Партнерский проект

ИТ на уровне ДНК

ИТ на уровне ДНК

ИТ на уровне ДНК

Из чего состоит цифровая ДНК современного бизнеса

Цифровые технологии за годы развития отечественных компаний стали их неотъемлемой частью, а поставщики ИТ-решений — доверенными партнерами и гарантами безопасной и бесперебойной работы бизнеса. «Ъ» совместно с одним из ведущих разработчиком цифровых продуктов для рынка и госсектора ОТР («Организационно-Технологические Решения»), который в этом году отмечает свое 25-летие, разбирались, чем наполнен современный российский ИТ-рынок и что лежит в основе его ДНК.

«Если представить российскую цифровую инфраструктуру как живой организм, то ее ДНК — это не просто строки кода, а совокупность систем, которые год за годом формируют основу нашей повседневной жизни. За последние 25 лет ОТР стал не просто разработчиком этих систем — мы стали биоинженерами, вплетающими надежные, суверенные и умные технологии в саму ткань государства и бизнеса. От создания крупных информационных платформ, улучшающих городскую цифровую среду, назначения субсидий и пособий до контроля бюджетных потоков — везде, где работает порядок, прозрачность и автоматизация, можно обнаружить след нашей цифровой ДНК. Создавая первую банковскую систему, мы, сами не зная того, закладывали первый нуклеотид в цифровую ДНК страны. Незаметно, последовательно наши решения меняют страну изнутри, улучшая цифровую генетику»

Александр Кутищев Генеральный директор группы компаний ОТР

ОТР 2000 входит в «Перечень системообразующих организаций российской экономики» по отрасли «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги; деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов» Минцифры России, 2020 г., лидирует в рейтингах крупнейших ИТ-компаний, ИТ-поставщиков в госсекторе.

КАК РОССИЙСКОЕ ПО СТАНОВИТСЯ ОСНОВОЙ ЦИФРОВОЙ ДНК

Разрабатываем высоконагруженные информационные системы

В 2025 году любая компания, относящаяся к государственному сектору или частному, понимает значимость работы с суверенными, независимыми от внешних обстоятельств технологиями. Наличие доверенного российского подрядчика в разработке ПО позволяет полностью контролировать цифровые системы, гарантируя их бесперебойную работу и адаптацию к пользовательским запросам. Это способствует ускоренному развитию не только самих организаций и ИТ-рынка, но и национальной экономики в целом. Примеры независимых масштабных решений таких задач есть в портфеле ОТР 2000.

Финансовый код

Цифровизация финансового сектора
  • Создание Автоматизированной системы Федерального казначейства
    Создание АСФК стало крупнейшим ИТ-проектом в истории России, трансформировавшим казначейское обслуживание бюджетов всех уровней. Система объединила более 2 тыс. подразделений Казначейства, обеспечивая учет и исполнение до 40 млн трансакций в сутки. Основной задачей разработки было формирование единого централизованного решения, способного обеспечить прозрачность, контроль и управляемость федеральных финансов. Проект был реализован при поддержке Всемирного банка и стал основой для дальнейших систем, таких как «Электронный бюджет».
  • Система удаленного финансового документооборота
    СУФД создавалась как один из компонентов трансформации казначейского обслуживания, обеспечивший переход к использованию интернет-портального решения для взаимодействия органов Федерального казначейства с клиентами. СУФД тесно интегрирована с АСФК, что позволяет клиентам в онлайн-режиме управлять средствами по своим лицевым счетам и оперативно получать информацию о состоянии своих финансов.
  • Государственная интегрированная информационная система «Электронный бюджет»
    ГИИС ЭБ — логическое продолжение АСФК, направленное на полную цифровизацию бюджетного процесса. Модули «Расходы», «Доходы», «Сводная отчетность» позволяют связать финансовые показатели с результатами деятельности. Интеграционная шина и единые справочники нормативно-справочной информации обеспечивают унификацию данных и межведомственную интеграцию. Особенность системы — переход к «Главной книге Российской Федерации», где учет ведется автоматически на основе структурированных цифровых форм, заполняемых непосредственно бухгалтерами учреждений. Ежедневно на платформе выполняется до 800 млн операций.
  • Информационная система «Полигон-СП»
    ИС «Полигон-СП» для Счетной палаты предназначена для загрузки, хранения и свода информации об исполнении Федерального бюджета РФ с целью контроля использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными и доведенными лимитами в разрезе министерств и ведомств РФ. При ее создании учитывались принципы гибкости, безопасности и возможности масштабирования. Система позволяет отрабатывать интеграционные сценарии, проверять корректность обновлений, тестировать новые форматы отчетности и взаимодействия с внешними системами без риска влияния на продуктивную среду.
  • Импортозамещение прикладных систем федерального масштаба
    В рамках стратегии технологической независимости компанией ОТР реализованы масштабные проекты по миграции ключевых информационных систем Федерального казначейства на отечественные решения. Успешно осуществлен перевод функций учета со средствами федерального бюджета в Подсистеме управления расходами, осуществлен перевод Подсистемы управления нормативно-справочной информацией на отечественное решение, произведено импортозамещение СУБД в Подсистеме управления расходами. Все работы по миграции высоконагруженных процессов выполнены без остановки операционной деятельности, с сохранением производительности, безопасности и отказоустойчивости, что подтвердило готовность отечественных решений к эксплуатации в масштабах всей страны.

«Мы верим, что сильное государство начинается с прозрачных и эффективных процессов. Наша работа — создавать цифровые решения, которые становятся основой устойчивого управления бюджетами, повышают доверие к финансовой системе и помогают делать выводы на основе данных. Это наш вклад в будущее страны. И когда такой масштабный труд признают как „Уникальный ИТ-проект года“ — это подтверждение, что мы идем правильным путем»

Ренат Мамлеев Руководитель Центра решений для государственных финансов  ОТР

«Во всех наших проектах мы подходим к задаче комплексно, ориентируясь на достижение заказчиком ожидаемого результата. Оказываем поддержку на всех этапах: от идеи, продумывания архитектуры до выбора оптимальных решений, а также взаимодействуем с партнерами и вендорами для улучшения продуктов с учетом текущих интересов клиентов. Результат для нас принципиален. Крупные проекты всегда связаны с вызовами, но именно вызов способствует сплочению и развитию команды. При этом ключевыми ориентирами для нас всегда есть и остаются опыт, труд и результат»

Александр Горбунов Директор по развитию бизнеса ОТР

Здравоохранение в генах

Создание информационных систем в сфере здравоохранения

В 2021–2022 годах в рамках правительственного эксперимента по созданию единой цифровой платформы «ГосТех» особую роль в ее апробации сыграли ФОМС, Минцифры и Сбер. Компания ОТР вошла в число первых участников, внедрявших инновационный подход к разработке государственных информационных систем с применением итерационной методологии и использованием готовых базовых сервисов платформы, созданных лидером отрасли — Сбером.

Одним из ключевых достижений стало проектирование, разработка и вывод в эксплуатацию первых федеральных сервисов в сфере здравоохранения — в рамках системы ГИС ОМС ФОМС, уже через четыре месяца после старта проекта. Такие сроки стали возможны благодаря гибкой методологии, стандартизированным компонентам и эффективному взаимодействию участников.

«Участие ОТР в „пилоте“ позволило оперативно реализовать функционал, востребованный в реальной практике, а также выявить потенциал, ограничения и точки роста платформы. Проект стал успешным „пилотом“, катализатором системных изменений в подходах к цифровизации государства, а также повлиял на стратегические решения правительства РФ  — утвердить „ГосТех“ в качестве обязательного технологического стандарта для всех ведомств при создании, модернизации и развитии государственных информационных систем»

Алексей Нутрецов Руководитель Центра платформенных решений и ИИ в компании ОТР

Социальный биокод

Цифровизация в социальной сфере

За последние годы специалистами ОТР в социальной сфере России созданы централизованные системы, тесно интегрированные с порталом «Госуслуги». Эти системы обеспечивают автоматизированное назначение мер социальной поддержки как по заявлениям граждан, так и в проактивном режиме, при изменении их жизненных обстоятельств.

Ежедневно обрабатываются огромные объемы данных: системы осуществляют миллионы межведомственных запросов для подтверждения права на выплаты, автоматически собирают необходимые документы, рассчитывают размер и сроки начислений. Это позволяет исключить дублирование, сократить сроки обработки и минимизировать административные барьеры.

Цифровая трансформация делает социальную поддержку более прозрачной, доступной и справедливой. Граждане получают положенные им услуги быстро и без лишних усилий, а государство — точный, управляемый и эффективный механизм адресного распределения ресурсов.

Это реальное улучшение качества жизни миллионов людей. Современные системы уже сегодня работают на опережение, предугадывая потребности и предлагая поддержку до обращения.

«Впереди — новые возможности для развития системы, еще большая автоматизация и персонализация услуг, что делает будущее социальной поддержки еще более персонализированным и комфортным для всех»

Александр Маккавеев Руководитель Центра социальных решений ОТР

ИИ становится соавтором кода

Искусственный интеллект в процессах разработки

ОТР активно переосмысляет и внедряет на практике новые подходы к созданию продуктов и решений, учитывая современные тенденции в области искусственного интеллекта (ИИ). Применение искусственного интеллекта в разработке программного обеспечения стремительно меняет не только подходы к созданию продуктов, но и саму роль разработчиков. ИИ уже активно используется для автоматизации рутинных задач: генерации кода, написания тестов, поиска ошибок и оптимизации производительности. Алгоритмы машинного обучения способны анализировать огромные массивы кода и на их основе предлагать оптимальные решения, повышая продуктивность команд.

Разработчик теперь не столько пишет код, сколько ставит задачи, формирует намерения и управляет процессом на более высоком уровне. Это требует пересмотра навыков и готовности к новой парадигме, где человек работает не с кодом напрямую, а с интеллектами, которые этот код создают.

«Современные тенденции в применении нейросетей в ИТ-разработке свидетельствуют о том, что искусственный интеллект перестает быть просто инструментом и становится полноценным соавтором. Мы наблюдаем переход от автодополнений к автономным ИИ-агентам — системам, способным самостоятельно интерпретировать требования, проектировать архитектуру, писать и тестировать код, взаимодействовать с другими агентами и адаптироваться к изменяющимся условиям. Хорошим примером может служить кейс для одной из госкорпораций с разработкой Подсистем корпоративной платформы для построения информационных систем и Системы интеллектуальной верификации документов на базе ИИ»

Александр Азарочкин Главный архитектор ОТР

Рефлексы умных городов

Технологии ОТР вовлекают жителей столицы и управляют городом
  • Единая система торгов города Москвы
    Прозрачные и быстрые закупки
    Разработана автоматизированная платформа для госзакупок. Система охватывает весь цикл: от планирования до контрактации. Система позволила сократить сроки согласования вдвое, ускорить подготовку документации и полностью перевести взаимодействие в электронный формат, поддерживая малые и средние предприятия.
  • Портал «Наш город»
    Вовлечение жителей столицы в управление городом
    Была разработана цифровая платформа, где москвичи предлагают, обсуждают и голосуют за идеи по улучшению жизни в городе. Система автоматически обрабатывает обращения — ответы приходят оперативно, в течение нескольких дней. Граждане участвуют в управлении городом, минуя бюрократию.
  • Искусственный интеллект для контроля инфраструктуры
    Успешно внедрена нейросеть, анализирующая данные со 170 тыс. камер. Система автоматически выявляет повреждения дорог, свалки и нарушения в ЖКХ, передавая инциденты в Центр фиксации правонарушений. Контроль стал оперативным и непрерывным.
  • Центр управления городским хозяйством
    На основе данных от сенсоров, камер и систем мониторинга был создан Центр управления городом. В реальном времени на видеостене формируется полная картина событий и происшествий в городе. Это позволяет быстро реагировать, прогнозировать риски и принимать решения.
  • Автоматизация строительных инвестиций
    Автоматизированная информационная система «Строительные инвестиции» города Москвы предназначена для обеспечения автоматизации процессов формирования и реализации адресной инвестиционной программы города и Программы реновации жилищного фонда. Управление финансированием объектов строительства и реновации поднялось на новый уровень.

Производственный геном

Проектная методология на фабрике производства цифровых решений

Безусловным приоритетом ОТР является своевременное и полное выполнение обязательств перед заказчиками. Ключевым условием успеха наряду с квалификацией и мотивацией сотрудников является планомерная работа по совершенствованию и автоматизации технологических и управленческих производственных процессов. Важнейшее значение для реализации проектов имеет устойчивость, защищенность и безопасность программного обеспечения. Для этого в ОТР разработана собственная импортозамещающая система управления проектами, соответствующая зарубежным аналогам.

Одним из главных достижений стандартизации внутренних процессов разработки стало внедрение универсальной «Базовой модели управления проектами». Модель включает иерархию, шаблоны, жизненные циклы и всю необходимую информацию, она основана на лучших практиках компании, учитывает особенности проектов и обеспечивает эффективную работу команд.

«Ее внедрение сократило объем управленческой информации на 70%, ускорило адаптацию сотрудников при переходе между проектами и унифицировало метрики и отчетность. Разработана автоматическая оценка проектов с критериями до 50 шт., по которым выстраивается сводный иерархический отчет. Этот отчет для руководства и сотрудников служит ключевым инструментом контроля и мониторинга проектов»

Юлия Рузматова Руководитель развития корпоративных технологий ОТР

Эволюционный импульс

Конвейер разработки: как из хаоса компонентов собирается единый организм

Сейчас ИТ-ландшафт представляет собой комплекс автоматизированных систем. Платформы разрабатываются и поддерживаются разными производителями, и они увязаны между собой системой интеграции. Процесс включает в себя территориально распределенное производство отдельных компонентов, встраивание их в единый сборочный конвейер, а также интеграцию всех компонентов системы в единый программный комплекс.

Финальная сборка, отладка, интеграционное, нагрузочное тестирование и запуск в промышленную эксплуатацию проводятся с соблюдением технологии производственного процесса и контроля качества на каждом этапе как для отдельных компонентов системы, так и для системы в целом.

Разработку или модернизацию нового компонента или новой подсистемы и встраивание их в ИТ-ландшафт ведомства можно сравнить с обновлением модельного ряда современного автомобиля, при этом для модернизации автоматизированной системы процесс усложняется тем, что «детали» нельзя потрогать, а производственная линия постоянно претерпевает изменения.

«По мере повышения уровня автоматизации, подключения искусственного интеллекта и других современных технологий усложняется и производственный конвейер, повышаются требования к качеству, отказоустойчивости и георезервированию. Все это возможно благодаря высокой экспертизе и компетентности специалистов ОТР»

Григорий Мамушкин Руководитель департамента развития Центра решений для государственных финансов компании ОТР

Платформенная цепь

Финансовый учет в масштабной сети учреждений

Цифровые платформы — это не просто набор технологий, а интегрированные экосистемы, трансформирующие работу современных организаций. Платформы консолидируют информацию, устраняют цифровую разрозненность, способствуя принятию более обоснованных решений. В госсекторе платформы оптимизируют межведомственное взаимодействие, ускоряя обмен данными, координацию политик и реагирование, повышая доверие пользователей. Все это ведет к значительной экономии ресурсов на разработку и внедрение технологий и, следовательно, инвестиций.

ОТР разрабатывает и внедряет единые цифровые платформы для федеральных и региональных ведомств и крупных заказчиков. Платформы охватывают ведение финансово-хозяйственной деятельности для центральных офисов, а также структурных подразделений и подведомственных организаций. Это комплексные решения, которые объединяют в себе различные подсистемы, модули, которые функционируют в единой информационной среде, где может работать более 800 организаций. В таких решениях заложены принципы однократности ввода данных, централизации учета данных и возможности оперативного масштабирования с учетом изменения структуры компании.

Внедрение единых цифровых платформ обеспечивает повышение финансовой эффективности, улучшает материально-техническую основу предприятия или ведомства.

«Наши решения исключают возможность появления ошибок и злоупотреблений в процессах учета и хранения материально-технических средств за счет повышения прозрачности процессов учета, ввода данных и автоматизации процессов закупочной деятельности, что приводит к экономии средств организаций. Наши аналитические платформы повышают эффективность и оперативность принятия управленческих решений в десятки раз: от пяти дней до нескольких часов, а в других случаях — с часов до миллисекунд»

Сергей Яцына Руководитель Центра специальных решений ОТР

Регенерация клеток

Модернизация технологий ведения бюджетного учета

ОТР также решает задачи по замещению неэффективного, устаревшего или зарубежного прикладного ПО. Например, в области бюджетного и финансового учета за счет внедрения передовых финансовых систем, реинжиниринга процессов, миграции исторических данных. Сильной стороной является огромный опыт интеграции с различными государственными и ведомственными информационными системами и сервисами, что позволяет эффективно решать вопросы, связанные с обменом данными между пользователями высоконагруженных систем, обеспечивать однократность ввода данных, что, в свою очередь, уменьшает общие трудозатраты.

«Все решения ОТР входят в Реестр российского ПО. Комплексные решения выполняются в соответствии с высокими требованиями к стандартам и обеспечивают высокую сохранность обрабатываемой информации. У компании ОТР есть сертификация ФСТЭК и ФСБ, поскольку мы работаем с государственными и силовыми ведомствами, а для них это важно»

Игорь Давыдов Руководитель департамента внедрения и сопровождения ОТР

СЕКВЕНИРОВАНИЕ ИТ-РЕШЕНИЙ

Для задач создания и внедрения информационных систем ОТР использует продукты собственной разработки

  • ОТР.УФОС

    Ген высоконагруженных трансакционных систем

  • ОТР.ЕТД

    Единое окно доступа как ген «цифрового удобства»

  • ОТР.УСБ

    Иммунитет информационной системы

  • Платформа СУПеР

    Ген автоматизации и управления мультиоблаком

  • ИТ-решение OTRiSet

    Ген интерактивных дашбордов превращает данные в понимание

  • ОТР.ГУРУ

    Масштабируемый ген управления знаниями

Универсальная фронт-офисная система (ОТР.УФОС) — это флагманский ИТ-продукт ОТР, платформа с собственной Low-code средой разработки для реализации высоконагруженных трансакционных систем, где ИИ помогает работать и писать код. Она предназначена для автоматизации бизнес-процессов, связанных с обработкой документов, организации учетных регистров и контролей, отчетных форм и справочников, в том числе с обеспечением юридической значимости и необходимого класса защищенности. ОТР.УФОС охватывает ведение нормативно-справочной информации, электронное делопроизводство, проектную деятельность и управление бизнес-процессами, находя широкое применение в бюджетной и банковской сферах. Универсальный сервер безопасности (ОТР.УСБ) класса Identity and Access Management осуществляет разграничение доступа и регистрацию событий для защищаемых информационных систем, что позволяет пользователям обходиться без сертификации этих механизмов в своем прикладном программном обеспечении. OTRiSet — это программное обеспечение для создания интерактивных дашбордов и визуализации данных. Позволяет анализировать большие объемы информации из различных источников: через JDBC, веб-сервисы, пользовательские данные и интеграцию с системами, такими как Oracle BI. Поддерживает широкий спектр визуализаций: от простых графиков до геопространственных карт. Предназначено для интеллектуального анализа бизнес-процессов и принятия решений. Единая точка доступа (ОТР.ЕТД) — это «единое окно» для пользователя, где все информационные системы заказчика находятся на одной платформе в единой экосистеме. ОТР.ЕТД — платформа, которая объединяет прикладные системы заказчика в формат «единого окна» через технологию iFrame. Решение позволяет обеспечить одновременную работу десятков тысяч пользователей, осуществляя выполнение всех требований к максимальной защите информации. Поддержка однократной аутентификации пользователей при доступе к нескольким приложениям (SSO). Платформа СУПеР — позволяет управлять несколькими платформами виртуализации и публичными облаками от иностранных и российских вендоров из «единого» окна, выполнять миграцию виртуальных машин на российские решения, осуществлять автоматическое или полуавтоматическое создание виртуальных машин и контролировать потребление ИТ-ресурсов через квоты и детальную отчетность. ОТР.ГУРУ — современная платформа для дистанционного обучения сотрудников. Поддерживает онлайн-курсы, тестирование, аттестацию и управление учебным процессом для тысяч пользователей. Обеспечивает масштабируемость до 10 тыс. участников, гибкое управление контентом, автоматизацию тестирования и выдачи сертификатов, использование видео, тренажеров и вебинаров.

«Наши ИТ-решения находят применение в различных сферах. Например, продукт УФОС используется в Федеральном казначействе как платформа реализации ключевых финансовых процессов, в Счетной палате РФ — для сбора и анализа сводной отчётности, а в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования — как инструмент оперативного сбора статистических данных в период пандемии COVID-19. В Банке ПСБ на технологической платформе ОТР внедряется решение по банковскому сопровождению контрактов, а в Банке „Ренессанс Кредит“ используется решение для взаимодействия с агентами банка. Каждый пример внедрения подтверждает: наши продукты востребованы там, где важны устойчивость, высокая производительность и точное соответствие задачам клиента»

Александр Горбунов Директор по развитию бизнеса ОТР

ДИАГНОСТИКА ЦИФРОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

Цифровой консалтинг: отраслевая экспертиза в каждом шаге

Любой организации для эффективного развития иногда нужен «взгляд со стороны». Эту роль в ИТ выполняет цифровой консалтинг. Профильные специалисты помогают избежать дорогостоящих ошибок при проектировании и далее непосредственно в процессе цифровизации: выбрать оптимальные технологические решения, адаптировать организационные структуры и сотрудников к изменениям. Например, в госсекторе цифровой консалтинг обеспечивает повышение качества и доступности госуслуг, прозрачности деятельности ведомств, а также оптимизацию межведомственного взаимодействия. Повышение эффективности деятельности заказчиков с привлечением ИТ-консультантов занимает значимое место среди историй успеха ОТР 2000.

Технологический чекап

Аудит информационной системы обязательного медицинского страхования

Обследование Государственной информационной системы обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС) выполнялось специалистами ОТР с целью оценки действующих рисков ее доступности и деградации эксплуатационных параметров. Анализировалось состояние системы, предшествующее переводу ее сервисов на платформу «ГосТех». Опираясь на полученные результаты, далее разрабатывался Системный проект развития системы.

В рамках стратегического проектирования развития системы изменения коснулись не только технологических компонентов, но и заложенной бизнес-логики работы. Так, в частности, новый подход к расчетам за медицинскую помощь стал основой для автоматизации контроля ее качества, объемов, стоимости и условий ее оказания, что позволило повысить прозрачность использования бюджетных средств. Реализация проекта обеспечила повышение общей эффективности системы ОМС, а также рост доверия и вовлеченности граждан.

Для реализации проекта в компании ОТР был создан департамент здравоохранения. Работа была построена на принципах гибкой (Agile) методологии в составе множества команд. Совокупно в проекте участвовало более 150 специалистов, включая отраслевых бизнес-экспертов, аналитиков, разработчиков, тестировщиков, инженеров. Создание единого реестра застрахованных лиц и обновленной системы расчетов за медицинскую помощь стало базой для внедрения технологий искусственного интеллекта в систему медицинского обслуживания.

«Важным шагом при реализации обновленной ГИС ОМС стало создание единых реестров медицинских и страховых организаций, а также Единого реестра экспертов качества услуг здравоохранения, что позволило сформировать общее цифровое пространство и перейти на бесшовную работу с данными в рамках общего информационного поля. В долгосрочной перспективе указанные факторы создают основу для улучшения качества медицинской помощи и увеличения продолжительности и качества жизни населения»

Алексей Кулешов Руководитель Центра аудита и консалтинга ОТР

Кастинг технологий

Как подбирается стек для жизнеспособной цифровой системы

В рамках проекта создания ГИИС «Электронный бюджет» предшествующий проекту цифровой консалтинг нес особую значимость, поскольку обеспечил обоснованный выбор архитектурных решений и технологического стека с учетом текущих особенностей и перспектив развития бизнес-требований к системе.

Кастинг решений включал в себя анализ платформ (СУБД Oracle, Postgres и др.), архитектурных подходов (микросервисы, контейнеризация), а также стандартов учета и ведения справочников. В таких проектах предварительная проработка помогает определить ключевые узкие места бизнес-логики с точки зрения нагрузки, производительности, информационной безопасности, чувствительности к отказам и пр. и выбрать оптимальные решения для масштабируемости, отказоустойчивости и соответствия правовым нормам.

«Особый акцент делался в проекте на совместимость с действующей инфраструктурой и возможности интеграции для обеспечения максимального переиспользования сделанных заказчиком ранее инвестиций и снижения совокупной стоимости владения (TCO). Цифровой консалтинг стал ключом к устойчивому развитию системы на годы вперед»

Алексей Власенко Руководитель департамента продаж компании ОТР

Обследование системы в условиях эксплуатации

Экспорт знаний: ИТ-аудит для банков

Несколько лет назад компания ОТР разработала ИТ-стратегию крупного зарубежного коммерческого банка. Проект был реализован в ответ на рекомендации европейских инвесторов и потребность банка в переходе от эволюционного развития ИТ к стратегически ориентированному подходу. Необходимо было оценить текущий уровень зрелости процессов управления ИТ и ИБ, оценить существующие риски для инфраструктуры, предложить стратегию цифровизации в банке, обеспечивающую готовность технологического комплекса к решению возникающих новых бизнес-задач.

Целями комплексной стратегии стали технологическая поддержка роста бизнеса, быстрая адаптация к изменениям на рынке и в нормативной базе, а также рациональное использование текущей ИТ-инфраструктуры. Работа включала обследование текущего состояния информационных технологий, оценку соответствия бизнес-целям, интервью с ключевыми сотрудниками, а также разработку детальной ИТ-стратегии. Особое внимание было уделено процессам управления ИТ, инфраструктуре, прикладным системам и информационной безопасности. ИТ-служба банка получила расширенные рекомендации, часть из которых была реализована уже в ходе проекта. Такого рода аудит проводится экспертами ОТР для разных компаний на регулярной основе.

Генная терапия

Цифровой реинжиниринг процессов: анализ цифровой трансформации

В рамках цифровой трансформации одного из российских ведомств специалистами ОТР решалась комплексная задача, охватывающая как перестройку бизнес-логики, так и сопряженную технологическую трансформацию.

Во-первых, был осуществлен переход от информационной системы, распределенной на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, к централизованному решению, охватывающему все структурные подразделения. Эта трансформация позволила значительно повысить доступность данных и эффективность операционного управления.

Во-вторых, с участием отраслевых методологов и бизнес-консультантов ОТР была проведена трансформация бизнес-процессов с закреплением соответствующих изменений в нормативно-правовых актах. Это позволило значительно ускорить выполнение ведомством возложенных государственных функций и перевести часть операций в автоматический режим, включая: получение исходных данных, установление личности, отправку уведомлений через ЕПГУ, сбор дополнительных сведений через СМЭВ и т. д.

В-третьих, система была архитектурно спроектирована и реализована в форме независимых микросервисов, развернутых на базе инфраструктуры контейнеризации, что позволило кратно повысить уровень доступности и отказоустойчивости системы, повысить скорость выпуска новых сервисов и обновлений действующих.

Кроме того, принятое архитектурное решение по выделению из прикладной логики механизмов защиты информации и реализация их на базе сертифицированного ФСТЭК продукта ОТР «Универсальный сервер безопасности» обеспечило возможность динамичного развития системы без оглядки на необходимость переаттестации по требованиям регуляторов после выхода каждого нового релиза.

ИТ-ген городской жизни

Реальная бизнес-практика: диагностика информационной системы ЖКХ

Аудит Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) проводился с целью всесторонней оценки ее соответствия техническим заданиям, нормативно-правовым актам, а также реальной бизнес-практике в отрасли. Особое внимание уделялось не только формальному соответствию регламентам, но и практической применимости системы в условиях повседневной эксплуатации на уровне управляющих организаций, ресурсоснабжающих компаний, органов местного самоуправления и граждан.

Аудит позволил проанализировать, насколько система поддерживает ключевые бизнес-процессы отрасли: от учета ресурсов до отчетности перед контролирующими органами. Были выявлены узкие места как технологического, так и организационного характера.

Полученные выводы легли в основу рекомендаций по модернизации функционала, упрощению интерфейсов, оптимизации бизнес-процессов и повышению уровня интеграции с внешними платформами. Эти рекомендации позволили переосмыслить архитектуру ГИС ЖКХ с позиции пользователя и практической пользы и сделать систему по-настоящему рабочим инструментом для отрасли.

АгроДНК

Цифровое будущее агробизнеса — как технологии меняют сельское хозяйство

Расширяется присутствие ОТР в сфере животноводства, растениеводства, пчеловодства и других направлениях. Цель компании — создать масштабируемую цифровую экосистему для сельхозпроизводителей, доступную как для крупных агрохолдингов, так и для малых форм хозяйствования, которые являются важной частью аграрного сектора России.
Вот лишь несколько примеров предлагаемых продуктов и сервисов сельхозрынку:
• Решение по интеллектуальному управлению предприятием в сфере животноводства. Система со встроенным ИИ-ассистентом оптимизирует ключевые процессы: от кормления и содержания животных до ветеринарного контроля и селекционной работы. Кроме того, она собирает данные с датчиков и ведет учет производственных и финансовых показателей, используя предиктивную аналитику для прогнозирования результатов. В итоге хозяйства получают рост продуктивности, полную прозрачность процессов, снижение рисков и увеличение прибыли предприятия.
• Цифровой учет и отчетность. Автоматизация сбора и обработки данных для всей необходимой отчетности: производственной, бухгалтерской, а также для государственных органов. Это одинаково важно, как для малых фермерских хозяйств, так и для крупных агрохолдингов, позволяя им сосредоточиться на развитии бизнеса, а не на бумажной работе.

«Наша компания видит огромный потенциал в интеллектуальной цифровизации российского агропромышленного сектора и активно развивает это стратегическое направление. Мы не только помогаем решать повседневные задачи, такие как автоматизация сбора данных и подготовка отчетности, но и создаем узкоспециализированные, отраслевые решения, которые напрямую влияют на рентабельность агробизнеса»

Алиса Бахорина Руководитель направления по развитию новых продуктов ОТР

ЦИФРОВОЙ ЭКЗОСКЕЛЕТ

Инфраструктурные сервисы: построение надежных российских систем

Отказ от использования привычных, устоявшихся иностранных ИТ-решений важно сделать планово и постепенно. Резкий и неподготовленный переход с иностранного на отечественное ПО может привести к потере данных и их целостности в системах, падению эффективности и т. д. Инфраструктурные сервисы играют ключевую роль в импортозамещении, выступая фундаментом для развертывания и эффективного функционирования отечественного ПО. Опыт ОТР 2000 с применением сервисов показывает, что сегодня при сбалансированном и грамотном подходе любая организация может пройти пусть импортозамещения без стресса и рисков.

Экосистема в пробирке

От серверов до офисных программ: архитектура технологического суверенитета

Технологический суверенитет невозможен без системного подхода к импортозамещению: переход на отечественное ПО должен охватывать все уровни ИТ-архитектуры: от серверных платформ до прикладных решений. Эксперты ОТР рекомендуют начинать с фундамента: ОС, гипервизоров, решений для резервного копирования и обеспечения ИБ, средств управления конфигурацией. Именно здесь формируется основа для устойчивой ИТ-инфраструктуры, способной поддерживать критически важные системы и соответствовать требованиям регуляторов.

Средний уровень архитектуры включает платформенные компоненты: СУБД, интеграционные шины, системы контейнеризации и оркестрации. Их задача — обеспечить отказоустойчивость, производительность и масштабируемость.

На пользовательском уровне происходит замена привычных инструментов: офисных пакетов, почтовых клиентов, СЭД и ERP и других бизнес-приложений. Здесь особенно важны совместимость с внутренними процессами заказчика, интеграция с используемыми платформами и зрелость экосистемы поддержки.

«Важным аспектом является поэтапный подход к замене ПО: от оценки критичности, миграционных рисков и зрелости замещающих продуктов к выстраиванию целевой модели. Такой подход позволяет не просто заменить конкретные продукты, а перейти на управляемую ИТ-экосистему, независимую от санкционного давления и внешних вендоров»

Александр Егоров Технический директор ОТР

Лаборатория ДНК

Собственная лаборатория проверки отечественного ПО

Компания ОТР открыла собственную независимую лабораторию для тестирования российских ИТ-решений. Проект нацелен на поддержку технологического суверенитета и создание работающих стеков для госсектора и бизнеса.

Главная цель — ответить на ключевые вопросы заказчиков и помочь понять, как замещенный продукт работает в реальной инфраструктуре: выдерживает ли нагрузку, как интегрируется с другими системами и готов ли к промышленной эксплуатации. На старте внимание сосредоточено на базовых компонентах ИТ-среды: альтернативах Microsoft Active Directory, российской виртуализации и совместимости с отечественными ОС.

Тесты проходят в условиях, приближенных к продуктивным, с фокусом на информационную безопасность и соответствие требованиям регуляторов. Лаборатория выпускает методические материалы и рекомендации по внедрению. К участию приглашаются разработчики, интеграторы и заказчики.

Сборка стека как синтез гена

Как создаются работающие ИТ-стеки

Реестр российского ПО растет, но выбрать из него действительно совместимые и надежные решения непросто. Часто продукты не работают друг с другом, не хватает документации и проверенных сценариев внедрения. В ОТР решили не просто тестировать отдельные решения, а собирать и проверять целые ИТ-стеки: виртуализация, СУБД, контроллеры домена, офисные приложения — все в комплексе и в условиях, близких к реальной инфраструктуре заказчика. Вместо абстрактной установки клиент получает готовую связку, инструкции, рекомендации и понимание, как все будет работать. Это снижает риски и делает импортозамещение не точкой напряжения, а инструментом устойчивого развития.

СТАБИЛЬНЫЙ РИТМ СИСТЕМЫ

Поддержка и сопровождение ИТ-решений

Ни одна система не существует автономно. Все цифровые решения, особенно в крупных организациях, требуют постоянного мониторинга и поддержки. Динамично меняющийся ландшафт ИТ-продуктов и новые вызовы сделали сопровождение проектов необходимым условием для их бесперебойной работы. Как эта услуга позволяет контролировать и развивать технологии в крупнейших компаниях — на примере ОТР.

Цикличный биоритм

Сопровождение и развитие информационной системы: надежность в масштабах страны

В современном мире цифровизация государственного управления — это реальность, в которой стандарты гораздо выше, чем в коммерческом секторе. Сопровождение государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» представляет собой комплексную и ответственную задачу, требующую постоянного взаимодействия с заказчиком. Грамотное сопровождение системы, организованное командой ОТР, позволяет обеспечивать стабильную работу, минимизировать простои, повысить производительность и удовлетворенность пользователей.

Круглосуточная работа государственной информационной системы 24×7 с показателем доступности, близким к 100%, является одной из приоритетных задач. Специалисты работают как удаленно, так и непосредственно на площадках заказчика на объектах стратегического значения, что позволяет оперативно реагировать на инциденты и минимизировать время простоя. Благодаря высокому уровню квалификации команда ОТР способна обслуживать инфраструктуру, консультировать пользователей на всей территории страны: от Камчатки до Калининграда, включая процессы, связанные с обработкой информации, имеющей определенный уровень секретности. Постоянный мониторинг ключевых бизнес-процессов обеспечивает оперативное выявление и устранение возможных сбоев, что гарантирует бесперебойное функционирование системы и способствует достижению целей по прозрачности и открытости бюджетного процесса в масштабах всей России.

«Благодаря слаженной работе команды ОТР, высокому уровню технической поддержки и системному подходу к развитию ГИИС „Электронный бюджет“ остается одним из наиболее надежных и устойчивых ИТ-продуктов в госсекторе  — надежной основой для эффективного управления бюджетными ресурсами страны»

Денис Троицкий Руководитель департамента эксплуатации систем Центра решений для государственных финансов ОТР

Мониторинг изменений

Техническая поддержка Автоматизированной системы Федерального казначейства

Сопровождение Автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК) — это масштабная и стратегически важная задача, осуществляемая командой ОТР и направленная на обеспечение стабильной и непрерывной работы системы, которая функционирует в более чем 2 тыс. территориальных органах по всей России.

АСФК ежедневно обрабатывает миллионы финансовых операций, обеспечивая исполнение бюджета, учет средств и контроль за их исполнением. Особое внимание уделяется адаптации программного обеспечения к новым требованиям, актуализации классификаторов, бюджетной классификации и регламентов.

Здоровый метаболизм финансово-хозяйственной деятельности

Система поддержки в условиях технологической сложности и регламентации

Ярким примером сопровождения информационной системы финансового-хозяйственной деятельности на платформе 1С является многокомпонентная система, включающая семь основных функциональных блоков учета. Каждый из них играет критически важную роль в бизнес-процессах организации, что требует от специалистов ОТР высокой степени внимания к качеству сопровождения, ответственности и непрерывности работы. Такого рода проекты сопровождения часто включают в себя от 7 тыс. до 10 тыс. пользователей и большую сеть офисов по всей стране.

Особенностью проекта являлось использование заказчиком устаревшей редакции ПО, которая не поддерживается вендором. Это создает технические ограничения, замедляет внедрение изменений и усложняет сопровождение. Тем не менее команда ОТР даже в условиях технологической инерции находит эффективные решения, обеспечивая стабильность системы и оперативное устранение инцидентов.

Дополнительную сложность вносит специфический профиль заказчика: строгие регламенты, высокий уровень требований к безопасности, нестандартные бизнес-процессы. Работа в таких условиях требует гибкости, особого внимания к деталям и способности быстро адаптироваться к изменяемым условиям.

«Несмотря на все вызовы, команда ОТР демонстрирует слаженную и результативную работу, оперативно реагирует на инциденты, проактивно выявляет риски, предлагает решения и стабильно выполняет SLA. Благодаря тесному взаимодействию и вовлеченности всех участников удается поддерживать высокий уровень доверия со стороны заказчика и обеспечивать устойчивое функционирование всей системы»

Ольга Волева Руководитель Центра финансового консалтинга ОТР

Молекулярный координатор

ИТ-ассистент: мост между финансами, технологиями и управлением в проектах Министерства культуры и Росавиации

ОТР реализует проекты с ведомствами путем обработки задач ведомств с помощью ИТ-ассистента при сопровождении учетных и финансовых систем. В условиях полного импортозамещения и цифровизации госуправления от кадрового учета до отчетности. Ключевую роль в оптимизации работы играет ИТ-ассистент главного бухгалтера, выступающий связующим звеном между финансами, технологиями и управлением.

Современные финансовые и учетные системы интегрированы в единый цифровой контур, взаимодействуют с федеральными платформами и требуют строгого соблюдения нормативов, автоматизации и прозрачности. Главный бухгалтер, оказываясь в центре этих изменений, сталкивается с растущей технической нагрузкой.

ИТ-ассистент берет на себя задачи по настройке ПО, интеграции информационных систем, формализации данных и обеспечению их корректного обмена между подразделениями и ведомствами.

ИТ-ассистент становится связующим звеном между:
• бухгалтерией и ИТ-департаментом — помогает правильно сформулировать задачи для ИТ-специалистов, проверяет корректность исполнения;
• финансовым управлением и разработчиками систем — обеспечивает выполнение требований отчетности в ИС, адаптирует системы под новые регламенты;
• внутриведомственными подразделениями — координирует цифровые потоки данных, устраняет дублирование и потери информации;
• внешними контролирующими органами — поддерживает форматно-логический контроль отчетов, отвечает за техническую сторону предоставления данных.

«ИТ-ассистент — полноценный участник цифровой трансформации, повышающий устойчивость учетных процессов, снижающий риски и зависимость от человеческого фактора. Он объединяет финансы, технологии и управление в единое скоординированное целое»

Наталья Маракулина Руководитель департамента центра финансового консалтинга ОТР

С первой строки кода — эволюция технологий и результата. Каждый шаг ОТР формирует цифровую Россию будущего

Почему ОТР 2000?

В конце 1999 года основатели компании поехали на Урал в один из банков группы «СБС-Агро» в Екатеринбурге и внедряли там автоматизированную банковскую систему. Банк СБС в свое время создал первую систему в России, работающую в реальном времени: пользователь, находясь, например, в Москве, мог увидеть все операции, которые проходят по всей стране. Не каждый банк еще несколько лет назад мог похвастаться такой автоматизированной системой, при которой пользователя могли обслужить в любом банковском филиале. Работа в Екатеринбурге вдохновила основателей, поэтому там же, на Урале, было принято решение основать в 2000 году компанию, которая бы занималась внедрением банковских систем и передовых решений в области финансов как для коммерческих банков, так и для госструктур.

«Внедрение нашей первой банковской системы требовало хорошей сработанности, организации и взаимодействия в команде — это была важная мысль, полученная в боевом опыте, которая легла в фундамент нашей компании. Мы — „Организационно-Технологические Решения“, потому что во главу успеха всегда ставим организацию, людей и их взаимодействие с технологиями. И сегодня вера в общечеловеческие принципы, этику и глубокие профессиональные знания помогает нам уверенно создавать будущее и обновлять технологии России»

Арман Коспанов Директор по стратегии группы компаний ОТР

ИСТОРИЯ

  • 2000
    Основание компании и реализация первых проектов для банковского сегмента: ОТР начала сотрудничать с Альфа-банком (АО «Альфа-Банк»).
  • 2001
    ОТР развивает экспертизу кастомизации и внедрения российских решений банковской автоматизации.
  • 2002
    Первые проекты в сфере системной интеграции и консалтинга.
  • 2003
    Развитие экспертизы локализации, кастомизации и внедрения международных решений банковской автоматизации. ОТР создает практику решений Misys.
  • 2004
    Старт долгосрочного сотрудничества с Альфа-банком. Создание практики решений iFlex.
  • 2005
    Начало работы над Автоматизированной системой Федерального казначейства (АСФК). Увеличение географии присутствия: открытие первых филиалов по стране. Расширение перечня услуг поддержки и сопровождения.
  • 2006
    Создание практики внедрения решений Infosys, SAP.
  • 2007
    Создано направление разработки и внедрения ИТ и инженерной инфраструктуры. Открыто 14 филиалов по всей России: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Открыт филиал в Минске, Беларусь.
  • 2008
    Развиваются BI и EAM-решения, в том числе в промышленном и коммерческом секторах.
  • 2009
    Проектирование и реализация решений ЕМС, умного дома, умного здания, умного города. ОТР переходит к внедрению проекта АСФК.
  • 2010
    Реализация ряда проектов для регионов, автоматизация государственных услуг и межведомственного взаимодействия.
  • 2011
    Начало работы над ГИИС «Электронный бюджет»: проектирование, развитие, поддержка и сопровождение системы.
  • 2012
    ОТР начинает работу над проектами для Министерства финансов. Создание практики инженерных решений и поставки аппаратного обеспечения.
  • 2013
    Развитие направления информационной безопасности. Создание первого компонента платформы автоматизации ОПОРА по электронному документообороту ОТР.УФОС. Создание практики решений Profile. Расширение банковского направления.
  • 2014
    Начало работы с ДИТ г. Москвы по цифровизации муниципального управления.
  • 2015
    Работа с новыми заказчиками: Россельхознадзором, Федеральной нотариальной палатой и другими. Активная автоматизация внутренних процессов компании.
  • 2016
    Решения собственной разработки включены в Единый реестр российского ПО: ОТР.Универсальная фронт-офисная система (УФОС), ОТР.Крипто, ОТР.Купол, ОТР.ОПОРА: Мониторинг, ОТР.ОПОРА: Документы.
  • 2017
    Продукты ОТР.ОПОРА: Аналитика и ОТР.ОПОРА: ППУ включены в Единый реестр отечественного ПО.
  • 2018
    ОТР входит в 30 крупнейших ИТ-компаний России в рейтинге CNews. Открывается подразделение R&D для запуска инновационных продуктов: умной поддержки, AI/RPA-решений, собственной облачной платформы СУПеР. Реализация ряда региональных проектов «Наш Город».
  • 2019
    Контракт с ПФР на развитие, поддержку и сопровождение подсистем, которые автоматизируют предоставление услуг и повышают их эффективность. Открытие филиалов в Пензе, Йошкар-Оле, Ижевске, Самаре и Сочи.
  • 2020
    Контракт с ФОМС на сопровождение и развитие ГИС ОМС, участие в эксперименте Минцифры по «ГосТех», а также участие в сопровождении и развитии системы финансово-хозяйственной деятельности федерального ведомства.
  • 2020
    Результаты в рейтингах
    CNews: топ-10 самых быстрорастущих ИТ-компаний; 12-е место среди крупнейших поставщиков ИТ-услуг. TAdviser: второе место в рейтинге ИТ-поставщиков в госсекторе России; топ-10 крупнейших поставщиков ВI-решений в России; 15-е место в рейтинге ИТ-поставщиков в российские банки.
  • 2021
    Проект по созданию системы казначейских платежей для Федерального казначейства объявлен «Уникальным ИТ-проектом года». Продукт ОТР.Универсальный сервер безопасности включен в Единый реестр российского ПО.
  • 2022
    Второе место в рейтинге «Лучший ИТ-работодатель среди крупнейших ИТ-компаний России» по версии TAdviser. Первое место в рейтинге «Крупнейшие поставщики услуг заказной разработки ПО в России» по версии TAdviser.
  • 2023
    Реализация социальных проектов ОТР для СФР и Федерального казначейства. Цифровизация социальных выплат федерального масштаба. Участие в полномасштабном запуске Единого налогового счета.
  • 2024
    Разработка Подсистем корпоративной платформы для построения информационных систем и Системы интеллектуальной верификации документов на базе ИИ. ОТР в топ-25 работодателей России «Отличное место для работы» от Happy Job.
  • 2025
    Уверенно создаем будущее!