Партнерский проект

A & I спешит на помощь

Вместе с МегаФоном “Ъ” вспоминает произведения, в которых искусственный интеллект выступал помощником для людей, поднимал этические вопросы и получал «человеческие» черты.

Технологии помогают людям быстрее и проще выполнять задачи, точнее оценивать перспективы, избавляться от рутины и заниматься более «творческими» вещами. В бизнесе все активнее используются чат-боты, интеллектуальные голосовые ассистенты, виртуальные помощники — все то, что позволяет улучшить коммуникации с клиентами и высвободить человеческие ресурсы.

Многие сценарии использования технологий — и AI (artificial intelligence, искусственного интеллекта) как частный их случай — показаны и предсказаны в кино и научно-фантастической литературе. Более того, зачастую запечатленные в фильмах или описанные в книгах фантазии про AI — уже не просто плоды воображения создателей, а воплощенная реальность, в которой мы живем сегодня.

Кино

Она

В фильме «Она» с Хоакином Фениксом (2013 г.) показан продвинутый и сложный мир будущего, где люди менее заняты, но более одиноки. Герой картины – писатель, который тяжело переносит разрыв отношений с женой. Он покупает компьютер, наделенный собственной личностью и призванный «исполнять любые желания». Вскоре после этого между героем и программой по имени Саманта разгорается любовь – ничто человеческое искусственному интеллекту не чуждо. Таким образом, ИИ помогает герою справиться с личной драмой.

Искусственный интеллект, выполняющий роль компаньона, давно уже не фантастика. Сегодня интеллектуальные голосовые помощники стремительно развиваются: понимают естественную речь, осваивают все больше навыков, учатся понимать эмоции пользователя и развлекать его. Рынок устройств с голосовыми помощниками растет во всем мире, в том числе в России. По прогнозу Canalys, на конец 2020 года в мире насчитывалось 400 млн умных колонок, а к концу 2023 года их число вырастет до 640 млн.

200-летний человек

Еще один пример — «200-летний человек» с Робином Уильямсом, снятый по одноименному произведению Айзека Азимова в 1999 году. По сюжету, действие происходит в начале нового тысячелетия, когда случился прорыв в глобальных технологиях. Люди уже не заводят дома собак и кошек: они покупают себе роботов. Вот и семья Мартинов приобретает себе необычный подарок: робота нового поколения NDR-114, а в обычной жизни просто Эндрю. Купленный как прибор, запрограммированный для выполнения домашней работы, Эндрю вдруг начинает испытывать чувства…

Роботизированные домашние питомцы — уже не редкость и в реальности. Они выполняют роль компаньонов, помощников, сиделок. Например, в Японии роботы-питомцы — один из стабильно растущих рынков. А в период самоизоляции из-за пандемии, по данным компаний-производителей роботов, продажи таких устройств выросли в шесть раз.

Джарвис

Кто не знаком с «Джарвисом» из киновселенной Marvel? J.A.R.V.I.S (Just A Rather Very Intelligent System, «просто довольно-таки очень интеллектуальная система») — это программа, которая помогает знаменитому изобретателю Тони Старку как в быту, так и во время сражений. Свое имя «умный помощник» получил в честь дворецкого Эдвина Джарвиса, который был надежным компаньоном отца Тони Старка. От фильма к фильму ИИ получает все новые возможности: поначалу он служит чем-то вроде персонального ассистента, затем управляет костюмами железного человека, а в одном из эпизодов получает немаловажную роль в деле спасения всего человечества — как это принято у Marvel. При этом сам «железный человек» Тони Старк относится к Джарвису не просто как к программе — ИИ воспринимается как верный товарищ изобретателя.

«Джарвис» — очень продвинутый вариант голосового помощника на основе искусственного интеллекта. Согласно одной из версий, это один из путей, по которому, возможно, будут развиваться сегодняшние персональные голосовые ассистенты. Если сегодня каждый ассистент ограничен неким набором умений, то в будущем они могут стать универсальными — и за домом присмотрят, и врагов победить помогут. Насколько это будущее отдалено — сказать сложно, но технологии точно не стоят на месте.

ВАЛЛ-И

Героем анимационного научно-фантастического фильма «ВАЛЛ-И» 2008 года стал робот-уборщик, разгребающий тонны мусора на загубленной и заброшенной людьми Земле. Интеллектуальная система робота создана для уборки мусора, но создатели наделили ВАЛЛ-И эмоциями: робот грустит от одиночества, радуется жизни, влюбляется в супер-продвинутого робота ЕВА. Вопреки представлению, что «ВАЛЛ-И» — это детский мультфильм, история заслуживает внимания и взрослых. Это один из немногих по-настоящему добрых научно-фантастических фильмов, который показывает всю «человечность» и пользу ИИ. Фильм буквально напичкан метафорами и интересными отсылками, а в интернете второй десяток лет идут споры о скрытых смыслах сюжета «ВАЛЛ-И».

Роботы, выполняющие сложные или опасные операции вместо людей — это сегодняшняя реальность. Правда, они не наделены эмоциями, как «ВАЛЛ-И», и являются просто машинами. Тем не менее, убирать мусор, в том числе радиоактивный, работать на сложных производствах с высокой температурой, разрабатывать месторождения в горах роботы уже умеют. Осталось дождаться, когда их научат принимать самостоятельные решения — возможно, тогда в них появится и эмпатия… Хотя это уже совсем другая история.

Приключения Электроника

Не остается в стороне и отечественный кинематограф, где также появлялись картины, поднимающие вопросы использования ИИ как помощника человека. Одним из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского кинематографа, приобретя характер культового, стали «Приключения Электроника».

Профессор Громов создает гениального робота, чтобы продемонстрировать вершину технической эволюции — искусственный интеллект Электроника способен к быстрому усваиванию любого материала. Это мальчик, который может решать любые математические задачи, он пишет лучшие сочинения и отлично поет. А еще он — точная копия школьника Сережи Сыроежкина, по фотографии которого на журнальной обложке ученый создавал облик Электроника. Сообразительный мальчуган быстро перекладывает все свои обязанности на электронного двойника…

Человекоподобные роботы также уже существуют, это не фантастика. Например, роботы японского робототехника Хироси Исигуру полностью повторяют облик создателя и могут заменять его во время лекций. С годами роботы учатся все точнее отражать эмоции и жестикулировать. Скорее всего, не за горами и появление полностью автономных устройств, выглядящих и ведущих себя, как люди.

Литература

Особое мнение

Сегодня бизнес все чаще использует большие данные и предсказательную аналитику. Пример «анализа данных» отображен в научно-фантастическом рассказе Филипа Дика «Особое мнение», который он написал еще в 1956 году. Спустя полвека произведение экранизировал Стивен Спилберг, сняв фильм с Томом Крузом в главной роли. По сюжету группа «предсказателей», подключенных к суперкомпьютеру, передает данные в полицию для предотвращения еще не совершенных преступлений. Такая технология могла бы спасать жизни, но, конечно, и здесь не обошлось без этического конфликта: можно ли судить человека за то, что он еще не совершил, и что делать с возможными ошибками?

С помощью методики допреступности мы сократили общее количество преступлений на 99,8%! Тяжкие, вроде убийства или государственной измены, всплывают крайне редко… Мало кто способен на такое решиться, если всем известно, что преступник будет арестован за неделю до того, как осуществит свое намерение…
<…>
…Помолчав, Андертон негромко сказал:
— Я и горжусь. Теорию допреступности я разработал еще 30 лет назад. В те времена каждый честолюбец только и думал о том, как бы поскорее и поплотней набить свой карман. Но я мечтал совершить нечто стоящее, что могло бы навсегда изменить наше общество и принести реальную пользу…

Предсказательная аналитика на основе анализа больших объемов данных из разных источников используется сегодня во многих секторах экономики. Например, в городах — для прогнозирования дорожного потока и регулирования пробок. На производствах — для предотвращения аварийных ситуаций. В рекламной индустрии — для «угадывания» поведения пользователя. В медицине — для более быстрой и точной диагностики. Машины пока не вершат судьбы людей, но кто знает, будет ли так и дальше…

Один день американского журналиста в 2889 году

Писатели-фантасты предсказали появление множества технологий, которые применяются сегодня и могут развиться в будущем. Так, все творчество Жюля Верна пронизано изобретениями, появление которых в реальной жизни он в той или иной степени предвидел. В рассказе «Один день американского журналиста в 2889 году», созданном, как нетрудно догадаться, за тысячу лет по описываемых событий, описан один рабочий день 25 июля 2889 года Фрэнсиса Беннета, директора голосовой газеты «Ирт геральд», наследницы легендарной газеты «Нью-Йорк геральд». Герои используют возобновляемые источники энергии, общаются друг с другом на расстоянии и заказывают готовую еду на дом:

Как и все состоятельные люди нашего времени, Беннет, отказавшись от домашней кухни, стал абонентом солидного общества “Питание на дому”. По сложной сети пневматических труб общество доставляет клиентам множество самых разнообразных блюд. Система обходится, разумеется, недёшево, но зато еда отменная, а главное, можно избавиться от невыносимой породы домашних поваров и поварих.

И это будущее тоже уже здесь: посмотрите на развитие фуд-ритейла в крупных городах, чтобы в этом убедиться. Кто мог представить себе каких-нибудь пять лет назад, что по одному движению пальца на дом будет приезжать свежий кофе с круассаном к завтраку? А всевозможные сервисы, подбирающие меню на неделю, с учетом индивидуальных потребностей клиента — могли ли об этом мечтать бумеры 60-х?

Я, робот

В цикле научно-фантастических рассказов Айзека Азимова, вышедшем в сборнике «Я, робот» (1950), впервые четко сформулированы законы робототехники, которые легли в основу современных этических кодексов использования искусственного интеллекта. Так, основополагающий закон «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред» с различными дополнениями десятки лет цитируется в кодексах и внутренних сводах правил компаний, работающих над созданием ИИ. В самом сборнике действие происходит в будущем, где роботы участвуют во всех сферах жизни и работы людей. Героиня многих рассказов Азимова — робопсихолог Сьюзен Кэлвин — работает на U. S. Robots and Mechanical Men. Она разбирается в искусственном интеллекте и любит роботов значительно больше, чем людей.

В рассказе «Как жаль» у конструктора Грегори Арнфелда неоперабельный рак, он отказался от химической и радиационной терапии. Но был еще один выход — Майк, робот модели МИК-27, который способен уменьшаться до микроскопических размеров и уничтожать лазером раковые клетки. Грегори решает принять участие в этом эксперименте.

— На большее нельзя рассчитывать. Подумай сама, Терция. Я имею честь быть частью эксперимента. Я войду в историю как главный конструктор Майка, но это вторично. Моим важнейшим достижением будет благополучное излечение от болезни при помощи мини-робота, причем по моей собственной воле.
— Ты знаешь, как это опасно.
— Опасность грозит мне со всех сторон. Химикаты и радиация дают побочные эффекты. Они лишь замедляют процесс, не останавливая его. Даже в самом лучшем случае они не позволят мне вести полноценную жизнь. Если я ничего не буду предпринимать, то достаточно скоро умру. А если Майк сделает свою работу как следует, я стану совершенно здоровым, а при рецидиве, — Арнфелд радостно улыбнулся, — ничто не помешает Майку повторить все сначала…

Технологий, позволяющих уменьшать или увеличивать физические предметы, человечество пока не создало. Тем не менее, микро-устройства уже используются для выполнения сложнейших операций. Альтернативой классическим операциям становится малоинвазивная хирургия, направленная на то, чтобы минимизировать область вмешательства в организм и степень травмирования тканей. Консультации светил науки проходят в реальном времени при помощи VR-устройств. А достижения генной инженерии, работающей на уровне ДНК, помогают бороться с неизлечимыми ранее заболеваниями. Так, технология CRISPR/Cas9 потенциально может применяться для борьбы с раком, наследственными болезнями, ВИЧ и другими.

Гай-до

На произведениях Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой выросло не одно поколение читателей. Однако если эти фантастические истории перечитывать во взрослом возрасте, они оказываются совсем не детскими.
В нескольких рассказах цикла про Алису встречается разумный космический корабль Гай-до, который вместе со своей владелицей Ирией Гай перемещается от планеты к планете, делая научные открытия. Небольшой корабль, похожий на желудь, наделен разумом, умеет шутить, сопереживает хозяйке и всячески ее поддерживает. Многие хотят повторить изобретение отца Ирии — Самаона Гая — и создать такой же разумный корабль, но вряд ли это возможно.

Геологи, археологи, палеонтологи, экологи и ботаники планеты Вестер были в восторге от кораблика и просили сделать для них еще один. Но Ирия знала, что повторить Гай-до никто никогда не сможет — в него была вложена жизнь ее отца и часть ее собственной жизни. Поэтому, чтобы никого не расстраивать отказом, Ирия сказала, что сначала потребуются летные испытания. Летные испытания не так уж были нужны — Гай-до и без них мог делать все, что нужно. Но неожиданная шумиха вокруг кораблика очень испугала и утомила Ирию. Она поняла, что отвыкла от людей и не знает, как себя с ними вести.
Ирия загрузила корабль всем необходимым для долгого путешествия, договорилась с геологами, что обследует для них несколько планет в пустынном секторе галактики, и улетела.
Целый год они летали от планеты к планете. Много сделали интересных открытий, много повидали, но постепенно Гай-до начал замечать, что его госпожа невесела

В реальной жизни корабль «Гай-до» не существует, но человечество быстро движется к развитию самоуправляемого транспорта — беспилотных автомобилей, грузовой техники, поездов. Так, интеллектуальные системы современных авто уже помогают водителям на дорогах, а «умная» сельхозтехника собирает урожай с минимальными потерями.

The Culture

Еще одним признанным во всем мире научным фантастом, которого британские литературные критики и журналисты нарекли прозвищем «Тарантино от литературы», был шотландец Иэн Бэнкс. По версии газеты The Times, он входит в список 50 лучших писателей Великобритании с 1945 года.
Большинство научно-фантастических произведений Бэнкса входит в цикл «The Culture», названный в честь описанной в нем сверхцивилизации гуманоидных (однако не происходящих с Земли и не являющихся людьми в строгом смысле слова) существ. В этом мире искусственный разум давно превзошел человеческий по мощности, разумные звездолеты, дроны и Разумы (англ. Minds — разумные машины с огромным уровнем интеллекта; каждая «орбиталь» имеет свой Разум) действуют бок о бок с представителями разумных рас, эволюционировавших биологическим путем.
Мир Бэнкса — почти утопия: там побеждены физические болезни, в принципе можно жить бесконечно долго, почти в любую точку Вселенной можно попасть за короткое время, совершив гиперпространственный скачок (скорость света давно перестала быть пределом); большая часть населения проживает не на планетах, а на искусственно сооруженных в космосе «орбиталищах»; практически любое желание разумного существа может быть удовлетворено. Нет органов постоянной власти — в случае необходимости такие органы создаются «на ходу» («адхократия», от латинского ad hoc) — например, как результат сотрудничества нескольких сверхразумов, в реальности представляющих собой миры-звездолеты или миры-астероиды.

…Жизнь эта представляется мне приятной, и когда меня отзывают по делам, я скорее чувствую себя в отпуске, нежели страдаю от бесцеремонного вмешательства.
Собственно, единственная песчинка в моем глазу сейчас — дрон наступательного класса, который, впрочем, способен сам себя занять и заботится о моей физической безопасности и душевном покое — хотя эта забота часто раздражает куда больше, чем доставляет чувство защищённости…

Если рассматривать современный мир с точки зрения фантастики прошлого века, мы максимально близки к тем технологиям, которые раньше казались нереализуемыми. В чем-то человечество запаздывает: торжество искусственного интеллекта и покорения дальнего космоса, по мнению многих авторов, должны были бы уже наступить. Тем не менее, ускорение технологического развития позволяет думать, что многие из описанных фантастами деталей «мира будущего» станут для нас повседневностью в ближайшие годы или десятки лет.

Читайте также:

  • Волшебное слово

    Руководитель направления голосовых и интеллектуальных продуктов компании «МегаФон» — о технологиях для управления сотрудниками и клиентами

    Подробнее
  • Коммуникация на грани фантастики

    Как роботы делают людей счастливее, а бизнес – прибыльнее

    Подробнее