За 20 лет своего существования ОАО РЖД отметилось множеством успехов и побед, прошло через множество важных и великих этапов. Давайте рассмотрим, чем был знаменателен каждый год этого пути.
22 сентября 2003 года подписано Постановление Правительства РФ № 585 о создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (
Первым президентом
Текущая работа, несмотря на резкие организационные изменения, продолжалась. На Сахалине начался проект по перешивке путей на общероссийский стандарт, а на БАМе открылось движение по Северомуйскому тоннелю — самому длинному тоннелю России (15 километров и 343 метра).
Перестройка компании набирала ход. Правление
Были сделаны первые шаги в реализации проектов, без которых сейчас сложно представить перемещение по московскому железнодорожному узлу: на участке Москва — Мытищи были запущены ускоренные электропоезда «Спутник», а в аэропорту Внуково появилась пассажирская станция (ездил туда пока еще не «Аэроэкспресс»).
В июле 2004 года на Коломенском заводе состоялась презентация нового грузового магистрального тепловоза 2ТЭ70 — очень прогрессивного на тот момент локомотива.
Болельщики футбольного московского «Локомотива», спонсируемого
В марте 2005 года было создано первое дочернее общество
Появились и пассажирские «дочки»:
В июне 2005 года новым президентом
В 2006 году продолжались структурные преобразования, давшие импульс развитию холдинга на несколько лет вперёд.
Важным шагом стало образование интермодального контейнерного оператора —
Изменилась и структура пассажирского блока. С 1 июля 2006 года начала функционировать Федеральная пассажирская дирекция, которая стала прообразом будущей Федеральной пассажирской компании. В этом же году были созданы Дирекция железнодорожных вокзалов (управляет крупными вокзалами по сей день),
В 2006 году после
Продолжили создаваться «дочки» и подразделения, определяющие деятельность холдинга до нынешнего момента:
Первый в истории современной России железнодорожный съезд состоялся в октябре 2007 года.
Наиболее громким проектом года стал ребрендинг
Первый юбилей — 5 лет с момента создания
К сожалению, явный рост предыдущих лет столкнулся с реалиями экономического кризиса в стране и мире. Ситуация в железнодорожных перевозках соответствовала тому, что происходило на других рынках. В начале октября началось сокращение производства у металлургов и автопроизводителей, потом спад затронул и производителей минеральных удобрений. В конце октября начали падать показатели строительной отрасли. В октябре объём грузоперевозок
Но, несмотря на кризисные явления в экономике, финансовые результаты года оказались на достойном уровне, удалось избежать заметных сокращений персонала. Продолжали реализовываться важные проекты. В феврале
Начали вырисовываться контуры проектов к Олимпиаде в Сочи, право на проведение которой Россия получила в конце 2007 года.
Главным событием года, изменившим ландшафт железнодорожных перевозок в России, был запуск регулярного движения поездов «Сапсан» между Москвой и
На фоне взлёта «Сапсанов» было не так заметно, что экономика еще не полностью справилась с последствиями кризиса: и грузооборот, и пассажирооборот пока не росли.
Продолжил развиваться функционал электронного билета: технология «электронной регистрации» стала позволять садиться на поезд, не распечатывая билет в кассе. Необходимость в прорывной по тому времени электронной регистрации пропала лишь десятилетие спустя — теперь для 99% поездов она делается автоматически.
В 2009 году
Вслед за «Сапсанами» на сети российских железных дорог появился еще один скоростной поезд: «Аллегро» начал курсировать между
В 2010 году был образован крупнейший до сих пор пассажирский перевозчик на сети — Федеральная пассажирская компания (ФПК). Из Федеральной пассажирской дирекции в ФПК переведён весь штат персонала, который тогда составлял около 100 тысяч сотрудников.
В феврале
1 июля 2010 года начал работу Корпоративный университет РЖД. В последующие годы университет не раз был отмечен как одно из лучших корпоративных образовательных подразделений в России.
После громких запусков предыдущих лет, 2011 год обошёлся без крупных новостей из пассажирского комплекса. Зато продолжалась реализация крупных проектов по развитию грузового движения.
В июне был открыт Большой Новороссийский тоннель, что позволило повысить скорость поездов и пропускную способность участка Тоннельная — Новороссийск, выводящий к морским портам Чёрного моря.
В августе
Относительно небольшая на тот момент новость оказала заметное влияние на будущее компании. На полигоне
В январе с Московского вокзала
Также получили пригородное сообщение с центром городов еще два аэропорта — аэропорт Сочи и аэропорт Кневичи во Владивостоке.
В марте 2012 года между
В 2013 году
В декабре была утверждена Стратегия развития холдинга РЖД на период до 2030 года. Новая целевая структура
Олимпиада приближалась: 1 ноября 2013 года в Сочи открылось движение поездов «Ласточка» по олимпийским маршрутам — из Сочи в Красную Поляну и Олимпийский парк. Малозаметным тогда запуском стала возможность купить электронные билеты на эти пригородные маршруты онлайн, однако спустя 10 лет уже порядка 10% билетов на пригородные электрички продаётся через мобильное приложение «РЖД Пассажирам» (на дальние поезда доля электронных билетов составляет 77%).
В июле в Казани проходила XXVII Всемирная летняя универсиада, к которой было открыто пассажирское движение в аэропорт Казани.
Первый в России двухэтажный пассажирский поезд дальнего следования был запущен 1 ноября 2013 года — по направлению Москва — Адлер. Сейчас двухэтажные поезда обслуживают несколько десятков маршрутов.
Главным событием года стала, конечно, Олимпиада в Сочи. Поезда
Праздновался
Огромный спрос на «Сапсаны» привёл к запуску сдвоенных поездов, которые даже включили в Книгу рекордов Гиннесса как самые длинные высокоскоростные поезда в мире (длина составила 500 м 78 см).
В 2015 году новым президентом
Следующим флагманским проектом после Олимпиады стало Московское центральное кольцо — МЦК. В рамках подготовки запуска МЦК в 2015 году открылось моторвагонное депо Подмосковная для обслуживания «Ласточек» на будущем кольце. До нынешнего момента в депо Подмосковная опробуются многие технологические новинки, в том числе беспилотные поезда.
Из Москвы в Нижний Новгород 1 июня отправился первый скоростной поезд «Стриж» производства испанской компании «Тальго». В Нижний Новгород ходили и «Сапсаны», но в 2023 году все скоростные рейсы на этом направлении выполняются «Ласточками».
Состоялся запуск МЦК — движение на линии было открыто 10 сентября 2016 года. Для пассажиров открылась сразу 31 новая станция.
5 октября отмечали столетие Транссибирской магистрали — легендарного Транссиба. В рамках празднования векового юбилея Транссибирской магистрали был запущен совместный проект
Появилось первое билетное мобильное приложение
В 2017 году шла активная подготовка к чемпионату мира по футболу.
В
Весной 2017 года запущена в промышленную эксплуатацию электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). Грузоотправители получили возможность заказывать перевозку в подвижном составе у различных операторов из любой точки и оплачивать перевозку с единого лицевого счёта или банковским платежом.
Активно развивались мультимодальные перевозки — за год запущено более 70 маршрутов по схеме «поезд плюс автобус». В последующие годы количество маршрутов варьировалось, однако концепция мультимодальности до сих пор остаётся важной для холдинга — в последние годы даже более активно развиваются мультимодальные маршруты железной дороги с водным транспортом (Валаам, Кижи, Городец, Павлово, Юрино).
Абсолютно легендарным событием стал чемпионат мира по футболу, проходивший в нашей стране с 14 июня по 15 июля. Матчи игрались в 11 городах: в Москве, Калининграде,
Для компании праздник футбола начался даже раньше чемпионата мира: в мае чемпионом страны вновь, в третий раз в истории стал московский «Локомотив».
Деятельность компании продолжалась, разумеется, не только в контексте футбола. В частности, был запущен сервисный портал работника
2019 год можно назвать годом открытия новых маршрутов.
В Якутии поезда начали ходить до Нижнего Бестяха, откуда пассажиры на катерах, а в зимнее время — по льду Лены автобусах переправляются в Якутск.
21 ноября 2019 года открыты первые два Московских центральных диаметра:
С 1 июня курсирует флагман туристических поездов холдинга — «Рускеальский Экспресс», быстро завоевавший огромную популярность по всей России. Он следует под паровозом по маршруту Сортавала — Рускеала (республика Карелия) В год десятилетнего юбилея «Сапсанов» на линию вышли поезда новой линейки.
Как итог, в 2019 году на инфраструктуре
В октябре 2019 года Совет директоров
Несколько триумфальных лет сменились пандемией
Грузовые перевозки были затронуты в меньшей степени, но на них, конечно, тоже повлияли вызванные пандемией экономические эффекты. Среди неожиданных и даже отчасти положительных результатов происходящего — небывалое развитие контейнерных перевозок на сети РЖД. Для таких перевозок стали активно использовать новые типы упаковок, а также существенно расширился перечень номенклатур грузов, перевозимый в контейнерах. В настоящее время в контейнерах перевозится уже 3 400 номенклатурных позиций.
Объемы перевозок начали восстанавливаться после падения 2020 года.
Завершилась основная часть огромного проекта перешивки железных дорог острова Сахалин на российскую колею. Финальный штрих — перешивка колеи на линии Холмск — Чёртов мост — состоялся уже в 2021 году.
Начал свою жизнь один из самых ярких и человечных проектов
После масштабного редизайна был запущен новый современный сайт компании — rzd.ru.
31 января в первый самостоятельный рейс на электропоезде Уфа — Приютова вышла
Завершилась строительство новой линии к терминалам B и C аэропорта Шереметьево — теперь там тоже ходят «Аэроэкспрессы».
Большое влияние на производственные процессы оказала специальная военная операция. Из зоны боевых действий поездами
Стали жестче требования к безопасности производственных процессов холдинга, к импортозамещению технологий и оборудования.
Начался резкий рост количества пассажиров, совервших путешествия на туристических поездах. В 2022 году межрегиональная туристическая сеть выросла более чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом. Сегодня перевозчики в дальнем и пригородном сообщении предлагают пассажирам более 50 туристических маршрутов, и постоянно придумываются новые идеи.
Открылись следующие два Московских центральных диаметра:
Явно, что до конца года произойдут еще многие важные события и запуски. Российские железные дороги продолжают играть огромную роль в жизни страны, и будут делать это еще очень долго.