Бизнес без бумаги

Какой экономии может достичь малый и средний бизнес за счет перевода документооборота в электронный вид

Отказаться от бумаги в пользу информационных технологий или оставить все, как есть? С каждым годом все больше предпринимателей понимают пользу перевода документооборота в цифровой формат. Преимущества налицо – речь как о финансовых расходах, так и о временных затратах: и та, и другая составляющая сокращается радикально. С точки зрения оптимизации издержек электронный документооборот выступает настоящим подспорьем для предпринимателей. Кроме того, в свете процесса импортозамещения все большую популярность приобретают решения российских вендоров.

Переход на электронный документооборот (ЭДО) затрагивает все больше компаний: согласно Концепции развития ЭДО в хозяйственной деятельности, к 2024 году Федеральная налоговая служба (ФНС) планирует перевести 95% счетов-фактур и 70% накладных в электронный вид. За несданную вовремя отчетность компании получают штрафы от ФНС от 5 тыс. до 30 тыс. руб. по каждому факту нарушения, указывает руководитель направления СЭД/ЕСМ управления бизнес-решений компании «Девелоника» (ГК Softline) Полина Дуйкова. Кроме того, в следующем году планируется обязательный переход на машиночитаемые доверенности (МЧД).

Представители малого бизнеса использовать ЭДО пока не обязаны, однако, по данным онлайн-бухгалтерии «Мое дело», чем меньше бизнес, тем активнее он переводит процессы в цифровой формат. Так, компании с годовой выручкой менее 1 млн руб. используют 33,9% документов в электронной форме, тогда как у организации с выручкой свыше 12 млн руб. эта доля составляет 7,3%.

СМБ важно как можно быстрее получить оплату товара или услуги, а ЭДО позволяет значительно ускорить исполнение договоров. Например, подписание документов через ЭДО происходит в течение одного дня или даже часа, тогда как в бумажной форме этот процесс занимает от 10 до 20 дней. Оплата счетов в электронной форме производится примерно в пять раз быстрее, чем в случае с бумажными аналогами. Также некоторые организации могут отправлять с помощью курьеров всего несколько документов в неделю. «Формально поток небольшой, но стоимость услуг доставки за год может составлять серьезную сумму», — отмечает госпожа Дуйкова. По ее мнению, экономия многократно превысит затраты на сертификат электронной подписи и оплату годового тарифа у оператора ЭДО.

Все больше предпринимателей замечают пользу от цифровых копий документов, проникновение ЭДО растет. Так, в 2021 году количество российских компаний, подключенных к таким системам, увеличилось на 40%, а объем этого рынка по итогам 2022 года может вырасти в 1,5 раза до 10 млрд руб., писал «Ъ» 2 февраля.

Компании столкнулись с необходимостью управлять внутренними процессами в условиях ограниченных ресурсов, нередко и сокращая штат: отсюда осознание бизнесом необходимости цифровизации документооборота, говорит партнер и директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин. На рост интереса к цифровым документам повлияло и подорожание бумаги весной. «За март стоимость упаковки офисной бумаги для принтеров увеличилась на в среднем 500–900%, картриджей — в 2–3 раза», — говорит Дмитрий Махлин, добавляя, что многие в СМБ были вынуждены печатать на черновиках документов, а кто-то ограничивал печать до 1–2 листов в день. На фоне подорожания печати экономия от перехода на ЭДО увеличилась «минимум в 1,5 раза», — оценивает эксперт.

ЭДО сегодня – «мощный бизнес-инструмент», который оптимизирует работу компании, помогает сотрудникам снять рутинную нагрузку и работать продуктивнее

Кроме того, на отношение бизнеса к цифровизации документооборота повлиял выход в ноябре 2021 года № 377-ФЗ о переходе к электронному кадровому документообороту. Появились первые успешные кейсы с открытыми результатами, и это полностью изменило отношение бизнеса к подобным системам, утверждает господин Махлин. ЭДО сегодня — «мощный бизнес-инструмент», который оптимизирует работу компании, помогает сотрудникам снять рутинную нагрузку и работать продуктивнее, согласна Полина Дуйкова.

В этом году наблюдается тренд на замену иностранных систем ЭДО на отечественные решения, отмечает директор направления «Электронный документооборот» IT-компании «Крок» Василий Мухин. Впрочем, это относится к тем немногим представителям, которые уже могли себе позволить использование иностранного ПО», добавляет он. Кроме того, многие разработчики стали учитывать возросший спрос на ЭДО в развитии уже существующих решений: «Например, разработчики CRM добавляют к системам такой функционал».

На фоне бума на импортозамещенные решения на рынке появилось много российских вендоров, которые предлагают решения по ЭДО, добавляет Полина Дуйкова. Так, подобный сервис запустил МегаФон — отправка в электронном виде актов, счетов-фактур, накладных и других документов стоит от 4 руб. за штуку, а их получение — бесплатно. Платформа МегаФона сотрудничает с 26 операторами ЭДО, то есть позволяет работать клиентам с контрагентами независимо от того, какой системой электронного документооборота они пользуется.

Для упрощения жизни с помощью онлайн-конструктора «МегаФон ПроБизнес» клиенты оператора могут пользоваться и льготными условиями (скидки до 50%) на услуги логистики, аналитики, создания сайтов, онлайн-бухгалтерии, безопасности и управления продажами по подписке. Это позволяет компаниям экономить в среднем от 3 тыс. руб. на каждом сервисе в месяц в зависимости от объема затрат на услуги. Скидки предлагаются, например, на услуги транспортной компании «Деловые линии», службу доставки Boxberry, онлайн-бухгалтерию «Мое дело», покупку и продление антивируса Kaspersky, конструктор сайтов Nethouse, платформу для мониторинга ассортимента и цен конкурентов Metacommerce.

Наталья Талдыкина

Директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона

Налицо общая тенденция стремления бизнеса к цифровизации рутинных процессов. Если раньше возможностью быстрой передачи документов и автоматизации ручных операций интересовались в первую очередь крупные игроки, то сейчас весьма заметен спрос на ЭДО со стороны компаний малого и среднего бизнеса.

Что касается нашего сервисного конструктора, то партнеры для него были выбраны по итогам исследования потребностей клиентов в сегменте СМБ, которое провел МегаФон. Больше аутсорса, автоматизации и цифровизации — бизнес идет туда, где может получить комплексный продукт в «едином» окне, и появление «ПроБизнеса» было в том числе продиктовано этим.

Читайте также:

  • Технологии включают бизнес

    Как мобильная реклама становится для СМБ полноценной альтернативой привычным зарубежным платформам

    Несмотря на то, что в любом кризисе принято видеть потенциал для развития и новых возможностей, 2022 год стал для многих предпринимателей одним из самых тяжелых в истории. Не облегчает ситуацию и уход с российского рынка целого ряда зарубежных рекламных площадок, привычных для бизнеса. Впрочем, им есть альтернатива: спрос среди компаний СМБ наращивает таргетированная мобильная реклама, и настоящим выходом для предпринимателей становятся платформы телеком-операторов, располагающих инструментами аналитики и массой обезличенных данных об абонентах.

    Подробнее
  • Безопасность прежде всего

    Почему защита IT-инфраструктуры должна быть на первом плане для бизнеса

    Век информационных технологий накладывает на предпринимателей дополнительные обязательства. Речь о сохранности персональных данных пользователей и противодействии кибератакам. Вне зависимости от размера бизнес может оказаться мишенью злоумышленников. Даже СМБ рискует пострадать и понести в результате финансовый ущерб и репутационный урон. Чтобы купировать эти угрозы, бизнес привлекает помощь сторонних компаний, которые специализируются на работе с малым бизнесом – например, телеком-операторов.

    Подробнее