Логотип Коммерсантасовместный проект
Логотип Росатома Логотип 80 лет

Лед и атом

В условиях логистических ограничений России стратегически важно достичь суверенитета на доступных маршрутах. Одним из ключевых направлений экспорта, особенно после его переориентации на Восток, становится Северный морской путь (СМП). Он является самым коротким плечом из России в Азию и формирует новый транспортный коридор наряду с маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы для надежных поставок необходимой продукции на мировой рынок. Один из таких товаров — востребованный за рубежом сжиженный природный газ с Ямала.

Высокий интерес других стран к СМП как более короткому маршруту подтверждается цифрами. В 2024 году объем грузоперевозок по Севморпути побил очередной рекорд и составил почти 38 млн тонн. Растут и транзитные перевозки. По итогам 2025 года объем контейнерных грузов из Китая в западные порты через СМП может вырасти вдвое, до 400 тыс. тонн. В целом транзитные перевозки по этому коридору уже достигли 3 млн тонн (рост на 8% по отношению к прошлому году). В том числе в середине октября состоялся первый в истории транзитный рейс из Китая в Европу. Путь следования через Российскую Арктику занял 20 дней, что практически вдвое меньше, чем при использовании традиционных южных маршрутов.

Развитие Севморпути может обеспечить не только увеличение объемов экспорта, но и активизацию проектов в отдаленных регионах России. Чтобы реализовать этот потенциал, в марте 2025 года президент Владимир Путин поручил правительству разработать модель формирования Трансарктического транспортного коридора из Санкт-Петербурга во Владивосток через Мурманск и Архангельск. В такой конфигурации этот маршрут сможет обеспечить дальнейший разворот к партнерству со странами Глобального Юга.

А расширение логистических хабов вдоль всей Арктики внутри страны станет драйвером для проектов в области добычи и переработки, реализация которых до этого казалась невозможной. При этом морской путь может стать альтернативой строительству наземной инфраструктуры для дальнейшей транспортировки производимой продукции.

С увеличением значимости арктического маршрута ключевым вопросом становится обеспеченность флотом, способным гарантировать стабильные перевозки в любое время года. И его формирование идет опережающими темпами.

Чтобы обеспечить полноценную работу Севморпути, в начале декабря впервые за историю страны «Росатом» вывел на этот маршрут все восемь своих атомных ледоколов. Сейчас в состав «Атомфлота» входят четыре атомохода ранней серии («Ямал», «Таймыр», «Вайгач» и «50 лет Победы») и четыре универсальных атомных ледокола современного проекта 22220, оснащенные реакторной установкой нового поколения РИТМ-200 («Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия»). Ледоколы этой серии на данный момент являются самыми большими и мощными в мире. Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию в западном районе Арктики, они могут покорять льды высотой до трех метров. При этом одинаково эффективно такие универсальные суда могут работать как на СМП, так и в устьях сибирских рек, например на мелководных участках Енисея и Обской губы.

За счет увеличенной ширины (34 м вместо 30 м на атомоходах типа «Арктика») универсальный атомный ледокол способен один проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн. В процессе строительства сейчас находится еще два судна проекта 22220 — «Ленинград» и «Чукотка».

А 18 ноября на Балтийском заводе ОСК состоялась закладка шестого серийного (и седьмого по счету) атомного ледокола проекта 22220 «Сталинград». Вместе с ним Россия станет обладателем самой большой в мировой истории серии из семи ледоколов. Именно благодаря выходу в большую серию и переходу на технологии крупноблочного строительства сроки строительства атомоходов сократились с семи до пяти лет. При этом опыт, полученный в ходе реализации проекта 22220, в дальнейшем будет использован при запуске в производство нового поколения ледоколов, которые будут в два раза превосходить текущую серию по мощности и в полтора раза — по ширине.

Первым атомоходом в рамках проекта 10510 «Лидер» станет ледокол «Россия» с силовой установкой 120 МВт на базе реактора малой мощности РИТМ-400. Судно было заложено в 2020 году по заказу госкорпорации «Росатом» на судоверфи «Звезда». Его увеличенные параметры позволят преодолевать льды толщиной до 4 м и прокладывать канал шириной около 50 м. Он обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории СМП.

к следующей
главе

Прорыв