ГОРОД С ВИДАМИ НА МОРЕ
1918
год - отменена частная собственность на недвижимость
5
ноября 1955 года открыт ленинградский метрополитен
3,466
млн кв. м жилой недвижимости построено в 2022г
1951
начал работать аэровокзал Пулково

История градостроительства Петербурга насчитывает более трехсот лет. За это время город прошел долгий путь развития — от маленького поселения на болотистой земле до крупнейшего культурного и экономического центра России.

Застройка Петербурга была редким случаем планировки и застройки большого города с нуля. Поэтому неслучайно к Петербургу с первых же лет его становления начали применять различные схемы и планы, чтобы создать идеальную столицу. Первый генеральный план стал комбинацией из разработок Доменико Трезини и Жан-Батиста Леблона. По разным объективным причинам реализовать его в полной мере не удалось. Поэтому после больших пожаров 1736 и 1737 годов к разработке нового генплана привлекли русских архитекторов Еропкина, Коробова и Земцова. Под руководством Петра Еропкина был создан существующий и поныне план Петербурга, построенный на трех радиальных проспектах: Невском, Вознесенском и Гороховой улице.

В XX веке градостроительство Петербурга было связано с развитием новых районов, строительством многоквартирных домов и индустриальных объектов. Однако в связи с революционными событиями и Второй мировой войной развитие города было замедлено. Начало века ознаменовалось серьезными испытаниями для Санкт-Петербурга. Из-за Первой мировой войны город потерял свое историческое имя, став Петроградом.

А события 1917 года и вовсе оказались потрясением для градостроительства. Новая власть со всем революционным пылом бросилась уничтожать признаки дореволюционной жизни. Одной из первых декретом ВЦИК от 20 августа 1918 года была отменена частная собственность на недвижимость (на здания и участки) в городах. По архивным данным, в Петрограде к январю 1921 года все дома и участки уже были национализированы.

Каждый из последующих правителей царской России стремился оставить свой след в развитии города. Поэтому в Петербурге построено множество шедевров в различных архитектурных стилях.

Межевые планы Межевого архива, которые собирались еще с 1721 года, в 1919 году решено было сжечь на электростанциях, «чтобы никогда не могло восстановиться помещичье землевладение и землепользование». Понятно, что эти нововведения только ухудшили и осложнили функционирование городской застройки и территорий. Поэтому постепенно, хотя и явно неохотно, государству пришлось вернуться к практике застройки участков, существовавшей в Санкт-Петербурге в XVIII — начале XX вв.

Первый послереволюционный генеральный план в очередной раз переименованного к тому времени Ленинграда, основанный на принципах, которые ведут свое начало с петровского времени, в начале 1930-х годов разработал архитектор Л. А. Ильин. Однако его проект не получил поддержки, и в 1939 году было решено перенести общегородской деловой и административный центр на юг города. Эти работы прервала начавшаяся Великая Отечественная война. Но еще во время блокады был разработан план восстановления города, в котором городские власти постепенно вернулись к идеям Ильина.

После войны в Ленинграде стартовало полномасштабное строительство. В 1950-м открылся стадион им. Кирова. В 1951 году был принят новый откорректированный генеральный план развития города, в котором большое внимание уделялось реконструкции и благоустройству городского центра. Стали развиваться новые городские территории: площади Ленина и Калинина, проспекты Энгельса и Стачек, Приморский и Среднеохтинский проспекты. Тогда же, в 1951-м, введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала Пулково.

5 ноября 1955 года был торжественно открыт ленинградский метрополитен. Заново отстроен Финляндский вокзал. Еще через два года введены в эксплуатацию телебашня и телецентр. Жилая застройка представлена массовыми хрущевками, а начиная с 1970-х к ним прибавились брежневки и дома-«корабли». К юбилею революции в 1967 году сданы дворец спорта «Юбилейный» и концертный зал «Октябрьский».

В 1979 году стартовала постройка дамбы на Финском заливе, призванная оберегать жителей от частых наводнений. Спустя еще три года отстроили Морской вокзал. Город полностью восстановился от последствий войны. В 1990 году исторический центр Ленинграда был внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а через год город вернул и свое историческое название — Санкт-Петербург.

С начала 1990-х и с переходом к рыночной экономике девелопмент в Петербурге стал мощным двигателем развития города — от реконструкции исторической застройки до реализации масштабных строительных проектов. Среди наиболее значимых проектов постсоветского периода можно выделить развитие метрополитена, ввод в эксплуатацию Кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра, расширение дамбы. Особо стоит упомянуть увеличение количества массового жилья: город, в котором к XIX веку не возводилось даже сотни кирпичных домов за год, по итогам 2022 года ввел в эксплуатацию 3,466 млн кв. м жилой недвижимости.

Конечно, девелопмент Петербурга сталкивается с рядом вызовов. Одной из главных проблем является сохранение исторического наследия города, которое является не только культурным, но и экономическим ресурсом города. В связи с этим многие проекты сопровождаются протестами со стороны общественности и экспертов. Еще одной проблемой является нехватка земельных участков для строительства новых объектов, поэтому городские власти вынуждены искать новые территории для развития города.

Так или иначе, современное градостроительство Петербурга направлено на создание комфортной городской среды для жителей и гостей города. Главными векторами развития являются экологическая безопасность и улучшение качества жизни горожан, строительство новых жилых комплексов и объектов инфраструктуры. Петербург был и остается одним из красивейших городов России и мира.

Елена Ашкиназер

Фото: Александр ПЕТРОСЯН, Александр КОРЯКОВ