Партнерский проект

Блиц-интервью

Начальник управления «Государственные услуги» ВТБ Святослав Агеев

«Молодые команды обладают свежими идеями и большой вовлеченностью в то, что они делают»

Начальник управления «Государственные услуги» ВТБ Святослав Агеев – о роли стартапов в развитии банка и о том, как проявили себя участники «Цифрового прорыва – 2021»

— Для интенсивного развития финтеха сейчас, кажется, существуют все предпосылки. Все сильнее сокращается физический контакт непосредственного продавца товаров и услуг с потребителем, упрощается доступ к товарам и услугам за счет онлайн-сервисов, все более актуальным становится шеринговое использование ресурсов, экономящее средства и соответствующее новому тренду на экологичное поведение. Что, по вашему мнению, напротив, сдерживает развитие финтеха в стране?

— Финтех сейчас сосредоточен преимущественно в крупных компаниях, в том числе банках, и достаточно активно развивается, чего нельзя сказать о более мелких игроках. Несмотря на то что финтех-направление уже сегодня входит в топ-3 среди российских стартапов, ключевой сложностью для команд является поиск инвестиций для реализации задуманного.

При этом стоит отметить, что пандемия стала одним из катализаторов для роста финтех-компаний, что полностью совпало с общим трендом на масштабную цифровизацию почти во всех сферах жизни, и этот тренд продолжает набирать силу.

— Какую роль в решении задач банка по цифровизации вы отводите стартапам и молодым командам?

— Ключевое преимущество, которым чаще всего обладают молодые команды и стартапы — наличие свежих идей, амбициозных и смелых, и большая вовлеченность в то, что они делают, в те задачи, которые они решают. Поэтому для нас сотрудничество с ними становится дополнительным источником идей для новых продуктов, сервисов и даже подхода к построению клиентского опыта.

— Есть ощущение, что финансовая грамотность — не самая сильная черта наших соотечественников. Почему вы предложили командам подумать над повышением финансовой грамотности именно клиентов пенсионного возраста?

— Сегодня финансовые сервисы для пенсионеров достаточно развиты. Например, своим клиентам мы предлагаем повышенный кешбэк за покупки в аптеках и оплату услуг ЖКХ, повышенный процент на остаток по счету, а также возможность пользоваться удобным и понятным интерфейсом в личном кабинете. При этом пока люди пожилого возраста вследствие привычки не так активно пользуются цифровыми финансовыми сервисами и технологиями по сравнению с теми, кому, например, от 20 до 40.

Повышение уровня финансовой грамотности позволит большему количеству пенсионеров пользоваться удобными сервисами и иметь доступ к продуктам на выгодных условиях. Отдельно стоит подчеркнуть, что на сегодняшний день именно люди пенсионного возраста часто становятся жертвами мошенников, которые применяют методы социальной инженерии. Например, в ноябре мы зафиксировали новые случаи мошенничества — злоумышленники массово рассылают клиентам письма с предложением вернуть пенсионные накопления. Повышение уровня финансовой грамотности — это еще и повышение уровня осведомленности, а значит, больше людей будет знать, как себя вести в той или иной ситуации, чтобы обезопасить свои средства.

Мы как банк тоже заботимся о безопасности денег на счетах клиентов старшего поколения и тем, кто получает пенсию на карту ВТБ, бесплатно и автоматически подключаем страховку карт и счетов от мошенников. Полис покрывает потери от незаконных списаний на сумму до 100 тыс. руб., даже если злоумышленники использовали методы социальной инженерии и обманом выманили средства у пенсионера. Более того, при наступлении страхового случая сотрудник ВТБ поможет подготовить полный комплект документов на возмещение потерь. Кстати, страховку карт и счетов могут оформить и другие категории клиентов: это делается буквально в несколько кликов и работает в режиме подписки.

— Как себя зарекомендовали участники «Цифрового прорыва-2021»? Какие качества удалось им проявить в работе над вашим кейсом?

— Команды быстро погрузились в контекст и задачу, мыслили вне шаблонов и достаточно глубоко прорабатывали наш кейс. Мы очень вдохновились командами-участниками и теми решениями, которые были предложены — часть из них мы уже взяли в проработку. Например, вовлечение родственников в повышение уровня финансовой грамотности для своих близких. Еще одной идеей была кастомизация интернет-банка «ВТБ Онлайн», в рамках которой появится интерфейс, где нет ничего «лишнего», а только самые популярные операции для данного сегмента: открыть вклад, оплатить ЖКХ, сотовую связь, перевести пенсию и посмотреть баланс. И несколько других решений. В целом хакатон помог нам еще раз переосмыслить стратегию с сегментом и обратить внимание на те решения, которые находились вне зоны видимости.