30 лет в переработке
Эффективные НПЗ и качественное топливо для российского рынка

Мнение о том, что Россия поставляет на экспорт только сырье, не занимаясь его переработкой, до сих пор часто встречается. И оно давно несправедливо. По крайней мере, в отношении ЛУКОЙЛа, вложившего в модернизацию своих российских нефтеперерабатывающих заводов уже больше 13 миллиардов долларов.

В момент своего создания в 1991 году ЛУКОЙЛ объединил не только добывающие предприятия Лангепаса, Урая и Когалыма, но и два НПЗ — в Перми и Волгограде.

30 лет спустя их исходные показатели выглядят скромными: глубина переработки не превышала 71%, а доля светлых нефтепродуктов в структуре производства — около 45%.

Автомобилей на дорогах российских городов с каждым годом становилось всё больше, увеличивалась и потребность в бензине и дизельном топливе — а значит важно было повышать мощность и глубину переработки НПЗ. Вместе с этим, росло внимание и к качеству топлива — как с точки зрения требовательности двигателей, так и в плане чистоты воздуха в российских городах.

Переход на принятый в Евросоюзе экологический стандарт Евро-5 в России был запланирован только с 2016 года, а позже перенесен еще на 6 месяцев. А ЛУКОЙЛ первым в России полностью перевел на производство топлива нового класса еще в 2012 году все свои заводы — а сейчас помимо Волгоградского и Пермского в состав ЛУКОЙЛа входят еще НПЗ в Нижнем Новгороде и Ухте.

Также компания первой выполнила соглашения с правительством РФ по модернизации своих НПЗ.

В рамках большой программы модернизации было введено 12 объектов. Крупнейшие из них: два комплекса каталитического крекинга в Нижнем Новгороде, комплекс переработки нефтяных остатков с установкой замедленного коксования в Перми, гидрокрекинг вакуумного газойля в Волгограде.

Совсем скоро запланировано завершение еще одного крупного проекта — комплекса по переработке нефтяных остатков на Нижегородском НПЗ. После этого уровень глубины переработки на НПЗ ЛУКОЙЛа достигнет 97% — то есть мазут уже практически не производится, а сами заводы по своему технологическому оснащению не уступают, а зачастую и превосходят лучшие мировые предприятия.

Производственная мощность заводов ЛУКОЙЛа в России с 1991 выросла примерно в 3,5 раза — до 80 млн тонн в год. Параллельно с этим расширялась и сбытовая сеть — сегодня компания продает топливо на 2,5 тыс. АЗС в России.

В развитии этого направления ЛУКОЙЛу также принадлежит несколько инноваций. Например, в 2017 году компания первой на рынке выпустила бензин с октановым числом 100, а до этого разработало инновационную линейку топлив ЭКТО, обеспечивающее пониженный расход, меньший объем вредных веществ в отработанных газах и дополнительную защиту двигателя.

Изначальная идея дойти со своим продуктом до конечных потребителей нашла отражение и в экспансии ЛУКОЙЛа на европейский рынок, где компания владеет четырьмя НПЗ и развивает сеть АЗС из почти 2 тыс. заправок. Это делает ЛУКОЙЛ одним из самых узнаваемых топливных брендов в мире.

Лидирующие позиции компания занимает также в производстве авиа и судового топлива, а также различных видов моторных масел. Достаточно сказать лишь, что доля ЛУКОЙЛа на мировом рынке смазочных материалов составляет около 2% — то есть каждая 50-я купленная в мире канистра моторного масла.