История компании

За 20 лет своего существования ОАО РЖД отметилось множеством успехов и побед, прошло через множество важных и великих этапов. Давайте рассмотрим, чем был знаменателен каждый год этого пути.

2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023

2003

22 сентября 2003 года подписано Постановление Правительства РФ № 585 о создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО РЖД). С 1 октября компания начала хозяйственную деятельность.

ОАО РЖД приняло от Министерства путей сообщения (МПС) Российской Федерации большинство функций управления железнодорожным транспортом. В новых реалиях систему железнодорожных перевозок надо было существенно перестраивать, а возможности министерства были сильно ограничены.

Первым президентом ОАО РЖД стал Геннадий Фадеев. Он объявил, что перед коллективом железнодорожников стоит задача создать новую общенациональную транспортную компанию.

Текущая работа, несмотря на резкие организационные изменения, продолжалась. На Сахалине начался проект по перешивке путей на общероссийский стандарт, а на БАМе открылось движение по Северомуйскому тоннелю — самому длинному тоннелю России (15 километров и 343 метра).

2004

Перестройка компании набирала ход. Правление ОАО РЖД приняло решение о создании первых дочерних акционерных обществ, но сам процесс занял еще некоторое время.

Были сделаны первые шаги в реализации проектов, без которых сейчас сложно представить перемещение по московскому железнодорожному узлу: на участке Москва — Мытищи были запущены ускоренные электропоезда «Спутник», а в аэропорту Внуково появилась пассажирская станция (ездил туда пока еще не «Аэроэкспресс»).

В июле 2004 года на Коломенском заводе состоялась презентация нового грузового магистрального тепловоза 2ТЭ70 — очень прогрессивного на тот момент локомотива.

Болельщики футбольного московского «Локомотива», спонсируемого ОАО РЖД, помнят 2004 год как лучший год в истории команды. «Локо» стал чемпионом России и вышел в 1/8 финала Лиги чемпионов.

2005

В марте 2005 года было создано первое дочернее общество ОАО РЖД: ОАО «Объединённые электротехнические заводы» («ЭЛТЕЗА») — предприятие по производству средств железнодорожной сигнализации и автоматики с уставным капиталом 2,4 млрд руб.

Появились и пассажирские «дочки»: АО «Свердловская пригородная компания» (Екатеринбург), ОАО «Экспресс Приморья» (Владивосток) и АО «Краспригород» (Красноярск). Эти пригородные компании существуют до сих пор. 1 декабря 2005 года была создана «Центральная пригородная компания» — ныне крупнейший перевозчик страны в пригородном сообщении, работающий на большей части московского узла.

В июне 2005 года новым президентом ОАО РЖД стал Владимир Якунин.

2006

В 2006 году продолжались структурные преобразования, давшие импульс развитию холдинга на несколько лет вперёд.

Важным шагом стало образование интермодального контейнерного оператора — ОАО «Трансконтейнер».

Изменилась и структура пассажирского блока. С 1 июля 2006 года начала функционировать Федеральная пассажирская дирекция, которая стала прообразом будущей Федеральной пассажирской компании. В этом же году были созданы Дирекция железнодорожных вокзалов (управляет крупными вокзалами по сей день), АО «Скоростные магистрали», положившее начало процессу ускорения перевозок на маршруте Москва — Санкт-Петербург, а также на паритетной основе с финскими железными дорогами было образовано АО «Oy Karelian Trains Ltd». Через несколько лет это выльется в проект «Аллегро».

В 2006 году после 70-летнего перерыва было восстановлено членство РЖД в Международном союзе железных дорог (МСЖД), перспективы международного развития казались весьма светлыми.

2007

Продолжили создаваться «дочки» и подразделения, определяющие деятельность холдинга до нынешнего момента: ОАО «Первая грузовая компания», Центр инновационного развития ОАО РЖД и т. д. В аэропорты московского авиаузла пошли первые «Аэроэкспрессы».

Первый в истории современной России железнодорожный съезд состоялся в октябре 2007 года.

Наиболее громким проектом года стал ребрендинг ОАО РЖД — были представлены новый логотип компании и новый корпоративный стиль. Вокруг ребрендинга шло много дискуссий, однако новый стиль выдержал проверку временем.

2008

Первый юбилей — 5 лет с момента создания ОАО РЖД. В 2008 году правительство утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, определив краткосрочные и долгосрочные цели совершенствования отрасли.

К сожалению, явный рост предыдущих лет столкнулся с реалиями экономического кризиса в стране и мире. Ситуация в железнодорожных перевозках соответствовала тому, что происходило на других рынках. В начале октября началось сокращение производства у металлургов и автопроизводителей, потом спад затронул и производителей минеральных удобрений. В конце октября начали падать показатели строительной отрасли. В октябре объём грузоперевозок ОАО РЖД снизился на 2,3%, в ноябре — на 17,8%, в декабре — на 24%.

Но, несмотря на кризисные явления в экономике, финансовые результаты года оказались на достойном уровне, удалось избежать заметных сокращений персонала. Продолжали реализовываться важные проекты. В феврале ОАО РЖД победило в тендере на концессионное управление Армянской железной дорогой — соглашение заключено на 30 лет с возможностью продления.

Начали вырисовываться контуры проектов к Олимпиаде в Сочи, право на проведение которой Россия получила в конце 2007 года.

2009

Главным событием года, изменившим ландшафт железнодорожных перевозок в России, был запуск регулярного движения поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом. Первый день курсирования — 17 декабря — с тех пор отмечается как День высоких скоростей. Под эту задачу была создана Дирекция скоростного сообщения

На фоне взлёта «Сапсанов» было не так заметно, что экономика еще не полностью справилась с последствиями кризиса: и грузооборот, и пассажирооборот пока не росли.

Продолжил развиваться функционал электронного билета: технология «электронной регистрации» стала позволять садиться на поезд, не распечатывая билет в кассе. Необходимость в прорывной по тому времени электронной регистрации пропала лишь десятилетие спустя — теперь для 99% поездов она делается автоматически.

В 2009 году ОАО РЖД осуществляло пассажирские перевозки в 20 стран Европы и Азии. Дальше этот показатель по разным причинам пошёл на спад.

2010

Вслед за «Сапсанами» на сети российских железных дорог появился еще один скоростной поезд: «Аллегро» начал курсировать между Санкт-Петербургом и Хельсинки, преодолевая это расстояние за три с половиной часа.

В 2010 году был образован крупнейший до сих пор пассажирский перевозчик на сети — Федеральная пассажирская компания (ФПК). Из Федеральной пассажирской дирекции в ФПК переведён весь штат персонала, который тогда составлял около 100 тысяч сотрудников.

В феврале ОАО РЖД стало генеральным партнёром Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года — контуры будущих проектов Олимпиады формируются более явно.

1 июля 2010 года начал работу Корпоративный университет РЖД. В последующие годы университет не раз был отмечен как одно из лучших корпоративных образовательных подразделений в России.

2011

После громких запусков предыдущих лет, 2011 год обошёлся без крупных новостей из пассажирского комплекса. Зато продолжалась реализация крупных проектов по развитию грузового движения.

В июне был открыт Большой Новороссийский тоннель, что позволило повысить скорость поездов и пропускную способность участка Тоннельная — Новороссийск, выводящий к морским портам Чёрного моря.

В августе ОАО РЖД удалось впервые в истории перевезти через Уральские горы поезд с рекордным весом 9 тысяч тонн. Опытный образец нового грузового электровоза с асинхронным тяговым приводом «Гранит» (серия 2ЭС10) совершил поездку по маршруту Екатеринбург — Первоуральск — Балезино.

2012

Относительно небольшая на тот момент новость оказала заметное влияние на будущее компании. На полигоне Северо-Западного региона был запущен в пилотном режиме Центр содействия мобильности ОАО РЖД. В дальнейшем развитие Центра позволило ОАО РЖД достичь высокого уровня в обслуживании маломобильных пассажиров, пассажиров с инвалидностью и т. д. Центр считается одним из передовых подразделений такого профиля в России.

В январе с Московского вокзала Санкт-Петербурга в первый рейс отправился электропоезд «Ласточка». Сейчас без «Ласточек» сложно представить пассажирское движение в России — они вывели дневные поезда на совершенно новый уровень по скорости и комфорту.

Также получили пригородное сообщение с центром городов еще два аэропорта — аэропорт Сочи и аэропорт Кневичи во Владивостоке.

В марте 2012 года между ОАО РЖД и АО «Железные дороги Сербии» было подписано генеральное соглашение о реализации проектов в сфере железнодорожного транспорта. Это был первый опыт работы ОАО РЖД на инфраструктуре европейской колеи 1435 мм.

2013

В 2013 году ОАО РЖД исполнилось 10 лет.

В декабре была утверждена Стратегия развития холдинга РЖД на период до 2030 года. Новая целевая структура ОАО РЖД состояла из пяти бизнес-блоков: перевозочный и логистический; пассажирские перевозки и сервис; инфраструктура; международный инжиниринг и транспортное строительство; социальный блок.

Олимпиада приближалась: 1 ноября 2013 года в Сочи открылось движение поездов «Ласточка» по олимпийским маршрутам — из Сочи в Красную Поляну и Олимпийский парк. Малозаметным тогда запуском стала возможность купить электронные билеты на эти пригородные маршруты онлайн, однако спустя 10 лет уже порядка 10% билетов на пригородные электрички продаётся через мобильное приложение «РЖД Пассажирам» (на дальние поезда доля электронных билетов составляет 77%).

В июле в Казани проходила XXVII Всемирная летняя универсиада, к которой было открыто пассажирское движение в аэропорт Казани.

Первый в России двухэтажный пассажирский поезд дальнего следования был запущен 1 ноября 2013 года — по направлению Москва — Адлер. Сейчас двухэтажные поезда обслуживают несколько десятков маршрутов.

2014

Главным событием года стала, конечно, Олимпиада в Сочи. Поезда ОАО РЖД стали важнейшей частью обеспечения перемещений спортсменов и зрителей — и справились с задачей на отлично.

Праздновался 40-летний юбилей Байкало-Амурской магистрали — БАМа. Примерно с этой даты можно начать отсчёт увеличения роли БАМа в транспортной системе страны и возвращения легендарной магистрали своего статуса, который неоднократно ставился под сомнение в сложные 1990-е годы. В последующие десять лет были реализованы несколько крупных проектов по увеличению пропускной способности БАМа.

Огромный спрос на «Сапсаны» привёл к запуску сдвоенных поездов, которые даже включили в Книгу рекордов Гиннесса как самые длинные высокоскоростные поезда в мире (длина составила 500 м 78 см).

2015

В 2015 году новым президентом ОАО РЖД стал Олег Валентинович Белозёров (с 2017 года его должность называется «генеральный директор — председатель правления»).

Следующим флагманским проектом после Олимпиады стало Московское центральное кольцо — МЦК. В рамках подготовки запуска МЦК в 2015 году открылось моторвагонное депо Подмосковная для обслуживания «Ласточек» на будущем кольце. До нынешнего момента в депо Подмосковная опробуются многие технологические новинки, в том числе беспилотные поезда.

Из Москвы в Нижний Новгород 1 июня отправился первый скоростной поезд «Стриж» производства испанской компании «Тальго». В Нижний Новгород ходили и «Сапсаны», но в 2023 году все скоростные рейсы на этом направлении выполняются «Ласточками».

2016

Состоялся запуск МЦК — движение на линии было открыто 10 сентября 2016 года. Для пассажиров открылась сразу 31 новая станция.

5 октября отмечали столетие Транссибирской магистрали — легендарного Транссиба. В рамках празднования векового юбилея Транссибирской магистрали был запущен совместный проект ОАО РЖД и Российского географического общества (РГО) «Дорога открытий».

Появилось первое билетное мобильное приложение ОАО РЖД — «Билет на поезд». Вскоре оно получило новое название — «РЖД Пассажирам», и сейчас является крупнейшим каналом продаж билетов на поезда дальнего следования холдинга.

2017

В 2017 году шла активная подготовка к чемпионату мира по футболу.

В Санкт-Петербурге открылся после реконструкции Музей железных дорог России — флагман железнодорожных музеев сети (всего их более 100). Сейчас это один из самых современных и технологичных музеев России, а среди железнодорожных музеев — и в мире.

Весной 2017 года запущена в промышленную эксплуатацию электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). Грузоотправители получили возможность заказывать перевозку в подвижном составе у различных операторов из любой точки и оплачивать перевозку с единого лицевого счёта или банковским платежом.

Активно развивались мультимодальные перевозки — за год запущено более 70 маршрутов по схеме «поезд плюс автобус». В последующие годы количество маршрутов варьировалось, однако концепция мультимодальности до сих пор остаётся важной для холдинга — в последние годы даже более активно развиваются мультимодальные маршруты железной дороги с водным транспортом (Валаам, Кижи, Городец, Павлово, Юрино).

2018

Абсолютно легендарным событием стал чемпионат мира по футболу, проходивший в нашей стране с 14 июня по 15 июля. Матчи игрались в 11 городах: в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Казани, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге. На ОАО РЖД была возложена миссия по доставке болельщиков на игры. Потрясающая атмосфера сопровождала праздник футбола, и гости из множества стран восхищались уровнем развития железных дорог в России.

Для компании праздник футбола начался даже раньше чемпионата мира: в мае чемпионом страны вновь, в третий раз в истории стал московский «Локомотив».

Деятельность компании продолжалась, разумеется, не только в контексте футбола. В частности, был запущен сервисный портал работника ОАО РЖД, предоставляющий сотрудникам холдинга доступ к необходимой информации и получению различных услуг и льгот.

2019

2019 год можно назвать годом открытия новых маршрутов.

В Якутии поезда начали ходить до Нижнего Бестяха, откуда пассажиры на катерах, а в зимнее время — по льду Лены автобусах переправляются в Якутск.

21 ноября 2019 года открыты первые два Московских центральных диаметра: МЦД-1 Лобня — Одинцово и МЦД-2 Подольск — Нахабино.

С 1 июня курсирует флагман туристических поездов холдинга — «Рускеальский Экспресс», быстро завоевавший огромную популярность по всей России. Он следует под паровозом по маршруту Сортавала — Рускеала (республика Карелия) В год десятилетнего юбилея «Сапсанов» на линию вышли поезда новой линейки.

Как итог, в 2019 году на инфраструктуре ОАО РЖД было перевезено свыше 1,2 миллирда человек (рекорд за 11 лет). Этому предшествовала большая работа по обновлению подвижного состава и улучшению качества обслуживания пассажиров.

В октябре 2019 года Совет директоров ОАО РЖД утвердил Стратегию цифровой трансформации компании. Курс на развитие высоких технологий продолжился заключением соглашения между ОАО РЖД и Правительством РФ о развитии квантовых коммуникаций. Тогда же в холдинге был создан Департамент квантовых коммуникаций.

2020

Несколько триумфальных лет сменились пандемией covid-19. Пассажиропоток в 2020 году снизился на 27,2%. Сотрудники компании работали в максимально непростых условиях, многие проявляли настоящий героизм.

Грузовые перевозки были затронуты в меньшей степени, но на них, конечно, тоже повлияли вызванные пандемией экономические эффекты. Среди неожиданных и даже отчасти положительных результатов происходящего — небывалое развитие контейнерных перевозок на сети РЖД. Для таких перевозок стали активно использовать новые типы упаковок, а также существенно расширился перечень номенклатур грузов, перевозимый в контейнерах. В настоящее время в контейнерах перевозится уже 3 400 номенклатурных позиций.

2021

Объемы перевозок начали восстанавливаться после падения 2020 года.

ОАО РЖД объявило 2021 год в компании Годом экологии. Благодаря внедрению ряда технологий удалось достичь уменьшения выбросов по целому ряду позиций. Глава Минприроды Александр Козлов назвал ОАО РЖД примером ответственного отношения к окружающей среде.

Завершилась основная часть огромного проекта перешивки железных дорог острова Сахалин на российскую колею. Финальный штрих — перешивка колеи на линии Холмск — Чёртов мост — состоялся уже в 2021 году.

Начал свою жизнь один из самых ярких и человечных проектов ОАО РЖД — поезд Деда Мороза. Дед Мороз и его друзья за несколько лет объездили множество станций и населённых пунктов — от самых больших до самых маленьких, даря радость детям и взрослым по всей стране.

После масштабного редизайна был запущен новый современный сайт компании — rzd.ru.

2022

31 января в первый самостоятельный рейс на электропоезде Уфа — Приютова вышла женщина-машинист Алёна Миронова. Вскоре её примеру последовало еще несколько девушек, и их число продолжает увеличиваться.

Завершилась строительство новой линии к терминалам B и C аэропорта Шереметьево — теперь там тоже ходят «Аэроэкспрессы».

Большое влияние на производственные процессы оказала специальная военная операция. Из зоны боевых действий поездами ОАО РЖД были вывезены тысячи беженцев. Увеличились перевозки на южном направлении после закрытия аэропортов.

Стали жестче требования к безопасности производственных процессов холдинга, к импортозамещению технологий и оборудования.

Начался резкий рост количества пассажиров, совервших путешествия на туристических поездах. В 2022 году межрегиональная туристическая сеть выросла более чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом. Сегодня перевозчики в дальнем и пригородном сообщении предлагают пассажирам более 50 туристических маршрутов, и постоянно придумываются новые идеи.

2023

ОАО РЖД исполняется 20 лет. Итоги года в сентябре подводить рано, тем не менее, уже ясно, что рекордные объемы летних перевозок на курорты юга, а также туристических перевозок сохранились.

Открылись следующие два Московских центральных диаметра: МЦД-3 Зеленоград-Крюково — Раменское и МЦД-4 Апрелевка — Железнодорожная.

Явно, что до конца года произойдут еще многие важные события и запуски. Российские железные дороги продолжают играть огромную роль в жизни страны, и будут делать это еще очень долго.