Вода и молоко ждут знак качества

Что даст маркировка этой продукции потребителям и производителям

С 1 декабря в России вводится обязательная маркировка минеральной воды, а также молочных продуктов сроком годности менее 40 дней (молоко, творог, сметана, йогурт, сливки). По аналогии с другими товарами, где маркировка уже внедрена, покупатели смогут проверять подлинность, качество и безопасность питьевой воды и молочной продукции прямо со смартфона, установив приложение «Честный знак». Как будет работать новая система и что она принесет потребителям и производителям — в совместном проекте Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) и «Ъ».

В очереди за сыром

Маркировка отдельных групп товаров в России внедряется около пяти лет. Старт дала Федеральная налоговая служба (ФНС), которая реализовала проект повсеместной установки онлайн-касс: они дали возможность отслеживать продажу продукции. Затем начались пилотные проекты по маркировке шуб и лекарств. В 2017 году была создана Национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак», которая объединила предыдущие проекты на базе государственно-частного партнерства. С тех пор «Честный знак», оператором которого является ЦРПТ, выступает в качестве универсальной цифровой платформы для маркировки.

В 2019 году стартовала обязательная маркировка табачной продукции, обуви, части лекарственных препаратов. В 2020-м началась обязательная маркировка всех лекарств, шин и покрышек, духов и туалетной воды, фотокамер. В январе 2021 года маркировка стала обязательной для ряда товаров легкой промышленности. С июня 2021 года «Честный знак» появился на мороженом (кроме продукции без молочного жира) и сырах, с сентября — на молочной продукции длительного хранения (более 40 суток), а с 1 декабря требование станет обязательным для молочных продуктов с коротким сроком хранения и для минеральной воды. В перспективе система должна распространиться на всю питьевую воду, а маркировка молока станет обязательной и для фермеров.

Еще до начала обязательной маркировки некоторые участники молочного рынка более двух лет осуществляли ее на добровольной основе. На конец ноября 2021 года в системе «Честный знак» зарегистрировалось более 30 тыс. участников молочного рынка и свыше 12 тыс. производителей, поставщиков и продавцов питьевой воды.

Что мы пьем

Подделка бутилированной воды для недобросовестных предпринимателей остается дешевым и быстрым способом извлечения прибыли. В июле 2019 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов доложил президенту Владимиру Путину, что более четверти продаваемой в стране питьевой воды — поддельная: «Процент фальсификата составляет от 25 до 30%, это в среднем по России, а в некоторых регионах и до 80%». Роспотребнадзор, проверив в 2017–2019 годах более 300 тыс. партий минеральной воды общим весом около 245 тыс. т, выявил нарушения обязательных требований в 135 партиях. Именно тогда в ведомстве предложили маркировать питьевую и минеральную воду: специалисты Роспотребнадзора считают, что нововведение избавит рынок от нелегальной продукции и защитит потребителей от контрафакта, а производителей — от репутационных издержек.

На конец ноября 2021 года в системе «Честный знак» зарегистрировалось более 30 тыс. участников молочного рынка и свыше 12 тыс. производителей, поставщиков и продавцов питьевой воды.

В июле 2019 года спикер Совфеда Валентина Матвиенко отмечала, что на полках часто появляется вода «непонятного происхождения и качества — якобы из Кавминвод, а на деле, в лучшем случае, из ближайшего водопровода». В начале 2021 года Роскачество исследовало 206 торговых марок питьевой воды и выявило нарушения в 65 образцах, а у 59 марок обнаружило признаки фальсификата. В апреле 2021 года генпрокурор Игорь Краснов заявлял: на многих производствах не обеспечиваются санитарные требования при розливе воды, не контролируются ее качество и безопасность, а недобросовестные компании часто подделывают чужие товарные знаки или декларируют состав воды, не соответствующий содержанию бутылки.

Производители действительно страдают от контрафакта. Глава «Холдинг Аква» (владеет брендами «Ессентуки 4» и «Ессентуки 17») Святослав Вильк оценивает потери на уровне более 2 млрд руб. в год. От введения маркировки участники рынка должны оказаться только в плюсе: по данным научно-исследовательского института Минфина, за счет снижения доли нелегальной воды они смогут получить дополнительные 12,7 млрд руб. прибыли.

Коровье ли молоко?

В молочной отрасли фальсификата также традиционно много. По данным Минсельхоза, от 20 до 62% продаваемой продукции не соответствует установленным показателям: по молоку — 20%, по маслу — 36%, по творогу — 62%. При этом в 8–12% молочной продукции заявленные компоненты, например, молочный жир, заменены на более дешевые — растительное масло.

В поддельном молоке вместо животного жира могут оказаться дешевые растительные масла — пальмовое, пальмоядровое, кокосовое или соевое. Но фальсификаторы могут добавить и вещества, способные вызвать пищевые отравления: в поддельное молоко иногда подмешивают мел, соду, известь, борную и салициловую кислоту, гипс, сообщал Россельхознадзор со ссылкой на исследование подведомственного Федерального центра охраны здоровья животных. Есть и другие способы извлечь незаконный доход. Например, сметану могут фальсифицировать кефиром или обезжиренным творогом. Иногда в продукцию добавляют вкусовые добавки и стабилизаторы. Натуральное молоко может подменяться нормализованным, содержание жира в котором вдвое ниже.

Борьбу с фальсификатом в российской молочной отрасли начинал Россельхознадзор. Его система электронной сертификации «Меркурий» стала первым инструментом для борьбы с контрафактом: действие системы распространилось на безопасность молочного сырья в 2019 году. Но потребители не имеют доступа к этой системе. В 2020 году «Меркурий» был интегрирован с «Честным знаком». Это позволяет производителям работать в едином интерфейсе, упрощает работу в обеих системах для малого и среднего бизнеса и минимизирует затраты.

Согласно прогнозам экспертов ВШЭ, добросовестные производители молочной продукции могут получить от введения маркировки дополнительные 10 млрд руб. НИФИ Минфина оценивает выгоду легальных участников рынка от маркировки молока и сливок в 21,9 млрд руб. за шесть лет, сливочного и топленого масла — 65,1 млрд руб.

Затраты производителей на организацию маркировки несопоставимы с их выручкой. Более того, у производителей молока и воды есть возможность получить льготные кредиты на закупку оборудования для маркировки: их выдают Минсельхоз и Фонд развития промышленности.

Сколько стоит качество

Согласно опросу ВЦИОМ, около половины российских потребителей готовы доплачивать до 10% от стоимости за гарантию подлинности и качества продукции. Но пока маркировка не приводит к удорожанию продукции: это продемонстрировала динамика цен на сыры после июня 2021-го. В октябре Росстат констатировал снижение средних цен на сыры, в то время как цены на пищевую продукцию, не подлежащую маркировке, росли.

В НИФИ Минфина полагают, что распространение «Честного знака» на молочную продукцию и минеральную воду не повлечет роста цен: легальной продукции больше не придется конкурировать с подделками. До введения маркировки расценки на контрафакт могли меняться несколько раз в день, что приводило к колебаниям цен и на качественную продукцию. Теперь же, когда на рынке останутся только добросовестные игроки, у государства будет больше возможностей следить за ценами и пресекать их необоснованный рост.

Затраты производителей на организацию маркировки несопоставимы с их выручкой. Более того, у производителей молока и воды есть возможность получить льготные кредиты на закупку оборудования для маркировки: их выдают Минсельхоз и Фонд развития промышленности.

Эксперты считают, что производители смогут сэкономить средства, затраченные на маркировку, за счет ее технологических преимуществ. Она облегчает переход на электронный документооборот и применение интернета вещей — к примеру, производитель сможет наладить поставки «под запрос». Благодаря цифровизации в логистике экономия на обработке грузов может превысить 20%. А затраты, связанные с ошибками персонала при подготовке документации или сборе заказов, должны снижаться вплоть до 95%. В конечном итоге это может уменьшить и себестоимость товаров, и их цену для потребителя.

«При внедрении маркировки и отсутствии роста цен на горизонте шести лет и государство, и бизнес оказываются в плюсе», — отмечала руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина Инна Рыкова.

Лаборатория в смартфоне

Россияне уже успели оценить преимущества маркировки. По данным Русопроса, более 75% опрошенных поддерживают ее введение; 81% считает, что маркировка приведет к сокращению доли или исчезновению контрафактной продукции, говорится в докладе Deloitte «Потребительский сектор России» за 2021 год.

Теперь покупатель — главный проверяющий, контролирующий и оценивающий «орган» для всей маркированной продукции. Скачав на смартфон приложение «Честный знак», он сможет узнать всю историю маркированного товара, считав код Data Matrix (внешне напоминает QR-код, но содержит больше информации). Это цифровой паспорт каждой единицы товара, который появляется на заводе, или на таможне, если продукт ввозится в Россию. Считав код, можно узнать данные о производителе, дате и месте изготовления товара, сроках годности и условиях хранения, а также получить подробное описание. Система «Честный знак» последовательно фиксирует движение продукта на этапах его производства, транспортировки и хранения: благодаря этому, например, не получится продать товар после истечения сроков его годности.

Также приложение распознает штрихкоды (для удобства ознакомления с составом), считывает иные знаки маркировки, а также QR-коды с чеков. Кроме того, через приложение потребитель сможет почти мгновенно подать жалобу — например, если у товара оказалась повреждена упаковка. Такой своего рода дополнительный контроль позволит сделать рынки минеральной воды и молочной продукции прозрачными для государства, выгодными для добросовестных производителей и честными перед потребителями.

Читайте также:

  • Правда и мифы о молочных продуктах

    Как много мы знаем о молоке и молочных продуктах и их влиянии на организм человека? Какое именно молоко и молочную продукцию выбрать, на что именно следует обратить внимание при выборе упаковки, как отличить подделку от легальной продукции, что именно должно содержаться в составе молока и о чем говорит его процент жирности - в материале «Коммерсанта» и ЦРПТ.

    Подробнее
  • Что мы знаем о пользе воды?

    Какие бы полезные для здоровья напитки ни предлагали производители, главной для человека остается чистая вода. Качество воды, которая продается в магазинах, после внедрения системы «Честный знак» можно будет проверить с помощью мобильного приложения. А за количеством питья стоит следить самостоятельно: употребление рекомендуемого минимума воды — одна из составляющих хорошего самочувствия. Достаточно ли воды вашему организму? Ответ — в тесте «Коммерсанта». В его основе — рекомендации ряда врачей.

    Подробнее