Партнерский проект

Блиц-интервью

Директор РАЭК, руководитель проектного офиса конкурса Сергей Плуготаренко

«Проект помогает всем: государству, бизнесу, профессиональному сообществу»

Директор РАЭК, руководитель проектного офиса конкурса Сергей Плуготаренко – об особенностях организации «Цифрового прорыва» и уровне подготовки участников

— В чем вы видите различия этого «Цифрового прорыва-2021» от конкурсов предыдущих лет?

— В 2021 году проходит уже третий сезон хакатонов «Цифрового прорыва», а для РАЭК этот сезон стал вторым в качестве оператора конкурса. По сравнению с 2020 годом полуфиналы конкурса теперь привязаны не к федеральным округам, каждый из 8 полуфиналов получил уникальную «отраслевую спецификацию». Участники могли выбирать интересующие задачи по самым различным сферам — от кейсов по медицине и здравоохранению до креативных индустрий. В этом году таких хакатонов (полуфиналов) мы провели восемь: в апреле мы стартовали хакатоном, посвященному образованию и кадрам, а последний полуфинал провели совсем недавно — по тематике сельского хозяйства и защиты окружающей среды. Тематика — самая разнообразная, но она как раз и позволяет лучше акцентироваться на тех тенденциях цифровизации, которые характерны для каждой сферы (медицина, транспорт, городская среда, промышленность, сельское хозяйство и т. д.).

Также по сравнению с прошлым годом произошли изменения и в формате хакатонов. Локдаун 2020 года внес коррективы в нашу привычную жизнь, поэтому в прошлом году конкурс проходил в онлайне. В этом году мы смогли организовать работу офлайн-коворкингов конкурса в различных городах России (всего мы смогли организовать работу 52 офлайн-хабов «Цифрового прорыва»), но часть участников смогли участвовать и в онлайне. «Цифровой прорыв» в этом году прошел в смешанном режиме — онлайн + офлайн.

— Все ли бизнес-задачи, поставленные в ходе этого конкурса, можно считать решенными?

— Разработка и защита проекта на хакатоне — это лишь первый шаг, но жизнь решений конкурсантов на этом не заканчивается. Команды хакатонщиков, кейсодержатели, амбассадоры и организаторы активно включаются в процесс доработки проектов и их дальнейшей реализации.

За историю конкурса накопилось немало примеров реализованных или проходящих процесс внедрения проектов. Например, команда mPro, победившая в хакатоне «Медицина, здравоохранение, наука» в этом году, запустила стартап «Виртуальный пациент». А проект VR-тренажера для изучения английского языка от финалистов конкурса 2020 года команды AVM уже внедряется в Новгородской области: проект протестировали учителя и школьники. Команда TheOne, занявшая первое место на EdTech-хакатоне конкурса «Цифровой прорыв» с сервисом по повышению цифровой грамотности, сейчас дорабатывает проект Checky. Он обучает пользователей распознавать фишинг.

— Насколько тяжело организовать такое соревнование на федеральном уровне? В чем основные сложности?

— Проведение целой серии хакатонов по различным тематикам в течение года — это действительно масштабный проект, который требует участия большого количества людей. Ведь для того, чтобы конкурс и его задачи были интересны и полезны как участникам, так и отрасли и государству, нужно, чтобы на конкурс были отобраны только реальные, практикоориентированные задачи, которые впоследствии будут воплощены в виде IT-решений силами лучших команд. Организаторы конкурса также работали с самыми разными задачами от разных кейсодержателей — от крупных компаний до федеральных органов исполнительной власти. Конкурс также должен нести и определенный образовательный элемент и вовлекать участников в решение задач: помимо хакатонов в этом году мы провели также два акселерационных проекта, провели Летнюю школу «Цифрового прорыва» и IT-чемпионат.

Нашей команде было, возможно, чуть проще справляться с этим вызовом, потому что мы накопили уникальный многолетний опыт «цифровизации» и «умонизации» процессов: от коммуникаций в бизнес-среде — до автоматизации проведения конференций и выставок. Теперь вот «умонизировали» проведение хакатонов.

А еще у нашей команды — уникальный набор компетенций по созданию онлайн-сообществ и их менеджменту. Этот опыт, накопленный с 2006 года, также идеально пригодился на проекте, ведь одна из главных целей «Цифрового прорыва» — это создание в России устойчивого и масштабного сообщества цифровых специалистов.

— Как бы вы в целом оценили уровень подготовки команд и их решений?

— Сообщество IT-специалистов, формирующееся вокруг «Цифрового прорыва» — это еще и активные участники конкурса прошлых лет. Они становятся амбассадорами проекта, помогают новичкам, продвигают основные ценности и смыслы проекта на всех уровнях. А также кейсодержатели, эксперты и трекеры — все они вместе формируют ядро сообщества проекта.

Все они солидарны в том, что профессиональный уровень ребят и команд, приходящих в проект, а также качество их решений по итогам хакатонов (уровень проработанности, уникальность, готовность к внедрению) значительно выросли за последние два года.

Иногда жюри сталкивается с ситуациями, когда сложно определить лучшие решения (среди лучших). Не один раз в рамках конкурса в этом году приходилось сталкиваться со сложным выбором. На защиту выходят самые лучшие проекты, а их общий уровень растет со временем.

— Насколько позитивен отклик бизнеса и чиновников — тех, кого принято называть кейсодержателями — на то, что делают участники?

— Формат хакатона позволяет найти новые подходы для решения насущных задач в сжатые временные сроки. Интерес к цифровой трансформации требует применения не только готовых решений, но и поиска новых идей, а хакатоны — один из вариантов тестирования этих идей.

Никто, кроме самих кейсодержателей, не расскажет о том, насколько они удовлетворены и воодушевлены работой команд и решениями по итогам хакатонов. Мы регулярно публикуем мнения / оценки кейсодержателей. Наиболее релевантные сегодняшнему дню оценки качества решений были высказаны ими неделю назад в ходе пресс-конференции проекта, посвященной подведению итогов 8 полуфиналов.

Важно еще и то, что помимо задач по созданию «локальных» решений и технологий, многие компании и органы власти ставят перед проектом задачи по работе с IT-кадрами, их нахождению и удержанию, то есть «глобальную» задачу по уменьшению кадрового IT-голода в России в целом и в регионах.

Специалисты, связанные с «цифрой», сегодня на вес золота — как в России, так и в мире, везде — их острая нехватка. «Цифровой прорыв» помогает не только найти новые IT-кадры, но и позволяет участникам расширить представление о возможностях решения актуальных цифровых задач, трудоустройстве в своем регионе, привлечении инвестиций или продаже своих решений. В итоге проект помогает всем: государству, бизнесу, профессиональному сообществу.

— Программа конкурса традиционно весьма насыщенна — как по количеству команд, так и по наполнению. Но, возможно, какие-то решения или проекты вам запомнились особо?

— Таких команд в этом году было особенно много, но хотелось бы отдельно отметить решение команды «Надмозги», которые разработали маркетплейс для воспитанников детских домов. Ребята участвовали в решении кейса от Минцифры Новгородской области на хакатоне «Общество. Качество жизни и социальная поддержка». Команде удалось создать площадку, с помощью которой могут взаимодействовать выпускники детских домов, волонтеры, органы власти, спонсоры. Маркетплейс позволяет быстро организовывать мероприятия, аккумулировать желания детей, мотивирует людей помогать.

Социальная адаптация детей с первых дней пребывания в детском доме является одной из важнейших социальных задач. Таким детям зачастую сложно реализоваться и найти свой путь в этой жизни, поэтому использование «цифры» для решения таких социальных проблем вызывает особое внимание. Хакатоны и те проекты, которые на них предлагаются — не только про использование цифровых решений для комфорта людей, они также помогают самым незащищенным слоям общества и делают нас немного добрее.