Двадцать железнодорожных дел

Расскажем о том, что холдинг РЖД сделал за двадцать лет своей работы и продолжает делать

Трижды перевезли планету

Железнодорожный транспорт — самый устойчивый и самый надежный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. За двадцать лет ОАО РЖД перевезло более 23 млрд человек (все население планеты примерно три раза). Компания работает по расписанию в любых условиях. Ежегодно услугами холдинга РЖД пользуется свыше 1 млрд пассажиров в год.

ОАО РЖД постоянно наращивает перевозки пассажиров. В 2022 году компанией перевезено 1 135,2 млн пассажиров, что на 7,7% больше, чем в 2021 году. За восемь месяцев 2023 года перевозки пассажиров выросли на 4,6%, до 785,6 млн, причем в дальнем следовании объем перевозок увеличился на 12%, до 83 млн пассажиров.

Для удобства пассажиров ОАО РЖД развивает цифровые сервисы. Сегодня 76% билетов приобретается пассажирами через электронные сервисы — сайт и мобильное приложение (первые электронные билеты начали продавать в 2009 году).

Отдельное внимание ОАО РЖД уделяет перевозкам детей к местам отдыха. Уже восемь лет компания предоставляет скидки в размере 50% на проезд детей от 10 до 17 лет включительно в период летних каникул.

Обновляют пассажирские вагоны

ОАО РЖД обеспечивает пассажиров самым современным подвижным составом. За двадцать лет приобретено почти 21 тыс. современных вагонов дальнего следования и 9,5 тыс. вагонов электропоездов пригородного сообщения отечественного производства. Компания приобретает практически весь объем пассажирских вагонов, который производится в стране.

В 2010 году вагоностроители по заказу ОАО РЖД приступили к производству двухэтажных пассажирских вагонов — первый заказ компании включал сразу 38 купейных вагонов, четыре СВ, четыре купейных штабных, четыре вагона-ресторана. Двухэтажные вагоны вмещают почти вдвое больше пассажиров, позволяя удовлетворять стабильно высокий спрос на перевозки, особенно летом. В 2013 году первый двухэтажный поезд начал курсировать между Москвой и Адлером, а на сегодняшний день маршрутная сеть «двухэтажек» насчитывает 26 пар поездов на 20 направлениях.

Ежегодно компания закупает несколько сотен пассажирских вагонов. Если в 2003 году на железные дороги поступил 391 пассажирский вагон, то в 2023 году планируется закупить 550 пассажирских вагонов локомотивной тяги и 220 вагонов моторвагонного подвижного состава.

ОАО РЖД обновляет парк новейшими образцами техники. Так, в 2022 году приобретено 140 вагонов электропоездов «Ласточка», 220 вагонов электропоездов серий ЭП3Д и ЭП2Д (в производстве — с 2016 и 2015 года соответственно), 26 вагонов рельсовых автобусов серии РА-3 («Орлан», выпускается с 2019 года), 157 вагонов локомотивной тяги. Новый подвижной состав запущен в пригородном сообщении на территории 34 субъектов РФ.

Выпустили «птичек»

Благодаря ОАО РЖД за последние десятилетия на железнодорожной сети появились новые современные пассажирские поезда, которые, по сложившейся традиции, получают «птичьи» имена.

«Сапсан»

Для перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом были закуплены высокоскоростные поезда, получившие в России имя самого быстрого сокола на планете. С декабря 2009 года они курсируют между столицами, а день старта перевозок с тех пор отмечается как День высоких скоростей. «Сапсану» принадлежит рекорд скорости — 281 км/ч, а сдвоенный «Сапсан» в 2014 году вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный высокоскоростной поезд в мире.

«Ласточка»

Этот современный электропоезд появился в России в 2013 году — незадолго до Олимпиады в Сочи, для транспортного обеспечения которой было принято решение закупить новый подвижной состав. Производство было организовано на Урале, первые сертифицированные отечественные «Ласточки» стали поступать на сеть железных дорог в 2015 году. В сентябре 2016 года «Ласточки» заработали на запущенном в столице Московском центральном кольце (МЦК). В настоящее время в стране эксплуатируется свыше 270 «Ласточек» различных модификаций. Маршрутная сеть очень обширная: от Калининградской области до Урала, от Карелии до Краснодарского края.

«Орлан»

Рельсовые автобусы РА-3 используются для пригородных перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог, оборудованных как низкими, так и высокими платформами. По сравнению с предыдущими моделями количество посадочных мест увеличено на 15%, безопасность пассажиров и локомотивной бригады обеспечивает аварийная краш-система. Салон оборудован электронными табло, системой климат-контроля и обеззараживания воздуха, кнопками открытия дверей. Дополнительный комфорт создают герметичные межвагонные переходы, современные санитарные комплексы и светодиодное освещение. Имя «Орлан» рельсовому автобусу выбрали жители Сахалина, где РА-3 перевозят пассажиров с 2020 года.

Дают дорогу локомотивам

За двадцать лет холдинг РЖД закупил более 9 тыс. новых современных локомотивов отечественного производства. Тяжелая промышленность страны обеспечена долгосрочным и устойчивым заказом. В настоящее время ОАО РЖД формирует запрос на разработку новых, еще более современных локомотивов.

Грузовые тепловозы: на железные дороги вышли более 700 новейших магистральных тепловозов — двух- и трехсекционных 2ТЭ25 КМ (603 единицы) и 3ТЭ25К2 М (130 единиц). В 2023 году поступят первые 30 тепловозов 3ТЭ28 следующего поколения. Также ОАО РЖД пополнило парк модернизированными надежными машинами предыдущих типов — более 300 тепловозов 2ТЭ116У.

Грузовые электровозы: закуплено почти 1,5 тыс. новейших грузовых двух- и трехсекционных электровозов 2ЭС6 «Синара», а еще — более 2 тыс. новейших «Ермаков» 2ЭС5К (562 единицы) и 3ЭС5К (1513 единиц). В 2023 году поступят первые машины следующего поколения 2ЭС8 и 3ЭС8 «Малахит».

Маневровые тепловозы: приобретено около 2 тыс. маневровых тепловозов ТЭМ18 ДМ (1848 единиц) и ТЭМ18Д (213 единиц). Также на сеть поступили модели повышенной мощности — 139 маневровых тепловозов типа ТЭМ7А и 165 ТЭМ14.

Пассажирские электровозы: появилось около 850 новых пассажирских электровозов ЭП1, ЭП1 М и ЭП1П, почти 500 новых пассажирских электровозов ЭП2К (489 единиц) и более 300 магистральных пассажирских тепловозов ТЭП70БС.

С развитием инфраструктуры потребность в локомотивах увеличивается, и ОАО РЖД наращивает объем закупок. Так, в 2023 году производители должны поставить ОАО РЖД более 600 локомотивов, а после 2025 года как минимум в течение двух лет компания рассчитывает покупать не менее 1 тыс. локомотивов в год.

Распрощались с вагонами

В первую пятилетку своего существования ОАО РЖД осуществило масштабную реформу, в ходе которой грузовые вагоны компании были выделены в отдельный сегмент, а впоследствии частично приватизированы. В 2007 году в рамках ОАО РЖД была создана дочерняя операторская Первая грузовая компания, приватизированная в 2012 году, которая на сегодня наряду с входящей в контур холдинга РЖД Федеральной грузовой компанией занимает лидирующие позиции на операторском рынке.

В результате реформы Россия получила один из самых молодых, если не самый, парк вагонов в мире: средний возраст парка на сети ОАО РЖД составил на начало 2023 года 12,9 года.

Сегодня на сети ОАО РЖД курсирует более 1,3 млн грузовых вагонов — больше, чем когда-либо за всю историю.

Грузят интенсивнее всех

ОАО РЖД, национальная сеть железных дорог, занимает первое место в мире по густоте перевозок (32,2 млн прив. тонно-км/км) — интенсивность использования железной дороги как ни у кого на планете. Компании также принадлежит второе место по грузообороту (2,6 трлн тонно-км, около 1/3 общемирового железнодорожного грузооборота).

ОАО РЖД ежегодно обеспечивает 87% грузооборота страны без учета трубопроводного транспорта и 48% с его учетом. За двадцать лет доля железных дорог в грузообороте страны выросла почти на 10%. По итогам 2022 года, по данным Росстата, железнодорожный транспорт превзошел трубопроводный по объему перевозок: грузооборот железнодорожного транспорта составил 1969 млрд тонно-км, а трубопроводного — 1887 млрд тонно-км, хотя годом ранее лидировал трубопроводный транспорт.

За время существования ОАО РЖД железная дорога перевезла во всех направлениях более 25 млрд тонн грузов (ежегодно по всей планете железные дороги перевозят примерно 10 млрд тонн грузов).

Дымят на 1%

Железнодорожный транспорт — один из наиболее экологичных в мире, и ОАО РЖД занимает лидирующее положение в транспортной отрасли по показателю «чистоты». Выполняя 87% всех грузовых и более 25% пассажирских перевозок в России, компания производит всего 1% всех выбросов СО².

За двадцать лет работы ОАО РЖД существенно трансформировало свои подходы к экологии, осознанно выбрав путь ресурсосбережения и нулевого негативного воздействия на окружающую среду. Уже в 2021 году компания достигла снижения выбросов парниковых газов на 45% относительно уровня 1990 года при национальной цели к 2030 году обеспечить сокращение их эмиссии на 30%. Деятельность холдинга РЖД способствует достижению 13 из 17 Целей устойчивого развития ООН. ОАО РЖД было признано победителем в конкурсе «Решения БРИКС для Целей устойчивого развития» (BRICS Solutions for SDG’s Awards) в номинации «Доступная и чистая энергия». Конкурс проводился Федерацией торгово-промышленных палат Индии в рамках председательства страны в БРИКС.

Сегодня 86% грузов и 85% пассажиров ОАО РЖД перевозит на электрической тяге, что не создает дополнительных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Более 40% электроэнергии ОАО РЖД потребляет из экологически чистых источников: ГЭС, АЭС и ветрогенерации.

За последние четыре года в рамках реализации своей экологической стратегии компания на 26% снизила выбросы в атмосферу от стационарных источников, на 22,7% — сбросы загрязненных сточных вод, на 42% увеличила объем переданных на утилизацию отходов бумаги, стекла и пластика.

ОАО РЖД стало первым в России и СНГ, кто выпустил зеленые облигации. Первый выпуск таких облигаций был размещен в 2019 году, а в сентябре 2020 года компания разместила первые бессрочные зеленые облигации, закрепив свое положение лидера на российском рынке ESG-финансирования.

К 2050 году компания ставит своей целью достижение углеродной нейтральности.

Довольствуются малым джоулем

ОАО РЖД является мировым лидером по энергоэффективности грузовых перевозок. Международное энергетическое агентство признавало компанию самой энергоэффективной железнодорожной системой в мире. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности была разработана в компании еще в 2008 году, что позволило ей проводить эффективную работу по рационализации использования ресурсов. С 2018 по 2022 год компания снизила энергоемкость производственной деятельности с 88,7 кДж/прив. тонно-км нетто до 85,7, в 2022 году энергоэффективность деятельности компании выросла на 0,62%. Экономия топливно-энергетических ресурсов по итогам 2022 года составила 7308,6 ТДж на общую сумму свыше 6,5 млрд руб., план на 2023 год составляет 5407 ТДж на сумму 5,6 млрд руб.

В соответствии с поручениями президента и правительства РФ ОАО РЖД ведет инновационные разработки по внедрению сжиженного природного газа (СПГ) как альтернативного энергоносителя для тяги поездов и ставит для себя задачу замещения к 2030 году СПГ 25% расходуемого автономными локомотивами дизельного топлива.

Расширяют путь на восток

С 2013 года ОАО РЖД ведет масштабную модернизацию сети железных дорог от Кузбасса до побережья Тихого океана. Проект получил название «Восточный полигон» и охватывает Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги. Ежегодно вводятся в строй десятки объектов, среди которых вторые пути и двухпутные вставки, мосты и тоннели, тяговые подстанции и объекты электрификации.

Первый этап проекта был завершен в 2021–2022 годах и увенчался повышением пропускной способности БАМа и Транссиба на восточном направлении до 144 млн тонн. Второй этап близится к завершению — уже в 2023 году будет достигнута провозная способность 173 млн тонн, а уже через год, с завершением проекта, она увеличится до 180 млн тонн, или в полтора раза с момента начала модернизации. ОАО РЖД уже ведет подготовку к реализации третьего этапа, который может позволить нарастить провозную способность БАМа и Транссиба до 210, а потом и до 255 млн тонн. Сегодня на стройке задействовано почти 30 тыс. человек — наибольшее количество рабочих со времен строительства БАМа в советские времена, а инвестиции ОАО РЖД в этот проект уже превзошли 1 трлн руб.

Соединяют грузы и порты

Одной из важнейших задач, стоявших перед ОАО РЖД на протяжении всей истории холдинга, является развитие подходов к морским портам России. Год за годом холдинг обеспечивает подключение новых портов и терминалов к железнодорожной сети. Так, в 2003–2004 годах была построена железнодорожная линия, связавшая порт Оля на Каспийском море с магистральной сетью железных дорог России.

На северо-западном направлении реализация проекта комплексной реконструкции участка Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород и возведение Лужского транспортного узла позволили обеспечить транспортное обслуживание всех терминалов порта Усть-Луга Северо-Западного бассейна. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) предполагает, что к 2024 году провозная способность подходов к портам Северо-Запада должна составить 145,6 млн тонн. Однако эта цифра была достигнута уже по итогам 2021 года. В 2023 году на подходах к северо-западным портам ОАО РЖД основной объем работ проводит на участке Волховстрой-Мурманск в направлении порта Лавна. Уже в декабре планируется запуск движения на Лавну по новому мосту через реку Тулома.

Холдинг развивает железнодорожную инфраструктуру на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, где целью проекта является достижение к 2024 году провозной способности 121,5 млн тонн, которая фактически была зафиксирована уже по результатам 2021 года. Проект предполагает в том числе строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги, электрификацию направления Ожерелье-Узловая-Елец, увеличение пропускной способности до 154 пар поездов в сутки. По итогам реализации всех мероприятий проекта объем перевозок должен увеличиться к 2025 году до 131 млн тонн.

Дали Сахалину ширину

Начав в год своего создания, холдинг РЖД планомерно реализовал программу коренной модернизации железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин с переустройством ширины колеи с 1067 мм, построенной после русско-японской войны, когда часть острова перешла Японии, на стандартную для российских железных дорог в 1520 мм. В августе 2019 года прошла торжественная церемония открытия движения на дороге российского стандарта. Один из масштабнейших инфраструктурных проектов компании включал в себя переустройство 865 км главных путей, 139 км станционных, 27 км подъездных путей, укладку 390 стрелочных переводов, реконструкцию порядка 70 искусственных сооружений. Укладка нового бесстыкового пути и поставки современных магистральных и маневровых локомотивов позволили повысить скорость движения пассажирских поездов на Сахалине до 120 км/ч, грузовых — до 90 км/ч, а также кратно увеличить вес грузовых поездов. Для организации пригородных пассажирских перевозок на остров поставлены современные рельсовые автобусы РА-3.

Донесли олимпийский факел

В 2008–2013 годах одной из важнейших задач ОАО РЖД стало создание новой современной транспортной инфраструктуры, позволяющей обеспечить проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. В рамках подготовки к проведению Олимпиады холдинг реализовал целый ряд проектов. В частности, были модернизированы грузовые терминалы для приема поступающих в регион строительных материалов, построена железнодорожная линия Адлер-аэропорт Сочи, на территории пансионата «Мыс Видный» возведен спальный корпус, в котором также проживали гости Олимпиады. Для увеличения пропускных способностей железнодорожной линии Туапсе-Сочи, пролегающей по береговой линии Черного моря, построили свыше 30 км дополнительного пути.

Самый крупный проект — совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер-Красная Поляна. В рамках этого проекта:


ОАО РЖД также отвечало за железнодорожные перевозки по олимпийским маршрутам в Сочи. За период проведения Игр электропоездами «Ласточка» было перевезено почти 5 млн пассажиров.

Олимпиада не была единственным грандиозным спортивным мероприятием, подготовкой которого занималось ОАО РЖД. Компания построила инфраструктуру для Универсиады в Казани в 2013 году: был введен в эксплуатацию вокзальный комплекс, завершена реконструкция участка Казань-Тихорецкая-Аэропорт, построен терминал «Аэроэкспресс» в международном аэропорту Казань с железнодорожным подходом. Во время Чемпионата мира по футболу 2018 года 2,5 млн футбольных болельщиков смогли воспользоваться железной дорогой.

Строят кольца и диаметры

С 2012 года в 20 городских агломерациях (среди них Красноярск, Владивосток, Нижний Новгород, Калининград, Уфа, Тамбов, Ростов-на-Дону, Сочи, Новосибирск) реализуются проекты внутригородских пассажирских ж/д перевозок. Самым крупным проектом стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца (МЦК). На МЦК организовано движение электропоездов «Ласточка», интервал движения которых в часы пик составляет не более четырех минут. С момента запуска МЦК пассажиры совершили более 900 млн поездок, и к концу года их количество может превзойти миллиард.

В 2019 году были запущены первые два из пяти Московских центральных диаметров (МЦД) — железнодорожных линий, соединяющих пригороды столицы через центральную часть города. По итогам 2022 года МЦД перевезли 182 млн человек. В 2023 году диаметров стало вдвое больше, пассажиропоток на новых диаметрах МЦД-3 и МЦД-4 общей протяженностью 171 км должен составить порядка 1 млн человек в сутки. Сегодня поезда МЦД курсируют между Лобней и Одинцово, Нахабино и Подольском, Зеленоградом и Раменским, Железнодорожным и Апрелевкой. С введением новых МЦД вариативность маршрутов столичного городского транспорта вышла на новый уровень. Этот опыт будет транслироваться в другие регионы.

Провожают на полуостров

С 2014 года Россия активно инвестирует в развитие пассажирских перевозок в Крым. ОАО РЖД, хотя и не является оператором пассажирских перевозок на этом направлении, обеспечило возможность установления бесшовных инфраструктурных связей с регионом.

В 2017 году ОАО РЖД организовало движение пассажирских поездов дальнего следования по специально построенной новой железнодорожной линии Журавка-Миллерово. Магистраль длиной 137 км стала частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего центральную Россию с Черноморским побережьем.

В Ростовской и Воронежской областях построено и реконструировано восемь новых станций. При строительстве магистрали было сооружено 98 объектов искусственных сооружений, в их числе пять железнодорожных мостов, включая мост через реку Калитва длиной 158 м, виадук, четыре автодорожных путепровода, два скотопрогона, 20 железнодорожных путепроводов для проезда сельхозтехники, 66 водопропускных труб.

В рамках работ по подготовке к запуску движения в Крым через постоянный мостовой переход в 2019 году введена в эксплуатацию двухпутная железнодорожная линия в обход Краснодарского узла (128,8 км развернутой длины), две станции и разъезд, 29 мостов и путепроводов. Дополнительно их открытие позволило перенаправить транзитный грузопоток не через городскую застройку Краснодара, что повысило пропускную способность направления и улучшило транспортную и экологическую ситуацию в регионе.

На Таманском полуострове в 2019 году была завершена электрификация 124 км линий, в том числе на участках Юровский-Вышестеблиевская и Разъезд 9 км-Юровский-Анапа. В общей сложности здесь установлено 4,4 тыс. опор контактной сети и смонтировано 210 км контактного провода.

Радуют любителей кататься

За последние пять лет холдинг РЖД создал и запустил новый вид отдыха для россиян и гостей страны — железнодорожный туризм. Первый туристический поезд компания запустила 1 июня 2019 года в Карелии: из Сортавалы в Горный парк «Рускеала» отправился «Рускеальский экспресс». Сегодня это единственный в России ежедневный ретропоезд на паровозной тяге. Только за первый год курсирования он перевез 50 тыс. пассажиров.

По итогам 2022 года 350 тыс. пассажиров воспользовались туристическими маршрутами. В 2023 году холдинг РЖД предлагает туристам уже 37 межрегиональных туристических железнодорожных маршрутов, объединяющих более 40 субъектов России. Большой популярностью у пассажиров пользуются поезда следующих направлений: «Жемчужина Кавказа» Москва-Майкоп-Нальчик-Грозный-Дербент-Кисловодск-Москва, «В Карелию» Москва-Петрозаводск-Кижи (летом)/Чална (зимой)-Сортавала-Выборг-Москва, «Серебряный маршрут» Москва-Псков-Великий Новгород-Рыбинск-Ярославль-Москва, «Зимняя сказка» Москва-Великий Устюг-Кострома-Москва, «Байкальский экспресс» Иркутск-Слюдянка-Байкал-Иркутск и другие маршруты. Кроме того, организовано еще 25 пригородных туристических маршрутов, курсирующих на территории 24 регионов. Отдельные турпоезда приурочены к памятным датам или массовым мероприятиям («Ко Дню Победы», «Грушинский экспресс», «Лыжная стрела»).

ОАО РЖД вкладывает силы и средства в повышение комфортности туристических маршрутов. Так, продажа билетов на туристические поезда открывается за 120 суток, что позволяет заранее планировать путешествия. В 2023 году вслед за двумя карельскими поездами еще четыре туристических поезда пополнились обзорными вагонами, стилизованными под начало XX века. Пассажирское меню пополняется блюдами местной кухни. Например, в круизном поезде «В долину лотосов» можно попробовать блюда астраханской кухни, такие как судак по-астрахански, уха, пирог с капустой и рыбой и т. п.

В 2023 году ОАО РЖД планирует перевезти туристическими маршрутами около 385 тыс. человек.

Трудоустраивают каждого стопятидесятого

ОАО РЖД — крупнейший работодатель Российской Федерации и занимает третье место в мире по численности сотрудников — около 700 тыс. человек. Если посчитать работников дочерних и зависимых обществ, то получается более 1 млн человек. При этом по всей стране компания — один из самых желанных работодателей: холдинг занимает второе место среди российских компаний по итогам 2022 года согласно рейтингу ВЦИОМа.

Холдинг РЖД бережно сохраняет лучшие отраслевые традиции социальной ответственности. Знаковым событием 2004 года стало заключение первого Генерального коллективного договора ОАО РЖД, который в течение двадцати лет остается одним из самых лучших в стране. Его основные положения были направлены на повышение эффективности работы компании за счет роста мотивационной составляющей в социальных гарантиях. По сравнению с Отраслевым соглашением, действовавшим во времена Министерства путей сообщения, в документе появилось около двадцати пунктов, которые существенно улучшают программы поддержки сотрудников, в том числе о поддержке работников при покупке собственного жилья. Включен новый раздел, предусматривающий социальные гарантии женщинам, детям и семьям (дополнительные отпуска в случаях рождения ребенка, при регистрации брака, выплата пособий при рождении детей, ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком). Сегодня в документе представлен весь спектр социальных гарантий и льгот, закреплены направления по поддержке волонтерского движения, представителей железнодорожных династий и советов молодежи. В документе закреплено, что рост реальной заработной платы будет обеспечен в соответствии с ростом производительности труда.

ОАО РЖД, работая в конкурентном рынке труда, постоянно индексирует зарплаты персонала. С 1 октября 2023 года зарплата железнодорожников подросла на 3%. Это — уже вторая индексация в текущем году.

Обеспечивают больницей и школой

На протяжении последних десятилетий ОАО РЖД фактически не имеет конкурентов среди других бизнес-компаний по поддержанию разветвленной системы собственной социальной инфраструктуры: больниц и поликлиник, школ и детсадов. В последние годы компания существенно упрочила свои достижения в области управления развитием детей и профориентации школьников — этим занимаются 26 детских железных дорог, на базе которых созданы шесть детских центров «Кванториум» для занятий IT и робототехникой. На высочайшем уровне находится и корпоративное образование: в 2020 году корпоративный университет ОАО РЖД был признан лучшим в мире.

Изучают частицу и волну

В 2019 году правительство РФ поручило ОАО РЖД развитие важного высокотехнологичного направления «Квантовые коммуникации». Главная задача холдинга заключается в создании в стране полноценной инфраструктуры квантовых коммуникаций, расширении ее географического охвата и внедрении необходимых сервисов на ее основе. Сегодня уже созданы сегменты магистральной квантовой сети Москва-Санкт-Петербург и Москва-Нижний Новгород.

Первый «квантовый звонок» из Москвы в Санкт-Петербург состоялся из офиса компании в июне 2021 года, а общая протяженность квантовой сети в конце 2022 года составила уже 1150 км. В 2023 году планируется увеличение сети до 2550 км, а к 2030 году ее протяженность должна составить более 15 тыс. км.

14 июля 2023 года состоялся пилотный сеанс связи между МГУ и Университетом Лобачевского в Нижнем Новгороде. Создание межуниверситетской квантовой сети стало возможным благодаря подключению учебных заведений к магистральной квантовой сети. В 2024 году магистральную квантовую сеть планируется продлить до Сочи, Екатеринбурга и Челябинска.

Президент РФ Владимир Путин поддержал работу ОАО РЖД в области квантовых коммуникаций. «То, что отрасль не стоит на месте, а развивается на основе новейших технологий — это чрезвычайно важно, это можно только поприветствовать»,- заявил президент в июле на форуме «Вычисления и связь. Квантовый мир».

Сохраняют наследие железных дорог

Железнодорожники чтут традиции и сохраняют культурное наследие. В 2017 году к 180-летию железных дорог компания открыла в Санкт-Петербурге Музей железных дорог России. Музейный комплекс расположен на территории почти 60 тыс. квадратных метров. Его экспозиция формирует детальное представление о развитии железнодорожного транспорта от момента его зарождения до сегодняшнего дня. В коллекции музея — 121 уникальный экспонат подвижного состава. Маршруты экскурсий проходят через коллекцию редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Исторические артефакты соседствуют с действующими моделями, интерактивными инсталляциями и залами для временных выставок, образуя необычное и увлекательное музейное пространство. С момента открытия музей посетило более 1,5 млн человек.

В 2023 году по итогам V Национальной премии «Корпоративный музей» Музей железных дорог России был удостоен звания «Лучший корпоративный музей». Ранее он стал обладателем гран-при этой премии в 2019 году.

При всей своей уникальности петербургский музей — не единственный музей железных дорог, пользующийся популярностью у посетителей. Например, в Екатеринбурге действует Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, где можно увидеть модель первого паровоза братьев Черепановых, в Москве — Музей Московской железной дороги, в Нижнем Новгороде открыта экспозиционная площадка «Паровозы России». Самая восточная точка — это музей истории железных дорог Сахалина.

Доставляют Деда Мороза

Резиденция Деда Мороза в Великом Устюге — популярное место у туристов. Но с помощью железнодорожников главный волшебник страны смог сам попутешествовать. В 2021 году накануне Новогодних праздников в рамках совместного проекта РЖД и Вологодской области передвижная резиденция Деда Мороза — специальный поезд из паровоза и нескольких вагонов — посетила 36 городов, преодолев 13 тыс. км.

На следующий год проект расширил охват до 120 городов. В своем путешествии в 2022 году Дед Мороз проехал поездом более 33 тыс. км, проведя в пути 85 дней. В составе поезда в 2022 году было 19 вагонов, в том числе салон-приемная, вагон-сцена, вагон «Сказочная деревня» для игр и квестов, вагоны-рестораны, вагон-лавка и т. д. Также в проекте были задействованы редкие экземпляры локомотивов: пять паровозов П36, два тепловоза 3 М62У и редчайший электровоз ЧС-2.