После того как в 1947 году Индия обрела независимость, перестав быть крупнейшей
британской колонией, тезисы об общих культурных корнях, тянущихся до наших дней со времен Древней Индии и
Древней Руси, в золотой век советско-индийской дружбы приобрели отчетливое идеологическое звучание. В эпоху
правления в Кремле Никиты Хрущева и Леонида Брежнева общими культурными корнями объясняли необходимость
строительства закрытой на тот момент индийской экономики с заимствованием советского опыта (пятилетние
планы, господство госсектора, ориентация на внутренний, а не внешний рынок).
Фильмы Раджа Капура,
который стал одной из советских легенд, укрепляли представления о том, что две страны, СССР и независимая
Индия, разделяют общие ценности и поэтому должны быть рядом во всем — как в политике, так и в экономике — и
противостоять неоколониализму и неоимпериализму Запада.
Еще одним примером того, как индийская
реальность врывалась в советскую действительность, стал интерес советского зрителя к Болливуду. «Танцор
диско», «Зита и Гита», «Бродяга» — все эти фильмы
стали символом эпохи, приоткрывшим советским жителям
окно
в экзотический мир. Настоящий фурор в СССР вызвал и снятый в 1970 году документальный
фильм режиссера Альмара Серебренникова «Индийские йоги. Кто они».
Примеры объединяющих две страны
столпов культуры разных эпох применительно к сегодняшнему дню и задачам российского бизнеса в Индии имеют
важный, но опосредованный прикладной смысл, позволяя сделать два главных вывода.
Первый вывод —
«мягкая сила» в отношениях России и Индии традиционно имеет некую добавочную стоимость, становясь чем-то
большим, чем совокупность производимых странами и подлежащих взаимному обмену в ходе межгосударственного
общения материальных и культурных феноменов. Таким образом, какими бы сложными ни были внешние
обстоятельства ведения бизнеса и трудности переговорного процесса, с индийцами всегда можно попытаться найти
общий язык и договориться, поскольку мы были и остаемся с ними на одной волне (см. многовековой опыт
активного культурного обмена со времен Афанасия Никитина).