«Наша миссия – обогащать жизнь людей с помощью коммуникационных технологий и инноваций»

Президент Huawei Consumer Business Group в России, странах Центральной Азии и Кавказа Оу Ивэй – о работе компании на российском рынке.
Смартфоны и планшеты Huawei выбирают в качестве личных мобильных устройств все больше россиян. По итогам третьего квартала 2018 года доля компании в ключевом сегменте потребительского рынка – смартфонах –– превысила 28%, тогда как еще несколько лет назад она составляла 2-2,5%. Успехи Huawei на рынке потребительской электроники во многом связаны с именем Оу Ивэя, с 1 июня 2016 года возглавляющего в стране подразделение Consumer Business Group. О том, почему продукция Huawei полюбилась российским пользователям, за какими технологиями будущее и в чем заключается миссия компании, господин Ивэй рассказал в интервью «Ъ».

Президент Huawei Consumer Business Group в России, странах Центральной Азии и Кавказа Оу Ивэй

«В продуктах Huawei активно используются технологии искусственного интеллекта: технологии восприятия, распознавания и нейронных вычислений. Интеллектуальная система, разрабатываемая компанией, объединяет программное и аппаратное обеспечение, а также мобильные устройства и облачные сервисы»

— Вы работаете в Huawei на разных позициях уже 17 лет. Как изменилась компания за эти годы?

— Действительно, я уже довольно давно в Huawei. Наблюдать за тем, как эволюционирует мир и компания вместе с ним, очень захватывающе. Huawei появилась на рынке телекоммуникаций в 1987 году, сейчас же продукты и сервисы бренда доступны в 170 странах мира, а совокупная аудитория пользователей составляет треть населения Земли. Сегодня Huawei лидирует не только в сфере телекоммуникаций, но и на рынке потребительской электроники, разрабатывает IT-решения и развивает облачные сервисы. Большое внимание в компании уделяется исследованиям. Сейчас мы вкладываем в R&D (research and development, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — «Ъ») около 14% доходов, что позволяет нам активнее откликаться на нужды и потребности наших пользователей. В продуктах нашей компании активно используются технологии искусственного интеллекта: технологии восприятия, распознавания и нейронных вычислений. Интеллектуальная система, разрабатываемая компанией, объединяет программное и аппаратное обеспечение, а также мобильные устройства и облачные сервисы.

В этом году Huawei выпустила первый в мире коммерческий 7-нанометровый процессор Kirin 980 с двойным нейромодулем. Этим чипсетом мы оснастили флагманские устройства серии Mate 20. Huawei всегда стремится предоставить потребителю самые инновационные и актуальные разработки. Поэтому я особенно горд, что в этом году компания анонсировала устройства и технологии, задающие тренды во всей индустрии, направляющие вектор ее развития.

— Когда к вам пришло понимание, что потребительские устройства станут по-настоящему крупным направлением работы компании?

— Это было логичным продолжением стратегии развития компании. К производству мобильных устройств Huawei пришла, имея за плечами многолетнюю экспертизу в сфере телекоммуникаций. Благодаря исследованиям и опыту присутствия на рынке мы имели представление о том, что от мобильных устройств нужно потребителю. Поэтому когда в компании появились необходимые ресурсы, было принято решение об открытии подразделения потребительской электроники.

Первый смартфон компания выпустила в 2003 году. А в 2008 году мобильные устройства Huawei появились в Западной Европе — Великобритании и Германии. Спустя десять лет в потребительском сегменте Huawei занимает лидирующие позиции как по общемировым продажам, так и на российском рынке.

— До того как переехать в Россию, вы возглавляли представительство Huawei в Польше, и под вашим руководством за два года доля компании на рынке в сегменте мобильных устройств выросла с 1% до 20,4%. Судя по этим цифрам, в Польше у вас складывалось неплохо. Трудно ли было согласиться на переезд в Россию?

— Поскольку я уже почти два десятка лет тружусь на благо Huawei, то компания для меня стала полноценной семьей. И когда я оказался нужен ей здесь, в этом качестве, я с благодарностью принял этот вызов. Это действительно стало вызовом для меня. Россия — огромная страна, с великой культурой и богатой историей. И занять здесь лидирующие позиции, обыграть на одном поле всех конкурентов — задача предстояла почти непосильная. Так что могу сказать, что результаты Huawei в России — это наш большой успех. Но, конечно, нельзя почивать на лаврах, нужно работать и дальше как можно усерднее. А уж в этом мы, как вы знаете, если не чемпионы мира, то претендуем на самые высокие позиции (смеется — «Ъ»).

— Какое значение имеет для Huawei российский рынок сегодня?

— Самое приоритетное. Россия — первый регион, где мы стали строить международный бизнес. В 1997 году офис в Уфе стал первым нашим представительством за пределами Китая. Второй российский офис компании вскоре открылся в Москве.

С тех пор утекло много воды, и за это время мы серьезно укрепили свои позиции в России. На рынке потребительской мобильной электроники мы работаем с 2011 года, при этом значительно упрочили свое положение. В 2015 году Huawei занимала всего 2% рынка, в 2016 году доля выросла до 9%, а в 2017 году — до 14%. Сегодня же за нами уже более 28% российского рынка, и недавно мы вышли на первое место по числу проданных в России смартфонов.

Huawei прочно обосновалась в топе мировых производителей мобильных устройств. Такому положению дел способствуют многие факторы: компания активно внедряет современные разработки, развивает исследовательские центры, регулярно обновляет и расширяет линейку устройств и сотрудничает с крупнейшими участниками рынка. За последние годы стоимость бренда стремительно возросла – это обеспечило компании место в первой сотне рейтинга самых дорогих брендов».

— За счет чего продукты Huawei выбились в лидеры по продажам? В чем ваш секрет?

— Наша миссия — обогащать жизнь людей с помощью коммуникационных технологий и инноваций. Компания постоянно работает над совершенствованием технических характеристик смартфонов, и именно это в первую очередь объясняет наш успех. Мы заботимся о пользователях, которые выбирают наши продукты, и прислушиваемся к их желаниям и нуждам. Также Huawei уделяет особое внимание качеству выпускаемых устройств. С момента основания при производстве наших продуктов мы придерживаемся самых высоких стандартов.

«Инвестиции в R&D — это вложения в будущее бизнеса, на этом нельзя экономить. По всему миру функционирует 14 собственных исследовательских центров и 45 учебных центров Huawei, еще 36 центров инноваций были открыты совместно с нашими партнерами».

Для потребителя также очень важен сервис. Huawei предлагает пользователям несколько каналов обслуживания: офлайн- и онлайн-поддержку для оперативного решения возникших вопросов и проблем. Также клиенты компании могут обратиться в многофункциональный сервисный центр в Москве. В скором времени мы планируем открыть подобные центры и в других крупных городах России.

— Вы говорили об особом отношении Huawei к исследованиям и разработкам новых технологий. Расскажите об этой части работы компании.

— С момента своего основания Huawei ежегодно инвестировала около 10% суммарной выручки в исследования. На сегодня, как я уже отмечал ранее, эта цифра еще выше. Всего за время своего существования Huawei вложила в R&D около $52 млрд. Это вложения в будущее нашего бизнеса, на этом нельзя экономить. По всему миру функционирует 14 собственных исследовательских центров и 45 учебных центров Huawei, еще 36 центров инноваций были открыты совместно с нашими партнерами. А по количеству заявок на патенты компания занимает второе место в Европе.

«Смартфон полностью изменил потребительские привычки человека и вообще нашу жизнь. Например, практически любые платежи сейчас можно осуществить с помощью смартфона. Кроме того, это инструмент для управления всем домом. Это тот самый интернет вещей, о котором многие говорят, и недалек тот день, когда это станет стандартным сценарием для всех».

Российский центр исследований был создан в 2002 году, и сейчас в нем трудятся около 220 человек, которые занимаются разработками в области искусственного интеллекта, облачных решений и алгоритмов. Хотел бы подчеркнуть, что общее количество сотрудников Huawei — около 180 тыс. человек, и из них около 40% заняты в области исследований и разработок.

— Какие еще разработки, помимо технологий искусственного интеллекта, по вашему мнению, будут определять лицо индустрии в недалеком будущем?

— Сегодня мир находится на пороге интеллектуальной революции, и сфера мобильных устройств уже активно вовлечена в этот процесс. Последнее время довольно активно обсуждаются технологии связи пятого поколения. Мне видится, что приход стандарта связи 5G обеспечит пользователей сверхширокополосным мобильным доступом, намного более надежной связью и массовым подключением устройств интернета вещей (Internet of Things, IoT).

Эти три составляющие критически важны для процессов автоматизации промышленности, в концепциях умного дома и даже умных городов, в воспроизведении 3D-видео и элементов дополненной и виртуальной реальности, передачи изображения на 4К-экраны и в работе облачных сервисов. Внушительный опыт в сфере телекоммуникаций позволяет Huawei в числе лидеров предлагать стратегии внедрения технологии 5G. По нашим прогнозам, ведущие мобильные операторы начнут полноценное разворачивание этого стандарта сети уже в 2019 году.

Также актуальны сейчас технологии облачных сервисов. Корпоративным клиентам они помогают справляться с нехваткой ресурсов, инструментов или компетенций, кому-то могут и вовсе заменить собственную IT-инфраструктуру. Да и на бытовом уровне все больше людей держат файлы и прочую информацию в «облаке», потому что это удобно и существенно экономит время.

Но отсюда уже вытекает вопрос защиты пользовательской информации. Тема кибербезопасности — один из самых острых вопросов на повестке дня. Поэтому мы постоянно работаем над усовершенствованием технологий, обеспечивающих конфиденциальность данных. Huawei ежегодно вкладывает в разработку систем защиты информации около 5% от общих инвестиций в сферу информационной безопасности. При этом 2% мировых специалистов, работающих над созданием и совершенствованием этих технологий, — сотрудники Huawei. Во флагманском смартфоне Mate 20 Pro мы объединили сразу два способа биометрической защиты данных: экранный сканер отпечатков пальцев и функцию 3D-распознавания лица.

— Наверное, можно говорить о том, что мобильные устройства в принципе заменяют многие предметы, которые приходилось раньше носить с собой.

— Это правда, смартфон полностью изменил потребительские привычки человека и вообще нашу жизнь. Например, практически любые платежи сейчас можно осуществить с помощью смартфона. Кроме того, это инструмент для управления всем домом. Во многих странах мира уже внедряется система умный дом, и с помощью смартфона пользователи могут управлять целой системой из бытовых устройств. Это тот самый интернет вещей, о котором многие говорят, и недалек тот день, когда это станет стандартным сценарием для всех. И, конечно, Huawei как высокотехнологичная компания не остается в стороне от этого процесса. Мы активно развиваемся в IoT-сфере, где уже занимаем ведущие позиции.