Мост в обе стороны
«Ъ» изучил партнеров российского экспорта в странах Азии и Ближнего Востока
Россия активно наращивает экспорт товаров в дружественные государства. Но и они могут немало дать нашей стране. Почему из Ирана надо импортировать фисташки, а из Вьетнама — товары народного потребления? И зачем в Индию поставлять нефть, а в Китай — мороженое?
Анна Королёва

Вопреки всему

С ходу что-то сказать об экономике Ирана обычный россиянин вряд ли сможет. Разве что вспомнит нефть, которую Запад запрещает продавать на мировых рынках. Еще немного, и в памяти всплывут восточные сказки, красавицы и ковры. Все это — правда. А еще Иран, бывшая Персия,— одна из самых богатых стран Ближнего Востока, и он уже стал для России партнером, с которым она тестирует новую инфраструктуру международных отношений.

Основной факт, который нужно знать об этой стране,— это то, что государственная власть находится в руках служителей ислама. Отсюда вытекает ряд правил, которые касаются не только общения между людьми, но и всех сторон жизни государства. К примеру, в Иране действует исламский банкинг, а доля государства в экономике превышает 60%.
В руках властей сосредоточены самые «тяжелые» сектора, такие как нефтехимия, энергетика, металлургия, банки и внешняя торговля. Частникам же власти отдали сельское хозяйство, легпром, строительство. Кстати, очень большую роль в экономике Ирана играют малые и средние компании — в них работает больше 40% населения. Оно тут очень молодое — четверть иранцев составляют дети и подростки до 15 лет. Еще одна особенность — развитый сектор услуг, более 50% ВВП.

Основным источником дохода является нефть — по ее запасам в мире Иран занимает третье место после Венесуэлы и Саудовской Аравии. Почти полвека страна провела под санкциями — их более 3 тыс., и, конечно, это не могло не отразиться на ней. С одной стороны, Иран лишен иностранных инвестиций, не может поставлять на мировой рынок большинство товаров — в первую очередь сырье. Платежи с другими странами работают с огромными ограничениями и через обходные пути, например, с помощью криптовалюты.
Иран действительно научился жить с ограничениями, значительную часть ресурсов направляя на собственное развитие и обзаведясь партнерами по соседству. Так, Китай стал основным потребителем иранских нефти и газа. Они, кстати, составляют основу иранского экспорта — более 80%. Активно растет автосектор: легковые машины, трактора для сельского хозяйства. Хорошо развито производство полиэтиленов и других нефтехимических продуктов — собственно, это ведущая экспортная позиция, пятая часть. На высоком уровне и металлургия с катодами из меди, алюминием и полуфабрикатами из железа.

Но, конечно, не нефтью единой живет Иран. Каспийское море исправно поставляет морепродукты, часть которых направляется за рубеж, как и цитрусовые, виноград, фисташки, финики, миндаль и алыча. Арбузы, яблоки и помидоры известны на мировом рынке. И, безусловно, специи — основная доля их экспорта приходится на шафран.
Одной из основных культур, выращиваемых в стране, является хлопок. Иностранные покупатели активно интересуются коврами — самым дорогим и востребованным «сувениром» из этой страны,— которые, кстати, широко представлены на российских маркетплейсах.

В свою очередь, Иран также активно закупает нужную для экономики продукцию. Если говорить про сельское хозяйство, то Иран активно закупает кукурузу на корм скоту. Высоким спросом также пользуются пшеница, рапс, ячмень и подсолнечное масло. Заметную долю в импорте занимают минеральные удобрения и различные химикаты для сельского хозяйства. В условиях санкций стране требуется различное оборудование, инструменты, приборы и фармацевтическая продукция. Интерес вызывают также привозные автомобили и комплектующие.

Иран — это просто другой мир, самодостаточный, со своими традициями, культурой и жизнью.
Юлия Копытова
Руководитель департамента анализа, координации и продуктового развития — старший вице-президент банка ВТБ
Безусловно, при работе с Ираном также необходимо учитывать культурные особенности, например национальное чувство времени, которое часто отражается в задержках поставок или оплат. Каких-либо специфичных юридических и налоговых барьеров при заключении сделок ВЭД с иранскими компаниями нет. Стороны должны соблюдать национальные законодательные акты, в том числе и в части налогообложения, а также внимательно составлять внешнеторговые контракты, особенно по срокам поставок и оплат.

Существуют другие проблемы региона, такие как инфляция в 32%, отсутствие биржевых механизмов обмена валют, проблемы с ликвидностью и жесткое регулирование обращения иностранной валюты. Это приводит к тому, что иранские компании испытывают трудности в расчетах в валюте, не могут положиться на курс ЦБ и вынуждены работать на встречных потоках во взаиморасчетах.

Из-за проблемы доступности ликвидности и нюансов работы с иранскими реалами (национальная валюта Ирана) российские компании предпочитают рассчитываться с иранскими партнерами в рублях. Множество банков Ирана принимают и отправляют платежи в рублях, и российская валюта становится все популярнее, занимая порядка 80% при расчетах Иран—Россия.

Дракон расправил крылья

Родина риса, чая и фарфора — Китай с древних времен умел удивить мир необычными товарами и особенным подходом ко всему: к экономике, населению, иностранным партнерам по бизнесу. В стране причудливо переплетаются социализм и капитализм, создавая «китайское экономическое чудо». Именно оно позволило Поднебесной за несколько десятилетий пролететь по пути от «всемирной швейной фабрики» до позиций глобального технологического и научного лидера.

Развитие городов и производства, иностранные инвестиции (которые в первом полугодии 2024 года достигли $69,93 млрд) — все это про нее. Сегодня Китай третья по размерам в мире и вторая по числу жителей страна — свыше 1,41 млрд человек, говорящих на более чем 200 языках. С каждым годом население становится богаче, люди переезжают из сельской местности в стремительно растущие города, увеличивается потребление. И, конечно, это заставляет власти все активнее развивать промышленность, а недостающие ресурсы — продовольствие, энергию, металлы — закупать.
Свою роль играет геополитика. В последнее время в мировых логистических цепочках многое «сломалось», а США, традиционный торговый партнер КНР, вводит в отношении него различные пошлины, грозя чуть ли не санкциями с запретом на поставки товаров. Естественно, власти страны стараются не допустить даже потенциального голода или нехватки сырья.

Спрос на такие товары в самом деле огромен: например, Китай ежегодно завозит до 40% природного газа. Если говорить о России, то высоким спросом пользуются нефть, руда, лес. Закупают китайцы и аграрную продукцию: рапс, соевые бобы, пшеницу, кукурузу, растительное и рапсовое масло, причем высокого качества. Китай один обеспечивает половину мирового потребления свинины, а с недавнего времени России наконец разрешили поставлять ее в эту страну. С удовольствием в КНР закупают и другие виды мяса, а также рыбу и морепродукты, особенно икру.
Китай — поистине гастрономический рай, правда, со своими особенностями. Там уже сумели оценить наши шоколад, мед и мороженое. Эти товары входят в число самых востребованных у китайских потребителей, согласно данным посольства КНР в РФ. Очень китайцы уважают вино, российскую водку, причем в стране не существует запрета на рекламу алкогольной продукции.

Сама КНР готова немало дать России. В первую очередь речь идет о полупроводниках, технически сложной продукции и производственном оборудовании. К примеру, телевизоры, смартфоны, ноутбуки, «железо» для компьютерной техники не просто так занимают первые строки в экспорте Китая за рубеж. Мало чем уступая западным, эти товары обладают весомым преимуществом — доступной ценой.

Китай является одним из крупнейших поставщиков бытовой техники на мировой рынок.
В августе 2024 года страна экспортировала 418,82 миллиона бытовых приборов. Это на 18,1% больше, чем в предыдущем году. Например, он производит 154 млн кондиционеров в год, что составляет примерно 75% мирового рынка. На внешний рынок поставляются кондиционеры, холодильники, стиральные машины и ЖК-телевизоры. Такая же ситуация и с автопромом. Китайские «кары» стали удобной заменой западным, их комплектацию, легкость обслуживания и ремонта россияне уже оценили. И, безусловно, высокой популярностью пользуются «традиционные» для страны товары массового спроса: одежда, текстиль, игрушки, мебель и те самые «древние» чай и рис.

Сегодняшняя китайская промышленность — это результат огромной гибкости, умения подхватить идею, тренд и использовать их на полную, меняя товары и услуги под собственные представления об удобстве. И, конечно, важно учитывать политику властей, которые целенаправленно строят государство будущего.

Традиции не препятствие прогрессу

Экзотика и специи, слоны, храмы и йога — это странно-загадочная Индия с древней и глубокой культурой, дворцами и пляжами... Она же страна, активно теснящая Китай на экономическом поле. Индия, к примеру, уже обогнала КНР по количеству жителей, число которых достигло 1,45 млрд человек. Причем к 2050 году показатель может вырасти до 1,6 млрд.

Индия — четвертая по величие экономика мира, тормозят развитие которой высокий уровень безработицы, бюрократия и сильное расслоение доходов. Последнее особенно заметно, ведь от дворца до трущоб даже в Дели лишь несколько улиц. Но даже все вместе эти проблемы не могут остановить развитие страны, где живут известные на весь мир юристы, программисты и фармацевты.

Аграрный сектор играет весомую роль в экономике — заняты в нем более половины индусов. Индия продает другим странам фрукты, сахарный тростник, орехи, чай. И, безусловно, специи, которые пользуются спросом во всем мире. Значительную долю в экспорте занимают рис, пшеница и кукуруза.
Что же касается промышленности, Индия уже стала заметным игроком в области экспорта высокотехнологичной продукции, в первую очередь электроники. Огромное количество предприятий мировых брендов предпочитают выпускать продукцию здесь благодаря дешевой рабочей силе. К примеру, в Индии собирают уже около 14% всех мировых iPhone.

На экспорт Индия отправляет сельскохозяйственное, строительное, текстильное и промышленное оборудование. Впрочем, ее автопром тоже уважают на мировом рынке — инновационный дизайн и низкие цены более чем привлекательны. Фармацевтика — еще одна сильная сторона Индии. В стране выпускают не только дженерики, но и уникальные препараты и вакцины. Особое место принадлежит биохимии, которая сконцентрирована не только на лечении людей, но и потребностях ветеринарии и химической промышленности.

Сильной стороной экономики Индии остаются традиционные для нее, имеющие многовековую историю отрасли: ювелирные изделия и одежда.
Они сочетают древнее наследие и современные технологии, поэтому также популярны во всем мире, причем одежда еще и довольно дешева.

Поскольку в стране существует дешевая и свободная рабочая сила, власти целенаправленно развивают перерабатывающий сектор, создают рабочие места и производят более дорогую продукцию. Сегодня Индия является крупным мировым экспортером чугуна и нефтепродуктов — в значительной степени она производит их из российского сырья. Нефть — основная статья импорта Индии, как и кокс, уголь и битум.

Высоким спросом у индусов пользуются наши соя, горох, чечевица и фасоль, а также подсолнечное масло — страна является крупнейшим в мире его потребителем.
Импортные алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия индусы любят, впрочем, они скорее позиционируются в стране как товары премиум-класса.

И, конечно, невозможно найти индуса, который не любил бы золото и драгоценные камни — символ богатства, власти и высокого статуса. Это тоже покупки не из дешевых, но спрос на такие товары огромен, причем индусы предпочитают покупать их в виде сырья: в Индии работает около 4 тыс. предприятий только по огранке бриллиантов.

Большое число молодой рабочей силы, тесная интеграция в мировой рынок и высокие инвестиции в переработку позволяют Индии лавировать между древними традициями и современностью.

Все двери открыты

Вьетнам в первую очередь ассоциируется с экзотическим отдыхом. Страну прекрасной природы, храмов, торговли и рынков, диковинных фруктов и обезьян с Россией роднит социалистическое прошлое.

Но это все в прошлом, а настоящее куда как более радужно. Страну уже окрестили новым «азиатским тигром» благодаря высоким темпам роста экономики. К этому привела политика экономической открытости — тут Вьетнам уступает только Сингапуру. А его товарооборот с другими государствами превышает 180% ВВП.

Курс на экономические реформы помог привлечь огромное количество инвесторов — власти сняли все барьеры для прихода иностранцев, Вьетнам вступил в огромное число региональных альянсов и международных торговых организаций, например в ВТО и АСЕАН, а сейчас обсуждает и участие в БРИКС.
Основной особенностью Вьетнама называют активную роль государства в экономике. Но все не так однозначно. Страна официально заявляет о желании построить социалистически ориентированную рыночную экономику — с учетом опыта соседа-Китая. Благосостояние населения растет, во Вьетнаме вполне достойная зарплата и низкая стоимость коммуналки. Почти половину экономики составляет сфера услуг, более трети — промышленность. А на сельское хозяйство, традиционный сектор, приходится менее 20%.

Инвесторов во Вьетнаме привлекает низкая стоимость производства, поэтому они охотно размещают в стране заводы. Вдобавок к этому в стране много молодого трудоспособного населения, и дефицита кадров не возникает. Особенно интересен инвесторам текстильный сектор — Вьетнам считается третьим в мире экспортером одежды после Китая и Бангладеш.
Примерно так же обстоят дела и с обувью, сумками и часами. Особое место занимает вьетнамский шелк — высокого качества и очень популярный на мировом рынке. Косметика из Вьетнама уже составляет сильную конкуренцию корейской. Все большим спросом пользуются травянистые мази и кремы, уходовые средства и биологически активные добавки.

Если говорить про продукцию сельского хозяйства, то Вьетнам — крупнейший в мире экспортер орехов кешью и черного перца. Популярными экспортными продуктами являются рис и экзотические фрукты, их закупают в сухом виде и как сиропы. К тому же у Вьетнама второе место по экспорту кофе после Бразилии — тут производят робусту и самый дорогой в мире сорт «Копи-лювак» — от $700 за килограмм. Что касается морепродуктов, то за рубеж чаще всего идет местный тунец.

Крупными экспортными товарами для Вьетнама стала электроника (ее, как и текстиль, выпускают по заказам всемирных корпораций), каучук — из гевеи, растущей в южных провинциях.
Страна готова поделиться с миром мотоциклами, очень популярными у вьетнамцев, автомобилями и деталями для них.

Чтобы производить все это, Вьетнаму требуется огромное количество промышленного и электрического оборудования — и они с удовольствием его импортируют. Покупают как интегральные схемы, батареи, выключатели, предохранители, так и крупную технику, компьютеры, высокоточные инструменты.

Заводы по производству одежды нуждаются в тканях и фурнитуре, но и в целом промышленность заинтересована в сырье, например нефти и пластмассах. Еще одна статья импорта — органические химикаты, которые используются в сельском хозяйстве, строительной и текстильной промышленности.

Соглашения о свободной торговле с рядом стран, миллионы молодых свободных рук и развивающееся производство уже сделали Вьетнам одним из мировых промышленных центров.
Юлия Копытова
Руководитель департамента анализа, координации и продуктового развития — старший вице-президент банка ВТБ
При установлении деловых отношений с любым зарубежным партнером нужно придерживаться минимального «набора» действий любого участника ВЭД: подобрать потенциальных партнеров, провести сравнительный анализ их условий, тщательно проверить надежность выбранного партнера, получить больше информации о его бизнес-деятельности, опыте работы с контрагентами из России, составить контракт. Особое внимание нужно обратить на условия и процесс оплаты, поставки и форс-мажор, по возможности предварительно проработать условия расчетов и подтвердить контракт в банке, провести тестовые платежи на небольшие суммы.

Российский экспортер может дополнительно минимизировать риски при расчетах и поставках, а также дисциплинировать зарубежного партнера соблюдать сроки и условия. Для этого есть такие инструменты, как расширенная предварительная проверка деловой репутации и финансовой состоятельности партнера, тщательная проработка процессов оплаты и поставки, а также индивидуальная правовая проработка всех условий контракта наряду с отказом от стопроцентной предоплаты в случае импорта и стопроцентной поставки товара авансом при экспорте и использование документарных инструментов (например, аккредитива) в качестве альтернативы.
 На главную
Главная страница Вопреки всему Дракон расправил крылья Традиции не препятствие прогрессу Все двери открыты