, с борта на борт перекидываются топливные рукава. Топливо по ним перекачивается со скоростью 170–220 тонн в час.
Бункеровка крупнотоннажного судна, которому предстоит пересечь Атлантику (на это требуется около 2,5 тыс. тонн топлива), может потребовать более 10 часов. Суда поменьше бункеруются 6–8 часов.
Бункеровщик может везти до 5 тыс. тонн судового топлива, причем разных видов (для этого у него несколько топливных резервуаров — танков), и за один свой рейс заправить несколько судов подряд.
Более того, при необходимости прямо на бункеровщике может производиться получение топливной смеси из составных компонентов.
Бункеровка может выполняться на рейде или в море — в дрейфе или на ходу.
Флот «Газпром нефти» придерживается «принципа нулевого сброса»: отработавшие материалы выгружаются с судов только в порту, после чего их направляют на утилизацию.