Волшебное слово
Руководитель направления голосовых и интеллектуальных продуктов компании «МегаФон» — о технологиях для управления сотрудниками и клиентами
Руководитель направления голосовых и интеллектуальных продуктов компании «МегаФон» — о технологиях для управления сотрудниками и клиентами
Искусственный интеллект (ИИ) в области речевых технологий стремительно развивается. Нейросети все лучше распознают голос клиента и даже определяют его настроение. Пока интеллектуальные продукты на основе ИИ доступны в основном крупному бизнесу и частным пользователям, но число решений для среднего и малого бизнеса будет увеличиваться. Об этом и многом другом в своей колонке рассуждает руководитель направления голосовых и интеллектуальных сервисов МегаФона Анастасия Гундорина.
«Здравствуйте! Хочу вам подарить 5 тысяч рублей на посещение нашего стоматологического центра», — неожиданно произнес робот на другом конце провода. Он не вызвал уже привычного недовольства, рекламный посыл запомнился. Вскоре клиент перезвонил, записался на прием к врачу, получил качественную услугу и остался доволен. Это не мечта маркетолога, а реалии бизнеса.
«Холодные» звонки клиентам с помощью роботов — пример цифровизации в предпринимательстве. Мы в МегаФоне реализуем такие проекты для наших клиентов. К примеру, робот используется для прозвона «холодной» базы, чтобы выявить менеджера, принимающего решение в компании. Это сложный кейс, не каждый оператор успешно справляется с такой задачей. А для робота это настоящий челлендж!
Голосовых роботов используют и для приема звонков.
В контактном центре можно автоматизировать в среднем около 60% звонков: это обращения консультационного характера, ответы на которые предоставляются по шаблону. Оставшиеся звонки принимают операторы. Я убеждена, что робот и оператор колл-центра особенно эффективно работают в паре. Отдав рутину технологиям, вы освобождаете человеческие ресурсы для решения нетипичных, творческих, стратегических задач и для таких ситуаций, когда нельзя обойтись без человеческих качеств — креативности, сопереживания. В конечном итоге робот влияет на лояльность и удовлетворенность продуктами и услугами компании. Клиент знает, что вы как поставщик услуг или товаров становитесь более доступны.
В сфере телекоммуникаций работает с 2002 года. В МегаФон пришла в 2007 и с тех пор работала по направлениям сегментного маркетинга и развития продуктов для корпоративного бизнеса. В 2015 окончила МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии. В 2021 прошла программу повышения квалификации «Цифровая трансформация бизнеса» Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО.
Итак, что умеет делать голосовой робот для увеличения эффективности вашего бизнеса? Он может взять на себя весьма важные задачи:
Это далеко не полный список задач, в которых используются технологии распознавания речи. У бизнеса могут быть самые разные запросы, и мы сейчас видим, что их очень много. По моим ожиданиям, рынок ИИ вырастет на 150% до конца 2022 года.
Но продукты на основе этих технологий главным образом разработаны для крупного бизнеса и частных пользователей. В сегменте малого бизнеса и домашних офисов решения на основе ИИ только выходят на арену, сейчас там востребованы другие интеллектуальные продукты. О них — ниже.
Средний и малый бизнес — мой любимый сегмент, специфика его деятельности и статистическая вероятность ориентируют на то, что число новаторов там больше, чем в крупном бизнесе. Практика показывает, что небольшие компании демонстрируют гибкость и готовность к нововведениям, особенно — к эффективным.
По моей оценке, СМБ на текущий момент более ориентирован на
Однако мы стремимся поддерживать СМБ в России, и под крупные события готовим для них типовые предложения с использованием роботов: организуем поздравление с Новым годом, акционный анонс в «черную пятницу», на гендерные праздники, проводим
Обычно мы с клиентом сначала идем в пилотный проект, на время тестирования задаются конкретные KPI, далее они сохраняются как целевые. Формулирование этих KPI зависит от каждого конкретного кейса, который мы реализуем. В некоторых случаях это непосредственно факт покупки или получение лида,
Я считаю, что независимо от используемого ресурса все можно измерить с помощью
Перейдем к рассказу о рыночных продуктах, которые обеспечивают взаимодействие сотрудников с клиентами и внутри компании. Это, прежде всего, виртуальные автоматизированные телефонные станции (ВАТС). Рынок c ними хорошо знаком, но сейчас ВАТС принесет ему дополнительные бонусы.
Сама по себе ВАТС — это инструмент обеспечения ответа на звонок. Раньше было так: размещаешь не многоканальный номер, клиенты звонят, но зачастую сталкиваются с тем, что линия занята или сотрудник отошел. Звонок пропустили и даже не узнали об этом. Современная виртуальная АТС превращает любой номер в многоканальный — а значит, никто не услышит короткие гудки.
Офисная АТС умеет распределять звонки на настольные телефоны. Однако сотрудники могут работать на огромной территории, быть в постоянных разъездах, выполнять несколько функций и, конечно, не всегда быть привязанными к месту (как, к примеру, администратор в салоне красоты или на автосервисе). Виртуальная АТС должна иметь возможность интеграции с мобильной нумерацией клиента. Поэтому основным бонусом можно назвать повышение контроля и управляемости звонков, которые поступили в вашу компанию.
Расширение возможностей ВАТС лежит в областях развития продукта для удаленных сотрудников, повышения эффективности работы с продажами, а также интеграционных возможностей. Интеграция телефонии с
В зависимости от специфики бизнеса могут быть востребованы разнообразные опции для ВАТС. Например, если клиент не хочет ждать на линии, вы сможете предложить ему заказать обратный звонок. Он сохранит свою позицию в очереди, и, как только сотрудник освободится, система организует связь между ними. В виртуальной АТС очень ценны возможности гибкой настройки и интеграции с мобильной связью — это позволяет организовывать отделы продаж и обслуживания с использованием только мобильной связи.
Подводя итог, скажу, что инструменты для автоматизации коммуникаций доказали свою эффективность и продуктивность. Они позволяют разгрузить живых сотрудников и сделать их работу намного интереснее, развязывая им руки для более творческой работы.
Судите сами: темпы роста рынка ВАТС составляют около 20%, решения же на базе AI стремительно развиваются технологически, чем обуславливают возможность проникновения в новые ниши: умные колонки, умные автоответчики, умные IVR, работа с клиентами на продажах и обслуживании. Все это становится благодатной почвой для появления множества стартапов (или отдельных направлений внутри крупного бизнеса), разрабатывающих решения под конкретные потребности или для массовых работ. А значит, с развитием таких инструментов наша жизнь становится разнообразнее и интереснее.
Многие компании это уже поняли, и в ближайшее время мы будем наблюдать по таким решениям более динамичный рост, чем прежде.
Вместе с МегаФоном “Ъ” вспоминает произведения, в которых искусственный интеллект выступал помощником для людей, поднимал этические вопросы и получал «человеческие» черты
ПодробнееКак роботы делают людей счастливее, а бизнес – прибыльнее
Подробнее