Партнерский проект

«Цифровая трансформация в будущем неизбежно затронет все сферы человеческой и корпоративной жизни»

Старший вице-президент Сбербанка Андрей Шеметов о цифровой трансформации и поиске новых точек роста для клиентов SberCIB

Традиционно SberCIB и для участников рынка, и для СМИ был прежде всего корпоративно-инвестиционным подразделением Сбербанка. Иными словами, много лет это была «история про деньги». Однако вместе с тем, как меняется мир вокруг, изменяется и бизнес: теперь SberCIB помимо привычных финансовых услуг предлагает клиентам новые сервисы, помогающие проводить цифровую трансформацию. Зачем это Сберу, почему клиенты пойдут за IT-сервисами в банк, а не в IT-компанию, и где SberCIB находит специалистов, способных на реализацию этой задачи, в интервью рассказал старший вице-президент Сбербанка Андрей Шеметов.

«Устойчивого развития нельзя добиться без использования цифровых технологий»

— Для чего SberCIB решил пойти по этому пути? Вы видите в этом в первую очередь повышение качества сервиса обслуживания крупнейших игроков? Или же планируете, что подобная деятельность может дать серьезную статью доходов?

— Для Сбера в первую очередь это возможность стать полноценным консультантом для развития бизнеса наших клиентов. Мы стремимся перейти от модели финансового партнера к тесному сотрудничеству со всеми функциональными вертикалями клиента.

С другой стороны, с учетом того, что мы еще и банк, для нас очень важно финансовое здоровье наших клиентов, а оно напрямую зависит от устойчивого развития их бизнеса.

Такой степени устойчивости в развитии сегодня нельзя добиться без использования цифровых технологий. Поэтому Сбер самым активным образом помогает повышать цифровую зрелость российских компаний. Чтобы не быть голословным, несколько цифр: только в 2021 году SberCIB реализовал более 500 сделок и проектов в рамках цифровых и экосистемных сервисов. При этом за несколько лет уже больше половины ключевых корпоративных клиентов воспользовались нашими сервисами.

По нашим данным, уже каждая третья крупнейшая российская компания из числа клиентов банка использует разработки стратегий цифровой и ESG-трансформации. Это позволяет бизнесу сокращать расходы и длительность сделок, обеспечивать рост продаж и эффективности

Возвращаясь к вопросу о доходах от этой деятельности — в целом до конца 2023 года SberCIB планирует нарастить доход от цифровых и экосистемных сервисов в пять раз. Мы вплотную приблизимся к объему выручки топ-20 IT-компаний России, и это только на клиентской базе SberCIB и без поставки IT-оборудования, за счет цифровых и экосистемных сервисов.

— Приведите примеры того, что делает в этой сфере SberCIB.

— Это может быть разработка стратегии по цифровой трансформации, архитектурный консалтинг, комплексные проекты по созданию цифровых каналов и маркетплейсов, внедрение цифровых и экосистемных сервисов на производстве, биометрических технологий в ретейле и транспорте и многое другое.

— Что толкает крупные компании на путь цифровой трансформации? Играет ли какую-то роль в принятии решения по цифровизации ESG-повестка?

— Для клиентов SberCIB цифровая трансформация — это неотъемлемая часть корпоративной стратегии. Цифровая трансформация помогает компаниям адаптироваться под запросы изменяющегося рынка и внедрять прогрессивные модели ведения бизнеса. Отраслевые лидеры всерьез озабочены переводом своих процессов в digital и технологическим превосходством относительно конкурентов. Это возможность повысить эффективность процессов и, как следствие, улучшить качество своих продуктов или услуг, а также существенно увеличить прибыль для акционеров и владельцев бизнеса.

Что их толкает на это? Очевидная выгода и эффективность, которую дают эти процессы уже в обозримом будущем. Да, поначалу нужно инвестировать во внедрение цифровых сервисов, в обучение сотрудников, но это все окупается очень скоро. И число игроков, которые это понимают, становится все больше. Судите сами: по нашим данным, уже каждая третья крупнейшая российская компания из числа клиентов банка использует разработки стратегий цифровой и ESG-трансформации. Это позволяет бизнесу сокращать расходы и длительность сделок, обеспечивать рост продаж и эффективности. Так, расходы на отдельные внутрикорпоративные функции за счет внедрения цифровых и экосистемных сервисов уменьшаются на 30%, на IT-инфраструктуру — до 15%. Если говорить об эффективности сотрудников, то по ряду функций цифровизация позволяет повысить ее до 70%. Рост прибыли по отдельным бизнес-направлениям составляет от 5% до 20%.

И раз уж зашла речь о ESG — вы правы, относительно новым трендом последнего времени стало внедрение ESG-принципов. ESG становится «новым дыханием» для запуска трансформационных проектов, драйвером их целесообразности. Появляются новые заказчики, ESG and the Chief Sustainability Officers, задача которых, например, автоматизировать ESG-отчетность для всего холдинга или внедрить надежные инструменты работы с ESG Data. Сбер уже занимается такими проектами и выходит на рынок с ESG-консалтингом.

SberCIB

Выделенный бизнес-сегмент в составе корпоративно-инвестиционного блока Сбербанка, который работает с крупнейшими клиентами. Данное направление бизнеса предоставляет широкий спектр финансовых решений: от традиционного кредитования до мезонинного и акционерного финансирования, а также хеджирование валютных, процентных и товарных рисков, операции на финансовых рынках с выходом на международные площадки, инвестиционную аналитику и сопровождение сделок.

«Для команды мы отбираем лучших специалистов с рынка»

— Если клиенты SberCIB действительно нуждаются в диджитализации своей деятельности и цифровой трансформации, то почему, на ваш взгляд, они должны довериться Сберу, а не различным IT-компаниям?

— Мы не первый год идем по пути построения собственной большой цифровой экосистемы. Сбер уже давно стал банком с самой современной цифровой платформой и лидером по большинству технологий Индустрии 4.0.

Таким образом, Сбер одним из первых в России встал на путь цифровой трансформации и продолжает инвестировать в цифровую зрелость своего бизнеса. Мы готовы помогать клиентам развиваться, сохранять лидерские позиции и отвечать на вызовы меняющегося рынка. Это не просто слова — мир меняется очень быстро, и реагировать надо столь же стремительно.

Уже сейчас мы накопили достаточно большой опыт цифровых проектов в различных отраслях. Мы помогаем как простой автоматизацией отдельных процессов, если компания находится на начальной стадии цифровой зрелости, так и реализуем совместные проекты по работе с данными, цифровизации клиентских путей или выступаем партнером крупномасштабной цифровой трансформации.

Мы стремимся перейти от модели финансового партнера к плотной коллаборации со всеми функциональными вертикалями клиента. С другой стороны, с учетом того, что мы еще и банк, нам очень важно финансовое здоровье наших клиентов, а оно напрямую зависит от устойчивого развития их бизнеса

— Для цифровой трансформации компании нужны высококвалифицированные специалисты. У вас есть такие в команде? Если да, то как и где вы их ищете — на рынке, внутри Сбера?

— Мы создали в SberCIB отдельную роль Digital Transformation Officers, сокращенно DTO CIB. Это команда экспертов с различным набором компетенций, глубокими знаниями в области IT, стратегическом консалтинге, бизнес-процессах и аналитике. Их задача — содействовать нашим крупнейшим клиентам в проведении цифровой трансформации, совершенствовании бизнес-модели и клиентского сервиса, тем самым стимулировать рост их бизнеса в новых условиях цифровой экономики. DTO готовы не просто предложить нашим клиентам готовый продукт, а создать решение под конкретную задачу клиента. При этом в распоряжении команды DTO CIB — вся экспертиза и накопленный опыт Группы Сбера.

Для команды мы отбираем лучших специалистов с рынка, и это сложный процесс, на рынке сейчас наблюдается существенный дефицит.

Для привлечения кандидатов мы используем как внешние источники, так и внутренние перемещения среди подразделений Сбера, которые были непосредственно вовлечены в цифровую трансформацию самого Сбера. Что касается внешних кандидатов, тут мы ориентируемся в первую очередь на специалистов, которые, с одной стороны, знают цифровые технологии, а с другой — понимают отраслевой бизнес.

Нам удалось собрать действительно одну из самых сильных команд на рынке.

О спикере

Андрей Шеметов

старший вице-президент Сбербанка

Окончил Государственную академию управления им. Орджоникидзе по специальности «Экономика и управление». Выпускник Yale School of Management.

Имеет 25-летний опыт работы в сфере управления ценными бумагами в инвестиционных компаниях и крупных российских банках. С 2008-го по ноябрь 2012 г. – гендиректор компании «Атон», с 2012-го по 2016 г. – заместитель главы правления Мосбиржи.

В 2016 году приглашен на работу в Сбербанк на должность вице-президента банка, руководителя департамента глобальных рынков. В ноябре 2020 года назначен старшим вице-президентом блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес», в новой должности стал курировать направления глобальных рынков, депозитарий, работу с ключевыми клиентами и инвестиционный бизнес.

— Если говорить об отраслевой специфике, то есть ли различия по уровню диджитализации между крупнейшими игроками различных отраслей?

— Даже самые яркие представители различных отраслей находятся на разных стадиях цифровой трансформации. Здесь можно упомянуть результаты совместного исследования Deloitte СНГ и SAP, проведенного осенью 2020-го — зимой 2021 года: компании изучили цифровую зрелость российского бизнеса, работающего в ключевых отраслях промышленности. Так вот, согласно его данным, в числе лидеров по этому показателю — банковский сектор, ритейл и телеком, а один из ключевых выводов — в том, что b2c-отрасли показывают более высокий уровень цифровой зрелости относительно b2b за счет более быстрой адаптации технологий в условиях конкурентного потребительского рынка.

Мы же для себя выделяем четыре ключевых уровня цифровой зрелости. Первый — оптимизация и автоматизация процессов. Больше трети крупнейших компаний находятся на этом уровне. Второй — внедрение отдельных технологических инноваций в отдельно взятой группе процессов. Третий — диджитализация клиентского опыта (развитие цифровых каналов взаимодействия). И последний, четвертый — цифровая трансформация всех процессов и бизнес-модели. Комплексный подход, который вносит наибольший вклад в эффективность бизнеса. Тех, кто находится на последнем уровне, к сожалению, не так много.

«Конкурентная борьба за потребителя будет становиться жестче»

— У Сбера много различных технологичных сервисов, которые можно назвать своего рода «ступеньками» на пути к цифровой трансформации для любой компании — тот же Sber CRM для работы с клиентской базой, СберПодбор для обработки резюме соискателей работы и т. д. Подходят ли готовые коробочные решения для клиентов SberCIB? Если нет, то почему?

— Чем крупнее компания, тем сложнее ее процессы и IT-ландшафт, поэтому крупнейшим клиентам не всегда подходят готовые IT-продукты или экосистемные сервисы, хотя, в зависимости от уровня цифровой зрелости, есть и такие клиенты, у которых коробочные продукты востребованы. Более зрелым клиентам скорее интереснее найти доверенного партнера в создании сложных решений под себя. Предлагая решения для цифровизации, мы идем от потребностей и особенностей бизнеса каждого клиента.

— Что насчет технологий для коммуникаций? Чат-боты, роботизированные помощники и т. д. Насколько велика в них потребность у ваших клиентов?

— Потребность в таких сервисах очень высокая, особенно в том, что связано с обеспечением конфиденциальности переписки и защиты корпоративных данных от утечек. Такие средства коммуникации сложно переоценить, ведь информация, которой мы оперируем, довольно чувствительная. И такие решения для коммуникаций и защиты корпоративных данных у нас есть. Например, продукт компании «Диалог», которая входит в экосистему Сбера. Так, мессенджер Dialog Enterprise помогает выстроить эффективную совместную работу, умеет преобразовывать голосовые сообщения в текстовые, текст — в речь, поддерживает групповые чаты, информационные каналы, видеоконференцсвязь, чат-боты.

За несколько лет нам удалось собрать действительно одну из самых сильных команд на рынке, что подтверждают и их результаты: за два года мы сделали уже более 1 тыс. успешных проектов и сделок с ключевыми клиентами

— Сбер много лет уже заявляет, что идет по пути Agile, и даже предлагает решение Sbergile для Agile-трансформации бизнеса. Клиентам SberCIB также интересны подобные сервисы?

— Надо сказать, что вообще Agile-трансформация Сбербанка — одна из самых масштабных в мире. Если в 2016 году начинали работать по Agile первые 600 человек, то сегодня в Сбере уже более 30 тыс. сотрудников в Agile-командах. Поэтому Сбер без лишней скромности один из лидеров в развитии этого направления в России.

Наряду с цифровой трансформацией вместе с командой Sbergile мы успешно внедряем инструменты Agile-трансформации для гибкого управления любой организацией. Они позволяют быстро и эффективно создавать новые продукты.

Например, всего за два месяца команда Sbergile помогла одному из крупнейших в России ритейлеров запустить и реализовать проект по внедрению гибких практик в компании. В рамках проекта определены стандарты для запуска будущих команд, сформированы и запущены пилотные Agile-команды, обучены владельцы продуктов и сформированы метрики эффективности процессов. Благодаря этому пилотному проекту клиенту удалось повысить эффективность работы на стыке бизнеса и IT-разработки, запустить Agile в командах аналитики данных и сделать текущую цифровую трансформацию более комплексной и глубокой.

Программа Agile-трансформации востребована у клиентов SberCIB: среди них представители не только ритейл-отрасли, но и, к примеру, крупнейшей сети ресторанов быстрого обслуживания. В дальнейшем мы планируем развитие сотрудничества и предоставление Agile-консалтинга для эффективной реализации проектов по цифровой трансформации.

— Если попробовать заглянуть в будущее на горизонте 5–10 лет, что будет с цифровой трансформацией крупнейших игроков российского рынка? Какие технологии и сервисы, на ваш взгляд, будут востребованы?

— Могу предположить, что развитие получат биометрические сервисы. Большой потенциал для цифрового развития у речевых технологий. Цифровые двойники будут основой создания Data-driven компании. Как следствие, будут развиваться технологии, обеспечивающие кибербезопасность и защиту персональных и корпоративных данных. И какой бы облик ни приняла цифровая трансформация в будущем, следует понимать, что она неизбежно затронет не только экономику, но и все сферы человеческой и корпоративной жизни. Однозначно могу сказать: конкурентная борьба за потребителя будет становиться жестче, и преимущество будет у того, чья бизнес-модель будет наиболее универсальной и цифровой.