22 июня 1941 года в жизни «Аэрофлота» начался новый, военный, этап, во время которого пилоты и технический состав Гражданского воздушного флота (ГВФ) проявили себя с самой лучшей стороны. А полученная в те годы закалка помогла преодолеть все трудности, возникавшие затем на пути к признанию «Аэрофлота» одной из ведущих авиакомпаний мира.
«С первых же дней отечественной войны, — писал в 1942 году начальник Политического управления ГУ ГВФ бригадный комиссар
Но ценные навыки летчиков «Аэрофлота», как подчеркивал
«Большую работу на фронте проводят летчики гражданской авиации, летающие и на своих „мирных“ самолетах. Они эвакуируют раненых, ведут разведку войск противника, поддерживают связь с партизанскими отрядами, доставляют боеприпасы и продовольствие, консервированную кровь, медикаменты
Никакого преувеличения в словах бригадного комиссара не было. 23 июня 1941 года Совет народных комиссаров СССР утвердил «Положение о Главном управлении Гражданского воздушного флота на военное время», которым ГУ ГВФ в оперативном отношении переподчинялось Народному комиссариату обороны СССР. А уже 9 июля 1941 года заместитель наркома обороны и начальник Генерального штаба
«Развернуть летную работу особых авиационных групп ГВФ для обслуживания действующих частей Красной Армии».
Одновременно начальник Генштаба подписал положение об особых авиагруппах, определявшее задачи новых формирований:
«Особые авиагруппы ГВФ осуществляют: перевозки начсостава, раненых, медикаментов, вооружения, боеприпасов, литературы; обеспечивают связь между армиями, дивизиями и выполняют другие задания, направленные на обеспечение боевых задач частей Красной Армии.
Авиагруппы ГВФ подготовляют аэродромы и организуют на них санитарные базы для встречи и дальнейшего направления в госпитали больных и раненых, доставляемых на самолетах ГВФ из действующих частей Красной Армии и ВМФ».
При этом практически весь прежний объем транспортных авиаперевозок оставался зоной ответственности «Аэрофлота». Кроме того, в постановления Государственного комитета обороны (ГКО) о налаживании необходимого производства, строительстве важнейших объектов и прочих срочных и важных делах непременно добавлялся пункт, «обязать ГУ ГВФ» обеспечить ускоренную доставку грузов и людей для данного объекта. А с осени 1941 года «Аэрофлот» обеспечивал перегон с Аляски самолетов, поставляемых СССР союзниками.
Насколько важен и ценен был этот труд для страны, свидетельствовало то, что уже 26 ноября 1941 года большая группа летчиков, бортмехаников и инженеров «Аэрофлота» была удостоена боевых наград; 36 из них наградили орденом Красного Знамени, 72 — Красной Звезды, 47 получили медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». А двое,
14 января 1942 года особые авиагруппы ГВФ были включены в состав действующей армии, а в ноябре того же года их переформировали в отдельные авиаполки ГВФ. По решению ГКО все транспортные самолеты ГВФ
Многообразию функций «Аэрофлота» во время войны и тому, как их удавалось выполнять, остается только удивляться. К примеру,
«Этот вопрос был поставлен перед начальником Главного управления гражданского воздушного флота тов. Молоковым, которым 22 апреля дано распоряжение командиру особой авиагруппы связи тов. Пряженникову о выполнении заданий санавиастанции в объеме 250 летных часов во II квартале и одновременно дано распоряжение о выделении для обслуживания этой санавиастанции двух самолетов».
Своими спасителями обоснованно считали летчиков «Аэрофлота» и партизаны. Так, в приказе командующего Первым Прибалтийским фронтом генерала армии
«105 гоап за 1943 год доставил партизанским бригадам 144 265 кг боеприпасов, вооружения и других спецгрузов, перебросил 3001 чел., в том числе около 2000 чел. раненых и больных партизан на нашу территорию. За 1944 год (за три месяца 1944 года.- „Ъ“) доставил боеприпасов и спецгрузов 86 271 кг и перебросил в интересах партизан 1260 чел.
Полк произвел 3277 вылетов, действуя ночью преимущественно с посадкой на площадки у партизан».
Этот,
А планирование возвращения «Аэрофлота» к мирной жизни началось еще до Победы. 22 апреля 1945 года ГКО предписал возобновить выпуск
Правда, новый этап истории «Аэрофлота» можно было назвать абсолютно мирным довольно условно.
Сторонним наблюдателям могло показаться, что «Аэрофлот» шаг за шагом отделяется от
Ярким свидетельством возвращения самостоятельности «Аэрофлота» можно было счесть новое расположение Центрального московского аэродрома ГВФ. Долгие годы он базировался на военном аэродроме имени
Это, однако, создавало для «Аэрофлота» и его пассажиров немало проблем. Для того, чтобы добраться во Внуково, нужно было, как говорилось в постановлении ГКО, привести железнодорожную ветку к этому аэропорту «в состояние, пригодное для движения пассажирских поездов». А автобусы были выделены в очень ограниченном количестве.
В новом аэропорту не было ни достаточной обеспеченности связью для нормального функционирования, ни общественного питания. Кроме этого, возникли проблемы с продажей билетов, и, чтобы пассажиры не ездили за ними во Внуково, было решено открыть в центре столицы, на первом этаже гостиницы «Метрополь», Московское агентство «Аэрофлота».
Однако все эти трудности не пугали ни руководителей, ни сотрудников «Аэрофлота».
Пресса отмечала, что еще никогда у советской гражданской авиации не было таких перспектив развития полетов не только на внутренних, но и на международных линиях. К примеру, трасса, по которой всю войну шел перегон самолетов из Соединенных Штатов, стала грузовой и пассажирской:
«Теперь полеты из Москвы в США,- писали „Известия“,- обыденное явление. Трасса проходит через Якутию, Колыму, Камчатку, Аляску… На трассе — первоклассное радионавигационное оборудование… Летный состав в совершенстве изучил трассу, и дело обходится без воздушных происшествий.
И эта трасса была далеко не единственной. «Аэрофлот» летал в столицы союзных, освобожденных стран:
«Летчики Гражданского воздушного флота регулярно летают в Тегеран, Китай, совершают полеты в Лондон, Париж, Прагу, Варшаву, Белград, Софию, Бухарест, Вену, Будапешт».
Вот только отношения с недавними союзниками стремительно ухудшались. И это сыграло не последнюю роль в том, что «Аэрофлот» остался частью Вооруженных сил СССР. А следовательно, требовалось поддерживать боеготовность транспортной авиации на случай войны. Поэтому продолжались совместные тренировочные полеты экипажей ГВФ и ВВС на задания, приближенные к боевым. Сохранялось и необходимое, по расчетам Генштаба, число транспортных самолетов.
Но одновременно правительство страны пыталось снизить расходы на содержание авиапарка и летного состава «Аэрофлота», устанавливая планы на коммерческое использование его авиатехники. Поэтому каждое авиапредприятие ГВФ стремилось уменьшить расходы, экономя на всем, и увеличить доходы, берясь за любую работу. В результате по воздуху стали возить грузы, представить которые на борту воздушного судна прежде никто не мог,- от соленой рыбы в бочках до хлопка в тюках. К примеру, зимой 1946/47 в Средней Азии перевезли самолетами 19 тыс. тонн хлопка.
Доставка товаров, пассажиров и почты неуклонно росла. И руководство «Аэрофлота» с обоснованной гордостью сообщало о трехкратном, а затем и о пятикратном росте перевозок по сравнению с довоенным временем.
Но при этом возникла конкуренция внутри «Аэрофлота», и в аэропортах отказывались отдавать попутные грузы самолетам «чужого» управления ГВФ, чтобы не снижать собственную выручку. Появлялись и проблемы при взаиморасчетах между авиапредприятиями. В результате многие пилоты жаловались на сложности с дозаправкой на «сторонних» аэродромах, причем даже в ходе регулярных рейсов.
Не лучшим образом отражалась на «Аэрофлоте» и нехватка всего и вся в восстанавливающейся после тяжелейшей войны стране. Так, и два года спустя после превращения Внуково в главный гражданский аэропорт СССР сохранялась крайне напряженная ситуация с доставкой авиапассажиров во Внуково и обратно в Москву наземным транспортом.
Во многих городах, куда пролегли трассы из столицы, роль аэровокзалов играли
После кончины
Кроме того,
Поэтому, несмотря на то что он считал самолеты в военном деле устаревшим и уступающим ракетам во всем видом оружия, производству пассажирских и транспортных лайнеров партией и правительством уделялось огромное внимание. В 1954 году на линии вышел самолет
А в сентябре 1956 года на линию
Немногим позже стал флагманом «Аэрофлота» сверхдальний турбовинтовой
Не столь эффектным, но не менее важным стал выход на линии лайнеров
Огромное значение для «Аэрофлота» имело и то, что
При этом, правда, не обходилось без свойственных
Особое отношение первого секретаря ЦК проявлялось даже в мелочах. Внутри страны «Аэрофлот», по сути, конкурировал только с железными дорогами. И путейцы относились к многочисленным и ярким аэрофлотовским рекламным кампаниям по привлечению пассажиров с плохо скрываемой ненавистью (проводилась, например,
Однако широкий размах в развитии гражданской авиации по своим побочным результатам очень напоминал популярный в начале
Трудящиеся говорят выступающему перед ними на собрании партийному работнику:
— Как так получается? В газетах пишут, что у нас в стране все хорошо, а мяса в магазинах нет…
И тот отвечает:
— Так мы же идем к коммунизму семимильными шагами. Вот скотина за нами и не поспевает, отстала от нас сильно.
Та же самая картина отставания наблюдалась и в наземной инфраструктуре ГВФ. Новые лайнеры требовали увеличенных и, главное, бетонных, а не грунтовых
Нужно добавить к этому, что увеличение протяженности трасс, продолжительности беспосадочных полетов и ограниченное число подходящих по параметрам запасных аэродромов вызвали необходимость улучшить качество прогнозирования погоды. Но и с этим возникли большие трудности. А при невнятной метеосводке и начальники аэропортов, и командиры экипажей предпочитали не рисковать и откладывали вылеты. Что, понятное дело, вызывало недовольство пассажиров, скапливавшихся в тесных залах ожидания аэропортов.
Проблемы решали комплексно и по возможности быстро, развивая метеослужбу и строя новые аэровокзалы. Только вокруг Москвы помимо Шереметьево началось сооружение нового терминала во Внуково и аэропорта Домодедово. А на Ленинградском проспекте в самой столице — возведение огромного для начала
Желающие могли купить дополнительный билет, и их за 12 минут доставляли от аэровокзала прямо к трапу самолета в Шереметьево на вертолетеМи-4 .
Позднее вертолетами стали перевозить транзитных авиапассажиров между московскими аэропортами.
Возникали и еще более оригинальные идеи. К примеру, на рубеже
Однако никакие ученые и журналисты, не говоря уже о летчиках, руководителях наземных служб и всего «Аэрофлота», при всем желании не могли угнаться за полетом мысли
Глава партии, а с 1958 года и правительства СССР высоко ценил успехи гражданской авиации, и в 1963 году, к
Причем
Из самых лучших побуждений первый секретарь ЦК КПСС настаивал на усиленном внедрении авиации в сельское хозяйство — прежде всего для обработки посевов и садов от вредителей. Проводились совещания, выставки, выпускались руководящие документы. Но при этом была допущена одна, казалось бы, незначительная ошибка. Успешность работы сельхозавиации оценивалась по количеству летных часов. Чем больше провели в воздухе пилоты, тем более высокой оказывалась оплата их работы. Так что тех, кто пытался выполнить задание эффективнее, с меньшими затратами полетного времени, наказывали рублем.
Не сразу удалось полноценно наладить и полеты зарубежных авиакомпаний в СССР, о чем также заботился первый секретарь ЦК. Причина была элементарной — в диспетчерских и прочих службах не хватало специалистов, знающих английский язык. Но выход, пусть и не очень изящный, нашли. К примеру, пакистанская авиакомпания заключила с «Аэрофлотом» договор, и в состав ее экипажей, летающих через Москву в Лондон, включали знающего английский сотрудника ГВФ, чьей обязанностью было общение с советскими наземными службами.
Но самым важным стало то, что
Однако на «Аэрофлоте» эта волна критики, по существу, никак не сказалась. Ведь новый лидер страны —
«С борта нашего самолета была передана срочная радиограмма на английском и французском языках: „Военный истребитель делает круги вокруг нашего самолета „
Но до прекращения атаки командир советского самолетаБ. П. Бугаев постоянно маневрировал, выводя лайнериз-под обстрела, и спас советскую делегацию.
В 1966 году его назначили заместителем министра гражданской авиации, в
Поэтому, несмотря на смещение центра тяжести работ в авиастроении в сторону военной техники, «Аэрофлот» продолжал постоянно обновлять свой авиапарк. На авиалиниях появились
При этом приходилось постоянно учитывать факторы, которые впервые явственно дали знать о себе в
Первые масштабные санкции против «Аэрофлота» появились после введения Соединенными Штатами блокады Кубы.
«
Эти рискованные полеты, выполнявшиеся строго по расписанию, продолжались до 1968 года, когда удалось договориться о промежуточной посадке сначала в Алжире, а потом и в Марокко.
К тому времени «Аэрофлот» за рубежом воспринимался как неотъемлемая часть советской государственной системы, а его логотип — как один из символов СССР. Однако не у всех иностранцев это вызывало положительные эмоции. 29 марта 1969 года, через несколько месяцев после ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию, именно на агентстве «Аэрофлота» в Праге сорвали зло недовольные. В американской печати сообщалось:
«Сегодня утром в Праге разыгрался новый серьезный антисоветский инцидент. Разгромлено помещение советской авиационной компании Аэрофлот. Демонстранты устроили костер из обстановки помещения и советских плакатов, приглашавших туристов посетить Советский Союз. В огонь брошены были многочисленные изображения Ленина.
Все это явилось кульминационным пунктом продолжавшейся несколько часов антисоветской демонстрации на Вацлавской площади, в центре столицы. Несколько тысяч человек, собравшихся на площади, выкрикивали антисоветские лозунги и высмеивали советские войска.
Непосредственным поводом для демонстрации явилась победа чехословацкой хоккейной команды над советской на международных состязаниях в Стокгольме. Матч этот, передававшийся по телевидению, закончился со счетом 4:3 в пользу чехов».
А сотрудник американского посольства в Праге Кеннет Н. Скоуг вспоминал о тех событиях:
«Здоровые мужики, совершенно не похожие на обычных студентов, неспешно и спокойно швыряли большие булыжники по окнам „Аэрофлота“. Полиция приехала, только когда все стекла были побиты. А когда приехала, не стала ничего предпринимать».
Инцидент был исчерпан после состоявшегося через несколько дней визита в столицу Чехословакии министра обороны СССР маршала Советского Союза
Однако подобные действия были мелочью по сравнению с тем, что началось после ввода в декабре 1979 года советских войск в Афганистан. В
А после того как 1 сентября 1983 года советский истребитель сбил южнокорейский «Боинг», произошла серия взрывов у агентств «Аэрофлота» в Западном Берлине, Марселе и Амстердаме. Усилились и введенные Соединенными Штатами и поддержанные их союзниками санкции против «Аэрофлота». Его самолеты отказывались обслуживать в зарубежных аэропортах, некоторые страны запретили полеты советских самолетов в свои города, и в итоге появилась коалиция из 17 государств, бойкотирующих «Аэрофлот».
Однако в этой санкционной стене нашлась необходимая советской авиакомпании лазейка:
«Ирландия, -вспоминал
Переговоры велись без огласки и привели к подписанию договора. А это позволило «Аэрофлоту» не прерывать полеты по многим дальним зарубежным маршрутам. Не присоединились к санкциям «Австрийские авиалинии» и «Эр Франс». Так что вскоре
Но новая опасность для «Аэрофлота» пришла откуда не ждали.
Точнее всех происходившее с середины
«После череды смены маразматических генсеков, начиная от позднего Брежнева, Черненко, больного Андропова приход
Однако затем, как вспоминал академик, произошло неожиданное:
«Вслед за машиностроительным комплексом как из рога изобилия посыпались постановления по сельскому хозяйству, энергетике и другим отраслям народного хозяйства. Практически каждое утро, открывая страницы „Правды“, я находил очередное постановление ЦК КПСС и СМ СССР. Невольно закрадывалась мысль, а на какие „шиши“ все это делать? Разве страна способна сразу поднимать все направления народного хозяйства? Была явно забыта заповедь о том ключевом звене, вытянув которое, можно вытянуть и всю цепь.
Все это не преминуло быстро сказаться. Экономику стало лихорадить. Постановления остались на бумаге. Тогда заговорили об „ускорении“. Что это такое? Для нас это было совершенно не ясно. Сплошные лозунги и эмоции. Газеты, партийные съезды, бесконечные совещания — все призывали нас перестраиваться и „ускоряться“».
Как и положено государственной организации, очень дисциплинированно перестраивался и «ускорялся» «Аэрофлот». Но новшества только лихорадили компанию и вели ее к развалу, оформившемуся вслед за распадом СССР. Говорят, что ветераны компании до сих пор не могут без слез вспоминать «лихие девяностые», когда «Аэрофлот» был отброшен к состоянию «Добролета» 1923 года и, по сути, был вынужден начинать все сначала.
Санкции, введенные против «Аэрофлота» в последнее время, оказались едва ли не жестче, чем все предыдущие, вместе взятые. Но, как известно, на малые неприятности не стоит обращать внимания. А крупные — неизбежно заканчиваются.