Партнерский проект

Покадровый просмотр

Хакатон «Образование. Развитие кадров». 16-18 апреля 2021 г.

EdTech — одно из тех направлений, которое выиграло от пандемии: за последние два года интерес к этой области со стороны инвесторов, предпринимателей и государства сильно вырос. Согласно исследованию Holon IQ, глобальные инвестиции в EdTech в 2020 году составили $16,1 млрд, а в первой половине 2021 года — $10 млрд. В России это направление входит в топ-3 наиболее привлекательных ниш для инвестиций, а объем рынка, по прогнозам экспертов, к концу 2021 года может вырасти до 60–70 млрд руб.

В рамках «Цифрового прорыва 2021» на хакатоне «Образование. Развитие кадров» представили 8 кейсов от корпораций, НКО и государственных органов. Мероприятие проходило в течение 48 часов: за это время 161 команда с участниками из 68 регионов России смогла показать 136 прототипов. В процессе им помогали 125 экспертов, 30 трекеров и 11 код-ревьюеров, среди них были представители «Росатома», Mail.ru Group (переименована в VK), Samsung. Призовые места заняли 24 команды, по три на каждый из кейсов.

«Русатом Инфраструктурные решения», дивизион госкорпорации «Росатом», поставил перед участниками задачу создать автоматизированную систему поиска стажировок и решение для эффективного сотрудничества студентов и работодателей. Этот проект позволит сократить разрыв между системой образования и рынком труда.

На первом месте — ANT (Свердловская область). Их решение click~a — это платформа для организации стажировок и практики с умным отбором кандидатов и выбором по принципу Tinder. Нейронные сети deepPavlov тегируют и сравнивают рабочие программы с вакансиями, а также устанавливают между ними соответствие на основе контекста и истории стажировок.

Для АНО «Россия — страна возможностей» участники разрабатывали цифровых помощников для образовательной платформы RSV.RU, которая объединяет 26 конкурсов, проектов и олимпиад, а также образовательные программы. Алексей Агафонов, заместитель генерального директора АНО, рассказал: «В таком многообразии полезных материалов и мероприятий легко запутаться. Поэтому мы искали способ упростить этот процесс, автоматизировать навигационную помощь по сайту. В идеале — создать рекомендательный сервис, который в том числе позволит задавать уточняющие вопросы и сообщать об ошибках».

Команда «HaHaTec» из Московской области оказалась лучшей в решении этого кейса. Участники создали цифрового помощника, который помогает посетителям сайта ориентироваться в доступных на нем функциях. Уникальность решения — в рекомендательной поддержке на протяжении всего времени использования сайта.

Отдельно в АНО «Россия — страна возможностей» отметили команду WildCodeCrew, в составе которой — 20-летний программист-самоучка из Саратова Сергей Золотарёв, у которого есть расстройство аутистического спектра. Команда получила спецприз от организаторов «За волю к победе» и примет участие в финале.

«IT Школа Samsung» в рамках хакатона предложила создать решение, которое поможет контролировать и геймифицировать образовательный процесс, а также повысит качество и мотивацию учащихся и преподавателей. «IT Школа Samsung» обучает старшеклассников программированию на языке Java для Android и существует уже семь лет. Обучение проходит в электронном формате и доступно школьникам по всей стране.

«телевизор» с участниками из Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области была признана победителем на этом этапе хакатона. Команда разработала виртуального интерактивного помощника «Дюк», который ведет ученика по курсу: предлагает ставить и выполнять цели, отвечает на вопросы, дает подсказки за баллы. Ученик может получать достижения, делиться успехами в соцсетях, терять и восстанавливать жизни при решении итоговых тестов.

Организаторы «Цифрового прорыва» также выделили команду «Калейдофон», в составе которой — 78-летний Евгений Полищук, выпускник биофака и программист, и 83-летний Генрих Скворцов, педагог, изобретатель, системный аналитик и кандидат физико-математических наук. Команда получила спецприз от организаторов «За волю к победе» и будет участвовать в финале.

Минцифры Саратовской области представило кейс «Нужен дома». В Саратовской области не хватает специалистов для цифровой экономики: это особенно заметно в некоторых органах исполнительной власти, образовательных учреждениях. Участникам нужно было составить дорожную карту для региона, которая помогла бы решить проблему утечки кадров.

«Гиперион» (Московская область) показал наилучшее, по мнению жюри, решение. Их проект «Гипер-хаб» — это открытые офисы со всеми необходимыми ресурсами, которые ориентированы на специалистов в сфере IT. Такие хабы позволят привлечь в регионы крупные компании и удержать кадры.

Центр компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики «АНО «Университет НТИ 2035» и Кластер РАЭК EdTech предложили участникам разработать игру «ЦифраГрам» для развития цифровой грамотности. Такой инструмент поможет не только повысить уровень компетенций, но и собрать данные, чтобы создать стратегию развития цифровых навыков у разных групп граждан.

TheOne из Москвы обыграл остальных участников: проект команды «Коллаба» — платформа для многопользовательского обучения, которая помогает выявлять пробелы в цифровой грамотности. В сервис входит авторизация, персональный и общий рейтинг, геймификация, система тестирования и викторин и партнерская программа.

VK предложила командам создать мини-приложение «ВКонтакте», чтобы отслеживать процесс развития школьников в кружках и секциях. Приложение поможет собирать аналитическую информацию о прогрессе ребенка, его достижениях и возможностях для роста.

Здесь первенство праздновала команда Big Floppas (Ростовская область). Приложение отслеживает активность обучающихся в офлайн-кружках, их успеваемость, посещаемость и рейтинг. Родители и преподаватели могут собирать и анализировать данные об успехах или неудачах ученика, а учащиеся — следить за домашними заданиями онлайн.

Минобрнауки России попросило участников разработать систему мониторинга и оценки запроса на IT-кадры в разных регионах России. Решение на основе машинного обучения поможет закрыть потребность в IT-специалистах. Сейчас на рынке дефицит таких сотрудников, при этом понять, сколько айтишников распределено по разным субъектам РФ, невозможно.

Algorithm из Свердловской области стал лучшей командой в реализации этой задачи. Команда разработала веб-сервис, который на основе открытых данных оценивает потребность в IT-кадрах различных специализаций в субъектах РФ. Пользователи системы — абитуриенты, сотрудники Минобрнауки, образовательные организации и коммерческие предприятия.

Департамент профессионального образования Томской области попросил участников создать информационную систему учета кадров. Департамент — учредитель 23 профессиональных образовательных учреждений и 9 филиалов. В них работает больше 3 тыс. сотрудников, а количество учащихся превышает 20 тыс. человек. Неформализованные запросы, разные базы учета кадров и имущества приводят к тому, что вся информация разрознена, работать с ней сложно.

IT-animals из Удмуртии одержали верх над остальными участниками. Команда предложила информационную среду для абитуриентов, учащихся и сотрудников образовательных организаций из Томской области. В ней автоматизированы деятельность приемной комиссии и документооборот.

Участников ждет финальный этап конкурса. 2—4 декабря победители и призеры восьми полуфиналов «Цифрового прорыва» будут решать 12 кейсов, предложенных корпорациями и государственными органами. Общий призовой фонд составит 24 млн руб.