
Зарождение легенды
История фабрики берет свое начало в 1860 году, когда купец первой гильдии Федор Иванович Каль основал в Санкт-Петербурге «Петербургскую химическую лабораторию». Поначалу небольшое предприятие выпускало душистые воды, одеколоны, туалетное мыло и косметические средства. Ассортимент быстро расширялся, и вскоре лаборатория производила уже ароматные глицерины, помады, средства от загара, шампуни, зубные порошки и около 30 наименований духов, пользовавшихся спросом не только в России, но и успешно экспортировавшихся в Европу.
Всеобщее признание
Успех предприятия не заставил себя долго ждать: в 1878 году лаборатория была удостоена Большой серебряной медали на Всемирной Парижской выставке за лучшее производство в России. К 1890 году предприятие, коллектив которого сначала насчитывал 13 человек, значительно расширилось, было преобразовано в акционерное общество и получило название «Санкт-Петербургская химическая лаборатория». Объем выпускаемой продукции увеличился почти до 2 тыс. наименований в год, она поставлялась во многие города России и Европы. В 1896 году безупречное качество косметических изделий лаборатории было отмечено золотой медалью на Всероссийской художественно-промышленной выставке.
Имя на века
Важной вехой в истории фабрики стала ее работа в годы блокады Ленинграда. Предприятие не прекращало деятельность, выпуская корпуса для мин, медицинские препараты и духи в крошечных флакончиках — символическая ниточка к мирному времени. После войны на фабрику вернулись опытные парфюмеры. Одной из них была Белла Гутцайт — автор знаменитых духов «Ландыш серебристый», «Душистый табак», «Лесной ландыш», «Опера» и «Белая акация». А в 1948 году вышел первый полноформатный послевоенный аромат «Белая сирень», чей весенний запах стал символом новой жизни для всего города. В течение последующих десятилетий предприятие несколько раз меняло свое название. Наконец, в 1953 году за предприятием закрепилось имя, ставшее легендой,— Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное Сияние».
В ногу с прогрессом
С 50-х годов прошлого века началась специализация и механизация производства, завершившаяся к 1970-м годам полной автоматизацией.
Советские парфюмеры наладили сотрудничество со специалистами из Франции, Германии и Австрии, перенимая международный опыт и создавая композиции из отечественных и зарубежных ингредиентов. Многие товары фабрики шли на экспорт и пользовались за границей большим успехом. Названия и оформление ароматов, такие как «Диана», «Афродита», «Эвридика» и «Эллада», часто отсылали к истории, литературе и народному творчеству, выполняя и просветительскую миссию. В 1983 году фабрика была преобразована в парфюмерно-косметический комбинат, что ознаменовало возвращение к производству косметики после почти 30-летнего перерыва, в течение которого «Северное Сияние» выпускало исключительно духи.
Середина 1980-х ознаменовалась расцветом производства: фабрика получила новый корпус и современное оборудование, что позволило нарастить объемы и создавать десятки новых ароматов. Продукция ленинградской фабрики была известна всему СССР, а ее история тесно переплеталась с историей страны: по государственному заказу были выпущены ароматы «Юбилей» к 20-летию Октябрьской революции, «Балтийский» к 50-летию Октября и «Миша» — специально к Олимпиаде-80.
Важное звено глобальной системы
В 1994 году начался новый этап в истории предприятия: фабрику «Северное Сияние» приобрела компания Unilever. В период, когда в моду входили ароматы, посвященные знаменитым людям, российское представительство Unilever выпустило лимитированный тираж духов «Эдита Пьеха» к 60-летию певицы. Позднее фабрика прошла модернизацию и в ее цехах было налажено производство продукции для известных международных брендов. К 2017 году на фабрике были введены в эксплуатацию три новые производственные линии. Unilever вложила в реконструкцию 2,8 млрд рублей, в рамках которой было смонтировано новое процессорное отделение, три упаковочных линии, а также обновлен производственно-складской комплекс. Новые мощности позволили фабрике удвоить выпуск продукции до 600 млн единиц в год и нарастить экспорт.
В 2018 году предприятие получило бронзовую награду в рамках аудита WCM (World Class Manufacturing), что подтвердило его статус фабрики с производством мирового уровня.
Новая веха
В 2024 году компания Unilever приняла решение о продаже своего бизнеса в России Группе Арнест. С 31 марта 2025 года компания получила новое название «Арнест ЮниРусь». В год своего 165-летия фабрика остается высокоэффективным производством «Арнест ЮниРусь». Производственные мощности предприятия сегодня — это 10 тыс. кв. м производственных площадей, 8 тыс. палет для хранения, 11 производственных линий, 372 сотрудника. Объем выпуска в 2024 году составил 88,1 тыс. тонн (189 млн шт. продукции). «Северное Сияние» производит косметическую продукцию и бытовую химию брендов «Чистая Линия», Camay, «Дав», Pure Line, «Клиар», «Рексона», «Акс», «Сиф», «Доместос», «ТРЕСемме», «Глорикс». На базе фабрики работает собственный исследовательский центр, в котором происходит разработка рецептур и тестирование продукции.
— Сегодня, глядя на предприятие, понимаешь, как 165 лет назад здесь зародилась история. Фабрика «Северное Сияние» прошла через множество эпох, меняясь вместе с ними, и сегодня она говорит на языке современных технологий. Сохранив ее характер, мы превратили производство в умную фабрику будущего. И сегодня наша задача — продолжать развиваться, внедрять новые стандарты устойчивости и цифровизации, чтобы каждый товар отвечал главной миссии предприятия — создавать качественные продукты и быть полезным людям и времени, в котором мы живем
От ручного труда к «умной фабрике»
За последние 20 лет фабрика «Северное Сияние» прошла масштабный путь модернизации и автоматизации всех ключевых процессов — от приготовления продукта до палетизации и логистики. Одним из наиболее значимых этапов стало строительство нового производственного комплекса «Аврора» — современного технологического узла, где каждый процесс выстроен по последнему слову техники. Здесь создан полностью автоматизированный цех приготовления продукта: оператор лишь задает нужный «рецепт», а система сама контролирует дозировки, температуру и все стадии приготовления. Комплекс «Аврора» стал символом перехода предприятия к эпохе «умного производства». Под него были закуплены и установлены современные автоматические линии розлива, где весь цикл — от подачи флакона до этикетировки — выполняют машины. Если раньше на одной линии одновременно работали до 15 человек, то теперь достаточно одного-двух операторов, которые следят за стабильностью работы оборудования.
Производительность при этом выросла кратно: вместо 6 тыс. единиц продукции за смену сегодня выпускается более 120 тыс. Отдельного упоминания заслуживает проект EOL (End of Line) — автоматизация участка палетизации. Здесь ручной труд полностью заменили роботы, которые собирают коробки на палеты, обматывают их пленкой и доставляют в зону хранения с помощью автономных тележек. Все процессы интегрированы с PLM-системой и другими внутренними программами, что позволяет отслеживать состояние каждой палеты в реальном времени. Сейчас на фабрике работает уже пять промышленных роботов, не считая вспомогательных автоматизированных транспортных устройств. Отмечая свой юбилей в 2025 году, фабрика «Северное Сияние» продолжает развитие, вдохновляясь изменениями вокруг, чтобы служить своей главной цели — создавать продукты, которые нужны потребителю.
Василиса МотоваООО «Арнест ЮниРусь». Реклама