В марте 2021 года стартовал новый, уже третий сезон конкурса «Цифровой прорыв», участники которого совместно работают над решениями предложенных задач. 2—4 декабря состоится финал, основная площадка разместится в городе Иннополис. «Цифровой прорыв» — один из флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». В интервью гендиректор платформы Алексей Комиссаров рассказал, как за три года существования изменился конкурс, в чем эффективность таких соревнований и какие разработанные командами решения уже внедряются бизнесом или государством.
— Хакатоны как формат давно стали российским и международным трендом, сформировав важную нишу в отрасли. Расскажите о специфике конкурса «Цифровой прорыв». Что его отличает от других IT-конкурсов? Какие его стратегические цели?
— Во всем мире хакатоны, действительно, уже стали распространенным инструментом по решению IT-кейсов и поиску новых кадров. В нашей стране они тоже набирают обороты. Однако, как правило, компании при организации хакатонов решают узкоспециализированные задачи, продолжая взаимодействие только с победителями, которые разбираются именно в нужной им области (например, VR или программировании видеоигр). А остальные команды, сильные в других сферах IT, остаются за бортом.
Конкурс «Цифровой прорыв», который мы реализуем уже третий год на базе платформы «Россия — страна возможностей», по праву стал главным IT-конкурсом нашей страны. Он привлекает тысячи IT-специалистов с совершенно разными компетенциями и сотни постановщиков кейсов: как крупных компаний и стартапов, так и федеральные и региональные органы власти. Таким образом, проект не только помогает решить актуальные задачи государства и бизнеса, но и становится местом встречи программистов, разработчиков, дизайнеров, трекеров, экспертов, кейсодержателей и работодателей.
С помощью «Цифрового прорыва» участники могут проверить и развить cвои компетенции, собрать новую команду или испытать на прочность действующий коллектив, предложить прорывное решение реальной проблемы, внести личный вклад в IT-проект, познакомиться с лучшими отраслевыми экспертами, обменяться опытом, выиграть призы и получить интересное карьерное предложение. IT-отрасль — это двигатель цифровой экономики России, сейчас для нее важны сильные кадры.
В чем главные преимущества хакатона для всех сторон? Заказчик всего за 48 часов получает готовое решение поставленной задачи или реальный прототип, который может быть доработан и применен в будущем. Участники хакатона прокачивают свои знания и навыки в условиях приближенных к экстремальным, но самое главное — команды получают возможность познакомиться с крупными компаниями и государственными ведомствами, перед ними открываются новые карьерные возможности. Многие участники «Цифрового прорыва» сейчас работают в компаниях, чьи кейсы они решали в рамках хакатона, кто-то открыл свой собственный бизнес, а кто-то перешел на государственную службу. Например, Александр Зотов, финалист конкурсов «Цифровой прорыв» и «Лидеры России», возглавил комитет цифрового развития и связи в Курской области.
Одна из главных целей «Цифрового прорыва» — создание сообщества IT-профессионалов. Вместе с кейсодержателями и партнерами мы стремимся предоставить новые возможности для каждого участника и помочь им реализовать себя. Кроме того, на базе конкурса уже действует активное сообщество амбассадоров проекта. Только в третьем сезоне ими стали 168 человек. Именно они доносят главные ценности проекта, привлекая IT-специалистов к участию в хакатонах, помогают им, консультируют и обучают.
Отмечу еще и то, что участники «Цифрового прорыва» могут выбрать кейсы, где поставлены бизнес-задачи, а могут — социальные задачи, решения которых нацелены на улучшение качества жизни россиян в целом.
— Какую пользу от участия в конкурсе получают разработчики, партнеры, общество и государство?
— В этом году все хакатоны конкурса — тематические. Благодаря этому решению мы смогли объединить ведущих специалистов, заинтересованных в развитии выбранных индустрий. Нам удалось охватить такие отрасли, как образование и развитие кадров, медицину и здравоохранение, сельское хозяйство, транспорт и логистику, финансы, промышленность, креативные индустрии, а также повышение качества жизни россиян.
Всего в рамках «Цифрового прорыва — 2021» была представлена 71 задача от кейсодержателей конкурса. Из них шесть кейсов представили федеральные органы исполнительной власти, а еще 20 — региональные. Сразу 37 кейсов предложили коммерческие партнеры федерального уровня и стартапы. Восемь кейсов мы получили от региональных партнеров, включая АНО и вузы. Еще три задачи от федеральных органов власти были представлены на летний IT-чемпионат «Цифрового прорыва». Таким образом, нашим участникам удалось предложить свои технологические решения большому числу компаний и государственных организаций, а также помочь им в поиске талантливых кадров.
Сегодня критически важно как для государства, так и для бизнеса способствовать удержанию IT-кадров в России и формировать комфортную для них среду. «Цифровой прорыв» — это эффективный инструмент для организации компетентного IT-сообщества профессионалов. И именно наших конкурсантов можно по праву назвать драйверами развития цифровых технологий России.
— В этом году «Цифровой прорыв» проходит в третий раз. Расскажите, как изменился проект за это время. Произошла ли какая-то глобальная трансформация конкурса?
— Конечно, конкурс живет и развивается. В 2019 году мы проводили хакатоны в 40 городах России, финал состоялся в Казани и стал самым масштабным соревнованием IT-специалистов в мире, попав в Книгу рекордов Гиннесса. Одновременно на площадке работали свыше 3245 участников из 77 регионов России.
В 2020 году с началом пандемии мы вынужденно перенесли хакатоны в онлайн-формат. Однако качество проведения соревнований от этого никак не снизилось. Наоборот, это позволило нам охватить абсолютно все регионы России, укрупнить сообщество конкурсантов, развить идею амбассадорского движения, дать возможность формирования команд с участниками из разных регионов страны, а также организовать круглосуточные онлайн-трансляции с полезным контентом как для самих участников хакатонов, так и для всех желающих. Финал конкурса в прошлом году прошел полностью онлайн, а затем для победителей мы организовали встречу с компаниями и ведомствами — постановщиками кейсов на гранд-финале, где они смогли пообщаться напрямую и проработать внедрение своих решений на практике.
В этом году хакатоны «Цифрового прорыва» проходят в смешанном формате, включая соревнования в онлайн и офлайн в специальных IT-хабах, которые действуют в период соревнований в разных регионах страны. Основной площадкой финала третьего сезона вновь стала республика Татарстан. Остальные участники соревнуются очно в IT-хабах в других городах России, а также в онлайн-формате. Всего в итоговом соревновании примут участие 1333 финалиста проекта.
— Расскажите о наиболее ярких внедрениях по результатам предыдущих конкурсов?
Больше всего меня радует, что многие решения участников «Цифрового прорыва» уже внедряются. Так, команда «BigDataMSU» разработала решение по альтернативному способу сбора данных о транспортных потоках. Сейчас команда готовится к новой фазе испытаний совместно с Центром организации дорожного движения (ЦОДД).
Еще один яркий пример — команда «Надмозги», которая продолжает работу над решением, разработанным на хакатоне: ребята создали социальный маркетплейс для воспитанников детских домов. Уже в конце января 2022 года они планируют запустить пилотную версию проекта и масштабировать решение на другие регионы. Проект очень нужный, ребята действительно большие молодцы.
Команда «HackPro» внедрила алгоритм для автоматического распознавания объектов и предотвращения неблагоприятных ситуаций в электропоездах. Лидер команды Акмал Холикулов получил назначение в ОАО «РЖД» и продолжает работу над решением.
А команда «AVM» разработала мобильное приложение — интерактивную туристическую карту достопримечательностей и фольклора Новгородской области с дополненной реальностью. Сейчас конкурсанты работают над приложением уже совместно с Министерством туризма региона.
Еще одна классная команда «SlavSky» создала платформу для автоматической генерации названий тематических подборок и новостей. Участники перешли в «Интерфакс» и будут заниматься развитием проекта, разработанного на хакатоне.
— Портрет участника «Цифрового прорыва», какой он? Это преимущественно молодежь и студенты? Или профессиональный уровень специалиста и возраст не так важны? Кого больше: мужчин или женщин?
— Целевая аудитория нашего конкурса — это начинающие и уже состоявшиеся IT-специалисты со всей России. 81% участников полуфиналов — это молодежь от 18 до 35 лет. Интересно, что участники в возрасте от 18 до 25 лет на полуфиналах составляли 32%, а в финале — уже 61%. То есть начинающие специалисты показывают на конкурсе очень хорошие результаты.
Среди участников полуфиналов больше мужчин (93%), но в финале женщин в два раза больше — 14,3%. Среди финалистов есть и полностью женские команды. Например, команда девушек ExpoTeam из Чеченской Республики создала проект инвестиционно-финансового хаба для Министерства финансов РФ, заняв первое место в этом кейсе на пятом хакатоне.
Это лишь малая часть историй наших участников: со многими из них сейчас общаются компании-заказчики по поводу продолжения дальнейшей работы, кто-то из ребят участвует в других конкурсах платформы «Россия — страна возможностей».
— Сейчас на рынке наблюдается нехватка IT-специалистов, с началом пандемии кадровый голод усилился многократно. По подсчетам Минцифры, не хватает от 500 тыс. до 1 млн таких специалистов в различных сферах информационных технологий. По прогнозам экспертов, в России к 2027 году дефицит IT-специалистов может достигнуть 2 млн человек. Что нужно предпринять, чтобы улучшить положение?
— Каждый год российские вузы и техникумы выпускают более 80 тыс. IT-специалистов, но этого явно недостаточно для удовлетворения спроса на этом рынке. Кадровый голод в цифровой экономике постоянно растет и с повышением доступности интернета и последующим переходом многих услуг в онлайн потребность в IT-кадрах будет только увеличиваться. Тенденция на ближайшие годы понятна: молодые программисты и разработчики будут нарасхват и в госсекторе, и в крупных компаниях. Поэтому одна из ключевых задач государства — удержание лучших кадров в IT, создание для них комфортных условий труда.
По мнению многих экспертов и представителей IT-отрасли, решить кадровый голод может комплекс мер, связанный с различными направлениями: сотрудничество вузов и IT-компаний, обучение студентов на онлайн-курсах, буткемпах и в онлайн-университетах. Конечно, к решению этого вопроса должно подключиться и государство. Хакатоны «Цифрового прорыва» как раз помогают налаживанию коммуникации между IT-специалистами и потенциальными работодателями, а также открывают для участников новые возможности для своего развития. По итогам опроса, который мы провели в октябре этого года, 86% участников конкурса, отметили, что проект «Цифровой прорыв» дает реальные возможности для самореализации. В синергии все перечисленные мною меры оказывают положительный результат на развитие IT-отрасли нашей страны.