С высокой степенью
молодежности
Cреди многих других перемен, случившихся с Московской филармонией за последние пару десятилетий, есть одна, может быть, самая удивительная для стороннего человека. Хождение на концерты классической музыки перестало восприниматься как удел возрастной публики, и с все прибывающей молодежной аудиторией Филармония заправским образом находит общий язык. О филармонических молодежных проектах — Екатерина Бирюкова (Colta.Ru).
Среди многих других перемен, случившихся с Московской филармонией за последние пару десятилетий, есть одна, может быть, самая удивительная для стороннего человека. Хождение на концерты классической музыки перестало восприниматься как удел возрастной публики, и с все прибывающей молодежной аудиторией Филармония заправским образом находит общий язык. О филармонических молодежных проектах — Екатерина Бирюкова (Colta.Ru).
В зале Чайковского я бываю, наверное, чаще, чем где-либо — там много интересного происходит. Но одно из сильных переживаний последних лет связано даже не непосредственно с самим залом, а с подступами к нему. Это было после того, как закончился нормальный, семичасовой концерт. Чинная, наизусть знакомая филармоническая публика разошлась по домам. А вместо нее начали стекаться совершенно нефилармонического вида люди, большей частью молодежь. Казалось, кто-то слез прямо с качелей на Триумфальной площади.
Ночной концерт с участием симфонического оркестра начинается в 23:00, идет примерно полтора часа без антракта, стоит недорого, из длинных сочинений исполняется только одна часть, программы формируются на основе слушательского онлайн-голосования. Ну и, конечно, предельно неформальное лекторское сопровождение призвано вылечить детскую травму от игры этюдов Черни, если у кого она есть. Таков довольно революционный проект «Мама, я меломан», идущий в Московской филармонии уже пятый сезон и максимально дружелюбно приглашающий в храм музыки тех интересующихся, кто не чувствует в нем себя как дома. Быстро оказалось, что таких очень много. Запускал этот проект музыковед Ярослав Тимофеев, сейчас участвуют разные ведущие, среди которых есть даже Антон Долин, главный меломан среди кинокритиков.
А в юбилейном январе 2022 года перед полуночной публикой в обоих своих хорошо известных ипостасях — дирижера и лектора — предстанет сам Владимир Юровский. Правда, онлайн-голосования на этот раз не будет: маэстро уже сам выбрал из своего любимого XX века, что хочет сыграть: «Пасифик 231» Онеггера, сюиты Бартока из «Чудесного мандарина» и Прокофьева из «Любви к трем апельсинам».
«Язык музыки» — еще один здешний просветительский стартап, перезапускающий привычные представления о филармоническом прекрасном. Цикл, предназначающийся младшим братьям и сестрам «Меломана» и в этом сезоне переместившийся из вечернего в дневной воскресный формат, доходчиво, изобретательно и весело раскладывает музыку по главам учебника. Один концерт — одна глава. Пока глав шесть: «Оркестр», «Клавиши», «Голос», «Ритм», «Гармония», «Мелодия». Над доходчивостью, изобретательностью и весельем работает огромная команда, в частности суперпрофессионалы из съемочной группы филармонии, поднаторевшие за последние годы в организации онлайн-трансляций. Я помню, как на концерте, рассказывающем про устройство симфонического оркестра, во время «Поганого пляса» из «Жар-птицы» Стравинского две крохи из публики били в большой барабан под палочку Даниэля Райскина, а весь зал с завистью следил за ними на экране над сценой.
Но, конечно, дело не только в подобных аттракционах. Камера, вытаскивающая крупные планы солирующего гобоя или ножной клавиатуры органа,— незаменимое учебное пособие. Находящиеся на сцене музыканты — оркестранты и солисты — не только музицируют, но и отвечают на вопросы.
А в самой ответственной роли аниматоров выступает неизменная пара ведущих — тот же Ярослав Тимофеев и медиаменеджер Московской филармонии Мария Холкина. Оба в кроссовках.
Коллективы в этих молодежных просветительных историях задействованы разные, но роднее всего там выглядит Российский национальный молодежный симфонический оркестр, очевидный любимец 100-летней юбилярши-филармонии, еще один пример ее заботы о новом поколении, на сей раз — о профессиональном. РНМСО, входящий в нацпроект «Культура», существует четвертый сезон круглогодично на постоянной оплате, дает порядка 40 концертов в год в Москве и за ее пределами, например этим летом дебютировал в легендарном венском зале Musikverein и открыл престижный Люцернский фестиваль.
Оркестр базируется в «Филармонии-2», где педагоги, концертмейстеры и дирижеры, представляющие разные школы и стили, ежедневно занимаются воспитанием молодежной оркестровой элиты и ее поствысшим образованием. Устойчивое консерваторское поверье о том, что оркестрант — это неудачник, который просто не выбился в солисты, здесь как-то даже неловко и вспоминать.
Участникам «Молодежки» от 22 до 28 лет, при поступлении они проходят серьезный конкурс, полсотни ее выпускников уже сидят во взрослых оркестрах страны. Главного дирижера концептуально нет — чтобы оркестранты были ко всему готовы. В качестве «всего» в их жизни уже случились Василий Синайский и Александр Лазарев, Филипп Херревеге и Жан-Кристоф Спинози. В этом сезоне ждут Марка Минковского, Пааво Ярви, Семена Бычкова, Михаила Плетнева и главного британского композитора Томаса Адеса с его собственными сочинениями.
Новой музыки оркестр не боится и очень быстро занял ведущие позиции в важных филармонических событиях именно такого рода: в прошлом сезоне открывал фестиваль Владимира Юровского «Другое пространство», в этом готовит российскую премьеру «Музыки пустыни» Стива Райха в рамках юбилейного абонемента «Вещь в себе». Но и проверенная классика часто выигрывает от той свежести переживания, что сопровождает встречу молодых музыкантов с нею. Так получилось, что я сама дважды слушала в их исполнении Шестую симфонию Чайковского (с Валентином Урюпиным за пультом) — и ничуть об этом не жалею.