РОВЕСНИЦА ПЕТЕРБУРГА
1724
год основания Российской академии наук
1
место в мире занимал СССР по числу ученых на 1000 человек
43
государственных гражданских вуза системы высшего образования сегодня работает в Петербурге
29
негосударственных организаций, реализующих программы высшего образования, работает в Петербурге

Историю российской науки принято отсчитывать от Петра I, который в 1724 году основал Российскую академию наук и саму профессию ученого.

Конечно, наука в том или ином виде существовала и раньше. В средние века центрами научных изысканий как в Европе, так и на Руси были монастыри. В России единственным высшим учебным заведением была Греко-славяно-латинская академия, основанная в 1687 году Симеоном Полоцким при московском Богоявленском монастыре.

Там преподавали не только богословие, но о западной науке, к тому времени довольно развитой, конечно, ничего не знали.

К XVIII веку стало ясно, что резкое ускорение культурного развития невозможно без собственной науки с соответствующими организационными структурами: в России необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства, то есть впервые сложились предпосылки для становления и развития российской науки. Создание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге стало не просто логичным шагом, но важным элементом коренных преобразований страны.

В 1727 году академиком стал девятнадцатилетний Леонард Эйлер. Президентом академии назначили лейб-медика императора Л. Л. Блюментроста. Первым 12 академикам (все они были приглашенными иностранцами) вменили в обязанности следить за новой литературой по специальности, делать «изобретения» и выступать с докладами и «советами».

Денег на новое детище ни Петр, ни взявшая после его смерти под свое покровительство академию Екатерина I не жалели: в распоряжении ученых со временем появились библиотека, музей, типография, ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории.

По петровскому проекту академия была государственным учреждением, то есть существенно отличалась от аналогичных зарубежных заведений. Ее члены, получая жалованье, обязаны были обеспечивать государство передовой научно-технической мыслью. Кроме того, деятельность нового объединения не ограничивалась научными исследованиями, но предполагала также обучение: в академию входили университет, где преподавали те же академики, и гимназия, учителями в которой работали молодые люди, выбранные академиками как помощники и будущая смена.

Начиналась академия с трех отделений: математического, физического и гуманитарного, каждое из которых делилось на кафедры. Начались поиски зарубежных ученых, которые отвечали бы требованиям нового учебного заведения и пожелали переехать в Россию. В академию были приглашены известные европейские ученые, среди них — братья Николай и Даниил Бернулли, выдающийся астроном Делиль, историк Миллер.

Относительно регулярной работа университета была недолго, в основном, когда его деятельно опекал М. В. Ломоносов. После его смерти Академический университет стал угасать и в 1767 году был упразднен, сыграв, тем не менее, важную роль в воспитании первых отечественных академиков.

В первый период истории академии преимущественное развитие получили физико-математические и естественные науки, что в значительной мере объяснялось задачами развития производства, изучения и освоения природных богатств, удовлетворения потребностей мореплавания, метеорологии, картографии. Ярким элементом культурной жизни Петербурга были публичные лекции по математике, физике, химии, минералогии, естественной истории, с которыми выступали почти все русские академики. Они собирали огромную аудиторию, поскольку читались по-русски.

Просветительская деятельность членов академии особенно оживилась в конце XVIII века, когда в стране началась школьная реформа.

При академии была открыта первая в России Учительская семинария, затем преобразованная в Учительский институт, на базе которого в 1819 году был образован Санкт-Петербургский университет, преподаватели и ученики которого внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры.

Результатом школьной реформы и плодотворной деятельности академии в России стала государственная система школьного образования, во многом сохранившаяся до нашего времени.

К началу XIX века Академия наук стала ведущим центром фундаментальных научных исследований и арбитром во всех ученых суждениях и спорах.

Октябрьская революция едва не оказалась для российской академической науки катастрофой. Большинство научных работников, если они не стали партийными функционерами, находилось в оппозиции к советской власти, часто не скрывая своих взглядов. Большевики с подозрением смотрели на ученых, воспринимая академию как «служанку царского режима».

В 1919 году ее попытались ликвидировать, заменив Ассоциацией научных работников. Потребовалось личное вмешательство Ленина, который прислушался к мнению таких известных ученых, как Стеклов, Ольденбург, Иоффе, Крылов, о целесообразности создания большой сети научно-исследовательских институтов, целиком занятых фундаментальной наукой. Первый из них — Физико-математический институт — был организован в 1921 году, его директором стал В. П. Стеклов. Так начала складываться уникальная, новая для того времени форма организации науки, которая стала основой современной академии, состоящей из сотен институтов.

Советский Союз считал науку и технику важным направлением государственной политики и вкладывал в нее значительные средства. Наука была идеологически мотивированной и полностью государственной системой.

По числу ученых на 1000 населения СССР занимал первое место в мире. В силу ограниченности ресурсов и международной обстановки финансировались в первую очередь направления, связанные с обороной страны — физика и химия, в прикладной и технической сфере — ядерные вооружения, ядерная энергетика и космонавтика. Быстро развивалась астрофизика и не требующая значительных вложений математика. Советская наука в силу большого числа ученых и качественного образования демонстрировала существенные достижения: Советский Союз первым осуществил космический запуск и вывел человека в космос, с 1956 по 2003 год советские и российские ученые получили семь премий за физические исследования и одну за химические. Три советских математика до 1991 года получили медаль Филдса.

Наука, которую мы унаследовали от СССР, была достаточно результативной: государство определяло наиболее интересные для себя направления, формировало прямой заказ на фундаментальные научные исследования и жестко их контролировало.

После развала СССР финансирование науки было резко свернуто, за 1990–1995 годы затраты на продуктивную исследовательскую работу в гражданской науке сократились примерно в 10 раз, массово закрывались научно-исследовательские институты. За период с 1990 по 2003 год количество научных и проектных организаций сократилось в 7,8 раза, конструкторских бюро — в 3,6 раза. В науке произошла «возрастная катастрофа»: к 2010-му году резко сократилось поколение научных сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет. Все это привело к уничтожению научных школ, снижению качества высшего образования, к деградации и падению рейтинга российских академических журналов.

Надо признать, что после 2000 года финансирование науки в России многократно выросло. В 2006 году была повышена зарплата российским ученым. Однако нетрудно убедиться, что практически весь рост связан с ростом российского бюджета.

В процентном отношении финансирование выросли незначительно и по современным меркам все еще совершенно недостаточно.

Не упростили ситуацию и санкции, которые затронули в том числе и науку. С одной стороны, после ухода ряда зарубежных поставщиков из нашей страны отечественная прикладная наука получила серьезную мотивацию для динамичного развития.

Реакцией со стороны нашего государства на невозможность закупки иностранного оборудования стала программа импортозамещения, которая повлекла за собой перераспределение бюджета. С другой стороны, если говорить о деньгах, то в течение последних нескольких лет государство ежегодно тратит на науку примерно одну и ту же сумму. В этом смысле санкции никак не сказались на внутреннем финансировании. Происходит лишь перераспределение средств с одной задачи на другую.

Елена Ашкиназер

Фото: Евгений ПАВЛЕНКО, Александр КОРЯКОВ