При общем сокращении российского рынка коммерческих автомобилей в сегменте онлайн спрос на грузовики, спецтехнику и прочие виды транспорта для бизнеса заметно растёт. По словам представителей онлайн-сервиса Авито Авто, по предварительным итогам текущего года интерес к некоторым видам коммерческого транспорта у российских клиентов увеличился более чем на 30%.


Solarisys - stock.adobe.com

Российский рынок коммерческих автомобилей и спецтехники сейчас переживает сложные времена. Из-за спада деловой активности, снижения объемов автоперевозок и других факторов продажи здесь завершают текущий год с заметным минусом: по данным компании «Автостат», по итогам 11 месяцев, например, спрос  сегменте грузовиков упал на 7,1% до отметки в 65,3 тыс. единиц, показатели реализации легких коммерческих машин (LCV) съехали на 7,5% до 91,3 тыс.

Однако если в салонах дилеров покупательских интерес к коммерческим авто весь уходящий год остывал, то в сегменте онлайн наоборот — покупательская активность возрастала. «В категории грузового транспорта и спецтехники практически на протяжении всего 2020 года наблюдается рост спроса, — говорит менеджер по работе с ключевыми клиентами Авито Авто Анна Кравченко. — В начале этого года мы видели позитивный тренд: количество покупателей росло по сравнению с прошлым годом вплоть до конца марта. Динамика изменилась, когда была объявлена первая неделя самоизоляции. Мы увидели просадку покупательской активности по многим категориям. Но это был единственный момент, когда продажи просели по сравнению с 2019 годом. На сегодняшний день самый большой рост спроса наблюдается на сельскохозяйственную технику — он увеличился на 33%, спрос на грузовые прицепы — на 17%, а строительная техника интересовала покупателей больше на 15%».

По данным Авито Авто, рост спроса на подержанную грузовую спецтехнику в этом году начался еще в I квартале: по итогам периода покупкой грузовиков с пробегом интересовались на 10,5% чаще, чем за год до этого, а покупкой легкого транспорта – на 23,6% активнее. Покупательский интерес к погрузчикам в I квартале вырос на 10,9%, к прицепам – на 16,8%.

На сегодняшний день самый большой рост спроса наблюдается на сельскохозяйственную технику – он увеличился на 33%, спрос на грузовые прицепы – на 17%, а строительная техника интересовала покупателей больше на 15%

Во II квартале на фоне общего снижения деловой активности, связанного с самоизоляцией, наметилось временное замедление спроса, и динамика год к году по итогам периода стала чуть слабее, но все равно осталась положительной. Грузовиками покупатели интересовались на 9,9% чаще, чем во II квартале 2019 года, а спрос на легкий транспорт и погрузчики вырос на 18,5% и на 15% соответственно. В III квартале 2020 года вторичный рынок грузового транспорта и техники снова продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики — на 23,8%, легкий транспорт — на 18,5%, погрузчики — на 27%, прицепы и тягачи — на 24,6% и 15,6%, соответственно. В IV квартале тренд сохраняется: в период с 1 октября по 6 декабря спрос на грузовики с пробегом стал на 18,3% выше, чем в прошлом году, на легкий транспорт — на 31%. Покупкой подержанных погрузчиков интересовались на 20,9% чаще.

«Столь положительная динамика спроса на грузовую технику отчасти объясняется ростом онлайн-торговли и объема доставок в этом году, — указывает Сергей Никольский, руководитель категорий „Автоуслуги“ и „Коммерческий транспорт“ в Авито Авто. — Покупка подержанного транспорта стала для бизнеса способом быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной торговли на фоне пандемии».

При этом, если говорить о предложении на вторичном рынке грузового транспорта с пробегом, данные Авито Авто свидетельствуют об отрицательной динамике по итогам II и III кварталов. В I квартале 2020 года предложение по продаже подержанной грузовой техники в России росло. По данным Авито Авто, за первые месяцы года количество опубликованных объявлений о продаже грузовиков увеличилось по сравнению с прошлым годом на 13,1%, легкого транспорта — на 13,2%, погрузчиков — на 19,8%, прицепов — на 9,2%, а тягачей — на 5,3%.

С развитием пандемии динамика предложения на вторичном рынке грузового транспорта сменила вектор на противоположный: желающих продать грузовики, легкий транспорт и тягачи во II квартале стало меньше по сравнению с прошлым годом. В III квартале этот тренд сохранился, как и по итогам прошедших месяцев IV квартала. Как отмечает Сергей Никольский, для продавцов коммерческого транспорта это сигнал о том, что сейчас есть возможность продать технику оперативнее и по лучшей цене: количество запросов контактов продавцов грузовой техники на Авито Авто возрастает, и на одно объявление о продаже приходится больше заявок. Как изменялась средняя цена подержанного грузового транспорта в России в последнее время, смотрите здесь.

По мнению маркетологов, рынок коммерческих авто и спецтехники сейчас динамично меняется, и необходимо вкладывать усилия и ресурсы в онлайн-маркетинг. В частности, один из наиболее эффективных каналов коммуникации — это интернет-классифайды, где реклама используется профессионалами для увеличения продаж как в краткосрочной перспективе, так и при долгосрочном планировании стратегии продвижения. Так, схема работы с продуктами Авито Авто для профессиональных продавцов включает несколько шагов: подключение тарифа, размещение объявления, его продвижение и анализ результатов. При этом важным преимуществом работы с Авито Авто является то, что клиенту легко посчитать эффективность своих бюджетов.

Читайте также