Санкционный урожай

Как рынок спец- и сельхозтехники справится с внешним давлением

Около половины российского рынка сельхозмашин в последние годы традиционно приходилось на отечественное производство: даже в период пандемии короновируса и последовавшей остановке поставок комплектующих, заводы продолжали работу. По наиболее массовым сегментам техники российские предприятия способны удовлетворить спрос аграриев и сейчас, уверены в профильных ассоциациях. Сложностей с замещением там не видят и по другому сегменту рынка: дорожно-строительной техники, где пока рынок в большей степени опирался на импортную продукцию.

Рынок спец- и сельхозмашиностроения, в отличие от автопрома, вошел в нынешний кризис без масштабных остановок производств. Наибольшая доля отечественной техники здесь в сегменте сельхозмашин — в 2021 году, по данным ассоциации «Росспецмаш», на них приходился 51% рынка РФ. С 2013 года совокупная стоимость продукции, выпускаемой российскими заводами, выросла более чем в шесть раз: с 35,5 млрд до 218 млрд руб., доля — более чем вдвое. В Минсельхозе и вовсе говорили, что доля техники российского и белорусского производства на рынке РФ составляет порядка 70%, в том числе тракторов — 70%, зерноуборочных комбайнов — 80%, кормоуборочных комбайнов — 70%: «Недостающий объем импортируется. Преимущественно это спецмашины для уборки и первичной переработки корнеплодов, овощей, фруктов и технических культур» (цитата по «РИА Новости»).

В «Росспецмаше» говорят, что сейчас в России серийно практически не производится сельхозтехника для садоводства, возделывания льна, конопли, виноградарства, овощеводства. Но это узкие сегменты со сравнительно малой долей рынка, поэтому остро встает проблема окупаемости инвестиций в организацию таких сложных производств на территории России: аграрии будут переориентироваться на других производителей и поставщиков, которые будут рады заместить ушедшие компании. Впрочем, об уходе с рынка из иностранных производителей техники пока никто не объявлял, однако поставки в страну прекратили John Deere и CNH.

Российское производство сельхозтехники охватывает большинство ключевых сегментов: зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, опрыскиватели, бороны, культиваторы, плуги, косилки, машины для внесения удобрений, оборудование для хранения, обработки, очистки зерна и другую технику. Например, зерноуборочные комбайны и энергонасыщенные тракторы российского производства занимают лидирующие позиции на внутреннем рынке, говорят в ассоциации отечественных производителей. Локализация по отдельным машинам составляет до 98%, но по ряду других моделей существует зависимость по некоторым комплектующим, таким как трансмиссия, гидравлика, двигатели, подшипники.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting подтверждает, что в сегменте сельхозтехники есть зависимость от импорта по отдельным нишевым товарам (техника для полива или картофелеуборочные комбайны), а также по тракторам до 50 лошадиных сил. «Во всех основных массовых сегментах сельхозтехники российские производители присутствуют в той или иной степени, но есть и потенциал для наращивания мощностей»,- отмечает он.

Из компонентов зависимость от поставок из других стран есть по электронике, гидравлике, мощным двигателям и др., говорит господин Бабанский. Соответственно, сейчас могут возникнуть проблемы при импорте отдельных компонентов, усложнятся цепочки поставок, а также могут возникнуть проблемы при экспорте техники из РФ на новые рынки, полагает аналитик: «Нужно будет формировать, по сути, новую финансовую инфраструктуру». Напомним, что экспорт сельхозтехники активно рос в последние годы, в том числе в страны Европы. Только по итогам 2021 года за рубеж отгружено техники на рекордную сумму 21 млрд руб., что превысило даже оптимистичные прогнозы правительства.

Пока, по имеющимся у «Росспецмаша» за первые два месяца 2022 года данным, выпуск сельхозтехники в РФ остается на уровне прошлого года. Но проблемы есть: сейчас действительно прекращаются или прекращены поставки ряда импортных комплектующих, признают там, сужаются и усложняются логистические коридоры: «Заводы переориентируются на новых поставщиков и производителей, в том числе и российских. Это достаточно сложный процесс, требующий времени, поэтому риски снижения объемов производства сельхозтехники существуют».

Сейчас важно предусмотреть субсидии и грантовую поддержку для производителей комплектующих, поддержать платежеспособный спрос на сельхозтехнику, говорят в «Росспецмаше». Там указывают, что отечественные заводы готовят к реализации более 50 проектов по выпуску трансмиссий, мостов и других компонентов. По расчетам ассоциации, на господдержку этих производств в 2022–2024 годах потребуется по 10 млрд руб. ежегодно. Пока правительство выделило 12 млрд руб. на поддержку спроса на отечественные сельхозмашины — через программу льготного лизинга.

В «Росспецмаше» отмечают, что в целом поддержка спроса в 2013–2014 годах и помогла восстановить отрасль. «Переломным моментом стали 2013–2014 годы, когда правительство запустило один из наиболее эффективных механизмов господдержки — „программу 1432“ (скидки на технику для аграриев, действует до сих пор.- „Ъ“). Программа быстро стала популярной у потребителей и производителей сельхозтехники». Всего за последние девять лет аграрии получили более 145 тыс. единиц сельскохозяйственной техники со скидкой.

Ситуация на рынке дорожно-строительной техники (ДСТ) сейчас схожая: иностранные бренды, за исключением китайских, приостановили работу, а часть техники оказалась под запретом на поставку в РФ из Европы из-за санкций. Здесь российские заводы не выпускают технику в сегментах, которые не являются массовыми — годовые объемы импорта по ним исчисляются десятками единиц,- например, бетоноукладчики, дорожные фрезы, ресайклеры, говорят в «Росспецмаше».

Уровень локализации отечественной ДСТ, по его данным, составляет в среднем 50–70%, а по отдельным моделям до 90%. Производители такой техники также в марте столкнулись с прекращением поставок ключевых импортных компонентов (гидронасосов, гидромоторов, распределителей, гидроцилиндров, ведущих мостов и двигателей внутреннего сгорания) и их минимальным запасом на складах, а производители прицепной техники столкнулись с прекращением поставок импортных пневматических тормозных систем и телескопических гидроцилиндров на самосвалы. Но «предприятия активно перестраиваются на российские аналоги, а также ведут поиск зарубежных поставщиков, чтобы закрыть текущую потребность в компонентах».

Дмитрий Бабанский говорит, что в сегменте ДСТ есть зависимость по отдельным нишевым товарам (например, асфальтоукладчики, телескопические погрузчики). В коммунальной технике остается зависимость в части некоторых видов надстроек, например мусорных баков, добавляет он. Но здесь он также видит потенциал наращивания мощностей почти по всем направлениям: например, телескопических погрузчиков было произведено 100 штук, а импорт — 2,5 тыс. штук. «Но при этом зачастую будут необходимы инвестиции в доработку и дизайн продукции», — заключает аналитик.

Отечественные машиностроители способны заменить импортные виды техники в ближайшие один-два года, считают в ассоциации: «Для этого у них есть все компетенции и оборудование. Чтобы решить эту задачу, необходимо защитить рынок от субсидируемого импорта, комплексно поддерживать локализацию и производство в России комплектующих, а также стимулировать платежеспособный спрос на российскую технику».

Ольга Никитина