
«Для каждого воина Красной Армии ясно,— писал в 1945 году ведущий советский специалист в области транспорта академик АН СССР В. Н. Образцов,— какое огромное значение имела четкая работа советского железнодорожного транспорта для победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Железнодорожный транспорт служит делу быстрейшей мобилизации армии, бесперебойного питания войск резервами, вооружением, боеприпасами и продовольствием, делу выполнения планов Верховного Главнокомандования по сосредоточению войск для решения оперативных и стратегических задач. Маневренный характер Отечественной войны требовал в соответствии с планами Главного Командования Красной Армии систематической перегруппировки войск. Ясно, что без железнодорожного транспорта невозможно было бы организовать столь стремительное маневрирование войск на широком фронте…
Отечественная война по размерам армий, по расходу боеприпасов, по длине фронта, доходившего до 3 тысяч километров, превзошла все, что до сих пор имело место в истории. По данным, опубликованным еще до войны, на армию в 10 дивизий при ее наступлении требуется подвозить не менее 40 поездов в сутки. В действительности размеры подвоза оказались гораздо выше. Отсюда легко представить, как велик был объем перевозок в Отечественной войне, если учесть, что в наступательных операциях Красной Армии участвовали миллионы бойцов».
В разгар Великой Отечественной войны, 5 ноября 1943 года, произошло беспрецедентное событие. Массовые награждения людей, совершивших подвиги на фронте и в тылу, происходили и прежде, однако впервые в советской истории одно из высочайших отличий в СССР — звание Героя Социалистического Труда — одновременно было присвоено 127 представителям одной отрасли — железнодорожникам.
Подробнее«Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. М. И. Калинин,— сообщала „Правда“,— вручил 20 ноября орден Ленина и золотую медаль „Серп и Молот“ вместе с грамотой о присвоении звания Героя Социалистического Труда награжденным за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени»
Подробнее