
Объем отечественного производства пищевых ароматизаторов растет на фоне сокращения импорта. К такому выводу пришли аналитики BusinesStat в своем исследовании, подготовленном в 2024 году. При этом крупных производителей не так много. В советское время монополистом в этой отрасли был расположенный в Ленинграде Комбинат химико-пищевой ароматики. Летом прошлого года в рамках реструктуризации производственной и торговой деятельности этого петербургского предприятия образовалась УК «ТД «Вкусарома».
Такой шаг был сделан для расширения охвата рынка пищевых производств. Уже сейчас организация поставляет более 600 наименований ароматизаторов всевозможных вкусовых направлений для кондитерской промышленности, напитков, мороженого, молочных продуктов и прочего. Представители компании рассказали, как развивалась индустрия и менялись вкусы потребителей на протяжении почти 90 лет.

Новое время — новые вызовы
История производства пищевых ароматизаторов в Санкт-Петербурге началась в 1935 году. Советское правительство держало курс на импортозамещение в пищевой промышленности, что послужило основанием для создания собственных мощностей по изготовлению пищевых эссенций. Для решения этой сложной задачи были организованы лаборатории и конструкторское бюро, привлечены специалисты Ленинградского технологического института им. Ленсовета и Ленинградского государственного университета. В полную силу заработал Ленинградский комбинат химико-пищевой ароматики («Ленхимпищекомбинат», позже переименованный в Комбинат химико-пищевой ароматики).
Предприятие производило экстракты из дикорастущих ягод и садовых культур, натуральные пастеризованные соки, ароматические эссенции, органические растворители, сложные эфиры, пищевые краски, парфюмерные красители, ванилин, эмалированную аппаратуру. Через 10 лет производство расширили и предприятие стало поставлять сырье для парфюмерно-косметической промышленности.
В начале 1950-х годов были разработаны ингредиенты для производства самых популярных напитков классической советской серии: «Лимонада», «Буратино», «Дюшеса», «Грушевого», «Колокольчика», «Крем-соды», «Экстра ситро», «Тархуна», которые пользуются успехом у потребителей и сейчас.
Переломным моментом в истории предприятия и в целом промышленности, по мнению управляющего УК «ТД “Вкусарома”» Алексея Белова, был распад СССР и изменение экономики, переход в конкурирующую среду.
«Открылись границы, в страну хлынуло огромное количество товаров иностранного производства, которое автоматически получило субъективные преимущества. Советский человек, ранее не привыкший к изобилию, по умолчанию считал, что все импортное априори лучше, вкуснее, интереснее. Наступил век жесткой конкуренции с крупными европейскими и американскими производителями»,— рассказывает Алексей Белов.
По его словам, руководство российских предприятий не смогло быстро адаптироваться к новым условиям, что привело к потере большой части клиентов и покупателей. И это оказалось большой проблемой.

«Этот период можно назвать временем для акул западного капитализма, которые без труда зашли на наш рынок и получили его, здесь их встретили с распростертыми объятиями. Нам до сих пор приходится это исправлять и применять всевозможные способы и смекалку для возврата покупателей, постоянно доказывая преимущества успешной совместной работы»,— говорит Алексей Белов.
Предприятие успешно справлялось и с главными экономическими вызовами XXI века: валютным кризисом 2014–2015 годов, пандемией, санкциями — и даже с корпоративными конфликтами. «Мы живем в интересное время, и каждый год преподносит испытания. Уже ничем нас не удивишь, не испугаешь, и никакой вызов нам не страшен. Из любой сложной ситуации всегда есть выход, главное — действовать рассудительно и не впадать в панические настроения»,— подчеркивает Алексей Белов.
В прошлом году предприятие сменило название. По словам управляющего, на такое решение повлиял и тренд на здоровый образ жизни. «В последние годы стали популярны ЗОЖ и натуральная еда. Мы решили избавиться от слова “химико-” в названии и сделать наименование более современным и отражающим основную концепцию: производство безопасной продукции, соответствующей всем необходимым требованиям и стандартам. Наша продукция приносит пользу и удовольствие. Настал момент, когда предприятие подходит к новой странице истории с новым наименованием — “Вкусарома”»,— подчеркнул Алексей Белов.
«Клюквы наелись»
Сегодня об этой петербургской компании можно говорить как о крупнейшем в России производителе пищевых ингредиентов для кондитерской промышленности, напитков, мороженого, молочных продуктов, жевательной резинки и прочего. Ассортимент постоянно пополняется новыми вкусами, востребованными на рынке. Помимо жидких и порошкообразных ароматизаторов, на предприятии производятся эмульсии, пищевые концентраты, сахарный колер
«Предпочтения постоянно меняются. Например, на протяжении нескольких лет популярностью пользовался вкус клюквы, а сейчас нет. Прошло время, клюквы наелись, и потребитель пошел за экзотикой: калифорнийская груша или миксы из фруктов: манго с персиком и ананасом и т. п. Безусловно, к классике всегда возвращаются, но мы экспериментируем и с трендовыми вкусами, находим сочетания после тщательного рыночного анализа»,— рассказывает Алексей Белов.
Директор по маркетингу Владимир Смирнов добавляет, что в последнее время с учетом тренда на ЗОЖ компания успешно разработала такие натуральные ароматизаторы, как базилик, лаванда, ревень, облепиха, бузина и другие. «Сегодня популярны вкусы всевозможных тропических фруктов, а также двойные и даже тройные сочетания вкусов, будь то напитки или йогурты»,— поясняет Владимир Смирнов.

Потребители продукции предприятия — не только крупнейшие производители пищевых продуктов России, но и Казахстана, Беларуси, Молдовы, Грузии, Армении, Узбекистана, Туркменистана. Компания планирует значительно расширить присутствие в Иране и изучает рынки Южной Азии и стран Северной Африки.
«Наш основной принцип работы — баланс между консервативным выбором вкусовых предпочтений и современными тенденциями мирового рынка.»
«У нас есть потребители, которые нацелены на “классические” вкусы, и их немало, включая крупные российские холдинги. В то же время мы работаем над новыми и зачастую неожиданными комбинациями вкусов. Такой подход позволяет нам быть очень конкурентоспособными на данном рынке»,— рассказывает коммерческий директор УК «ТД “Вкусарома”» Елена Хромушина.
В целом, если говорить о рынке, отечественное производство ароматизаторов в определенной степени тормозится слабым развитием российского же производства вкусоароматических соединений, используемых в рецептурах ароматизаторов: эфиров, кислот, лактонов и прочего. Их вынуждены закупать за рубежом.
И тут компания сталкивается с вызовами логистики: увеличением сроков поставок сырья, проблемами с оплатой, задержками на таможне и т. д. «В большинстве своем это проблемы политические, но нам бы хотелось получать больше поддержки на государственном уровне, как российскому производителю»,— акцентирует внимание Елена Хромушина.
Хранители культуры вкусов
В компании говорят о важности активного развития российского производства пищевых ароматизаторов. «Думаю, что сейчас, как никогда, необходимо сохранять традиции. Мы стояли у истоков отечественного производства пищевых ароматизаторов и являемся своего рода хранителями культуры вкусов. У западных компаний не получилось сделать полноценные реплики наших классических ароматизаторов, хотя они не раз занимались подобными разработками. Обладая огромным опытом и уникальной командой специалистов, мы обеспечиваем наших потребителей продукцией, которая неизменна в своем качестве вот уже более 80 лет»,— говорит Елена Хромушина.

В декабре 2024 года УК «ТД “Вкусарома”» вновь вступила в Союз производителей пищевых ингредиентов (СППИ), чтобы заняться совместной с игроками рынка работой по ряду направлений для развития отрасли. В том числе для увеличения собственной доли присутствия. «Вступление в СППИ дает нам неоценимую поддержку и в сфере применения и обращения пищевых ингредиентов»,— подчеркивает Елена Хромушина.
«Наша команда пришла на предприятие в 2007 году. На тот момент оно производило 600 т продукции в год. 2024-й мы завершили с объемом, в два раза превышающим тот показатель, — 1316 т.
Но самым рекордным годом был 2022-й. Тогда мы отгрузили 1520 т готовой продукции. Предвидя дальнейший повышенный спрос и растущее импортозамещение, за 2023 и 2024 год провели ряд мероприятий по увеличению объемов производства и складских помещений, и теперь готовы производить до 2 500 т продукции ежегодно.
Хочу обратить внимание, что к ингредиентам для пищевой продукции относятся не только пищевые ароматизаторы, и, соответственно, мы в компании «Вкусарома» не хотим себя ограничивать только ими, а расширяемся и развиваемся и за счет внедрения производства других и совершенно новых продуктов»,— рассказывает Алексей Белов.
По его словам, дальнейшие планы по развитию предприятия «грандиозные», инвестиционная кампания на перспективу оценивается в 1,2 млрд рублей.
Владимир Смирнов поясняет, что в 2025 году на предприятии будет запущено новое производство порошкообразных ароматизаторов методом распылительной сушки, обеспечивающей инкапсуляцию ароматической базы, которая теперь будет закрыта растворимой оболочкой. «По сравнению с обычными у таких ароматизаторов будет более высокая концентрация ароматического вещества в частицах, и они будут иметь более длительный срок хранения, что позволит расширить область их применения, в первую очередь в пищеконцентратной продукции»,— говорит Владимир Смирнов.
Предприятие в дальнейшем настроено продолжать традиции, сохраняя производственную и научную основы, а также расширять возможности включения в спектр предлагаемой продукции новых видов пищевых ингредиентов.
ООО «УК Вкусарома». Реклама.