Вода и молоко ждут знак качества
Что даст маркировка этой продукции потребителям и производителям
Что даст маркировка этой продукции потребителям и производителям
С 1 декабря в России вводится обязательная маркировка минеральной воды, а также молочных продуктов сроком годности менее 40 дней (молоко, творог, сметана, йогурт, сливки). По аналогии с другими товарами, где маркировка уже внедрена, покупатели смогут проверять подлинность, качество и безопасность питьевой воды и молочной продукции прямо со смартфона, установив приложение «Честный знак». Как будет работать новая система и что она принесет потребителям и производителям — в совместном проекте Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) и «Ъ».
Маркировка отдельных групп товаров в России внедряется около пяти лет. Старт дала Федеральная налоговая служба (ФНС), которая реализовала проект повсеместной установки
В 2019 году стартовала обязательная маркировка табачной продукции, обуви, части лекарственных препаратов. В
Еще до начала обязательной маркировки некоторые участники молочного рынка более двух лет осуществляли ее на добровольной основе. На конец ноября 2021 года в системе «Честный знак» зарегистрировалось более 30 тыс. участников молочного рынка и свыше 12 тыс. производителей, поставщиков и продавцов питьевой воды.
Подделка бутилированной воды для недобросовестных предпринимателей остается дешевым и быстрым способом извлечения прибыли. В июле 2019 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов доложил президенту Владимиру Путину, что более четверти продаваемой в стране питьевой воды — поддельная: «Процент фальсификата составляет от 25 до 30%, это в среднем по России, а в некоторых регионах и до 80%». Роспотребнадзор, проверив в 2017–2019 годах более 300 тыс. партий минеральной воды общим весом около 245 тыс. т, выявил нарушения обязательных требований в 135 партиях. Именно тогда в ведомстве предложили маркировать питьевую и минеральную воду: специалисты Роспотребнадзора считают, что нововведение избавит рынок от нелегальной продукции и защитит потребителей от контрафакта, а производителей — от репутационных издержек.
На конец ноября 2021 года в системе «Честный знак» зарегистрировалось более 30 тыс. участников молочного рынка и свыше 12 тыс. производителей, поставщиков и продавцов питьевой воды.
В июле 2019 года спикер Совфеда Валентина Матвиенко отмечала, что на полках часто появляется вода «непонятного происхождения и качества — якобы из Кавминвод, а на деле, в лучшем случае, из ближайшего водопровода». В начале 2021 года Роскачество исследовало 206 торговых марок питьевой воды и выявило нарушения в 65 образцах, а у 59 марок обнаружило признаки фальсификата. В апреле 2021 года генпрокурор Игорь Краснов заявлял: на многих производствах не обеспечиваются санитарные требования при розливе воды, не контролируются ее качество и безопасность, а недобросовестные компании часто подделывают чужие товарные знаки или декларируют состав воды, не соответствующий содержанию бутылки.
Производители действительно страдают от контрафакта. Глава «Холдинг Аква» (владеет брендами «Ессентуки 4» и «Ессентуки 17») Святослав Вильк оценивает потери на уровне более 2 млрд руб. в год. От введения маркировки участники рынка должны оказаться только в плюсе: по данным
В молочной отрасли фальсификата также традиционно много. По данным Минсельхоза, от 20 до 62% продаваемой продукции не соответствует установленным показателям: по молоку — 20%, по маслу — 36%, по творогу — 62%. При этом в 8–12% молочной продукции заявленные компоненты, например, молочный жир, заменены на более дешевые — растительное масло.
В поддельном молоке вместо животного жира могут оказаться дешевые растительные масла — пальмовое, пальмоядровое, кокосовое или соевое. Но фальсификаторы могут добавить и вещества, способные вызвать пищевые отравления: в поддельное молоко иногда подмешивают мел, соду, известь, борную и салициловую кислоту, гипс, сообщал Россельхознадзор со ссылкой на исследование подведомственного Федерального центра охраны здоровья животных. Есть и другие способы извлечь незаконный доход. Например, сметану могут фальсифицировать кефиром или обезжиренным творогом. Иногда в продукцию добавляют вкусовые добавки и стабилизаторы. Натуральное молоко может подменяться нормализованным, содержание жира в котором вдвое ниже.
Борьбу с фальсификатом в российской молочной отрасли начинал Россельхознадзор. Его система электронной сертификации «Меркурий» стала первым инструментом для борьбы с контрафактом: действие системы распространилось на безопасность молочного сырья в 2019 году. Но потребители не имеют доступа к этой системе. В 2020 году «Меркурий» был интегрирован с «Честным знаком». Это позволяет производителям работать в едином интерфейсе, упрощает работу в обеих системах для малого и среднего бизнеса и минимизирует затраты.
Согласно прогнозам экспертов ВШЭ, добросовестные производители молочной продукции могут получить от введения маркировки дополнительные 10 млрд руб. НИФИ Минфина оценивает выгоду легальных участников рынка от маркировки молока и сливок в 21,9 млрд руб. за шесть лет, сливочного и топленого масла — 65,1 млрд руб.
Затраты производителей на организацию маркировки несопоставимы с их выручкой. Более того, у производителей молока и воды есть возможность получить льготные кредиты на закупку оборудования для маркировки: их выдают Минсельхоз и Фонд развития промышленности.
Согласно опросу ВЦИОМ, около половины российских потребителей готовы доплачивать до 10% от стоимости за гарантию подлинности и качества продукции. Но пока маркировка не приводит к удорожанию продукции: это продемонстрировала динамика цен на сыры после июня
В НИФИ Минфина полагают, что распространение «Честного знака» на молочную продукцию и минеральную воду не повлечет роста цен: легальной продукции больше не придется конкурировать с подделками. До введения маркировки расценки на контрафакт могли меняться несколько раз в день, что приводило к колебаниям цен и на качественную продукцию. Теперь же, когда на рынке останутся только добросовестные игроки, у государства будет больше возможностей следить за ценами и пресекать их необоснованный рост.
Затраты производителей на организацию маркировки несопоставимы с их выручкой. Более того, у производителей молока и воды есть возможность получить льготные кредиты на закупку оборудования для маркировки: их выдают Минсельхоз и Фонд развития промышленности.
Эксперты считают, что производители смогут сэкономить средства, затраченные на маркировку, за счет ее технологических преимуществ. Она облегчает переход на электронный документооборот и применение интернета вещей — к примеру, производитель сможет наладить поставки «под запрос». Благодаря цифровизации в логистике экономия на обработке грузов может превысить 20%. А затраты, связанные с ошибками персонала при подготовке документации или сборе заказов, должны снижаться вплоть до 95%. В конечном итоге это может уменьшить и себестоимость товаров, и их цену для потребителя.
«При внедрении маркировки и отсутствии роста цен на горизонте шести лет и государство, и бизнес оказываются в плюсе», — отмечала руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина Инна Рыкова.
Россияне уже успели оценить преимущества маркировки. По данным Русопроса, более 75% опрошенных поддерживают ее введение; 81% считает, что маркировка приведет к сокращению доли или исчезновению контрафактной продукции, говорится в докладе Deloitte «Потребительский сектор России» за 2021 год.
Теперь покупатель — главный проверяющий, контролирующий и оценивающий «орган» для всей маркированной продукции. Скачав на смартфон приложение «Честный знак», он сможет узнать всю историю маркированного товара, считав код Data Matrix (внешне напоминает
Также приложение распознает штрихкоды (для удобства ознакомления с составом), считывает иные знаки маркировки, а также
Как много мы знаем о молоке и молочных продуктах и их влиянии на организм человека? Какое именно молоко и молочную продукцию выбрать, на что именно следует обратить внимание при выборе упаковки, как отличить подделку от легальной продукции, что именно должно содержаться в составе молока и о чем говорит его процент жирности - в материале «Коммерсанта» и ЦРПТ.
ПодробнееКакие бы полезные для здоровья напитки ни предлагали производители, главной для человека остается чистая вода. Качество воды, которая продается в магазинах, после внедрения системы «Честный знак» можно будет проверить с помощью мобильного приложения. А за количеством питья стоит следить самостоятельно: употребление рекомендуемого минимума воды — одна из составляющих хорошего самочувствия. Достаточно ли воды вашему организму? Ответ — в тесте «Коммерсанта». В его основе — рекомендации ряда врачей.
Подробнее