История компании

В 1974 году в Москве открылся Черкизовский мясоперерабатывающий завод. В конце 80-х предприятие возглавил Игорь Бабаев, ставший позже его владельцем. Была проведена модернизация завода, начали развиваться маркетинг и продажи. В последующие годы Игорь Бабаев и его команда, понимая необходимость импортозамещения на рынках продуктов питания, приобретали и реконструировали птицефабрики, свинокомплексы, комбикормовые и мясоперерабатывающие заводы.

2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020

На базе АПК «Черкизовский» и АПК «Михайловский» в Москве создается ОАО «Группа Черкизово». В новую структуру вошли 8 мясоперерабатывающих предприятий, 5 птицефабрик, 4 свинокомплекса, птицеперерабатывающий и комбикормовый заводы, торговые дома. Гендиректором группы становится Сергей Михайлов, под руководством которого компания начала реализовывать стратегию по достижению лидирующего положения на мясном рынке России.

«Черкизово» проводит успешное IPO на Московской и Лондонской биржах. Спрос на бумаги превысил предложение в четыре раза, и за 27,8% уставного капитала группа получает более $250 млн. Покупателями стали инвесторы из Великобритании, континентальной Европы и России. Рыночная капитализация «Черкизово» находится на уровне $904,1 млн. «Черкизово» становится одной из первых российских аграрных компаний, разместивших акции на бирже. Вырученные средства позволяют группе начать развивать бизнес ускоренными темпами.

«Черкизово» покупает компанию «Куриное царство» — четвертого в стране производителя птицы с активами в Брянской и Липецкой областях. Покупка «Куриного царства» позволила «Черкизово» стать безусловным лидером на российском рынке мяса птицы и сделала группу владельцем ведущих торговых марок охлажденной и замороженной продукции.

Группа «Черкизово» запустила первые очереди построенных с нуля современных свинокомплексов в Центрально-Черноземном регионе. Строительство объектов позволило группе значительно повысить рентабельность сегмента свиноводства, а рост операционной эффективности на новых предприятиях обеспечил поддержку доходности бизнеса даже в период экономического спада.

Впервые в истории группы ее консолидированная выручка превышает знаковую отметку в $1 млрд. На тот момент «Черкизово» занимает 3,5% российского рынка мясопереработки и 4,4% — рынка свинины. Спрос на мясные продукты в стране тем временем начинает стабилизироваться после экономического кризиса 2008 года, а российские власти начинают поддерживать местных производителей, стремясь повысить самообеспеченность по мясу птицы и свинине до 90%. Этот год стал ключевым этапом развития «Черкизово», когда масштабные инвестиции прошлых лет начали приносить финансовую отдачу.

«Черкизово», развиваясь до этого в Центральной России и Черноземье, выходит в самый западный российский регион. Группа покупает мясокомбинат «Отечественный продукт» в Калининградской области. Предприятие было приобретено для его последующего перепрофилирования под выпуск деликатесной продукции (копченостей, ветчины, вареных колбасных изделий). Это соответствовало стратегии компании по увеличению в своем портфеле высокомаржинальной продукции, ориентированной на высокие ценовые сегменты рынка. Кроме того, завод был расположен в свободной экономической зоне с таможенными преференциями, что способствовало более эффективной реализации товаров с высокой добавленной стоимостью на европейской части России. В том же году группа выходит в прибыль в сегменте мясопереработки и выводит этот бизнес на новый уровень.

«Черкизово» заключила крупнейшую на тот момент сделку в АПК России, купив компанию «Моссельпром», которой принадлежит один из самых популярных брендов охлажденной птицы в Москве. В результате сделки в сегмент птицеводства «Черкизово» вошли четыре птицефабрики для выращивания цыплят-бройлеров, мощностью примерно 67 тыс. тонн готовой продукции в год, инкубатории на 68 млн яиц в год и три убойных цеха совокупной производительностью 215 тыс. голов в день. Сделка также позволила «Черкизово» выйти в новые регионы Курской и Тульской области и заметно увеличить присутствие на полках магазинов.

В сегменте свиноводства в том же году группа «Черкизово» достигла знакового показателя, выпустив более 1 млн голов свиней.

«Черкизово» создала совместное предприятие с испанской Grupo Fuertes — европейским лидером по выпуску мяса индейки. Это позволило компании сделать первый шаг на новый динамично растущий и прибыльный рынок. Стороны договорились вложить в проект около €100 млн, построив в Тамбовской области комплекс по производству до 50 тыс. тонн мяса индейки в год. Российский рынок индейки тогда оценивался всего в 130 тыс. тонн в год, что соответствовало среднему потреблению на душу населения в размере 0,9 кг. В странах Европы этот показатель составлял в то время около 3,3 кг, в США — 8 кг.

В том же году «Черкизово» создала растениеводческий дивизион. Группа приобрела около 30 тыс. га сельскохозяйственных земель в Воронежской области — наиболее плодородном регионе страны, получив впечатляющий урожай в 115 тыс. тонн зерновых. Это позволило ей снизить зависимость от волатильного зернового рынка страны и увеличить степень вертикальной интеграции. Сделанные в том году инвестиции в растениеводство и производство кормов снизили издержки и повысили операционную эффективность компании.

«Черкизово» заключила новую сделку в мясопереработке: группа купила комбинат «Данковский» в Липецкой области. Убойная мощность завода — около 500 свиней в смену, а мощность по производству готовой продукции — около 68 тонн в сутки. В дальнейшем мощности предприятия, выгодно расположенного неподалеку от существующих свиноводческих ферм «Черкизово», будут расширены, что позволяет экономить на доставке сырья. После модернизации комбината мощность линии убоя «Данковского» увеличится до более 120 тыс. тонн в год. Производство свинины в России продолжает увеличиваться, и потребность в современных убойных предприятиях возрастает.

Продолжая консолидацию птицеводческих активов, «Черкизово» приобрела компанию «Лиско-бройлер» — крупнейшего игрока в Воронежской области и одного из лидеров рынка Центрального и Южного федеральных округов. На момент сделки «Лиско-бройлер» производил около 95 тыс. тонн мяса птицы в живом весе в год. Активы компании включали в себя семь птицеводческих площадок, комплекс убоя и переработки на 9 тыс. голов в час, инкубаторий мощностью 80 млн яиц в год, комбикормовый завод, элеватор на 100 тыс. тонн единовременного хранения.

Приобретение «Лиско-бройлер» заметно увеличило масштабы бизнеса «Черкизово». Производственные мощности группы по птицеводству достигли знакового показателя в 500 тыс. тонн в год в живом весе. Благодаря сделке группа улучшила присутствие в южных регионах страны.

Grupo Fuertes, партнер «Черкизово» по проекту «Тамбовская индейка», покупает 5,06% акций группы за $30 млн. Сделка произошла на фоне сокращения инвестиций западных компаний в Россию. Как отмечали в Grupo Fuertes, партнеров объединяет общий «деловой язык»: долгосрочные цели, лидерские позиции, прозрачность, модернизация. Кроме того, обе компании выросли в агрохолдинги из семейных бизнесов, основанных на любви к сельскому хозяйству. В Grupo Fuertes видят «Черкизово» как группу, определяющую вектор развития агробизнеса в России, и потенциально крупнейшего экспортера российского продовольствия. Впоследствии Grupo Fuertes увеличит долю в «Черкизово» до 8%, оставаясь акционером группы по сей день.

В этом же году «Черкизово» запускает крупнейший в Европе инкубаторий «Донской» — первую очередь масштабного птицеводческого комплекса «Елецпром» в Липецкой области. Инвестиции в строительство объекта превысили 1,7 млрд руб. Новое производство мощностью более 240 млн яиц в год на тот момент полностью обеспечивало потребности группы в суточных цыплятах. В целом «Елецпром» включает бройлерные площадки на 10 млн мест, четыре площадки для содержания родительского стада и ремонтного молодняка на 900 тыс. голов. Открытие инкубатория позволило сделать новый технологический рывок в российском птицеводстве.

«Черкизово» выходит на внешние рынки. Продукция группы из мяса птицы получает сертификацию по стандартам халяль ОАЭ и Египта, благодаря чему начинается экспорт в эти мусульманские страны продуктов под брендами Latifa и Dajajti, разработанных специально для иностранных рынков. Кроме того, внедрены стандарты, действующие в Китае и других странах Юго-Восточной Азии, а крупнейшее предприятие группы по производству мяса птицы, расположенная в Пензенской области Васильевская птицефабрика, получает сертификат, подтверждающий соответствие строгим ветеринарным и санитарным требованиям ЕС. Тогда же «Черкизово» становится членом торгового контроля и экспертизы Европейской комиссии.

Группа «Черкизово» открыла в Московской области собственный Научно-испытательный центр (НИЦ). Это единственный в российском агробизнесе лабораторный комплекс европейского уровня, специализирующийся на исследованиях и разработке продуктов питания. Площадь его лабораторий занимает 1,5 тыс. кв. м. Инвестиции в создание НИЦ составили €10 млн евро. Ежегодно центр проводит около 1 тыс. тестов, включая самые сложные лабораторные исследования по всем направлениям сельскохозяйственной деятельности. Также НИЦ ведет научно-исследовательскую работу по развитию геномики и молекулярной биологии, ветеринарно-санитарной экспертизы, аналитической химии.

В Тамбовской области запущен завод по производству продукции из мяса индейки под брендом «Пава-Пава». Предприятие охватывает всю производственную цепочку: выпуск комбикормов, выращивание, убой и переработку. Завод производит медальоны, гуляш, азу, стейки, голень, крыло и субпродукты из мяса индейки, а также полуфабрикаты. Полная мощность предприятия на тот момент — 45 тыс. тонн мяса индейки в убойном весе, а по итогам 2017 года было реализовано 27 тыс. тонн продукции. В 2020 году «Черкизово» и Grupo Fuertes запустят вторую очередь «Тамбовской индейки», что позволит увеличить мощность производства до 85 тыс. тонн в год, а также анонсируют планы по строительству третьей очереди, которая даст возможностью нарастить выпуск мяса индейки до 130 тыс. тонн в год.

«Черкизово» запускает первый в России полностью роботизированный завод по производству колбас в Кашире — крупнейший среди подобных предприятий в Европе. Производство мощностью 30 тыс. тонн в год позволит группе занять более 30% российского рынка сырокопченых колбас. Это первое в отрасли предприятие, в основу которого заложены принципы Индустрии 4.0, когда все процессы полностью автоматизированы, а влияние человеческого фактора на производстве сведено к минимуму. Обычно на подобных заводах работают около 700 человек, в то время как на каширском предприятии «Черкизово» — менее 200 сотрудников. Концепция завода-робота с единой IT-системой управления будет в дальнейшем использоваться и для других производственных площадок «Черкизово».

В этом же году группа «Черкизово» заключила несколько знаковых сделок. Компания покупает «Алтайский бройлер» — одного из крупнейших игроков на рынке мяса птицы в Сибири с объемом производства 58 тыс. тонн готовой продукции в год. Приобретение позволило группе увеличить долю на российском рынке птицы до 12% и открыло ей доступ на рынок Сибири. Кроме того, группа «Черкизово» получила в управление предприятия «Белой птицы», которые могут производить до 120 тыс. тонн мяса в год. Сделка помогла «Черкизово» еще больше укрепить позиции на рынке продуктов из мяса птицы в Центральном федеральном округе — ключевом регионе присутствия.

Общий земельный банк «Черкизово» достиг 300 тыс. га, что сделало группу одним из крупнейших владельцев сельхозземли в России. Валовый урожай вырос на 24%, до 593 тыс. тонн. Оптимизация севооборота, рост урожайности и увеличение площади культивируемых земель привели к росту объемов производства большинства культур, особенно пшеницы и кукурузы. «Черкизово» производит весь необходимый объем кормов для сегментов птицеводства и свиноводства. А треть потребностей группы в компонентах кормов — зерновых и масличных — обеспечивается собственным урожаем.

Параллельно «Черкизово» становится заметным игроком и среди поставщиков продуктов питания для HoReCa. Укрепление сотрудничества с крупнейшими сетями ресторанов быстрого питания — McDonald’s, Burger King и KFC — позволило группе более чем в два раза увеличить выручку в этом канале, а продажи мяса птицы в сегменте выросли на 95%. Группа является одной из немногих российских компаний, которые могут выполнять строгие требования зарубежных лидеров рынка быстрого питания.

Группа «Черкизово» начала новый масштабный проект — строительство маслоэкстракционного завода (МЭЗ) в Елецком районе Липецкой области. Инвестиции в строительство предприятия мощностью около 2,5 тыс. тонн продукции в сутки оцениваются в 7,2 млрд руб. с учетом НДС, запуск завода запланирован на 2022 год. Проект — еще один элемент стратегии «Черкизово» по выстраиванию вертикальной интеграции бизнеса. Собственная переработка масличных культур позволит группе получать корма для птицы по более низким ценам. Для обеспечения предприятия сырьем «Черкизово» планирует сконцентрироваться на производстве сои и наращивать долю производства данной культуры в общем объеме растительной продукции.

Осенью группа «Черкизово» закрыла сделку по приобретению у компании Cargill завода по производству полуфабрикатов из мяса птицы в Тульской области. Основным потребителем продукции завода является сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s. Сделка позволит «Черкизово» значительно нарастить представленность компании в канале фудсервис, который в перспективе может приносить до 20% выручки «Черкизово» (в 2019 году - 5%).