Креслом и мечом

В отделке и меблировке растет доля российских производителей

Приостановка работы крупных торговых сетей, специализирующихся на DIY и товарах для дома, заставила поволноваться запланировавших на ближайшее будущее ремонт россиян. Но участники рынка уверены — дефицита отделочных материалов и мебели на рынке нет, а ушедших с рынка зарубежных игроков постепенно заменяют российские производители и альтернативные зарубежные бренды. Главным неприятным сюрпризом для потребителей в этих условиях станет рост цен, продиктованный усложнившейся логистикой поставок и необходимостью поиска новых партнеров.

Отделка и ремонт и до кризиса часто становились не самой простой задачей для россиян: согласно данным исследования Rambler & Co и «СберУслуги», с различными проблемами в процессе так или иначе сталкивались 81% респондентов. И если 36% превышали в процессе запланированные траты, то 20% — не могли найти в процессе все необходимые материалы.

Сегодня работу собственных магазинов в России приостановили популярные у потребителей торговые сети IKEA и OBI, а датская Jysk заявила об окончательном уходе с рынка. Приостановка работы зарубежных сетей уже привела к росту бизнеса их российских конкурентов. Так, гендиректор Hoff Максим Гришаков ранее заявлял изданию E-paper о росте доходов в конце февраля на 70% относительно предыдущего месяца, связывая это, в частности, со снижением конкуренции. Выручка магазинов сети в городах, где ранее присутствовала IKEA, выросла на 30%, замечал он.

Но важным вопросом для оставшихся в России DIY-ритейлеров и продавцов товаров для дома остается вопрос наполнения магазинов. Гендиректор «Бон Тон» Наталия Кузнецова констатирует, что пока серьезного дефицита отделочных материалов на массовом рынке нет. Опасения бизнеса на перспективу вызывают лишь зарубежные комплектующие, проблемы с поставкой которых могут негативно сказаться на российских производителях. Такой же концепции придерживаются и профильные сети: так, в Hoff ранее указывали, что на отечественных производителей приходится 85% ассортимента сети. Но многие из них могут столкнуться с нехваткой зарубежных составляющих. О создании отдельного штаба по имопртозамещению ранее сообщал и сохранивший свои магазины ритейлер Leroy Merlin.

Директор по закупкам ГК «А101» Георгий Криницын говорит, что сложности отмечают с европейским санфаянсом, керамогранитом, некоторыми напольными покрытиями: сейчас компания прорабатывает альтернативные варианты. «Например, санфаянс был из Германии, но сейчас мы нашли достойную альтернативу с локализацией в России и Турции, активно прорабатываем Китай»,- объясняет он. В целом, по словам эксперта, аналоги находятся по всем позициям.

Более чувствительной ситуация может оказаться для собственников высокобюджетного рынка. Доля импортных материалов в его отделке традиционно выше и составляет в среднем 50%, но в части инженерного оборудования (освещение, сантехника, климатическое оборудование и пр.) достигает 100%, говорит управляющий партнер компании Craft Оксана Стародубцева. Большая часть зарубежных позиций для ремонта в страну пока поставляется, хотя сроки и стоимость логистики заметно выросли. «Есть производители, временно не отпускающие продукцию, в основном это касается сложного инженерного оборудования, замену ему можно найти, но зачастую с потерей качества»,- рассуждает госпожа Стародубцева. Похожая ситуация на рынке сложилась с высокобюджетной сантехникой: в отдельных случаях удается подобрать аналог, иногда приходится придумывать сложные пути поставки, так или иначе решение находится, рассказывают в Craft. Стоимость отделки квартир на этом фоне, по данным компании, выросла на 30%, в перспективе динамика может составить еще 15–20%.

Отдельным вопросом при ремонте остается мебель, если до кризиса у многих застройщиков можно было купить частично обставленное жилье, на фоне кризиса многие из них отказываются от этой опции, стремясь сократить бюджеты. Так, Наталия Кузнецова рассказывает, что по итогам марта таких предложений на рынке первичной недвижимости практически не осталось.

Согласно оценкам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР), доля импортной мебели на российском рынке до кризиса составляла 40% и последние несколько лет сокращалась. Сейчас, по мнению президента организации Александра Шестакова, этот тренд усилится, освобождавшуюся нишу будут занимать российские компании и иностранные игроки, решившие сохранить бизнес в стране. «Наша мебельная промышленность находится на высоком уровне, и беспокоиться нужно европейским компаниям, которые рано или поздно захотят вернуться в отечественные магазины, но конкурентная среда будет другая», — говорит он.

Господин Шестаков уверен, что у большинства покупателей мебели сложностей из-за санкций не возникнет: российские производители предлагают гораздо больший ассортимент, чем иностранные, во всех ценовых категориях, кроме премиальной. «По соотношению цена-качество наша мебель одна из лучших в мире, уход европейских производителей будет неощутим»,- говорит он. Оксана Стародубцева не сомневается, что заместить европейскую импортную мебель возможно и в премиальном сегменте. «Но это будут не те бренды, к которым привык наш клиент»,- предупреждает она.

Одновременно самим производителям придется немного перестроить работу. Согласно оценкам АМДПР, 95% фурнитуры, значительную долю химических компонентов и тканей мебельщики традиционно закупали у европейских компаний. Сейчас, по словам Александра Шестакова, производители переориентируются с европейских на восточные рынки — Турцию и Китай, но в перспективе эти комплектующие могут начать производиться и внутри страны. Негативными последствиями этой перестройки станет рост цен: по прогнозам АМДПР, мебель подорожает в среднем на 30% за год.

Александра Мерцалова