«Цифровая трансформация в будущем неизбежно затронет все сферы человеческой и корпоративной жизни»
Старший вице-президент Сбербанка Андрей Шеметов о цифровой трансформации и поиске новых точек роста для клиентов SberCIB
Старший вице-президент Сбербанка Андрей Шеметов о цифровой трансформации и поиске новых точек роста для клиентов SberCIB
Традиционно SberCIB и для участников рынка, и для СМИ был прежде всего корпоративно-инвестиционным подразделением Сбербанка. Иными словами, много лет это была «история про деньги». Однако вместе с тем, как меняется мир вокруг, изменяется и бизнес: теперь SberCIB помимо привычных финансовых услуг предлагает клиентам новые сервисы, помогающие проводить цифровую трансформацию. Зачем это Сберу, почему клиенты пойдут за IT-сервисами в банк, а не в IT-компанию, и где SberCIB находит специалистов, способных на реализацию этой задачи, в интервью рассказал старший вице-президент Сбербанка Андрей Шеметов.
— Для чего SberCIB решил пойти по этому пути? Вы видите в этом в первую очередь повышение качества сервиса обслуживания крупнейших игроков? Или же планируете, что подобная деятельность может дать серьезную статью доходов?
— Для Сбера в первую очередь это возможность стать полноценным консультантом для развития бизнеса наших клиентов. Мы стремимся перейти от модели финансового партнера к тесному сотрудничеству со всеми функциональными вертикалями клиента.
С другой стороны, с учетом того, что мы еще и банк, для нас очень важно финансовое здоровье наших клиентов, а оно напрямую зависит от устойчивого развития их бизнеса.
Такой степени устойчивости в развитии сегодня нельзя добиться без использования цифровых технологий. Поэтому Сбер самым активным образом помогает повышать цифровую зрелость российских компаний. Чтобы не быть голословным, несколько цифр: только в 2021 году SberCIB реализовал более 500 сделок и проектов в рамках цифровых и экосистемных сервисов. При этом за несколько лет уже больше половины ключевых корпоративных клиентов воспользовались нашими сервисами.
По нашим данным, уже каждая третья крупнейшая российская компания из числа клиентов банка использует разработки стратегий цифровой и ESG-трансформации. Это позволяет бизнесу сокращать расходы и длительность сделок, обеспечивать рост продаж и эффективности
Возвращаясь к вопросу о доходах от этой деятельности — в целом до конца 2023 года SberCIB планирует нарастить доход от цифровых и экосистемных сервисов в пять раз. Мы вплотную приблизимся к объему выручки
— Приведите примеры того, что делает в этой сфере SberCIB.
— Это может быть разработка стратегии по цифровой трансформации, архитектурный консалтинг, комплексные проекты по созданию цифровых каналов и маркетплейсов, внедрение цифровых и экосистемных сервисов на производстве, биометрических технологий в ретейле и транспорте и многое другое.
— Что толкает крупные компании на путь цифровой трансформации? Играет ли
— Для клиентов SberCIB цифровая трансформация — это неотъемлемая часть корпоративной стратегии. Цифровая трансформация помогает компаниям адаптироваться под запросы изменяющегося рынка и внедрять прогрессивные модели ведения бизнеса. Отраслевые лидеры всерьез озабочены переводом своих процессов в digital и технологическим превосходством относительно конкурентов. Это возможность повысить эффективность процессов и, как следствие, улучшить качество своих продуктов или услуг, а также существенно увеличить прибыль для акционеров и владельцев бизнеса.
Что их толкает на это? Очевидная выгода и эффективность, которую дают эти процессы уже в обозримом будущем. Да, поначалу нужно инвестировать во внедрение цифровых сервисов, в обучение сотрудников, но это все окупается очень скоро. И число игроков, которые это понимают, становится все больше. Судите сами: по нашим данным, уже каждая третья крупнейшая российская компания из числа клиентов банка использует разработки стратегий цифровой и
И раз уж зашла речь о ESG — вы правы, относительно новым трендом последнего времени стало внедрение
Выделенный бизнес-сегмент в составе корпоративно-инвестиционного блока Сбербанка, который работает с крупнейшими клиентами. Данное направление бизнеса предоставляет широкий спектр финансовых решений: от традиционного кредитования до мезонинного и акционерного финансирования, а также хеджирование валютных, процентных и товарных рисков, операции на финансовых рынках с выходом на международные площадки, инвестиционную аналитику и сопровождение сделок.
— Если клиенты SberCIB действительно нуждаются в диджитализации своей деятельности и цифровой трансформации, то почему, на ваш взгляд, они должны довериться Сберу, а не различным
— Мы не первый год идем по пути построения собственной большой цифровой экосистемы. Сбер уже давно стал банком с самой современной цифровой платформой и лидером по большинству технологий Индустрии 4.0.
Таким образом, Сбер одним из первых в России встал на путь цифровой трансформации и продолжает инвестировать в цифровую зрелость своего бизнеса. Мы готовы помогать клиентам развиваться, сохранять лидерские позиции и отвечать на вызовы меняющегося рынка. Это не просто слова — мир меняется очень быстро, и реагировать надо столь же стремительно.
Уже сейчас мы накопили достаточно большой опыт цифровых проектов в различных отраслях. Мы помогаем как простой автоматизацией отдельных процессов, если компания находится на начальной стадии цифровой зрелости, так и реализуем совместные проекты по работе с данными, цифровизации клиентских путей или выступаем партнером крупномасштабной цифровой трансформации.
Мы стремимся перейти от модели финансового партнера к плотной коллаборации со всеми функциональными вертикалями клиента. С другой стороны, с учетом того, что мы еще и банк, нам очень важно финансовое здоровье наших клиентов, а оно напрямую зависит от устойчивого развития их бизнеса
— Для цифровой трансформации компании нужны высококвалифицированные специалисты. У вас есть такие в команде? Если да, то как и где вы их ищете — на рынке, внутри Сбера?
— Мы создали в SberCIB отдельную роль Digital Transformation Officers, сокращенно DTO CIB. Это команда экспертов с различным набором компетенций, глубокими знаниями в области IT, стратегическом консалтинге,
Для команды мы отбираем лучших специалистов с рынка, и это сложный процесс, на рынке сейчас наблюдается существенный дефицит.
Для привлечения кандидатов мы используем как внешние источники, так и внутренние перемещения среди подразделений Сбера, которые были непосредственно вовлечены в цифровую трансформацию самого Сбера. Что касается внешних кандидатов, тут мы ориентируемся в первую очередь на специалистов, которые, с одной стороны, знают цифровые технологии, а с другой — понимают отраслевой бизнес.
Нам удалось собрать действительно одну из самых сильных команд на рынке.
Окончил Государственную академию управления им. Орджоникидзе по специальности «Экономика и управление». Выпускник Yale School of Management.
Имеет 25-летний опыт работы в сфере управления ценными бумагами в инвестиционных компаниях и крупных российских банках. С 2008-го по ноябрь 2012 г. – гендиректор компании «Атон», с 2012-го по 2016 г. – заместитель главы правления Мосбиржи.
В 2016 году приглашен на работу в Сбербанк на должность вице-президента банка, руководителя департамента глобальных рынков. В ноябре 2020 года назначен старшим вице-президентом блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес», в новой должности стал курировать направления глобальных рынков, депозитарий, работу с ключевыми клиентами и инвестиционный бизнес.
— Если говорить об отраслевой специфике, то есть ли различия по уровню диджитализации между крупнейшими игроками различных отраслей?
— Даже самые яркие представители различных отраслей находятся на разных стадиях цифровой трансформации. Здесь можно упомянуть результаты совместного исследования Deloitte СНГ и SAP, проведенного осенью
Мы же для себя выделяем четыре ключевых уровня цифровой зрелости. Первый — оптимизация и автоматизация процессов. Больше трети крупнейших компаний находятся на этом уровне. Второй — внедрение отдельных технологических инноваций в отдельно взятой группе процессов. Третий — диджитализация клиентского опыта (развитие цифровых каналов взаимодействия). И последний, четвертый — цифровая трансформация всех процессов и
— У Сбера много различных технологичных сервисов, которые можно назвать своего рода «ступеньками» на пути к цифровой трансформации для любой компании — тот же Sber CRM для работы с клиентской базой, СберПодбор для обработки резюме соискателей работы
— Чем крупнее компания, тем сложнее ее процессы и
— Что насчет технологий для коммуникаций?
— Потребность в таких сервисах очень высокая, особенно в том, что связано с обеспечением конфиденциальности переписки и защиты корпоративных данных от утечек. Такие средства коммуникации сложно переоценить, ведь информация, которой мы оперируем, довольно чувствительная. И такие решения для коммуникаций и защиты корпоративных данных у нас есть. Например, продукт компании «Диалог», которая входит в экосистему Сбера. Так, мессенджер Dialog Enterprise помогает выстроить эффективную совместную работу, умеет преобразовывать голосовые сообщения в текстовые, текст — в речь, поддерживает групповые чаты, информационные каналы, видеоконференцсвязь,
За несколько лет нам удалось собрать действительно одну из самых сильных команд на рынке, что подтверждают и их результаты: за два года мы сделали уже более 1 тыс. успешных проектов и сделок с ключевыми клиентами
— Сбер много лет уже заявляет, что идет по пути Agile, и даже предлагает решение Sbergile для
— Надо сказать, что вообще
Наряду с цифровой трансформацией вместе с командой Sbergile мы успешно внедряем инструменты
Например, всего за два месяца команда Sbergile помогла одному из крупнейших в России ритейлеров запустить и реализовать проект по внедрению гибких практик в компании. В рамках проекта определены стандарты для запуска будущих команд, сформированы и запущены пилотные
Программа
— Если попробовать заглянуть в будущее на горизонте 5–10 лет, что будет с цифровой трансформацией крупнейших игроков российского рынка? Какие технологии и сервисы, на ваш взгляд, будут востребованы?
— Могу предположить, что развитие получат биометрические сервисы. Большой потенциал для цифрового развития у речевых технологий. Цифровые двойники будут основой создания