Логотип Коммерсантасовместный проект
Логотип Росатома Логотип 80 лет

На полном заряде

Глобальная декарбонизация ускорила переход человечества на более экологичные технологии как в промышленности, так и в жизни. Одной из сфер, которая за последние годы изменилась до неузнаваемости, стало производство автомобилей. Прошлый год показал, что будущее этой отрасли за машинами на электроприводе. По данным Международного энергетического агентства, в 2024 году впервые в истории на электромобили пришлось более 20% мирового автомобильного рынка, а их продажи превысили 17 млн единиц. При этом уже в 2025 году этот показатель вырастет до 20 млн штук, что составит четверть всего глобального автопарка. А через пять лет такие машины займут уже более 40% от общего количества.

С учетом такой динамики Россия активно разрабатывает собственные технологии в области электромобильности. Первой серийной моделью на электроприводе станет «Атом» — совместная разработка «Росатома» и АО «Кама». В Минэнерго рассчитывают, что в следующем году в стране будет выпускаться около 5–6 тыс. машин. В конце сентября электромобиль прошел сертификацию и получил одобрение типа транспортного средства, что открывает возможность его эксплуатации и продажи.

Но развитие индустрии электротранспорта невозможно без развитой сети электрозарядных станций и надежного обеспечения высокотехнологичными системами питания, обеспечивающими максимальную дальность поездок и быструю зарядку.

Полным ходом идет создание в России зарядной инфраструктуры «Росатома». Сеть быстрых электрозарядных станций достигла 260, количество клиентов сети ЭЗС — более 20 тыс. К 2030 году более 11 тыс. ЭЗС установят в 53 регионах России. Накопители энергии будут производить сразу на двух гигафабриках. Первую из них топливная компания «Росатома» ТВЭЛ в декабре запустила в опытно-промышленную эксплуатацию под Калининградом. На проектную мощность она выйдет ближе к лету 2026 года.

Строительство гигафабрики мощностью 4 ГВт•ч в год стартовало в октябре 2022 года. Спустя три года после запуска она стала не только первым российским производством подобной продукции, но и наиболее передовым. На предприятии установлено 2,5 км роботизированных линий, что позволяет достигнуть уровня автоматизации процессов в 90%.

В рамках своих фабрик «Росатом» полностью замыкает технологическую цепочку: от производства активных химических масс и электродов до финальной сборки батарей, включая вторичное использование модулей отработанных литийионных батарей. Мощность производства позволит обеспечить до 50 тыс. машин на электроприводе.

Еще одна сфера применения продукции завода — стационарные системы накопления энергии, которые необходимы для стабильного снабжения электроэнергией отдаленных дефицитных регионов, таких как Дальний Восток. По расчетам Совета рынка электроэнергии, генерация на базе возобновляемой энергии вместе с накопителем выйдет дешевле, чем, например, строительство новой угольной электростанции.

Продукция калининградской гигафабрики уже проходит, иногда довольно неожиданные, проверки в самых суровых климатических условиях. С одной из литийионных батарей российский путешественник Федор Конюхов в октябре отправился в экспедицию на Южный полюс. Накопитель станет частью уникального эксперимента и будет испытан в экстремальных условиях на полярной станции.

До этого оборудованный такой литийионной батареей «Атом» побывал на Северном полюсе, куда его доставили на ледоколе «50 лет Победы». За время десятидневных испытаний установленные на нем литийионные батареи выработали свой ресурс менее чем на 10%.

Вторую гигафабрику мощностью 4 ГВт•ч ТВЭЛ рассчитывает открыть в Московской области в 2026 году. А в перспективе мощности производства в Калининграде могут масштабироваться за счет еще двух линий до 14 ГВт•ч. Это позволит удовлетворить растущий спрос как в России, так и за рубежом. В проработке находятся проекты стратегического сотрудничества и поставки накопителей электроэнергии в страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Нигерии, Индии, ЮАР.

к следующей
главе

Делу — время, мечтателям — эра