Мнение о том, что Россия поставляет на экспорт только сырье, не занимаясь его переработкой, до сих пор часто встречается. И оно давно несправедливо. По крайней мере, в отношении ЛУКОЙЛа, вложившего в модернизацию своих российских нефтеперерабатывающих заводов уже больше 13 миллиардов долларов.
В момент своего создания в 1991 году ЛУКОЙЛ объединил не только добывающие предприятия Лангепаса, Урая и Когалыма, но и два НПЗ — в Перми и Волгограде.
30 лет спустя их исходные показатели выглядят скромными: глубина переработки не превышала 71%, а доля светлых нефтепродуктов в структуре производства — около 45%.
Автомобилей на дорогах российских городов с каждым годом становилось всё больше, увеличивалась и потребность в бензине и дизельном топливе — а значит важно было повышать мощность и глубину переработки НПЗ. Вместе с этим, росло внимание и к качеству топлива — как с точки зрения требовательности двигателей, так и в плане чистоты воздуха в российских городах.
Переход на принятый в Евросоюзе экологический стандарт
Также компания первой выполнила соглашения с правительством РФ по модернизации своих НПЗ.
В рамках большой программы модернизации было введено 12 объектов. Крупнейшие из них: два комплекса каталитического крекинга в Нижнем Новгороде, комплекс переработки нефтяных остатков с установкой замедленного коксования в Перми, гидрокрекинг вакуумного газойля в Волгограде.
Совсем скоро запланировано завершение еще одного крупного проекта — комплекса по переработке нефтяных остатков на Нижегородском НПЗ. После этого уровень глубины переработки на НПЗ ЛУКОЙЛа достигнет 97% — то есть мазут уже практически не производится, а сами заводы по своему технологическому оснащению не уступают, а зачастую и превосходят лучшие мировые предприятия.
Производственная мощность заводов ЛУКОЙЛа в России с 1991 выросла примерно в 3,5 раза — до 80 млн тонн в год. Параллельно с этим расширялась и сбытовая сеть — сегодня компания продает топливо на 2,5 тыс. АЗС в России.
В развитии этого направления ЛУКОЙЛу также принадлежит несколько инноваций. Например, в 2017 году компания первой на рынке выпустила бензин с октановым числом 100, а до этого разработало инновационную линейку топлив ЭКТО, обеспечивающее пониженный расход, меньший объем вредных веществ в отработанных газах и дополнительную защиту двигателя.
Изначальная идея дойти со своим продуктом до конечных потребителей нашла отражение и в экспансии ЛУКОЙЛа на европейский рынок, где компания владеет четырьмя НПЗ и развивает сеть АЗС из почти 2 тыс. заправок. Это делает ЛУКОЙЛ одним из самых узнаваемых топливных брендов в мире.
Лидирующие позиции компания занимает также в производстве авиа и судового топлива, а также различных видов моторных масел. Достаточно сказать лишь, что доля ЛУКОЙЛа на мировом рынке смазочных материалов составляет около 2% — то есть каждая