Партнерский проект

На благо общества

Хакатон «Общество. Качество жизни и соцподдержка». 24-26 сентября 2021 г.

Для глобального измерения благосостояния населения чаще всего используется Индекс лучшей жизни ООН. Он рассчитывается для отдельных стран на основании 11 показателей: это жилищные условия, работа, доход, образование, экология, общество, гражданские права, удовлетворенность, здоровье, безопасность, а также соотношение работы и отдыха. IT-решения могут улучшить каждое из этих направлений. С этим согласны и пользователи: так, среди 28 тыс. жителей ЕС, опрошенных Еврокомиссией в рамках исследования Eurobarometer, 75% считают, что цифровые технологии вносят положительный вклад в экономику, 67% отметили их позитивное влияние на качество жизни, а 64% — на общество.

В рамках «Цифрового прорыва 2021» на хакатоне «Общество, качество жизни и социальная поддержка» 142 команды решали семь кейсов от компаний и государственных органов, которые были связаны с улучшением благосостояния россиян. 101 команда показала свои прототипы жюри, из них 21 стала победителем — по три на каждый кейс. Интересно, что 10 из этих команд-финалистов — студенческие. В процессе разработчикам помогали 150 наставников. Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», отмечает, что все более востребованным становится офлайн-формат: на этом хакатоне работали 18 IT-хабов, очно соревновались 350 участников. Всего участие в конкурсе приняли специалисты из 67 регионов.

Госкорпорация «Росатом» предложила участникам разработать инструмент, который сможет проанализировать взаимосвязь между увольнениями молодых специалистов и условиями их работы и жизни. В компании несколько тысяч таких сотрудников, и руководство беспокоит повышенный уровень их увольнений «по собственному желанию».

Победила команда MirI Team (Нижегородская область). Их решение — это платформа анализа и онлайн-мониторинга кадрового состава САМКАДР. Она позволяет руководителям разных отделов получить аналитику по нужным им критериям и умеет описывать индивидуальные характеристики работника по его показателям. Платформа будет интегрирована с сервисами «Росатома», и каждый специалист сможет воспользоваться дополнительным функционалом: обучение, лента новостей, виртуальный наставник и так далее.

Для «Транспортных инноваций Москвы» и ГУП «Мосгортранса» команды разрабатывали технологию, которая позволила бы решить проблему безбилетников в общественном транспорте. В 2018 году наземный транспорт Москвы открыл все двери для входа пассажиров и убрал турникеты. Это привело к увеличению количества людей, которые не оплачивают поездки: в транспорте нет кондукторов, а контролеры покрывают лишь малую часть рейсов.

Победителем стала команда 479 (Республика Удмуртия). Их сервис «Московский контролер» автоматизирует работу по борьбе с неплательщиками. Решение умеет собирать данные о пассажиропотоке и оценивать, сколько примерно безбилетников находится в салоне автобуса. Если доля таких людей критическая, сервис высвечивает на медиапанели предупреждение о том, что скоро будут проверять оплату, а также ставит задачу контролерам.

«ДОМ.РФ» попросил команды придумать решение, которое позволит банкам и страховщикам в любой момент получать актуальные данные о страховом покрытии. Участники разрабатывали веб-приложения, способные формировать смарт-контракты, чтобы упростить и ускорить обмен данными.

Первое место заняла команда Easy Chain (Москва и Нижегородская область). Участники предложили децентрализованную систему ипотечного страхования. Решение обеспечит связь между страховыми компаниями, банками и заемщиками и позволит снизить издержки на документооборот. Для цифровизации договора страхования и полиса используется распределенный реестр, а платежи проводят с помощью цифрового рубля. Стоимость страховки можно включить в состав ипотечных платежей.

В кейсе от Департамента информационных технологий города Москвы участники создавали продукты, которые повысят прозрачность предоставления субсидий. Сегодня Москва выдает более 10 видов субсидий для поддержки бизнеса, но предприниматели не могут получить информацию об алгоритмах оценки их заявок и не видят комментарии, ссылки и отчеты с обоснованием, если получают отказ.

Победила команда «Южное Бутово» (Москва и Санкт-Петербург). На их платформе «МосГрант» юрлица подают заявки на субсидирование и отслеживают, как меняется их статус. Заявитель может в удобном формате увидеть, почему приняли или отклонили разные запросы. Решение также частично автоматизирует процесс отбора: поданная заявка попадет к специалисту, только если система ее валидирует.

«Транспортные инновации Москвы» и «Инновационный центр «Безопасный транспорт» предложили командам создать экологичные маршруты для приложения «Московский транспорт». Решение должно было включать в себя две составляющие: анализ данных с датчиков, которые оценивают качество воздуха на улице, и функционал по построению маршрутов с учетом экологической обстановки для разных групп граждан.

Первое место заняла команда «Соколы» (Москва, Ростовская и Тульская области). Их разработка — это и дополнение к приложению «Московский транспорт», и отдельное кроссплатформенное программное обеспечение. С его помощью можно построить динамический маршрут под свои цели: например, прогулки пешком, поездки на самокате или велосипеде. Продукт учитывает множество параметров загрязнений.

Для Министерства цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области команды разрабатывали социальную платформу «Добро детям», которая сможет объединить тех, кому нужна поддержка, с теми, кто может помочь. Сегодня в России примерно 40 тысяч сирот живут в детских домах. Бывшие воспитанники часто сталкиваются со сложностями после выпуска, поэтому важно помогать детям адаптироваться в обществе с первых дней жизни в детском доме.

Выиграла команда «Надмозги» (Московская область). Она создала маркетплейс, который связывает детей и детские дома со спонсорами, волонтерами, event-площадками и органами власти. Уникальным проект делает система мотивации и карточек, с помощью которой можно легко наполнять площадку контентом, а также digital-аватар для персонификации сайта и привлечения интереса воспитанников к проекту.

Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предложило участникам решить проблему, связанную с анализом профиля бедности, чтобы выявить всех граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Повышение уровня благосостояния населения — одна из ключевых задач республики. Но без достоверных и актуальных данных о людях, попавших в сложную жизненную ситуацию, решить эту задачу невозможно. Сейчас в регионе есть множество источников данных, но они не синхронизированы между собой.

Первое место заняла команда DIVAR (Республика Башкортостан). Их платформа «Социальный калькулятор» позволяет каждому человеку определить, может ли он получить выплаты социального характера. Платформа ведет статистику по полученным данным и определяет группы людей, которые нуждаются в материальной помощи.

Участников ждет финальный этап конкурса. 2—4 декабря победители и призеры восьми полуфиналов «Цифрового прорыва» будут решать 12 кейсов, предложенных корпорациями и государственными органами. Общий призовой фонд составит 24 млн руб.