Как рождаются инновации

Разбираемся в методиках создания новаторских решений вместе с Иваном Дьяченко, партнёром школы инноваций и креативного мышления ИКРА  Узнать больше

Как рождаются инновации

Разбираемся в методиках создания новаторских решений вместе с Иваном Дьяченко, партнёром школы инноваций и креативного мышления ИКРА  Узнать больше

Как рождаются инновации

Разбираемся в методиках создания новаторских решений вместе с Иваном Дьяченко, партнёром школы инноваций и креативного мышления ИКРА  Узнать больше

Каждый день мы ставим перед собой новые цели и изобретаем способы их достижения. А каждый изобретенный способ — это инновация. Технология, которая добавляется к миллиардам предыдущих. В результате за последние десятилетия окружающий мир стал невероятно сложным — и одновременно удивительно простым в том, что касается обычной человеческой жизни. Взять, к примеру, автомобили. По сравнению с первым самобеглым экипажем Карла Бенца это немыслимо изощренные, без преувеличения фантастические системы, но вся их сложность направлена только на то, чтобы каждый километр пути давался водителю максимально легко. Но задумывались ли вы, как появляются все эти невероятные новшества вроде дополненной реальности, когда живое окружение дополняет полноценный виртуальный мир прямо перед глазами водителя? Часто на помощь приходят креативные методологии, которые позволяют бизнесам придумывать новаторские решения, находить способы существования в новых реалиях и становиться сильнее. Разобраться в многообразии таких методик нам поможет Иван Дьяченко, партнер школы инноваций и креативного мышления ИКРА.

Почему нельзя отдавать креативность на аутсорс?

Компании прибегают к аутсорс-услугам, когда хотят сосредоточиться на наиболее важных аспектах бизнеса. Но будущее формирует не бухгалтерский учет и не логистика, а то, из чего компания состоит на самом деле: корпоративная культура, бизнес-процессы, сотрудники. Внутри компании рождаются самые лучшие решения, так как там над проблемой работают люди, прекрасно знающие продукт, умеющие на нем фокусироваться и замотивированные развивать бизнес. Но чтобы системно изобретать, опережать конкурентов и удивлять клиентов, важно создавать инновационную среду внутри компании.

Посмотрите на элегантный и динамичный облик Mercedes-Benz E-Класса: он рожден благодаря тесному взаимодействию дизайнеров и инженеров компании. Форма здесь не только эстетична, но и функциональна: так, коэффициент лобового сопротивления седана составляет всего 0,23. Это не просто рекорд класса, но и один из лучших показателей среди всех серийных автомобилей. Отсюда — выдающаяся динамика, эффективность, экономичность и тишина в салоне. И это лишь один из примеров системной креативной командной работы.

Как системно создавать креативные решения?

Как мгновенная вспышка и постоянно бьющий луч света, так же вдохновение и креативность имеют мало общего. Креативные методологии помогают придумывать новые решения систематически, независимо от погоды или настроения. Самыми распространенными способами можно назвать ТРИЗ, латеральное и дизайн-мышление, CRAFT, TOC и JTBD.

Другими словами, креативность — это не череда озарений, а результат структурированного системного подхода. Казалось бы, что можно сделать с автомобильным креслом, в котором и так было удобно? Оказывается, можно. Как пример, если ввести данные роста и веса в медиасистему, новый Mercedes-Benz E-Класса подстроит посадку водителя, а во время езды мельчайшие движения подушки и спинки кресла будут стимулировать смену положения тела — все для того, чтобы в пути водитель меньше уставал.

Креативные
методики

Как придумать что-то новое?

ТРИЗ

Одна из первых креативных методологий была разработана в 1940-х годах советским ученым, инженером и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Изначально она включала в себя 40 изобретательских приемов, 76 шаблонов решения задач и несколько алгоритмов создания инноваций. Сегодня ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) снова в моде — она обрела новую жизнь и активно используется технологическими гигантами.

Теория Альтшуллера помогает удовлетворять противоречивые требования, изобретать идеальное решение и оптимизировать системы. Скажем, вам нужно сохранить рабочие места для сотрудников ресторана во время карантина, когда заведения закрыты для посещения. Чем занять бармена? Как не потерять лояльную аудиторию?

По ТРИЗ решение этих проблем нужно искать в ресурсах компании. В случае с кадровым кризисом поможет временная переквалификация сотрудников в курьеров. Таким образом люди сохранят зарплату, ресторан увеличит мощности доставки и получит несколько очков лояльности от постоянных гостей. У инженеров Mercedes-Benz тоже есть опыт решения противоречащих друг другу задач. Взять, например, фары — они должны светить как можно дальше и ярче, но при этом не ослеплять встречных водителей. Чтобы примирить эти требования, немецкий автопроизводитель разработал адаптивные полностью светодиодные фары MULTIBEAMLED. Одна фара состоит из 84 независимых светодиодов, каждый из которых может индивидуально включаться, выключаться и изменять яркость. Таким образом, в любой момент времени новый Mercedes-Benz E-Класс формирует световой пучок, в точности соответствующий дорожной ситуации. Например, на извилистой дороге его направление меняется вслед за движением руля, активируются дополнительные боковые секции, позволяющие как бы заглядывать за повороты. В городе световой пучок становится максимально широким, а на трассе — наоборот, узким и направленным на большее расстояние. В туман и дождь электроника подстраивает яркость таким образом, чтобы уменьшить засветы и блики. При сближении со встречными и попутными автомобилями выключаются те светодиоды, которые могут ослепить их водителей, а если датчики распознают дорожные знаки и пешеходов, система MULTIBEAMLED подсветит их, чтобы выделить на общем фоне. Переключение между ближним и дальним светом также осуществляется автоматически, а функция ULTRARANGE обеспечивает максимально возможную дальность освещения там, где это допустимо.

Подробнее

Латеральное мышление

Любую входящую информацию наше сознание категоризирует и укладывает в паттерны. Это упрощает работу мозга, но значительно усложняет процесс придумывания новых идей. Со временем паттерны костенеют, и их становится сложнее разорвать. В основе концепции латерального мышления лежат практики, освобождающие от стереотипов и помогающие взглянуть на проблему под новым ракурсом.

Латеральное мышление разработал британский психолог Эдвард де Боно в 1960-х. Креативные специалисты придумывают новый контекст продукта и создают нестандартные подходы к коммуникации. Вырваться из паттернов мышления позволяют инструменты этой методологии. Их огромное количество, и каждый подбрасывает вас над проблемой, приводя в точку нового решения: гипербола, случайное слово, инверсия и многие другие.

Чаще всего латеральное мышление используют, когда за короткий промежуток времени нужно придумать как можно больше нетривиальных идей. Пример результата использования методологии — кейс одной парфюмерной компании. Воспользовавшись гиперболизацией, они расширили применение дезодоранта с части тела на тело целиком. Благодаря этому компания стала первым игроком, транслирующим идею, что дезодорант может быть еще и парфюмом, а наносить его нужно на все тело. Это позволило компании отделить себя от конкурентов и стать новаторами. Казалось бы, мы уже давно отказались от бумажных карт и ездим по удобной спутниковой навигации — зачем придумывать здесь что-то еще? Но система MBUX нового Mercedes-Benz E-Класса использует технологию дополненной реальности, выводя интерактивные подсказки прямо поверх реального изображения, а в определенных ситуациях автомобиль способен полностью брать управление на себя. Это значит, что в ключевые моменты у человека за рулем будет больше шансов принять единственно верное решение.

Подробнее

CRAFT

При запуске продукта на рынок хочется добиться эффекта максимального доверия со стороны аудитории. Чтобы сформулировать цельное видение и заранее построить желаемое отношение, нужно разработать концепцию. Для этого бизнес должен пройти путь от абстрактных ощущений своей аудитории к предметному уровню маркетинговых коммуникаций.

Системно выстроить такой процесс помогает методология CRAFT (Creative Algorithm Frames & Tools). Ее в 2010-х разработал основатель школы ИКРА Василий Лебедев. Опорной точкой этой методологии стало то, что потребители воспринимают мир через символы и абстрактные формы. Так они чувствуют и общаются. Чтобы идея заинтересовала человека, у нее должна быть форма, к которой пользователь испытывает доверие, драма, которая вызывает эмоцию, и польза, ради которой человек решит воспользоваться продуктом.

Приемом этой методологии, а именно синтезом форм, косвенно воспользовался международный цирковой проект. Он совершил революцию, отстроился от конкурентов и изменил отношение к продукту циркового представления, хотя, казалось, эта индустрия зашла в свой логический тупик. Ключевая аудитория стала больше тяготеть к компьютерным играм, а защитники прав животных — настаивать против участия зверей в представлениях. Решением было пересобрать цирк как форму и направить на новых зрителей. Так он сфокусировался на совершенно другой, взрослой аудитории и стал продавать изобретенный заново цирк, а точнее цирк, синтезированный с театром. Что-то подобное происходило и с автомобилями. В наше время голые цифры уже мало что значат. Людей сложно удивить параметрами мощности или разгона. Гораздо важнее ощущения. Поэтому инженеры нового Mercedes-Benz E-Класса сделали ставку на естественность взаимодействия человека и автомобиля. Это важнейший элемент как для безопасности, так и для удовольствия от вождения. В новом седане используется инновационное поколение телематики с бортовым голосовым помощником. Достаточно сказать: «Привет, Mercedes» — и автомобиль станет вашим собеседником и партнером. Заучивать команды не нужно: система понимает естественную речь, поэтому вы можете просто попросить автомобиль сделать потеплее, построить маршрут до дома или офиса или, например, узнать погоду на завтра. Автомобиль запоминает привычки и предпочтения владельца и умеет распознавать жесты: самые востребованные функции можно активировать буквально одним взмахом руки. E-Класс даже умеет предугадывать ваши действия — скажем, если вы потянетесь к сумке, лежащей на пассажирском кресле, автоматически включится подсветка, чтобы вам было проще найти то, что нужно.

Подробнее

ТОС

От эффективной работы любого процесса вас отделяет всего одно ограничение. Методами ТОС можно определить и устранить его. Теория ограниченных систем — методология стратегического мышления, созданная Элияху Голдраттом, автором нашумевшей книги «Цель». Она рассматривает нежелательные явления как главных врагов бизнеса на длинной дистанции.

Чаще всего ограничение сводится к недостатку чего-либо: спроса, качественных материалов, людей, законов, денежных потоков, полномочий. Согласно ТОС, для устранения ограничения необходимо выполнить 5 действий: обнаружить это ограничение, найти его потенциальную максимальную эффективность, добавить ресурсов или перебросить их из других, более стабильных зон. Чтобы система работала, нужно снова и снова возвращаться к изначальной точке и исследовать скрытые ограничения.

Теорию ограниченных систем успешно применила маркетинговая команда софтверной компании. В 2014 году специалисты компании выяснили, что производят контент очень медленно. Тогда они исследовали проблему и пришли к выводу, что главным ограничением в этой ситуации является время экспертов. Они просто не успевали создавать качественные материалы в нужных объемах. Тогда компания наняла авторов, которые конспектировали тезисы специалистов, а после перерабатывали их в самодостаточный контент. К концу 2014 года количество опубликованных материалов выросло на 700% — ограничение устранилось. У нового Mercedes-Benz E-Класса подобных ограничений нет — он доступен в России с широкой гаммой силовых агрегатов, в точности отвечающих целям и задачам самых разных клиентов. Дизельная линейка представлена исключительно экономичными версиями E 200 d и E 220 d 4MATIC. В первом случае под капотом седана установлен 1,6-литровый двигатель мощностью 160 л.с., демонстрирующий средний расход топлива всего 4,7 л/100 км в смешанном цикле. Более мощная версия оснащается двухлитровым агрегатом, развивающим 194 л.с., и фирменной системой полного привода 4MATIC, которая обеспечивает уверенное движение в любых погодных условиях. Бензиновая заднеприводная модификация E 200 развивает 197 л.с. и демонстрирует динамику, более чем достаточную для напряженного городского движения — 7,5 с до 100 км/ч. Для тех, кто желает иметь в своем распоряжении почти безграничный запас мощности, предназначен Mercedes-Benz E 450 4MATIC — полноприводный спорт-седан с трехлитровым шестицилиндровым двигателем мощностью 367 лошадиных сил. Динамика такой версии вплотную приближается к моделям AMG: всего 5 секунд от 0 до 100 километров в час! Наконец, самый технологичный E-Класс в линейке — гибридный E 300 e 4MATIC. Двухлитровый бензиновый двигатель здесь скомбинирован со 122-сильным электромотором, встроенным в корпус автоматической трансмиссии 9G-TRONIC. Суммарная мощность достигает 286 лошадиных сил, а разгон до 100 км/ч занимает всего 5,8 секунды. При этом E 300 e — это подзаряжаемый гибрид, который способен передвигаться вообще без вредных выбросов! При полностью заряженной батарее запас хода на электротяге достигает 50 километров, и такой автомобиль может разгоняться до 130 км/ч, не прибегая к помощи бензинового мотора.

Подробнее

JTBD

Важно помнить, что у покупателей другой взгляд на рынок. Перед ними просто стоит задача, которую нужно решить — и они находят лучший продукт, который им в этом поможет. Так, офисный работник «нанимает» стакан кофе, чтобы взбодриться по пути от дома.

В этом суть JTBD (Jobs-To-Be-Done) — методологии, созданной для поиска работ, на которые покупатель может «нанять» продукт. Инструменты JTBD помогают бизнесу оставаться актуальным и конкурентоспособным через постоянные улучшения. Чтобы найти новую зону роста, нужно понять, на какие работы пользователь нанимает продукт прямо сейчас, а на какие еще нет.

Удачный пример JTBD — кейс с молочным коктейлем. Владельцы кафе быстрого питания искали возможность повысить доходы с помощью увеличения количества вкусов молочного коктейля. Но расширение ассортимента никак не повлияло на выручку. Тогда они стали анализировать, когда именно чаще всего покупают молочные коктейли, и выяснили, что это происходит до 8:30 утра. Опросив посетителей, они узнали, что стаканчик выполняет следующие работы: помогает во время утомительной поездки в офис, утоляет легкий голод, а ещё — из-за вязкости напитка — его хватает надолго. Получается, молочный коктейль конкурирует не с молочными коктейлями из других заведений, а со снеками, бананами и батончиками. Кафе изменило стратегию: сделали коктейли жирнее, чтобы они дольше пились, и переместили их на витрину. Выяснив, какую работу для пользователя на самом деле выполняет напиток, кафе увеличило доходность от коктейлей в 7 раз. В случае автомобилей давно прошли времена, когда водители «нанимали» приборную панель только для того, чтобы увидеть скорость на спидометре или узнать уровень топлива в баке. В новом веке она стала не только источником информации о параметрах движения, но и полноценным мультимедийным комплексом. И однажды познав хорошее, клиенты будут требовать только лучшего. У Mercedes-Benz есть, что им предложить. Приборная панель нового Mercedes-Benz E-Класса — это бесшовное, полностью цифровое пространство, реализованное при помощи новейших цифровых технологий. Виртуальный приборный щиток и мультимедийный дисплей объединены под общим стеклом и обладают превосходной графикой, которая отображается в высоком разрешении. Выберите оформление, подходящее вашему вкусу, настройте под себя все функции — и наслаждайтесь уникальным цифровым опытом. Впервые для Mercedes-Benz мультимедийный дисплей получил сенсорное управление — самый естественный способ взаимодействия в современном мире. Сенсоры также расположены на спицах руля: автомобиль реагирует как на прикосновения, так и на «свайп». Наконец, крупный тачпад с поддержкой рукописного ввода расположен на центральном тоннеле. Все это делает новый E-Класс одним из самых прогрессивных автомобилей цифровой эпохи. На том же передовом уровне находятся и системы активной безопасности. Комплекс электронных ассистентов включает в себя адаптивный круиз-контроль с поддержанием дистанции, систему автоматического экстренного торможения, функции помощи при перестроении, удержания в полосе, распознавания дорожных знаков, контроля слепых зон, обнаружения пешеходов, автоматической парковки и многие другие. Проще говоря, автомобиль ежесекундно следит за дорожной ситуацией и обеспечивает высший уровень безопасности, а в определенных ситуациях может полностью брать управление на себя.

Подробнее

Дизайн-мышление

Дизайн мышление — практика полезных действий и быстрых решений для создания продуктов и сервисов, действительно нужных людям. В ее основе лежит эмпатия — сопереживание опыту, ситуации или эмоциям той аудитории, для которой вы придумываете решение. Такой подход позволяет опираться на боль настоящих людей, а не на стереотипные представления о ней.

Подход дизайн-мышления базируется на трех компонентах: наблюдении, погружении и вовлечении. Чтобы перевести эти понятия в плоскость практических навыков, создатели методологии, Бассо Платтнер и Дэвид Келли, собрали специальные инструменты. Например, глубинные интервью, обмен историями, анализ пути пользователя, принцип вариативности и другие.

Один из примеров применения дизайн-мышления — разработка доступной среды в отделениях банков. Сотрудники банка решили применить инструмент «анализ пути пользователя», чтобы сделать обслуживание более удобным. Одна группа исследователей надевала костюмы, которые специально сковывали их движения, чтобы чувствовать себя подобно пожилым людям. Другие использовали звукоподавляющие наушники и повязки на глаза. Все они пытались понять, с какими трудностями сталкиваются особые группы посетителей отделений. В рамках этого эксперимента через эмпатию и тестирование было найдено огромное количество инсайтов и разработаны новые нормы для сети банков, чтобы сделать их более комфортными для как можно большего числа посетителей. Подобным образом создаются и автомобильные интерьеры — они должны быть удобны для людей самого разного телосложения и приятны для самого взыскательного вкуса. И только натурные испытания дадут четкую картину того, насколько хорошо проектировщики справились с задачей. Попадая в салон нового Mercedes-Benz E-Класса, понимаешь, что на подгонку всех деталей компания потратила не одну сотню часов. Фундаментальная классика архитектуры и роскошь натуральных материалов здесь сочетаются с высоким комфортом, ультрасовременными технологиями, передовыми дизайнерскими решениями. А самое важное, что обстановку можно персонализировать не один раз, когда вы создаете автомобиль в конфигураторе, а когда угодно. Более того, интерьер способен сам меняться для вас! Фоновая светодиодная подсветка салона имеет 64 оттенка и несколько отдельных зон, которые можно окрашивать в разные цвета по вашему вкусу. В сумме получается почти безграничное количество уникальных комбинаций, сменяющих друг друга автоматически или по вашему желанию. Пакеты ENERGIZING развивают эту тему: при помощи фоновой подсветки, музыки, массажа, температуры и ароматизатора воздуха новый Mercedes-Benz E-Класс способен подстраиваться под ваше настроение или, наоборот, задавать его. Хотите добавить бодрости или окунуться в безмятежность? Расслабиться после рабочего дня или зарядиться энергией перед его началом? Одно нажатие на кнопку — и автомобиль задействует все ваши органы чувств, чтобы добиться нужного результата.

Подробнее

Всегда на острие

Как возглавить прогресс?

Чтобы контролировать свое сознание, нужно обладать специфическими навыками. Обучиться им может каждый, но не с первого раза. А применять в нужном месте и в нужное время получится только у тех, кто выработает привычку.

Важно и умение включаться в других людей и следить за ходом их мысли, поскольку в компаниях креативные процессы происходят внутри команд. Важно уметь договариваться, развивать идеи коллег и слушать не для чтобы ответить, а чтобы услышать. Возможно, эмпатия даже сложнее в обучении, чем самый хитрый прием CRAFT.

Однако даже несмотря на то, что большинства креативных методик на момент появления родоначальника семейства Е-Класс еще не существовало, люди, создававшие его, наверняка обладали всеми необходимыми компетенциями для их применения.

Иначе чем объяснить тот факт, что начиная с 1946 года более 14 миллионов человек выбрали эти автомобили, неизменно связанные с инновационным подходом и историями успеха?

Теперь, с выходом новой версии, история продолжается. Как и 70 лет назад, Mercedes-Benz E-Класс продолжает олицетворять инновации, безопасность, комфорт и высочайшее качество автомобильной жизни — словом, те качества, которые позволяют человеку уделять максимум внимания его собственным достижениям и прогрессу. Стать частью этой истории можно уже сейчас: новые автомобили прибыли к официальным дилерам Mercedes-Benz по всей России.