СМП в авангарде новой мировой логистики

Развитие Северного морского пути (СМП) идет рекордными темпами, с 2024 года по нему будет обеспечена круглогодичная навигация. Сможет ли он стать альтернативой Суэцкому каналу и соединить разорванные глобальные цепочки поставок? Эксперты уверены, что такие шансы есть.

Сейчас перед национальным проектом «Развитие Северного морского пути» стоит задача по увеличению грузопотока до 110–120 млн тонн в 2030-м. В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» этот показатель еще выше — 160 млн тонн в год. Единственным оператором СМП с 2018 года является Госкорпорация «Росатом», которая координирует работу всех участников Северного морского пути, в том числе и портовых властей, судовладельцев и грузовладельцев. Такое решение было принято, поскольку без атомных ледоколов развитие и использование СМП сложно себе представить.

По мнению директора дирекции Северного морского пути «Росатома» Вячеслава Рукши, около 10–15% грузопотока из Суэцкого канала вполне можно переориентировать на Северный морской путь. «Если посмотрите структуру грузопотока Суэцкого канала, а он есть в открытом доступе, станет понятно, что грузопоток, который может тяготеть к нам [СМП], на мой взгляд, — это 10–15%», — сказал Рукша.

Контейнеровоз Ever Green в Суэцком канале

Слабым местом Суэцкого канала в последнее время являются «пробки». Движение судов может нарушить как снижение уровня воды в канале, так и столкновения судов. Например, один из таких инцидентов произошел поздно вечером 22 августа 2023 года, когда столкнулись танкер-продуктовоз Burri под флагом Каймановых островов и танкер-газовоз, перевозящий сжиженный природный газ (СПГ) BW Lesmes под флагом Сингапура. А летом 2021 года в Суэцком канале сел на мель мегаконтейнеровоз Ever Given, в результате чего движение по каналу было полностью блокировано на неделю. В «Русатом карго» (входит в ГК «Росатом») заявляли, что ситуация в Суэцком канале может серьезно поменять мировую логистику и отношение перевозчиков и грузовладельцев к потенциальным возможностям СМП как альтернативы.

Основным поводом для сомнений в успешной конкуренции является тот факт, что из-за суровых климатических условий маршрут не всегда доступен, однако введение круглогодичной навигации, о которой 22 ноября на Правительственном часе заявил вице-премьер российского правительства Александр Новак, снимает эти вопросы. «Для развития отрасли создан центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который может серийно выпускать линии сжижения природного газа в Мурманске. На этом фоне особое значение приобретает Северный морской путь», — добавил господин Новак.

Зеленая альтернатива

Как отмечается в обзоре Института исследований развивающихся рынков Московской школы управления «Сколково», у СМП есть важное преимущество — в экологичности перевозок. «Использование Северного морского пути [вместо Суэцкого канала] снизит выбросы парниковых газов на 23%, а при использовании сжиженного природного газа в качестве топлива — на 38%», — отмечается в обзоре экспертов «Сколково».

Согласно данным, которые приводятся в обзоре, в среднем перевозка 1 млрд тонн грузов на маршруте Шанхай — Роттердам (10,5 тыс. морских миль) приводит к выбросам около 22,3 млн тонн СО2. Использование более короткого маршрута через Северной морской путь (8 тыс. морских миль) могло бы снизить выбросы на 5,1 млн тонн, а при условии использования СПГ в качестве топлива для танкеров — еще на 3,4 млн тонн. В долгосрочной перспективе использование атомного флота и зеленых водорода или аммиака в качестве топлива привело бы к снижению выбросов до нуля. Кстати, уже сейчас русская Арктика стала одним из мировых центров производства СПГ (Ямал СПГ, Арктик СПГ-1, Арктик СПГ-2, Арктик СПГ-3, Печора СПГ), а ведь еще не все проекты вышли на свою проектную мощность.

Россия не просто предлагает активно использовать его транзитный потенциал, скажу больше, мы приглашаем заинтересованные государства к прямому участию в его развитии, готовы обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение

Производство СПГ — это не только экологически чистое топливо, но и загрузка СМП. По оценкам экспертов, после запуска трех очередей «Арктик СПГ — 2» планируемый ежегодный объем перевозок СПГ по СМП в восточном направлении составит 20 млн тонн, ежемесячно на СМП будет осуществляться 22 рейса с СПГ в восточном направлении с перевалкой на Камчатке и 27 рейсов с СПГ в западном направлении, которые будут переваливаться на терминале в Мурманской области. «Начало перевозок СПГ по устойчивому восточному маршруту СМП на круглогодичной основе окончательно превратит СМП в международный транспортный коридор», — отметил заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов.

Международный транспортный коридор

Несмотря на очевидные плюсы развития СМП для экономики и промышленности России, потенциал от него для геополитических интересов нашей страны может быть намного больше. Именно поэтому Северный морской путь следует рассматривать именно как международный проект.

«К Северному морскому пути проявляют интерес и неарктические страны, в том числе азиатские. Для них это, в частности, рынок промышленного оборудования, средств производства, транспорта. В Северном Ледовитом океане можно встретить китайские и корейские суда», — уверен председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин.

Атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь»

О широких возможностях использования СМП иностранными участниками также заявлял и президент России Владимир Путин во время своего недавнего визита в Пекин, выступая на третьем Международном форуме «Один пояс, один путь». «Что касается Северного морского пути, Россия не просто предлагает активно использовать его транзитный потенциал, скажу больше, мы приглашаем заинтересованные государства к прямому участию в его развитии, готовы обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение», — подчеркнул Владимир Путин.

По мнению российского лидера, создание международных и региональных логистических торговых маршрутов объективно отражает глубинные изменения, которые происходят в мировой экономике, новую роль, которую играют страны азиатско-тихоокеанского региона, глобального юга, другие центры роста и развития. «С учетом этого Россия, которая в следующем году будет председательствовать в расширенном БРИКС, выступила с инициативой учредить в рамках этого объединения постоянно действующую комиссию по транспортной логистике, которая с участием членов БРИКС, стран-партнеров нашего объединения, других заинтересованных государств могла бы заняться вопросами развития международных транспортных коридоров во всем их комплексе», — отметил Путин.

Читайте также:

  • Теория большого прорыва

    Современный мир остро нуждается в источниках чистой энергии, решить проблему энергодефицита можно с помощью атомной генерации. Согласно данным МАГАТЭ, в настоящее время в разных странах строится в общей сложности 58 энергоблоков суммарной мощностью более 59 ГВт., причем Россия является бесспорным мировым лидером по экспорту атомных технологий.

    Подробнее
  • Деление ядра

    Сегодня российская атомная промышленность — признанный мировой лидер. Российская государственная корпорация по атомной энергии занимает 88 процентов глобального рынка экспорта атомных технологий. При этом 98 процентов применяемых Росатомом решений и технологий в сооружении АЭС не зависят от импорта, а, следовательно, обеспечивают национальный технологический суверенитет и независимость от санкционных и логистических рисков.

    Подробнее