Каждый день мы ставим перед собой новые цели и изобретаем способы их достижения. А каждый изобретенный способ — это инновация. Технология, которая добавляется к миллиардам предыдущих. В результате за последние десятилетия окружающий мир стал невероятно сложным — и одновременно удивительно простым в том, что касается обычной человеческой жизни. Взять, к примеру, автомобили. По сравнению с первым самобеглым экипажем Карла Бенца это немыслимо изощренные, без преувеличения фантастические системы, но вся их сложность направлена только на то, чтобы каждый километр пути давался водителю максимально легко. Но задумывались ли вы, как появляются все эти невероятные новшества вроде дополненной реальности, когда живое окружение дополняет полноценный виртуальный мир прямо перед глазами водителя? Часто на помощь приходят креативные методологии, которые позволяют бизнесам придумывать новаторские решения, находить способы существования в новых реалиях и становиться сильнее. Разобраться в многообразии таких методик нам поможет Иван Дьяченко, партнер школы инноваций и креативного мышления ИКРА.
Компании прибегают к аутсорс-услугам, когда хотят сосредоточиться на наиболее важных аспектах бизнеса. Но будущее формирует не бухгалтерский учет и не логистика, а то, из чего компания состоит на самом деле: корпоративная культура, бизнес-процессы, сотрудники. Внутри компании рождаются самые лучшие решения, так как там над проблемой работают люди, прекрасно знающие продукт, умеющие на нем фокусироваться и замотивированные развивать бизнес. Но чтобы системно изобретать, опережать конкурентов и удивлять клиентов, важно создавать инновационную среду внутри компании.
Посмотрите на элегантный и динамичный облик Mercedes-Benz E-Класса: он рожден благодаря тесному взаимодействию дизайнеров и инженеров компании. Форма здесь не только эстетична, но и функциональна: так, коэффициент лобового сопротивления седана составляет всего 0,23. Это не просто рекорд класса, но и один из лучших показателей среди всех серийных автомобилей. Отсюда — выдающаяся динамика, эффективность, экономичность и тишина в салоне. И это лишь один из примеров системной креативной командной работы.
Как мгновенная вспышка и постоянно бьющий луч света, так же вдохновение и креативность имеют мало общего. Креативные методологии помогают придумывать новые решения систематически, независимо от погоды или настроения. Самыми распространенными способами можно назвать ТРИЗ, латеральное и дизайн-мышление, CRAFT, TOC и JTBD.
Другими словами, креативность — это не череда озарений, а результат структурированного системного подхода. Казалось бы, что можно сделать с автомобильным креслом, в котором и так было удобно? Оказывается, можно. Как пример, если ввести данные роста и веса в медиасистему, новый Mercedes-Benz E-Класса подстроит посадку водителя, а во время езды мельчайшие движения подушки и спинки кресла будут стимулировать смену положения тела — все для того, чтобы в пути водитель меньше уставал.
Чтобы контролировать свое сознание, нужно обладать специфическими навыками. Обучиться им может каждый, но не с первого раза. А применять в нужном месте и в нужное время получится только у тех, кто выработает привычку.
Важно и умение включаться в других людей и следить за ходом их мысли, поскольку в компаниях креативные процессы происходят внутри команд. Важно уметь договариваться, развивать идеи коллег и слушать не для чтобы ответить, а чтобы услышать. Возможно, эмпатия даже сложнее в обучении, чем самый хитрый прием CRAFT.
Однако даже несмотря на то, что большинства креативных методик на момент появления родоначальника семейства Е-Класс еще не существовало, люди, создававшие его, наверняка обладали всеми необходимыми компетенциями для их применения.
Иначе чем объяснить тот факт, что начиная с 1946 года более 14 миллионов человек выбрали эти автомобили, неизменно связанные с инновационным подходом и историями успеха?
Теперь, с выходом новой версии, история продолжается. Как и 70 лет назад, Mercedes-Benz E-Класс продолжает олицетворять инновации, безопасность, комфорт и высочайшее качество автомобильной жизни — словом, те качества, которые позволяют человеку уделять максимум внимания его собственным достижениям и прогрессу. Стать частью этой истории можно уже сейчас: новые автомобили прибыли к официальным дилерам Mercedes-Benz по всей России.